Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с.Минаевки
Асиновского района Томской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол №1 от ______ августа 2020г
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________ З.П.Маслова Приказ № ____ от «____» _____ 2020 г. |
«Биология при выборе профессии»
Направленность: Класс |
социально- педагогическая 9 |
Разработчик:
|
Суцкель Татьяна Михайловна, учитель высшей квалификационной категории |
Срок реализации программы: |
один учебный год |
Количество часов: |
34 часа в год, 1 час в неделю |
с. Минаевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и опирается на следующие документы:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
· Локальные акты образовательной организации
Данная программа знакомит школьников с общими вопросами профессий на основе биологии. Знания этих основ обеспечивают обучающихся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Характеристика
Биологические науки - одно из самых широких и самых важных направлений в мире на сегодняшний день. Биология охватывает всё, начиная от молекулярного исследования жизненно важных процессов вплоть до изучения экологических сообществ.
В зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений можно выбрать себе любую профессию по душе в таких областях, как здравоохранение, медицина, окружающая среда, образование, биотехнологии, криминалистика, политика и многие другие. Выбор профессии является важнейшим моментом в жизни человека, правильный выбор определяет его дальнейшую судьбу.
При изучении предлагаемого курса обучающиеся расширят представление о возможности применения биологических знаний в профессиональной деятельности. Узнают об основных требованиях к индивидуальным особенностям специалиста, профессиональной подготовке, о медицинских противопоказаниях.
Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение практических работ, не входящих в основной курс биологии, предусмотрены экскурсии.
Направленность: социально –педагогическая
Новизна программы: Программа предполагает проведение экскурсий, для знакомства с условиями труда в некоторых профессиях. Все это способствует развитию любознательности и интереса к предмету. На занятия могут быть приглашены школьные психологи, медицинские работники и представители других профессий, связанные с биологией. Школа сельская, удалена от областного центра, экскурсии, запланированные согласно инфраструктуре села, района.
Актуальность: Подготовка обучающихся по биологическим специальностям обусловлена особенностями современного этапа развития медицины и биологической науки, появлениями новых профессий и специальностей. Возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии
Педагогическая
целесообразность: Изучение курса
сопровождается решением задач с биологическим и медицинским содержанием
(генетика и медецина), выполнением экспериментальных заданий. Прослеживается
связь этих наук с жизнью, что играет немаловажную роль в становлении личности.
Особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творческой
активности обучающихся на занятиях.
Отличительные особенности программы: Углубление знаний обучающихся по отдельным разделам курса общей биологии, химии. Темы программы легко можно менять, в зависимости от потребностей и интересов обучающихся, что-то добавить или удалить. Экскурсии и практические работы носят поисково- познавательный характер.
Цель: Мотивировать обучающихся на осознанный выбор естественнонаучного и медицинского профиля.
Задачи:
• формирование у обучающихся системы биологических и медицинских знаний, являющихся основой профессиональных знаний;
• знакомство обучающихся с основными профессиями, связанными с медициной и биологией;
• развитие интереса к биологии как к школьному предмету и области профессиональной деятельности;
• формирование практических и элементарных профессиональных умений и навыков;
• развитие положительного отношения к труду путем раскрытия практической и социальной значимости профессий в области биологии.
Основными формами работы на занятиях является индивидуальная и работа в парах, во время которой обучающиеся, учитывая личный жизненный опыт, в результате наблюдений за различными процессами, а также с помощью дополнительных источников информации, включая сеть Интернет, выполняют различного рода задания.
Самостоятельная работа учащихся, работа с дополнительными источниками информации позволяет развить у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, критическое мышление, включить большое количество работ исследовательского характера.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Методы работы:
• методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность;
• учащихся, лабораторно-практические работы, графические работы, развивающие творческую инициативу учащихся;
• интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач);
• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, обеспечивают информационно-коммуникационную компетентность.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Система диагностики: анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач, отчет по практически работам, презентации.
Учебный план: Программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии» предназначена для обучающихся 9-х классов. Программа социально-педагогической направленности. Программа реализуется в течении одного года , рассчитана на 34 ч, с проведением занятий один час в неделю.
Планируемые результаты курса:
По истечении учебного года обучающиеся будут владеть следующими знаниями, умениями, навыками:
· Расширят представление о биологии и отраслях медицины.
· Имеют представление о санитарии и гигиене как профилактической области медицины.
· Имеют представление о здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья.
Обучающиеся должны уметь применять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:
Интеллектуальной: владеть разными способами учения, самообразования, действий в нестандартных ситуациях, анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.
Информационной: работать с основными источниками информации: учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, CD-Rom, Интернет. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Здоровьесберегающей: применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях.
Коммуникативной: владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
Диагностика результативности работы:
1.Входной контроль.
2. Выходной контроль (анкета).
3.Зачетный урок.
В заключении курса обучающиеся представляют зачетную работу с использованием компьютерных технологий – презентацию (газета, рисунки, стихи, песни, интервьюирование) профессии (на выбор), которая смогут служить в дальнейшем демонстрационным материалом.
Тематическое планирование
№ темы |
Название темы |
Общее количество часов |
Теория |
Практика экскурсия |
|
Введение |
1 |
1 |
- |
1 |
Микробиология |
1 |
1 |
- |
2 |
Животные и биология |
3 |
3 |
|
3 |
Растениеводство |
4 |
2 |
2 |
4 |
Медицина и биология |
5 |
2 |
3 |
5 |
Архитектура и биология |
2 |
1 |
1 |
6 |
Биотехнология |
2 |
2 |
|
7 |
Генетика |
2 |
1 |
1 |
8 |
Биология и спорт |
1 |
1 |
- |
9 |
Сельское хозяйство и биология |
2 |
1 |
1 |
10 |
Фармакология |
3 |
1 |
2 |
11 |
Экология |
2 |
1 |
1 |
12 |
Профессии, связанные с сопряженными науками |
1 |
1 |
- |
13 |
Психология |
4 |
2 |
2 |
|
Защита работы |
1 |
|
1 |
|
Итого |
34 |
21 |
14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие 1час
В каких профессиях нужны знания по биологии? Беседа, составление списка профессий.
Обсуждение качеств, черт характера, необходимых для этих профессий.
Условия труда. Пути получения профессии.
1.Тема Микробиология 1 час
Микробиолог. Пути получения профессии. Основы микробиологии. Производство медикаментов, витаминов, бактерийных, вирусных препаратов. Открытие и создание вакцин, создание гаммаглобулинов (сыворотки). Использование бактерий в пищевой промышленности.
2. Тема Животные и биология 3 часа
Инструктор по конному туризму. Масти лошадей. Ипполог. Тренерская работа. Пути получения профессии.
Кинолог. «Работа» собак разных пород в МВД, МЧС, на таможнях. Пути получения профессии.
Ветеринарный фельдшер. Доярка. Пути получения профессии.
Интересные профессии связанные с животными- фотографы-анималисты, ихтиолог, хендлер и другие.
3. Тема Растениеводство 4 часа
Ландшафтный дизайнер, цветовод и флорист. Пути получения профессии. Комнатное цветоводство – секреты успеха. Выращивание рассады.
Основы селекционной работы. Селекция фиалок. Садоводство. Пути получения профессии. Теоретические основы выращивания садовых растений.
Практическое занятие «Комнатные растения. Вегетативное размножение».
Практическое занятие « Выращивание рассады (цветочных и овощных культур)».
4.Тема Медицина и биология 5 часов
Врач. Медсестра. Пути получения профессии. История развития медицины. Значение первой медицинской помощи. Виды медицинских учреждений: станций скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий. Значение само – и взаимопомощи.
Стоматолог. Ортодонтия. Жевательно-речевой аппарат детей и подростков. Пути получения профессии.
Диетолог, культура питания.
Практическое занятие «Первая доврачебная помощь пострадавшим»
Практическая работа «Изучение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона и определение суточных энергозатрат для подростка»
Экскурсия Больница
5.Тема Архитектура и биология 2 часа
Ландшафтный архитектор. Пути получения профессии. Особенности ландшафта. Растения, используемые в ландшафтном дизайне.
Практическая работа по составлению проекта садового участка.
6.Тема Биотехнология 2 часа
Биотехнолог пищевой промышленности. Специфика профессии. Здоровое питание.
Проблемные вопросы биотехнологии. Вещества и продукты. Бытовая химия, пестициды. нитраты и нитриты, предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Проникновение биотехнологии в производство CMC, биометаллургию.
7.Тема Генетика 2 часа
Генетик, генная инженерия. Достижение современной иммунологии, использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидно -клеточная анемия, гемофилия и др.)
Практическая работа. Составление родословного древа семьи по выбранному признаку.
8.Тема 8 Биология и спорт 1 час
Тренер. Основы индивидуального подхода при занятиях спортом.
9.Тема Сельское хозяйство и биология 2 часа
Профессии связанные с сельским хозяйством (агроном, фермер, животновод, зоотехник, зооинженер, почвовед). Пути получения профессии.
Экскурсия. Фермерство. (с.Ново-Кусково., с.Ягодное)
10.Тема Фармакология 3 часа
Фармацевт. Провизор. Лекарственные препараты. Применение неорганических и органических веществ в медицине. Грамотное применение лекарств. Хранение лекарств в домашних условиях. Пути получения профессии.
Решение расчётных задач: «Лекарственные препараты»
Экскурсия Аптека
11.Тема Эколог 2 часа
Основные источники загрязнения нашего села, района. Пути решения проблемы. Природоохранные организации. Взаимосвязь состояния среды и организма человека. Почва, вода и атмосфера.
Экскурсия Лесхоз.
12.Тема Профессии связанные с сопряженными науками 1час
Биофизики, биохимики, биоинженеры. Криминалистика и биология, хроматография, трасология, дактилоскопия.
13.Тема Психология 4 часа
Темперамент — качество биологическое, врожденное, приобретенное? Особенности возраста, темперамента. Встреча с психологом.
Практическая работа «Темперамент и свойства нервной системы», «Определение темперамента».
Практическая работа. Определение психологической предрасположенности человека к профессии.
Защита работы 1 час
Условия реализации программы.
1.Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана (наличие интернета).
2.Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
3.Наличие презентаций по различным разделам биологии, экологии, химии.
4.Наличие автобуса в школе для выездных экскурсий.
5.Наличие педагогов с высшим профессиональным образованием в области «Образование и педагогика».
Организационно-педагогическое обеспечение
Методическое обеспечение
Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли. /Биология в школе - 1998 - №1.
Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
Блохин Г.И., М. Ю. Гладких, А. А. Иванов, Б. Р. Овсищер, М. В. Сидорова, «Кинология. Учебное пособие для вузов»
Кукес В. Г. Клиническая фармакология. М.: Медицина, 1991.
Колесникова О.А. и др., Выбери профессию, Жуковский, ПК-Сервис, 2002.
Коростылев Н..Б. “От А до Я”
изд. Медицина, 1980 год.
Калашников В.В., Соколов Ю.А., Пустовский В.Ф. и
др. Практическое коневодство: Справочник. М.; Колос , 2000, - 375 с.
Медицинская генетика. /Под редакцией Н.П. Бочкова - М.: Мастерство, 2001 г.
Новинова Т.А. Генная инженерия бактерий. /Биология в школе - 2004-№1.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с.
Резапкина Г.В. dkabi.net.ru/index.php
Свечин К.Б., Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. М.: Колос, 1992
Интернет-ресурсы
Федотовских Н.В. Презентация "Мир профессий"
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=video_vvp#ur
http://www.ucheba.ru/prof Профессии: выбор профессии, описание профессии, рейтинг ...
Технические средства обучения
Компьютер, проектор, настенная доска, микроскопы, микропрепараты,
Кадровое обеспечение
Требование к педагогическим кадрам - высшее профессиональное образование в области «Образование и педагогика».
Приложение № 1
АНКЕТА
«Профессия – твоё будущее»
1.Какое направление вам ближе?
А. Естественнонаучное
Б. Физико-математическое
В. Социально-гуманитарное
Г. Лингвистическое
2.Вы уже можете представить себя как специалиста в выбранном направлении?
А. Да и я вижу перспективы своего профессионального роста
Б. Да, я определился с выбором профессии, но плохо представляю себе, как можно в ней развиваться
В. Нет
Г. Затрудняюсь ответить
3.Посещаете ли вы дополнительные занятия, способствующие вашему развитию по выбранному профилю?
А. Да, занимаюсь этим направлением с раннего детства
Б. Да, посещаю не менее трёх лет
В. Да, посещаю с этого учебного года
Г. Нет
4.Что повлияло на ваш выбор:
А. Детские впечатления и ролевые игры, связанные с этой профессией
Б. Встреча с специалистом в определённом роде деятельности и стремление быть похожим на него
В. Хобби, посещение кружка, музыкальной, художественной, или спортивной школы
Г. Другое: _________________________________________________
5.Что еще вы делаете, чтобы осуществить желаемое?
______________________________________________________
Приложение № 2
Презентации, материал урока, дополнительный материал.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.