Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Оценка 4.8
PDF
12.02.2020
Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
краев.PDF



 

Пояснительная записка        Данная  программа  разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта (2009), в соответствии с рекомендациями методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авт. Д. В. Григорьев- М.: Просвещение (2011), примерных программ внеурочной деятельности, начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского М.»Просвещение» 2011.

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику

систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа

Человек, который не знает и не интересуется историей  своего края, в котором родился, не почувствует себя гражданином, единым целым со своей необъятной страной, таким  людям безразлично, что было до их рождения и что будет после. Школа должна воспитывать в маленьких детях не только любовь к близким, но и любовь к родному краю, к тому месту, где они живут, обогатить знаниями культурного и исторического прошлого.  Для образования и социализации младших школьников научно - познавательная краеведческая деятельность  имеет  огромное значение.  Актуальность данной  программы  заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края не только со стороны государства, но и со стороны семьи. Изучение  краеведения  в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

 

 

 

          Цель курса: духовно - нравственное  и эстетическое воспитание , формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края. Задачи курса:

      знакомство детей с историей и географией  своего края  через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы,  в которой они учатся;

      развитие краеведческих понятий, помогающий сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном  единстве; формирование навыков охраны природы через знакомство с заповедниками и заказниками Пермского края.

 

На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты по данным  темам. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. П. Бажова Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

 

Место курса в учебном плане Программа составлена для учащихся 1 -4 классов. Сроки реализации программы - четыре года. В первом классе -33 часа, во 2 - 4 классах - 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Формы проведения занятий могут быть: рассказы учителя, беседы, чтение книг, статей о родном крае , просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, конференции и т.д.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и  школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать  целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

Результат третьего  уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической краеведческой информации.

 Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций, фестивалей и народных праздников

Учащиеся приобретают социальные знания: знакомство с правилами поведения в различных местах, постигают этику поведения в музее, планетарии, читальном зале библиотеки, расширяют представления о себе как о жителе Пермского края и города Перми;

Результаты обучения курса

 

Учащиеся научатся:

      внимательно слушать экскурсовода, 

      задавать вопросы и отвечать на них,

      оформлять итог своей работы на бумаге или презентации,  вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.

Учащиеся получат возможность научиться:

      проводить анкетирование, интервьюирования;

      ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

      оценивать их возможное влияние на будущее;

      к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;

      ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД: 

 

Регулятивные УУД:

      определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 

      учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему. 

      учиться планировать свою деятельность во внеурочное время. 

      высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ еѐ проверки. 

      работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем;   технология оценивания коммуникативных достижений.

 

Познавательные УУД: 

      ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. 

      делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.        перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. 

 

Коммуникативные УУД: 

      доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 

      слушать и понимать речь других людей. 

      вступать в беседу во внеурочной деятельности. 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. 

      совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 

      учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. 

Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме: 

      создания и защиты собственного проекта; 

      создания презентаций - представлений по изученной теме; 

      конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;      участия в научно-практических конференциях. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

4 класс.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

1

Природа Прикамья. Заповедники.

2

 

Знакомство с заповедными местами Прикамья, с их обитателями, голубыми дорогами края, известными родниками своей Родины с проведением экскурсий.

 

Реки Пермского края.

1

 

 

Растения Пермского края

1

 

 

Животные и птицы Пермского края.

1

 

 

Экология Пермского края

1

 

2

Население Прикамья.

2

 

Знакомство с легендами Прикамья, с народностями и народами Прикамья  как  одной семьѐй, их фольклором, праздниками, обычаями, традициями.  Разучивание игр народов Прикамья. 

 

Народы Прикамья

2

 

 

Обычаи и традиции народов Прикамья

2

 

3

Путешествие по родному Прикамью (по карте)

2

 

Знакомство с картой Прикамья, местом Пермского края на карте нашей страны, способами ориентирования на местности

 

Города Пермского края.

2

 

4

Народное искусство Прикамья.

3

 

Знакомство с художественными ценностиями края, каменными сказами, росписью по дереву, деревянной архитектурой Прикамья,  значением и вкладом  Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом

 

Поездка в Хохловку

1

 

5

Пермские писатели.

2

 

Знакомство с писателями, которые жили, работали в Прикамье, их творчеством, встречи с современными писателями.

 

И.Христолюбова и ее творчество.

1

 

 

Жизнь и творчество А.Гайдара в Перми

1

 

6

Замечательные люди Прикамья.

3

 

Знакомство с нашими славными земляками, их трудом, достижениями, открытиями, посещение музея С.Дягилева.

7

Солдатская судьба.

4

 

Знакомство с героическими подвигами наших земляков, , встречи с ветеранами ВОВ, посещение памятных мест.

 

Памятники Перми.

2

 

 

Итоговое занятие

1

 

 

 

                                                    Итого часов:

34

 

 

        

 

Список литературы

1.Верхоланцев В.С. "Город Пермь, его прошлое и настоящее". - Пермь, 1994

2.  Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В."Прикамье: странички далѐких и близких времѐн". Издательство "Книжный мир", Пермь 2003

3.  Князева Н.А. "Маленький Пермяк". Издательство "Книжный мир", Пермь 2005

4.  Литовская М.А., Созина Е.К. "Литература Урала". - Екатеринбург: У - Фактория, 2006

5.  Спешилова Е.А. "Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723 - 1917. - Пермь 2003

6.  Суркова О.П., Петрова Н.П."Литература Прикамья".  Издательство "Книжный мир", Пермь 2001

7.  Черных Е.А., Похожаева Т.В. "Твоѐ Прикамье". Издательство "Пушка" 2002

 

 

  

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель курса: духовно - нравственное и эстетическое воспитание , формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края

Цель курса: духовно - нравственное и эстетическое воспитание , формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края

Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей

Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем; технология оценивания коммуникативных достижений

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем; технология оценивания коммуникативных достижений

Тематическое планирование 4 класс

Тематическое планирование 4 класс

Пермские писатели. 2

Пермские писатели. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020