| 
 
  | 
 
 МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №76»  | 
Принято
Педагогическим советом
Утверждаю
Директор _________Т.В. Иванова
\
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по биологии
«Микроисследователь»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3-4 КЛАССЫ
| 
 Составитель: учитель высшей квалификационной категории, Мартемьянова Т.А.  | 
| 
 Согласовано Заместитель директора по 
  | 
 Рассмотрено и одобрено МО учителей - предметников 
 
 
  | 
Новокузнецк 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
| 
 
  | 
 1. Пояснительная записка ……………………………………………. 2. Содержание ………………………………………………………...  | 
 33 55  | 
| 
 
  | 
 3. Планируемые результаты освоения …………………………………  | 
 6  | 
| 
 
  | 
 4. Тематическое планирование по годам обучения ……………………  | 
 7  | 
| 
 
  | 
 5. Календарно-тематическое планирование ……………………………. 8 6. Оценочные материалы ………………………………………………… 7. Список литературы…………………………………………………  | 
 11 13  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Микроисследователь» реализуется в рамках работы детского технопарка «Кванториум» и предполагает работу учащихся 3-4 классов в лаборатории по биологии, оборудованной новейшим цифровым оборудованием и программным обеспечением, как, например, современная микроскопическая техника (современные цифровые микроскопы, ноутбуки со специализированными программами для вывода изображения на экран и его обработкой). Таким образом, данная программа способствует поддержке учащихся, ориентированных на прикладную научно-исследовательскую работу в сфере биологии.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе нормативных документов, таких как:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) — URL: / http://do.sev.gov.ru/images/document/Pasport_naciona_proekta_Jbrazovanie_compressed.pdf
3. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. N Р-4) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/
Направленность программы – естественнонаучная.
Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических знаний, с опорой на практическую деятельность.
Данная программа закрепляет мотивацию к изучению биологии за счет практических занятий с использованием оборудования детского технопарка «Кванториум» биологической лаборатории.
Уровень сложности программы «Микроисследователь» базовый.
Цель программы: расширение общего и биологического кругозора учащихся и развитие интереса к предмету.
Программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
· способствовать формированию представлений о принципах функционирования микроскопа;
· формировать навыки работы с микроскопом и микропрепаратами;
· формировать умения графического отображения наблюдаемого с помощью микроскопа изображения на бумагу;
· познакомить учащихся с основными представителями микромира и с микроскопическим строением доступных для исследования макрообъектов;
· познакомить с основными органоидами клетки на примере одноклеточных простейших.
Развивающие:
· формировать приемы, умения и навыки по организации исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
· развивать самостоятельность при ведении учебно-познавательной деятельности;
· развивать умение обучать сверстников порядку работы с микроскопом (объяснять особенности устройства и принципы функционирования).
Воспитательные:
· воспитывать интерес к миру живых существ;
· воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
· развивать эмоциональную сферу и восприятия, способствовать сохранению чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы при созерцании микромира;
· воспитывать потребность в познании;
· воспитывать уважительное отношение к объектам природы.
Режим занятий. Программа рассчитана на учеников 3-4 классов в объёме 17 часов по 30 минут, 1 раз в неделю.
Количество учеников в группе до 8 человек включительно.
Учебный процесс предусматривает очную форму обучения по группам. Занятия определяются содержанием программы и проводятся в форме практических, открытых занятий, конкурсов, творческого отчёта.
Форма организации образовательного процесса: парная и индивидуальная.
Виды занятий: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой, воспроизведение полученных знаний во время выступлений, просмотр видео, кинофильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1: Введение (1 час)
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе с микроскопом и в лаборатории.
Тема 2: Увеличительные приборы (3 часа)
Увеличительные приборы. Виды микроскопов. Цифровой микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопами и микропрепаратами.
Практическая работа по теме: «Устройство световых и цифровых микроскопов».
Тема 3: Клетка – структурная единица живого организма (6часов)
Клетка: строение, состав, свойства. Знакомство с функциями основных органоидов клетки. Сравнительная характеристика растительных, животных, грибных и бактериальных клеток. Микропрепараты готовые и изготовленные. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Практическая работа по теме: «Изготовление микропреператов растительных клеток из мякоти томатов, моркови, кожицы лука».
Тема 4:Мир одноклеточных простейших животных (4 часа)
Строение и жизнедеятельности амебы,эвглены, инфузории туфельки на готовых микропрепаратах и живых микроорганизмах. Сравнительная характеристика исследуемых клеток.
Практическая работа по теме: «Изучение строения клетки на примере одноклеточных простейших». Видеоэкскурсия в мир одноклеточных простейших.
Тема 5: Заключение (3 часа)
Работа по индивидуальным карточкам с фиксацией основных результатов практической части. Оформление результатов микроисследований в виде мини-проектов. Отчёт на миниконференции о проделанной работе в виде заполненной таблицы «Сравнительная характеристика исследуемых клеток» и творческих рисунков одноклеточных простейших «Строение клетки микроорганизма», «Строение растительной клетки» с подписью основных органоидов клетки (мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоли, жгутики, реснички, ложноножки и т.д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленной цели планируется достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные:
• формирование профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий, связанных с применением цифровых лабораторий в области биологии;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
• развитие интереса к познанию мира природы
Предметные:
• формирование понятия о цифровых лабораториях в области биологии;
• формирование основных приёмом использования цифровых лабораторий в области биологии;
• формирование умений работать с увеличительными приборами.
• 
формирование умений изготавливать
микропрепараты.
Метапредметные:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• 
формирование умений ставить цель,
создавать творческие работы, планирования
достижения этой цели, создания вспомогательных эскизов
в процессе работы;
• использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
• формирование навыков анализа и самоанализа;
• формирование умения аргументировать свою точку зрения на выбор способов решения поставленной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 
 №  | 
 Наименование тем  | 
 Количество часов  | 
 Форма проведения занятий  | 
| 
 | 
 Введение  | 
 1  | 
 Рассказ с элементами беседы  | 
| 
 | 
 Увеличительные приборы  | 
 3  | 
 Рассказ с элементами беседы. Круглый стол  | 
| 
 | 
 Клетка – структурная единица живого организма  | 
 6  | 
 Рассказ с элементами беседы. Диспут  | 
| 
 | 
 Мир одноклеточных простейших животных  | 
 4  | 
 Микроисследование  | 
| 
 | 
 Заключение  | 
 3  | 
 Миниконференция  | 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  | 
 № п/п 
  | 
 Наименование разделов и тем программы 
  | 
 Количество часов  | 
 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 
  | 
||
  | 
 Всего 
  | 
 Практические работы 
  | 
 Дата проведения  | 
 
  | 
||
| 
 1.  | 
 Введение (1 час)  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 kabinet_biologii._pravila_povedeniya_i_raboty_v_kabinete_s_biologicheskimi_priborami_i_instrumentami.pptx 
 https://fs.znanio.ru/8c0997/d7/45/cc6b6072ad4a5403a123d7ce865b2f1e9e.jpg 
  | 
|
| 
 2.  | 
 Увеличительные приборы (3 часа): Виды микроскопов. Цифровой микроскоп.  | 
 1 час  | 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 3.  | 
 Устройство микроскопа, правила работы с ним.  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 https://youtu.be/MiSGelVzxYA Инфоурок 
  | 
|
| 
 4.  | 
 Практическая работа по теме: «Устройство световых и цифровых микроскопов». 
  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 5.  | 
 Клетка – структурная единица живого организма (6 часов): Клетка: строение, состав, свойства  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fdc7ed9f5144c88f9d21708debe3c89cb7ba3468-10414799-images-thumbs&n=13 
 https://youtu.be/tsV12DIymMY  | 
|
| 
 6.  | 
 Знакомство с функциями основных органоидов клетки.  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 7.  | 
 Сравнительная характеристика растительных, животных, грибных и бактериальных клеток.  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 8.  | 
 Микропрепараты готовые и изготовленные.  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 9.  | 
 Методы приготовления и изучение препаратов  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 10.  | 
 Практическая работа по теме: «Изготовление микропрепаратов растительных клеток из мякоти томатов, моркови, кожицы лука».  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 11.  | 
 Мир одноклеточных простейших животных (4 часа): Строение и жизнедеятельности амебы, эвглены, инфузории туфельки на готовых микропрепаратах и живых микроорганизмах  | 
 
 
 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 https://mebpilot.ru/800/600/http/papik.pro/uploads/posts/2022-01/1641577720_32-papik-pro-p-tip-prosteishie-risunki-34.jpg 
  | 
|
| 
 12. 
  | 
 Сравнительная характеристика простейших.  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 13.  | 
 Практическая работа по теме: «Изучение строения клетки на примере одноклеточных простейших».  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 14.  | 
 Видеоэкскурсия в мир одноклеточных простейших.  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 15.  | 
 Заключение (3 часа) Выполнение мини-проектов  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 16.  | 
 Миниконференция  | 
 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 17.  | 
 Итоги работы 
  | 
 1 час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 
  | 
 Всего:  | 
 17 часов  | 
 8 часов  | 
 
  | 
 
  | 
|
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Контроль осуществляется в форме подготовки и защиты творческого отчёта и участия в миниконференции.
Обмен учащимися результатами своей работы — это один из способов ее отслеживания.
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
Вводная диагностика – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первом вводном занятии.
Промежуточная диагностика – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения; позволяет диагностировать динамику развития практических навыков. Данная диагностика проводится в форме заполнения таблиц, собеседования, наблюдения. В практической деятельности оценивается качество выполнения работ, творческий подход к их выполнению.
Итоговая диагностика – проводится по завершении программы. Форма проведения итоговой диагностики - защита творческой работы на миниконференции. По её результатам определяется уровень усвоения программы.
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы:
-таблицы«Сравнительная характеристика исследуемых клеток»,«Строение клетки микроорганизма», «Строение растительной клетки».
-творческие задания по устройству микроскопа;
-самостоятельные задания.
Специфической формой контроля является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Основная цель практических работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием и проводить экспериментальные исследования, планировать наблюдение или опыт, самостоятельно работать под контролем учителя.
Задание может считаться выполненным, если записанный/выбранный ответ совпадает с верным ответом. Задания могут оцениваться как 1 баллом, так и большим количеством в зависимости от уровня сложности задания, от количества введенных/выбранных ответов, от типа задания.
Нормы оценок за все виды проверочных работ
• «5» — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, не более одного недочёта.
• «4» — уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
— наличие 2—3 ошибок или 4—6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу;
— использование нерациональных приёмов решения учебной задачи.
• «3» — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
— не более 4—6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу;
— не более 3—5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу.
• «2» — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу.
Примеры заданий:
1. Подпишите части микроскопа на рисунке

2. Выберите один верный ответ:
К увеличительным приборам, с помощью которых изучают небольшие по размерам объекты, относят
1) весы 2) микроскоп 3) термометр 4) секундомер
3. Микроскоп нельзя сдвигать во время работы, так как при этом:
1) изменяется освещенность объекта 3) повреждается микропрепарат
2) опускается тубус 4) уменьшается изображение объекта
4. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к:
1) предметному столику 2) окуляру 3) зеркалу 4) объективу
5. Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке:
1) Переведите микроскоп на большое увеличение.
2) Настройте на микроскопе свет.
3) Поставьте микроскоп перед собой.
4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.
5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
6) Положите препарат на предметный столик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Клетки и ткани// Профильная школа. – 2015. - № 1 (10). – с. 43- 46.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Платформа электронного образования "Якласс",
"Российская электронная школа"
Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по биологии Releon, Relab.
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/
Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/
Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.