Программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии»
Оценка 4.9

Программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
9 кл—11 кл
26.11.2024
Программа  предпрофильного курса  по выбору   «Биология при выборе  профессии»
Подготовка обучающихся по биологическим специальностям обусловлена особенностями современного этапа развития медицины и биологической науки, появлениями новых профессий и специальностей. Возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии
Суцкель Т.М..doc

 

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с.Минаевки

 Асиновского района Томской области

 

 

 

 

         РАССМОТРЕНО: 

         на заседании МО

         протокол №1 

         от ______ августа  2020г

                

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

__________ З.П.Маслова

Приказ № ____

от «____» _____ 2020 г.

 

 

 

 

Программа

предпрофильного курса  по выбору

 «Биология при выборе  профессии»

 

        Направленность:

         Класс 

 социально- педагогическая

   9

        Разработчик:

  

Суцкель Татьяна Михайловна, учитель                  высшей  квалификационной категории

        Срок реализации программы:

один учебный год

        Количество часов:

 34 часа  в год,  1 час в неделю

 

 

 

 

 

с. Минаевка

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта    второго  поколения  основного  общего  образования и  опирается  на  следующие документы:

·  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

·  Локальные акты образовательной организации

Данная программа знакомит школьников с общими вопросами профессий на основе биологии. Знания этих основ обеспечивают обучающихся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

 

Характеристика

           Биологические науки - одно из самых широких и самых важных направлений в мире на сегодняшний день. Биология охватывает всё, начиная от молекулярного исследования жизненно важных процессов вплоть до изучения  экологических сообществ.

В зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений можно выбрать себе любую профессию по душе в таких областях, как здравоохранение, медицина, окружающая среда, образование, биотехнологии, криминалистика, политика и многие другие. Выбор профессии является важнейшим моментом в жизни человека, правильный выбор определяет его дальнейшую судьбу.

При изучении предлагаемого курса обучающиеся расширят представление о возможности применения биологических знаний в профессиональной деятельности. Узнают об основных требованиях к индивидуальным особенностям специалиста, профессиональной подготовке, о медицинских противопоказаниях.

Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение практических работ, не входящих в основной курс биологии, предусмотрены экскурсии.

Направленность:  социально –педагогическая

 

Новизна программы: Программа предполагает проведение экскурсий, для знакомства с условиями труда в некоторых профессиях. Все это способствует развитию любознательности и интереса к предмету. На занятия могут быть приглашены школьные психологи, медицинские работники и представители других профессий, связанные с биологией. Школа сельская, удалена от областного центра, экскурсии, запланированные согласно инфраструктуре села, района.

 

Актуальность: Подготовка обучающихся по биологическим специальностям обусловлена особенностями  современного этапа развития медицины и биологической науки, появлениями новых профессий и специальностей. Возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии

 

Педагогическая целесообразность: Изучение курса сопровождается решением задач с биологическим и медицинским содержанием (генетика и медецина), выполнением экспериментальных заданий. Прослеживается связь этих наук с жизнью, что играет немаловажную роль в становлении личности.
Особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творческой активности  обучающихся на занятиях.

 

Отличительные особенности программы: Углубление знаний обучающихся по отдельным разделам курса общей биологии, химии. Темы  программы  легко можно менять, в зависимости от потребностей и интересов обучающихся, что-то добавить или удалить. Экскурсии и практические работы носят поисково- познавательный характер.

 

Цель:  Мотивировать обучающихся на осознанный выбор естественнонаучного и медицинского профиля.

Задачи:

         формирование у обучающихся системы биологических и медицинских зна­ний, являющихся основой профессиональных знаний;

         знакомство обучающихся с основными профессиями, связан­ными с медициной и биологией;

         развитие интереса к биологии как к школьному предмету и области профессиональной деятель­ности;

         формирование практических и элементарных профессио­нальных умений и навыков;

         развитие положительного отношения к труду путем рас­крытия практической и социальной значимости профессий в области биологии.

 

Основными формами работы на занятиях является индивидуальная и работа в парах, во время которой обучающиеся, учитывая личный жизненный опыт, в результате наблюдений за различными процессами, а также с помощью дополнительных источников информации, включая сеть Интернет, выполняют различного рода задания.

Самостоятельная работа учащихся, работа с дополнительными  источниками информации позволяет развить у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, критическое мышление, включить большое количество работ исследовательского характера.        

 

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

 

Методы работы:

         методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность;

         учащихся, лабораторно-практические работы, графические работы, развивающие творческую инициативу учащихся;

         интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач);

         самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, обеспечивают информационно-коммуникационную компетентность.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

 

Система диагностики:  анкетирование, тестирование  и решение ситуационных задач, отчет по практически работам, презентации.

 

Учебный план:  Программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии»  предназначена для обучающихся  9-х классов. Программа социально-педагогической направленности. Программа реализуется  в течении одного года , рассчитана на 34 ч, с проведением занятий один час в неделю.

Планируемые  результаты курса:

По истечении учебного года обучающиеся  будут владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • получение учащимися представлений о проявлении биологических  законов и теорий в медицине, методах научного познания;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

·          Расширят  представление о биологии и отраслях медицины.

·         Имеют представление о санитарии и гигиене как профилактической области медицины.

·         Имеют представление о здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья.

Обучающиеся  должны уметь применять полученные знания на практике и владеть следующими компетенциями:

Интеллектуальной: владеть разными способами учения, самообразования, действий в нестандартных ситуациях,  анализировать, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность.

Информационной: работать с основными источниками информации:  учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, CD-Rom, Интернет.  Поиск, анализ и отбор необходимой  информации,  её преобразование, сохранение и передача.

Здоровьесберегающей: применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном  здоровье, личной безопасности; владеть способами  оказания первой медицинской помощи; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях.

Коммуникативной: владеть навыками совместной деятельности в группе, различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую;  правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.

Диагностика результативности работы:

1.Входной контроль.

2. Выходной контроль (анкета).

3.Зачетный урок.

В заключении курса обучающиеся представляют зачетную работу с использованием компьютерных технологий – презентацию (газета, рисунки, стихи, песни, интервьюирование) профессии (на выбор), которая смогут служить в дальнейшем демонстрационным материалом.

 

Тематическое планирование

№ темы

 Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

экскурсия

 

Введение

1

1

-

1

Микробиология

1

1

-

2

Животные и биология

3

3

 

3

Растениеводство

4

2

2

4

Медицина и биология

5

2

3

5

Архитектура и биология

2

1

1

6

Биотехнология

2

2

 

7

Генетика

2

1

1

8

 Биология и спорт

1

1

-

9

Сельское хозяйство и биология

2

1

1

10

Фармакология

3

1

2

11

Экология

2

1

1

12

Профессии, связанные с сопряженными науками

1

1

-

13

Психология

4

2

2

 

Защита работы

1

 

1

 

Итого

34

21

14

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Вводное занятие   1час                                                                                               

В каких профессиях нужны знания по биологии?  Беседа, составление списка профессий.  

Обсуждение качеств, черт характера, необходимых для этих профессий.

Условия труда. Пути получения профессии.

1.Тема  Микробиология 1 час

Микробиолог.  Пути получения профессии.  Основы микробиологии. Производство медикаментов, витаминов, бактерийных, вирусных препаратов. Открытие и создание вакцин, создание гаммаглобулинов (сыворотки). Использование бактерий в пищевой промышленности.

2. Тема  Животные и биология   3 часа

Инструктор по конному туризму. Масти лошадей. Ипполог. Тренерская работа. Пути получения профессии. 

Кинолог. «Работа» собак разных пород в МВД, МЧС, на таможнях. Пути получения профессии.

Ветеринарный фельдшер. Доярка. Пути получения профессии.

Интересные профессии связанные с животными- фотографы-анималисты, ихтиолог, хендлер и другие.

3. Тема Растениеводство 4 часа

Ландшафтный дизайнер, цветовод и флорист. Пути получения профессии. Комнатное цветоводство – секреты успеха. Выращивание рассады.  

Основы селекционной работы. Селекция фиалок. Садоводство. Пути получения профессии.  Теоретические основы выращивания садовых растений.

Практическое занятие «Комнатные растения. Вегетативное размножение».

Практическое занятие « Выращивание рассады (цветочных и овощных культур)».

4.Тема Медицина и биология 5 часов

Врач. Медсестра. Пути получения профессии. История развития медицины. Значение первой медицинской помощи. Виды медицинских учреждений: станций скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий. Значение само – и взаимопомощи.

Стоматолог. Ортодонтия. Жевательно-речевой аппарат детей и подростков. Пути получения профессии.

Диетолог, культура питания.

Практическое занятие «Первая доврачебная помощь пострадавшим»

Практическая работа  «Изучение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона и определение суточных энергозатрат для подростка»

Экскурсия Больница

5.Тема  Архитектура и биология  2 часа

Ландшафтный архитектор. Пути получения профессии.  Особенности ландшафта. Растения, используемые в ландшафтном дизайне.

Практическая работа по составлению проекта садового участка.                        

6.Тема  Биотехнология   2 часа

Биотехнолог пищевой промышленности. Специфика профессии. Здоровое питание.

Проблемные вопросы биотехнологии. Вещества и продукты. Бытовая химия, пестициды. нитраты и нитриты, предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Проникновение биотехнологии в производство CMC, биометаллургию.

7.Тема  Генетика  2 часа

Генетик, генная инженерия. Достижение современной иммунологии,  использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидно -клеточная анемия, гемофилия и др.)

Практическая работа. Составление родословного древа семьи по выбранному признаку.

 

8.Тема 8  Биология и спорт      1 час

Тренер. Основы индивидуального подхода при занятиях спортом.

9.Тема Сельское хозяйство и биология      2 часа

Профессии связанные с сельским хозяйством (агроном, фермер, животновод, зоотехник, зооинженер, почвовед). Пути получения профессии.

Экскурсия. Фермерство. (с.Ново-Кусково., с.Ягодное)

10.Тема Фармакология   3 часа

Фармацевт. Провизор. Лекарственные препараты. Применение неорганических и органических  веществ в медицине. Грамотное  применение лекарств. Хранение лекарств в домашних условиях. Пути получения профессии.

Решение    расчётных задач: «Лекарственные препараты»

Экскурсия  Аптека

11.Тема Эколог   2 часа

Основные источники загрязнения нашего села, района. Пути решения проблемы. Природоохранные организации. Взаимосвязь состояния среды и организма человека.  Почва, вода и атмосфера.

Экскурсия Лесхоз.

12.Тема  Профессии связанные с сопряженными науками  1час

Биофизики, биохимики, биоинженеры. Криминалистика и биология, хроматография, трасология, дактилоскопия.

13.Тема Психология  4 часа

Темперамент — качество биологическое, врожденное, приобретенное? Особенности возраста, темперамента. Встреча с психологом.

Практическая работа  «Темперамент и свойства нервной системы», «Определение темперамента».

Практическая работа. Определение психологической предрасположенности  человека к профессии.

   Защита работы 1 час

 

Условия реализации программы.

 

1.Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана (наличие интернета).

2.Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

3.Наличие презентаций  по различным разделам биологии, экологии, химии.

4.Наличие автобуса в школе для выездных экскурсий.

5.Наличие педагогов с высшим  профессиональным образованием в области «Образование и педагогика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-педагогическое обеспечение

 

Методическое обеспечение

 

Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли. /Биология в школе - 1998 - №1.

Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236

Блохин Г.И., М. Ю. Гладких, А. А. Иванов, Б. Р. Овсищер, М. В. Сидорова, «Кинология. Учебное пособие для вузов»

Кукес В. Г. Клиническая фармакология. М.: Медицина, 1991.

Колесникова О.А. и др.,   Выбери профессию, Жуковский, ПК-Сервис, 2002.

Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Калашников В.В., Соколов Ю.А., Пустовский В.Ф. и др. Практическое коневодство: Справочник. М.; Колос , 2000, - 375 с. 

Медицинская генетика. /Под редакцией Н.П. Бочкова - М.: Мастерство, 2001 г.

Новинова Т.А. Генная инженерия бактерий. /Биология в школе - 2004-№1.

Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с.

Резапкина Г.В. dkabi.net.ru/index.php

Свечин К.Б., Бобылев И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. М.: Колос, 1992

Сорокина Т.С. «Медицинские профессии. Изд.: Academia, 2009

 

Интернет-ресурсы

Федотовских Н.В. Презентация "Мир профессий"

Шулепова Н.В.  Презентация "Профессия - ветеринар"

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=video_vvp#ur

http://www.ucheba.ru/prof Профессии: выбор профессии, описание профессии, рейтинг ...

 

 

Технические средства обучения

       Компьютер, проектор, настенная  доска, микроскопы, микропрепараты,

 

Кадровое обеспечение

    Требование к педагогическим кадрам - высшее  профессиональное образование в области «Образование и педагогика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

АНКЕТА

«Профессия – твоё будущее»

 

1.Какое направление вам ближе?

А. Естественнонаучное

Б. Физико-математическое

В. Социально-гуманитарное

Г. Лингвистическое

2.Вы уже можете представить себя как специалиста в выбранном направлении?

А. Да и я вижу перспективы своего профессионального роста

Б. Да, я определился с выбором профессии, но плохо представляю себе, как можно в ней развиваться

В. Нет

Г. Затрудняюсь ответить

3.Посещаете ли вы дополнительные занятия, способствующие вашему развитию по выбранному профилю?

А. Да, занимаюсь этим направлением с раннего детства

Б. Да, посещаю не менее трёх лет

В. Да, посещаю с этого учебного года

Г. Нет

4.Что повлияло на ваш выбор:

А. Детские впечатления и ролевые игры, связанные с этой профессией

Б. Встреча с специалистом в определённом роде деятельности и стремление быть похожим на него

В. Хобби, посещение кружка, музыкальной, художественной, или спортивной школы

Г. Другое:  _________________________________________________

 

5.Что еще вы делаете, чтобы осуществить желаемое?

______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Презентации, материал урока, дополнительный материал.       

 

                       

 

 

                             

   

                

      


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии» разработана в соответствии с требованиями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предпрофильного курса по выбору «Биология при выборе профессии» разработана в соответствии с требованиями

Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности программы:

Расширят представление о биологии и отраслях медицины

Расширят представление о биологии и отраслях медицины

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие 1час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие 1час

Тема 8 Биология и спорт 1 час

Тема 8 Биология и спорт 1 час

Организационно-педагогическое обеспечение

Организационно-педагогическое обеспечение

Приложение № 1 АНКЕТА «Профессия – твоё будущее» 1

Приложение № 1 АНКЕТА «Профессия – твоё будущее» 1

Приложение № 2 Презентации, материал урока, дополнительный материал

Приложение № 2 Презентации, материал урока, дополнительный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2024