Урок биологии "Смотр знаний по теме «Основные отделы в царстве растений»". 7-й класс
Разделы: Биология
Класс: 7
Ключевые слова: Царство Растений
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их размножения, строения и роли в природе и жизни человека.
Задачи:
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран
Ход урока
1. Организационный момент
2. Основная часть
Сегодня у нас необычный урок – я приглашаю вас в путешествие по музейным залам, посвященным растениям. Мир растений прекрасен и удивителен, а изучает его наука ботаника. На предыдущих уроках мы познакомились с растениями разных отделов царства растений, узнали их особенности и значение. А сегодня нам предстоит систематизировать и углубить свои знания о многообразии растительного мира. Но вначале ответьте на вопросы:
Итак, мы вступаем в первый музейный зал. Каким же растениям он может быть посвящен? Самым древним! Но нам нужен экскурсовод. Выбор экскурсовода.
Водоросли. Мир водорослей очень разнообразен. Это самые древние растения, относятся к низшим, так как у них нет настоящих органов. Все тело – слоевище, а для прикрепления – ризоиды. Большинство растений обитают в воде, но есть одноклеточные живущие на влажной почве или камне. Пример – хламидомонада. Может размножаться двумя способами – половым и бесполым при помощи зооспор. Многоклеточные водоросли: зеленые (спирогира), бурые (ламинария), красные (порфира) обитают только в водоемах – морях, океанах и пресных . Причем располагаются они на разных глубинах, так как поглощают разную часть солнечного спектра: ближе к поверхности зеленые, ниже – бурые, а на больших глубинах – красные. Водоросли обогащают воду кислородом, дают пищу рыбам, используются человеком в пищу, для изготовления лекарств (йод) и агар-агара.
Проверим как вы усвоили услышанное?
Графический диктант. Прямая, делим на 5 отрезков. Если утверждение правильное чертим линию над прямой, если неправильное – под чертой.
Проводим взаимную проверку.
Отправляемся дальше и попадаем в другой зал. Нам опять нужен экскурсовод.
Мхи. Мхи – очень древняя группа высших споровых растений. В отделе 2 класса – Печеночники и Листостебельные. У первых нет органов, только слоевище, у вторых появляются листья и стебель, но нет корней (ризоиды) . Мхи – многолетние травянистые растения, обитают в местах повышенной влажности. Размножаются при помощи спор и половым способом. Представители листостебельных – сфагнум и кукушкин лен, приводят к заболачиванию. Сфагнум со временем образует торф – полезное ископаемое. Широко используется человеком.
А теперь проведем цифровой диктант:
Кукушкин лен: 1345
Сфагнум: 234
Взаимная проверка.
Следующий зал знакомит нас с очень интересными растениями – живыми ископаемыми. Это папоротниковидные. Нам нужен экскурсовод.
Папоротниковидные. Большая группа высших растений, у которых есть стебель, листья, придаточные корни. Размножение происходит при помощи спор. Выделяют 3 класса: папоротники, хвощи, плауны. Все травянистые растения, но 300 млн лет назад они были древовидными. Сохранились до наших дней в виде каменного угля. Современные растения – потомки тех древних, они нуждаются в охране. Используются как декоративные растения, служат пищей животным, некоторые – лекарственные.
Проверим ваши знания. Ответьте на вопрос кратко.
Ответы:
Взаимная проверка.
Движемся дальше и нам опять нужен экскурсовод.
Голосеменные. Отдел Голосеменные включает 3 класса: Хвойные, Саговники, Гинкго.
Самые многочисленные – это Хвойные. У всех этих растений есть хорошо развитые вегетативные органы: стебель, листья, корень, появляется репродуктивный орган – семя, которое развивается в особых органах – шишках. Но семена лежат на чешуях шишек открыто, голо – отсюда и название отдела. Среди Хвойных есть растения всем хорошо известные: ель, сосна. Они растут в наших лесах, из их древесины делают строительный материал, изготавливают мебель, бумагу, листья – хвоинки, богаты витамином С. А есть растения – исполины, обитающие только в Северной Америке, это секвойи. Продолжительность жизни секвой – несколько тысяч лет.
Саговники и гинкго – растения, обитающие в тропическом климате, а гинкго – это еще и редкое исчезающие растение, в природе обитает лишь в Китае.
Значение в природе велико: эти растения образуют леса в холодном климате (тайга), образуют очень много кислорода, дают пищу и кров многим животным, не сможет обойтись без них и человек. Необходимо защищать и беречь эти растения.
Давайте проверим ваши знания по этой теме.
Биологический диктант
Ответы:
Взаимопроверка
Ну а теперь нам предстоит заглянуть в зал, посвященный самым многочисленным растения на Земле. Кто же это такие?
Отдел Покрытосеменные или Цветковые.
Этот отдел насчитывает около 240-250 тыс видов, именно эти растения составляют основную часть растений на Земле. Все эти растения имеют корни, побеги, цветки. Семена и плоды. Причем семена созревают внутри плода и защищены его стенками – отсюда название отдела. Семена могут распространяться разными способами и эти растения распространены по свету очень широко: нет их только в Антарктиде. Среди них есть разные жизненные формы, они могут обитать в воде и в засушливом климате. Хорошо известные каждому культурные растения – тоже покрытосеменные. В отделе два класса – Однодольные и двудольные растения, отличаются друг от друга по количеству семядолей в семени, типу корневой системы, жилкованию листьев, строению цветка и другим признакам.
А теперь проверим, какие признаки принадлежат Двудольным, а какие – Однодольным. Работаем с карточками, если признак характерен для Двудольных – поднимаете карточку с изображение 2, если для Однодольных – карточку с 1.
А теперь давайте проверим , как вы умеете отгадывать загадки. Отгадка – название растения и семейство, к которому это растение относится.
В желтеньком домишке
Черные детишки
Среди них есть серые,
Но они не зрелые
(Подсолнечник, сем. Сложноцветные)
Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка
(Капуста, сем. Крестоцветные)
Я – капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня – тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника, сем. Розоцветные)
Хлебороб ее растил,
А созрела – отпустил.
Среди нас друзей нашла
Черным хлебом к нас пришла
(Рожь, сем. Злаки)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной
(Ландыш, сем. Лилейные)
Из Америки друзья,
Завезен в Россию я.
Без меня все предки ваши
Ели только щи да кашу.
(Картофель, сем. Пасленовые)
Любит
он расти на воле,
Не в саду, а чистом поле.
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке,
Саблевидном кулачке.
(Горох, сем Мотыльковые)
3. Заключение
Наша экскурсия в музей растений подходит к концу, мы вспомнили и узнали очень много о таких знакомых и незнакомых растениях. Давайте подведем итоги.
Итоги.
Мы повторили сегодня знания о разных отделах царства растений. Вспомнили характерные признаки каждого отдела, привели примеры растений. Все изученные нами растения очень разнообразны, и все имеют важное значение в природе – обогащают атмосферу кислородом, которым дышат все живые существа. Люди используют растения в пищу, в качестве лекарств, производят много разных вещей (бумагу., ткани). Важно помнить, что без растений не сможем существовать ни мы, ни другие живые организмы. Поэтому нужно защищать и оберегать растения.
4. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.