Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта (2009), в соответствии с рекомендациями методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д. В. Григорьев- М.: Просвещение (2011), примерных программ внеурочной деятельности, начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского М.»Просвещение» 2011.
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику
систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа
Человек, который не знает и не интересуется историей своего края, в котором родился, не почувствует себя гражданином, единым целым со своей необъятной страной, таким людям безразлично, что было до их рождения и что будет после. Школа должна воспитывать в маленьких детях не только любовь к близким, но и любовь к родному краю, к тому месту, где они живут, обогатить знаниями культурного и исторического прошлого. Для образования и социализации младших школьников научно - познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края не только со стороны государства, но и со стороны семьи. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Цель курса: духовно - нравственное и эстетическое воспитание , формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края. Задачи курса:
• знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
• развитие краеведческих понятий, помогающий сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; формирование навыков охраны природы через знакомство с заповедниками и заказниками Пермского края.
На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты по данным темам. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. П. Бажова Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.
Место курса в учебном плане Программа составлена для учащихся 1 -4 классов. Сроки реализации программы - четыре года. В первом классе -33 часа, во 2 - 4 классах - 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Формы проведения занятий могут быть: рассказы учителя, беседы, чтение книг, статей о родном крае , просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, конференции и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Результат третьего уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической краеведческой информации.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций, фестивалей и народных праздников
Учащиеся приобретают социальные знания: знакомство с правилами поведения в различных местах, постигают этику поведения в музее, планетарии, читальном зале библиотеки, расширяют представления о себе как о жителе Пермского края и города Перми;
Результаты обучения курса
Учащиеся научатся:
• внимательно слушать экскурсовода,
• задавать вопросы и отвечать на них,
• оформлять итог своей работы на бумаге или презентации, вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.
Учащиеся получат возможность научиться:
• проводить анкетирование, интервьюирования;
• ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
• оценивать их возможное влияние на будущее;
• к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
• ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
• определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
• учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
• высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ еѐ проверки.
• работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем; технология оценивания коммуникативных достижений.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
• делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• слушать и понимать речь других людей.
• вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
• создания и защиты собственного проекта;
• создания презентаций - представлений по изученной теме;
• конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в научно-практических конференциях.
Тематическое планирование
4 класс.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Элементы содержания |
1 |
Природа Прикамья. Заповедники. |
2 |
|
Знакомство с заповедными местами Прикамья, с их обитателями, голубыми дорогами края, известными родниками своей Родины с проведением экскурсий. |
|
Реки Пермского края. |
1 |
|
|
|
Растения Пермского края |
1 |
|
|
|
Животные и птицы Пермского края. |
1 |
|
|
|
Экология Пермского края |
1 |
|
|
2 |
Население Прикамья. |
2 |
|
Знакомство с легендами Прикамья, с народностями и народами Прикамья как одной семьѐй, их фольклором, праздниками, обычаями, традициями. Разучивание игр народов Прикамья. |
|
Народы Прикамья |
2 |
|
|
|
Обычаи и традиции народов Прикамья |
2 |
|
|
3 |
Путешествие по родному Прикамью (по карте) |
2 |
|
Знакомство с картой Прикамья, местом Пермского края на карте нашей страны, способами ориентирования на местности |
|
Города Пермского края. |
2 |
|
|
4 |
Народное искусство Прикамья. |
3 |
|
Знакомство с художественными ценностиями края, каменными сказами, росписью по дереву, деревянной архитектурой Прикамья, значением и вкладом Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом |
|
Поездка в Хохловку |
1 |
|
|
5 |
Пермские писатели. |
2 |
|
Знакомство с писателями, которые жили, работали в Прикамье, их творчеством, встречи с современными писателями. |
|
И.Христолюбова и ее творчество. |
1 |
|
|
|
Жизнь и творчество А.Гайдара в Перми |
1 |
|
|
6 |
Замечательные люди Прикамья. |
3 |
|
Знакомство с нашими славными земляками, их трудом, достижениями, открытиями, посещение музея С.Дягилева. |
7 |
Солдатская судьба. |
4 |
|
Знакомство с героическими подвигами наших земляков, , встречи с ветеранами ВОВ, посещение памятных мест. |
|
Памятники Перми. |
2 |
|
|
|
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
Итого часов: |
34 |
|
|
Список литературы
1.Верхоланцев В.С. "Город Пермь, его прошлое и настоящее". - Пермь, 1994
2. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В."Прикамье: странички далѐких и близких времѐн". Издательство "Книжный мир", Пермь 2003
3. Князева Н.А. "Маленький Пермяк". Издательство "Книжный мир", Пермь 2005
4. Литовская М.А., Созина Е.К. "Литература Урала". - Екатеринбург: У - Фактория, 2006
5. Спешилова Е.А. "Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723 - 1917. - Пермь 2003
6. Суркова О.П., Петрова Н.П."Литература Прикамья". Издательство "Книжный мир", Пермь 2001
7. Черных Е.А., Похожаева Т.В. "Твоѐ Прикамье". Издательство "Пушка" 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.