«Приёмы развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии»
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучающихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей обучающихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучающихся.
Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей обучающихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии обучающегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у обучающихся веру в свои силы и способности.
Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучающихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучающегося.
Приемы развития познавательного интереса
на этапе восприятия знаний
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.
·
В
1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико приобрёл семена
табака у прибывшего из Америки купца и подарил их королевскому дворцу в
Португалии и французской королеве Екатерине Медичи.
К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум».
Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова
Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России был введен
строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали.
Только Петр I снял ограничения и наказания.
·
Один
гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько
цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720
цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно
слабая семья пчёл может отправить в поле до
10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только
нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
•Мать и мачеха.
Русский народ дал этому цветку меткое название.
Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней
стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила.
А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
• Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы думаете, почему животное получило такое название?
Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает обучающимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии.
3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для обучающихся.
· Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
· Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
· Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?
Данный прием заставляет обучающихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.
Приемы развития познавательного интереса
на этапе осмысления изучаемого материала
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации до изучения соответствующего материала.
• В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?
• Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
· Почему при копке картофеля, прополке работаешь руками, а болит поясница?
· Почему в кислородные подушки, предназначенные для больных, добавляют углекислый газ?
· Распространяются ли законы Менделя на организмы, размножающиеся бесполым и вегетативными путями?
· Хорошо ли, что так много насекомых?
· И.М.Сеченов, основоположник отечественной физиологии, за работу «Рефлексы головного мозга» был вызван на судебный процесс, организованный церковью, считавшей, что работа мозга исследованию не подлежит. Знаменитый юрист А.Ф.Кони предложил свои услуги по защите учёного, но Сеченов ответил: «Я возьму в суд лягушку». Позднее церковники от процесса отказались. Выскажите своё мнение об этой ситуации.
· Почему символом медицины является змея, обвивающая чашу?
· Тема: Наследственность
Н.А. Ерошевская.
***
Растерян мальчик очень:
Узнал, что может он
Своими папой с мамой
Был усыновлен.
С чего такие мысли?
Спросили мы его.
По группам крови вычислил.
Нет проще ничего.
У мамы группа третья,
А у отца вторая.
Взялась откуда первая?
Ведь у меня такая.
Как группы крови могут
Наследоваться вспомните
И рассудите мальчика,
Таблицу всю заполните!
♀ ♂ |
ОО (I) |
ОА (II) |
АА (II) |
ОВ (III) |
ВВ (III) |
АВ (IV) |
ОО (I) |
|
|
|
|
|
|
ОА (II) |
|
|
|
ОО; ОА; ОВ; АВ |
|
|
АА (II) |
|
|
|
|
|
|
ОВ (III) |
|
|
|
|
|
|
ВВ (III) |
|
|
|
|
|
|
АВ (IV) |
|
|
|
|
|
|
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала установлено, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности.
2) Исследовательский прием
На основе проведенных обучающимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
• Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?
· Проведение опытов, лабораторных работ
5кл. «Условия для прорастания семян»
«Обнаружение крахмала в продуктах питания»
6кл. «Приспособленность семян к распространению»
7кл. «
8кл. «Ферментативное расщепление пероксида водорода»
9кл. ««Свойства белков» (исследование в домашних условиях)
3). Эвристический прием
Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у обучающихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
• Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части? (8кл.)
• Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по сравнению с другими типами червей. (7кл.)
• Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу.
Приемы развития познавательного интереса
на этапе закрепления изучаемого материала
1) Использование натуральных объектов в заданиях для обучающихся
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
• Рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги. (6кл, 9кл.)
• Розданы
микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение
эритроцитов крови человека? (8кл.)
2) Прием моделирования
• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц
· Заполните таблицу:
Лягушка - земноводное животное.
Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.
Черты приспособленности к водной среде |
Черты приспособленности к наземной среде |
|
|
На основании изученного материала составьте таблицу:
Основные признаки классов.
Признаки |
Класс двудольчатые |
Класс однодольчатые |
|
|
|
|
|
|
· Урок «размножение и развитие рыб»
Дополни схему:
· Таблица «Эволюция систем органов позвоночных животных»
· Интеллект-карта – способ представления больших объёмов информации, позволяющий построить объёмную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем
(н/р, 6 кл. «Органы растения», 9кл. «Живая клетка»)
· Составить систему понятий. Система понятий – форма представления больших объёмов, связанных между собой понятий, терминов. Обычно это выглядит так:
4) Использование символов для выполнения заданий
При выполнении учебных заданий обучающимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.
5) Выполнение практических заданий – способ отработки знаний
«По следам экспедиций Н.И.Вавилова» - 9кл.
«Определение плоскостопия» - 8кл.
6) Найди биологическую ошибку
Паук
Десять ног, десять рук –
Кружева плетет паук.
Клонит шляпку мухомор:
– До чего ж хорош узор!
Стрекоза так и застыла:
– Ах, как славно! Ах, как мило!
Только муха пролетела –
Даже глянуть не хотела.
«Дом, который построил Джек» С.Я. Маршак
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане храниться
В доме, который построил Джек.
«Птичка» В.А. Жуковский
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Использование биологических задач
при развитии познавательного интереса к биологии
1) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения? (6кл.)
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях. (7кл.)
2) Задачи, способствующие развитию логического мышления
Задача 1. Весной
на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи.
Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий
год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не
было. В последующие года наблюдалось такое же явление.
Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
3) Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1.
Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани.
Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид
ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.
4) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.
- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.
- Какие из них кажутся наиболее вероятными?
Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
5) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков
Задача 1.
Земноводные могут различать окраску предметов, цветов.
Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?
- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?
6) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими
1 . Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня? (30 июля)
2. Европейцы узнали вкус картофеля 400 с небольшим лет тому назад. В Россию картофель был завезён Петром I в 1700 году. Сколько лет россияне знакомы с этим растением? (308 лет)
3. На стеблях брюссельской капусты располагаются листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты? (90 штук)
4. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1кг углекислого газа при образовании 7кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300кг огурцов? (42,85кг)
5. Навеска сухих семян массой 20г была замочена в воде. После набухания семян масса навески составила 50г. Сколько воды по отношению к массе первоначальной навески в % поглотили при набухании семена? (150%)
6. Потребность хозяйства в зерне кукурузы составляет 8000ц. Средняя урожайность зерна кукурузы в хозяйстве за 5 лет составила 40ц/га. Какая площадь пахотной земли потребуется для посева семян кукурузы? (200га)
7. Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55лет. Сколько бы ещё прожил он, если бы не курил?
7) Задачи, связанные с самонаблюдением
Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.
8) Задачи, содержащие новую для обучающихся информацию
Задача 1. Летучие
мыши чемпионы по непостоянству температуры тела.
Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает
около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420
раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические
явления в жизни летучих мышей?
Компьютерные технологии, как средство активизации
процесса обучения
На уроках биологии и во внеурочное можно использовать электронные учебники, созданные на платформе «1С: Образование», такие как:
- «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс;
- «Биология: Животные» 7 класс;
- «Биология: Человек» 8 класс;
- «Основы общей биологии» 9 класс;
- энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.
Одним из достоинств использования мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.