Рабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование» для обучающихся 4 класса разработана на основе:
1.Федерального государственного стандарта начального общего образования.- М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.
-.М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения);
3.Фундаментального ядра содержания общего образования/ под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения);
4.Планируемых результатов начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалѐвой, О.Б.Логиновой.- М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения)
5. Проектные задачи в начальной школе/ под редакцией А.Б.Воронцова. - М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения)
6.Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1., М., «Просвещение», 2010 г (Стандарты второго поколения) 7.Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы. Математика и конструирование», автор С.И.Волкова М., «Просвещение», 2010 г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России»:
1. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.
2. Волкова С.И., Пчѐлкина О.Л. «Математика и конструирование». 4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва
«Просвещение», 2011 г.
Образовательная область «Математика», предмет изучения «Математика и конструирование».
Функции предмета: Курс «Математика и конструирование» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности обучающихся.
Математика и конструирование – это существенно и систематически пополняет геометрические знания обучающихся, развивая воображение и мышление, а также развивает элементы конструкторского мышления. Это умения использовать знания для выполнения практических работ, в ходе чего отрабатываются трудовые и графические навыки, навыки работы с чертѐжными и трудовыми инструментами.
Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.
Курс призван решать следующие задачи:
1) Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертѐжными инструментами 3) Овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
4)Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала еѐ теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которая не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер, а потому обоснования и объяснения выполняемых действий часто отсутствуют. Объединение этих предметов позволяет использовать положительные стороны каждого из них, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для развития мыслительной и практической деятельности обучающихся.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, обучающиеся выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление обучающихся с классификацией фигур, со структурой логического следования. (Например, программа предусматривает изучение классификации треугольников в теме «Виды треугольников».)
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом обучающиеся опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания - формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов.
Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: обучающий должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения геометрии - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.
Основные положения содержания и структуры курса:
1.Преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и трудового обучения, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое моделирование».
2. Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, например: изучение свойств диагоналей прямоугольников, знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с телами вращения (цилиндр, шар).
Предлагаемый материал даѐтся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учѐтом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры. Один из разделов курса посвящѐн Оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях.
Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.
В процессе изучения курса «Математика и конструирование» обучающиеся учатся:
· работать с чертежом, технологической картой и составлять их; · работать с чертѐжными инструментами;
· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учѐтом технологических и эстетических требований.
Описание места учебного предмета в учебном плане На курс «Математика и конструирование» в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
2.Учебно-тематический план (34 ч)
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Практические работы |
|||
|
|
По программе автора |
По рабочей программе |
|
||
Кол-во часов |
Номера уроков |
Темы практических работ |
||||
1 |
Тема:«Прямоугольный параллелепипед». |
5 |
5 |
0 |
|
|
2 |
Тема: «Куб». |
8 |
8 |
2 |
№9
№11 |
Практическая работа №1 «Изготовление модели куба сплетением из трех полосок». Практическая работа №2 «Изготовление модели платяного шкафа». |
3 |
Тема: «Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях».
|
7 |
7 |
1 |
№19 |
Практическая работа №3 «Изготовление модели гаража». |
4 |
Тема: «Осевая симметрия». |
5 |
5 |
0 |
|
|
5 |
Тема: «Представления о цилиндре, шаре и сфере».
|
7 |
7 |
2 |
№27 №32 |
Практическая работа №4 «Изготовление карандашницы». Практическая работа №5 «Изготовление модели асфальтового катка». |
6 |
Тема «Знакомство с диаграммами»
|
1 |
1 |
0 |
|
|
7 |
Тема: «Изготовление набора «Монгольская игра».
|
1 |
1 |
0 |
|
|
|
Итого |
34 |
34 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геометрическая составляющая – 29 ч
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей. Конструирование - 5ч
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток). Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии
4. Ожидаемые (планируемые) результаты изучения факультативного предмета
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты
— Использование приобретѐнных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Обучающиеся должны уметь:
- конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда
(куба);
- делить фигуры на части и составлять фигуры из частей; конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу;
- чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии;
- рационально расходовать используемые материалы; работать с чертежными и трудовыми инструментами; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов;
- вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм, равнобочная трапеция); соотносить детали чертежа и детали модели объекта; поддерживать порядок на рабочем месте.
-читать чертеж; видеть проекции; конструировать модели объѐмных геометрических тел и составлять из них объекты по заданию или замыслу; -зарисовывать их на бумаге; анализировать и расчленять на части простейшие объекты; называть составляющие их части;
- сконструировать объект по схематическому рисунку, по техническому чертежу, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию; -контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции; применять простейшие навыки пользователя персональным компьютером.
Обучающиеся должны знать:
- таблицы единиц измерения величин;
- геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др.
-названия объѐмных тел и их элементов, узнавать их по трѐм проекциям, по графическому изображению, изготавливать по чертежу, соединять части конструкции в одно целое, различать Архимедовы и Платоновы тела, использовать творческий подход к работе.
Обучающиеся должны иметь представления:
- о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертках этих фигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар; об осевой симметрии.
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят обучающимся двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности, задания повышенной сложности выделены знаком*.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии иметоды обучения как:
1. технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.
Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
2. исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
3. технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности обучающихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у обучающихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Основными методами обучения являются:
частично - поисковый; деятельностно - творческий; наблюдения; наглядный,исследовательский, практический,самостоятельный, метод моделирования и конструирования, метод создания игровых ситуаций, метод проектов,проблемное обучение, разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.
6.Форма контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки.
Основными формами педагогического контроля на уроках являются: текущий, тематический и итоговый. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Развернутость, образность, аргументированность ответов.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки практической работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как обучающий пользуется материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.
2. Волкова С.И., Пчѐлкина О.Л. «Математика и конструирование». 4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011 г.
2. Технические средства обучения:
• классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; мультимедийный проектор
• экспозиционный экран
• персональный компьютер для учителя (ноутбук);
• сканер
• принтер лазерный
№ |
Тема урока |
Кол- |
Тип |
Дата |
Содержание урока |
Требования |
к |
уровню |
Вид |
уро ка |
|
во часов |
урока |
|
|
овладения (подготовки учся) |
контроля |
1 |
Вводный урок. Повторение. 3 класс. |
1 |
ЗЗ |
сентябрь |
Чертить прямоугольник и квадрат, используя циркуль и линейку. Изображение прямоугольного (сначала построить прямой угол) треугольника, остроугольного и тупоугольного треугольников. Начертить выпуклый и невыпуклый многоугольники. |
Повторить знания о видах многоугольников, свойствах сторон и углов прямоугольников; Тренировать в вычерчивании фигур на нелинованной бумаге, вспомнить о параллельных и перпендикулярных линиях.
|
Устный опрос, взаимоконт роль |
2 |
Прямоугольный параллелепипед |
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с геометрическими телами. |
Продолжить знакомство с геометрическими телами. Учить работать с чертежами тела.
|
Устный опрос, |
3 |
Элементы прямоугольного параллелепипеда : грани, ребра, вершины. |
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с геометрическими телами. Определение количество вершин, углов, граней; нахождение объема тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Продолжить знакомство с геометрическими телами. Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с |
Устный опрос, взаимоконт роль |
|
|
|
|
|
|
чертежами тела. |
|
4 |
. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда . |
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с геометрическими телами, со свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда Определение количество вершин, углов, граней; нахождение объема тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Продолжить знакомство с геометрическими телами. Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела.
|
Фронтальн ый опрос |
5 |
Практическая работа. Развертка прямоугольного параллелепипеда . |
1 |
ОНЗ |
октябрь |
Определение количество вершин, углов, граней; нахождение объема тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
6 |
Практическая работа. Развертка прямоугольного параллелепипеда |
1 |
ЗЗ |
|
Определение количество вершин, углов, граней; нахождение объема тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
7 |
Куб.
|
1 |
ОНЗ |
|
Конструирование объемного тела из пластилина, проволоки бумаги. Анализирование геометрических фигур. |
Учить конструировать объемное тело из пластилина, проволоки бумаги. Учить анализировать геометрические фигуры. |
Устный опрос, взаимоконт роль |
8 |
Элементы куба: грани, ребра, вершины. |
1 |
ОНЗ |
|
Определение количество вершин, углов, граней; нахождение объема тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела. |
Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами |
Устный опрос, взаимоконт роль |
9 |
Свойства граней и ребер куба. |
1 |
ОНЗ |
ноябрь |
Знакомство с геометрическими телами, со свойства граней и ребер куба.
|
Продолжить знакомство с геометрическими телами. Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Учить работать с чертежами тела.
|
Устный опрос, взаимоконт роль |
10 |
Практическая работа. Развертка куба. |
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с кубом, его разверткой, применением в жизни. Обогащение словарного запаса детей. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). |
Познакомить с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни. Способствовать расширению кругозора учащихся. . Работать над обогащением словарного запаса детей. . Развивать память, логическое мышление, конструкторские спо- собности |
Фронтальн ый опрос |
11 |
Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).
|
1 |
ЗЗ |
|
Знакомство с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни. Обогащение словарного запаса детей. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). |
Познакомить с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни.. Развивать память, логическое мышление, конструкторские спо- собности |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
12 |
Практическая работа. Вычерчивание развертки и изготовление модели прямо- |
1 |
ЗЗ |
|
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). |
Познакомить с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни. Способствовать расширению кругозора |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
|
угольного параллелепипеда (куба). |
|
|
|
|
учащихся. . Работать над обогащением словарного запаса детей. . Развивать память, логическое мышление, конструкторские спо- собности |
|
13 |
Практическая работа. Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов. |
1 |
ОНЗ |
декабрь |
Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов. |
Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба. Подчеркнуть, что при этом получатся одинаковые кубики, если взять одинаковые мерки для разных разверток.
|
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
14 |
Практическая работа. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). |
1 |
ОНЗ |
|
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). |
Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба. Подчеркнуть, что при этом получатся одинаковые кубики, если взять одинаковые мерки для разных разверток.
|
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
15 |
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. |
1 |
ОНЗ |
|
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. |
Тренировать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трѐх проекциях, развивать пространственные представления, творческие способности, логическое мышление. |
Устный опрос, взаимоконт роль |
16 |
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. |
1 |
ЗЗ |
|
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. Учить работать с чертежами тела.
|
Тренировать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трѐх проекциях, развивать пространственные представления, творческие способности, логическое мышление. |
Устный опрос, взаимоконт роль |
17 |
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). |
1 |
ОНЗ |
|
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). |
Тренировать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трѐх проекциях, развивать пространственные представления, творческие способности, логическое мышление. |
Устный опрос, взаимоконт роль |
18 |
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых |
1 |
ОНЗ |
|
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. |
Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба. Подчеркнуть, что при этом получатся одинаковые |
Устный опрос, взаимоконт роль |
|
размеров. |
|
|
|
|
кубики, если взять одинаковые мерки для разных разверток. |
|
|
19 |
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций кубов одинаковых размеров. |
из |
1 |
ЗЗ |
|
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. |
Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба. Подчеркнуть, что при этом получатся одинаковые кубики, если взять одинаковые мерки для разных разверток. |
Фронтальн ый опрос, |
20
|
Осевая симметрия..
|
|
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с осевой симметрией. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. |
Учить строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей.
|
Устный опрос, взаимоконт роль |
21 |
Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.
|
1 |
ЗЗ |
|
Знакомство с осевой симметрией. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. |
Учить строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию |
Устный опрос, взаимоконт роль |
|
|
|
|
|
|
творческих способностей.
|
|
22 |
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. |
1 |
ЗЗ |
|
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. |
Учить строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симметричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей.
|
Фронтальн ый опрос, |
23 |
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. Развертка прямого кругового цилиндра. |
1 |
ОНЗ |
|
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. Развертка прямого кругового цилиндра. |
Учить строить развѐртку цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы. |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
24 |
Практическая работа. Развертка прямого кругового цилиндра. |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Развертка прямого кругового цилиндра. |
Учить строить развѐртку цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
25 |
Практическая работа. Изготовление моделей цилиндра. |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление моделей цилиндра. |
Выполнять модель цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Устный опрос, взаимоконт роль |
26 |
Практическая работа. Изготовление моделей шара. |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление моделей шара. |
Выполнять модель шара, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
27 |
Практическая работа. Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). |
Выполнять модель объектов, имеющих форму цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Устный опрос, взаимоконт роль |
28 |
Практическая работа. Изготовление моделей объектов, имеющих форму |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). |
Выполнять модель объектов, имеющих форму цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
|
цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). |
|
|
|
|
части и видеть в нѐм новые элементы |
|
29 |
Практическая работа. Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. |
Выполнять модель объектов, имеющих форму цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Фронтальн ый опрос, взаимоконт роль |
30 |
Практическая работа. Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур.
|
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур |
Выполнять модель объектов, имеющих форму цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нѐм новые элементы |
Устный опрос, взаимоконт роль |
31 |
Практическая работа. Изготовление способом оригами героев |
1 |
ЗЗ |
|
Выполнение практической работы. Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». |
Повторить и скорректировать знания, приобретѐнные в процессе учебного курса. Прививать интерес и |
Устный опрос, взаимоконт роль |
|
сказки «Лиса и журавль». |
|
|
|
|
любознательность у детей к математике и конструированию. |
|
32 |
Практическая работа. Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». |
1 |
ЗЗ |
|
Завершение практической работы. Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». |
Повторить и скорректировать знания, приобретѐнные в процессе учебного курса. Прививать интерес и любознательность у детей к математике и конструированию. |
Фронтальн ый опрос, |
33- 34 |
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. |
2 |
ОНЗ,ЗЗ |
|
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм, чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными.
|
Познакомитьс диаграммами: с изображением данных с помощью столбчатых диаграмм, учить читать диаграммы, дополнять диаграммы данными.
|
Устный опрос, взаимоконт роль |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.