Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Математика и конструирование»
на 2021-2022 учебный год
Составители программы: Скворок О.В.
Пермь, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике и конструированию разработана на основе авторской программы С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной « Математика и конструирование» – Москва:
«Просвещение 2020», утверждённой МО РФ, в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Программа «Математика и конструирование» объединяет два разноплановых предмета: математику и трудовое обучение. Такая интеграция создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимодействия и взаимовлияния. Абстрактные математические знания и мыслительная деятельность детей служат базой, а специальным образом организованная на этой основе конструкторско - практическая деятельность учащихся дает возможность формировать и совершенствовать у них трудовые и конструкторские навыки, элементы конструкторского мышления, более осознанно и эффективно выполнять практические работы.
Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.
• Цель: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
• Задачи:
- создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся ;
- помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;
- развивать воображение и логическое мышление детей;
- одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности.
Планируемые результаты Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
В ходе работы у детей развивается пространственное воображение, формируются графические умения и навыки, элементы конструкторского мышления. Кроме того, этот курс создаёт условия для развития логического мышления учащихся. Учит работать быстро, аккуратно.
Ожидаемые результаты Обучающийся научится:
чертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям; узнавать и выполнять простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И КОНСТРУИРОВАНИЮ
№ п/п |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. |
Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) |
2 |
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» |
|
3 |
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника |
|
4 |
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». |
|
5 |
Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
|
6 |
Диагонали прямоугольника и их свойства. |
|
7 |
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства |
|
8 |
Закрепление пройденного. |
|
9 |
Практическая работа «Преобразование фигур» |
|
10 |
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. |
|
11. |
Середина отрезка. Деление отрезка пополам. |
|
12 |
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля |
|
13 |
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» |
|
14 |
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки |
|
15 |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию |
16 |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
|
17 |
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» |
|
18 |
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» |
|
19 |
Деление окружности на равные части. |
|
20 |
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» |
|
21 |
Прямоугольник, вписанный в окружность. |
|
22. |
Закрепление пройденного. |
|
23 |
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) |
|
24 |
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. |
Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия Дополнять чертёж недостающим размером Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов |
25 |
Деление фигур на части. Составление чертежа. |
|
26 |
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. |
|
27 |
Изготовление по чертежу аппликаций «Автомобиль» |
|
28 |
Выполнение чертежа по рисунку объекта. |
|
29 |
Изготовление аппликации «Трактор с тележкой» |
|
30 |
Оригами. Изготовление изделий «Щенок». |
|
31 |
Оригами. Изготовление изделий «Жук» |
|
32 |
Закрепление пройденного по теме. |
|
33 |
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
|
34 |
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий. Итоговое занятие. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.