Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю» Директор школы ____________________ И.М Кладницкая Приказ №______ от «____»________2022г |
«Согласовано» Зам. директора по УМР _______/ Н.А.Борисова «____»________2022г |
«Рассмотрено" на заседании МО протокол №_____ от «___»______2022г |
Программа
внеурочной деятельности
«Основы информационной культуры школьника»
1-4 класс
Программу составила:
педагог-библиотекарь
Терентьева Е.А
2022-2023 уч. г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы Н.И. Гендиной, д-р пед. наук, профессора, Е.В. Косолаповой, канд. пед. наук, научного сотрудника НИИ информационных технологий социальной сферы Кем ГИК.
Модуль курса «Основы информационной культуры школьника» базируется на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры
общества возможно лишь при организации специального обучения детей и молодёжи.
«Детские газеты и журналы», «Словари. Справочники. Энциклопедии», «Структура книги. Справочный аппарат», «Дневники. Очерки. Воспоминания»; «Исследовательская практика», «Тренинг», «Мониторинг». Общий объём модуля «Основы информационной культуры школьника» в 1-4 классах рассчитан на 36 часов. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. В каждом классе по 8-9 часов.
Объём часов и их распределение в тематическом плане носят условный характер и могут быть откорректированы, изменены.
Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особое значение в формировании информационной культуры личности имеет сохранение преемственности и гармонического сочетания двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной.
Цель курса «Основы информационной культуры школьника» - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладеть методами аналитико-синтетической переработки информации.
3. Изучить и использовать на практике технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка изложений, сочинений, рассказов, презентаций, электронных писем, открыток и т.п.).
4. Способствовать формированию информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации,
развивать критическое мышление и критическое отношение к информации, овладеть навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности её манипулятивного воздействия.
Результаты освоения модуля «Основы информационной культуры школьника»
Личностные результаты
В соответствии с ФГОС, личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Освоение модуля «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение следующих личностных результатов:
■ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
■ осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности;
■ развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений;
■ осознание возможностей самореализации за счёт овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере ИКТ;
■ формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов; они применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты выражаются в комплексе познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Познавательные УУД, относятся к категории учебных действий интеллектуального, мыслительного характера, связанные с поиском,
переработкой, критическим анализом и применением информации для решения широкого круга познавательных проблем в учебной
деятельности и повседневной жизни обучаемых.
Информационная культура - это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении умений по поиску, анализу и преобразованию информации на основе информационных технологий и применении этих умений в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.
Носит общеучебный, общеинтеллектуальный и метапредметный характер. Именно поэтому формирование информационной культуры личности становится одной из приоритетных задач современного образования.
Направленность модуля на формирование познавательных УУД
В разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» модуля «Основы информационной культуры
школьника» предусмотрено
■ формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать
обобщение и выводы.
В разделе «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся» предусмотрены задания, направленные на развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.
Направленность модуля на формирование регулятивных УУД
Регулятивные УУД - обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности, включая процессы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции. Изучение учебной дисциплины «Основы информационной культуры
школьника» направлено на:
■ формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
■ осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
■ определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт системы практических заданий творческого характера, использования активных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Направленность модуля на формирование коммуникативных УУД
Коммуникативные УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиций других людей (партнёров) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, умению участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и со сверстниками.
Во всех разделах модуля «Основы информационной культуры школьника» предусмотрено:
■ формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Особое внимание уделяется развитию способности учащихся формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (разделы «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»).
Предметные результаты
Учебная дисциплина «Основы информационной культуры школьника» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др. Предметные результаты предполагают формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям:
Информация
■ способность воспринимать многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения;
■ владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять её хранение и защиту.
Информационное общество
■ владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество;
■ знать признаки информационного общества.
Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации
■ знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов;
■ владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде;
■ уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками.
Интернет
знать возможности информационного сервиса Интернет;
владеть приёмами безопасного поиска информации в Интернете;
Документы
■ знать классификацию документов по различному целевому назначению;
■ владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения;
■ владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде.
Способы мыслительной деятельности (логические операции)
■ знать методы анализа и синтеза информации;
■ владеть умениями сравнения различных объектов;
■ быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений;
■ знать логические правила классификации.
Информационные продукты
■ знать отличительные признаки информационных продуктов;
■ знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (письмо, рассказ, сообщение, сочинение, проект,
презентация и т.п.);
■ владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов.
Информационная этика
■ иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;
■ знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников;
■ знать различные способы введения в текст библиографических ссылок;
понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.
Отличительные особенности модуля «Основы информационной культуры школьника»
1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счёт овладения
более продуктивными приёмами учебного труда.
2. Интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, психологии и др.
3. Ориентация на алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование методов свёртывания даёт возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное
понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.
В структуре модуля «Основы информационной культуры школьника» выделяются следующие разделы:
Раздел 1 - «Информационные ресурсы общества и информационная культура».
Цель данного раздела - сформировать у школьников представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учёбы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важных источниках информационных
ресурсов общества.
Раздел 2 - «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения».
Цель этого раздела - формирование умений информационного обслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, её структуре и возможностях
Раздел 3 - «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»
Цель - формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической
основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свёртыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической
переработки.
Особое внимание в разделе уделяется основным приёмам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.
Раздел 4 - «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»
Цель - овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сообщений, отзывов, рассказов, писем, презентаций. В итоге его освоения учащиеся должны демонстрировать на практике использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля «Основы информационной культуры школьника», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.
В состав УМК вошли программы внеурочной деятельности модуля «Основы информационной культуры школьника» для 1-2х, 3-4х классов, методические разработки уроков, КИМ, терминологический словарь, электронные презентации уроков, представленные на СД - ROM.
Все материалы комплекса адаптированы к возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников, активно используется наглядный материал, применяются компьютерные мультимедийные технологии.
Приложение к урокам включает в себя перечни полезных веб-сайтов, фрагменты текстов и медиатекстов, видео- и аудиофайлы, материалы для практических и домашних заданий, алгоритмы выполнения заданий.
При разработке занятий уделяется особое внимание качеству литературного материала, на базе которого строится обучение, ценностному отбору лучших произведений детской русской и зарубежной литературы. В структуре занятий, использующих тексты художественных произведений, приводится их полное библиографическое описание.
В методические разработки занятий введены физкультминутки, практические задания, позволяющие сменить вид деятельности, дидактические игры (познавательные, тренинговые,
обобщающие, сюжетно-ролевые, творческие), проводимые в группах и коллективе в целом.
Изложение содержания каждого раздела, каждой темы модуля предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.
Содержание модуля внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Модуль «Основы информационной культуры школьника» направлен на формирование познавательных УУД школьников, развитие информационных компетенций, обеспечение взаимосвязи с организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы школьников.
Отбор содержания проводится с учётом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации каждого занятия, являются:
1. Упрощение определений понятий курса в соответствии с особенностями возраста.
2. Визуализация учебного материала .
3. Включение медиакомпонента в соответствии с идеей медиа- и информационной грамотности ИФЛА и ЮНЕСКО.
4. Реализация принципа ценностного отбора источников информации для обучения.
5. Реализация принципа «обучение для жизни».
Тематический план модуля «Основы информационной культуры школьника»
для учащихся 1 - 4 классов
Первый класс
№ |
Содержание курса название тем |
Формы организации учебной деятельности |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|
Раздел1. Информационные ресурсы общества и информационная культура |
|
|
1 |
Информация и её виды: зрительная слуховая |
- фронтальная работа -дидактическая игра - физ.минутка |
Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств. |
2 |
Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая |
- фронтальная работа - дидактическая игра - физ.минутка |
Освоение исходных понятий. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств. |
3 |
Источники информации. Виды информации |
- фронтальная работа - дидактическая игра - физ.минутка |
Ознакомление с понятиями традиционные (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронные ресурсы. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная,художественная. |
4 |
Книги как основной источник информации |
- фронтальная работа - дидактическая игра - работа в парах - физ.минутка |
Развитие представлений о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга. |
5 |
Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия) |
- фронтальная работа - групповая работа |
Развитие представлений о библиотеке. Ознакомление с назначением школьной и детской библиотек. Структура школьной и детской библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотек. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского, книжного формуляра. Назначение книжных выставок, тематических полок. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников. |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
|
6 |
Библиографическое описание книги |
описание книги - фронтальная работа - групповая работа - практическая работа (тренинг) - физ.минутка |
Формирование представления о библиографических элементах обложки книги (автор, название. Город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических элементов обложки книги. Библиографическое описание как «паспорт» книги. Правила составления Б/о книги. Б/о книги как важнейший элемент структуры библиотечных каталогов. |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации |
|
|
7 |
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги |
- фронтальная работа - групповая работа - практическая работа (тренинг) - физ.минутка |
Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги. |
8 |
Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг |
- фронтальная работа - дидактическая игра - работа в парах - физ.минутка |
Формирование представления об учебной книге. Структура учебной книги (на примере учебника для 1 класса). Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие. Текст книги, содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы. Компоненты текста учебной книги: правила, практические задания и упражнения, задания для контроля. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в учебных книгах. Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования в учебной книге. |
Второй класс:
|
Раздел 1. Информационные ресу рсы общества и информационная культура |
|
|
1 |
Источники информации. Виды информации. |
фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игра - физ.минутка |
Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся о многообразии информации, окружающей человека. Расширение представления учащихся о традиционных (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронных ресурсов. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная, художественная. |
2 |
Книги как основной источник информации |
фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игр |
Представление о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений об электронных источниках информации. Каталог детских ресурсов Kinder.ru |
3 |
Анализ и синтез текстов |
фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная |
Представление о процессе анализа и синтеза информации. Расширение представления о ключевых словах как наиболее важных, передающих смысл текста. Свёртывание и развёртывание информации по ключевым словам на примере научно - познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей. Возможности использования навыков выделения опорных слов из текста в учебной деятельности младших школьников. |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
|
4 |
Особенности поиска информации в Интернете |
-фронтальная работа - групповая работа |
Изучение понятий Интернет, веб-сайт, поисковая система. Представление о Яндексе. Безопасный режим поиска Яндекс-семейный поиск//family.yandex.ru Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов. Особенности поиска аудиовизуальной информации (видео, музыкальные записи и т.п.), иллюстративной (картинки, фотографии, карты и т.п.). |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации |
|
|
5 |
Как устроена книга |
-фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игр |
Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги. |
6 |
Текст и его свойства |
фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игра |
Развитие представлений о тексте. Формирование представления о важнейших свойствах текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность |
|
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся |
|
|
7 |
Технология подготовки традиционных писем |
фронтальная работа - групповая работ |
Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Структура письма (основные элементы): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем |
8 |
Технология подготовки электронных писем |
фронтальная работа - групповая работа |
Роль электронной переписки как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта е-mail как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем. Особенности написания электронного адреса. Правила электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения ли |
Третий класс
|
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культур |
|
|
1 |
Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» |
-фронтальная работа - самостоятельная
|
Освоение исходных понятий курса. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Ценность информации и цена неинформированности. |
2 |
Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества
|
- фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игра
|
Формирование представления о документе и его видах по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. развитие представлений о справочных документах: детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари. Электронные документы. Электронная библиотека «Библиотека Ш К.т»-раздел «Детская литература»; Детский портал//кМ8.гт.ги; Каталог детских ресурсов Kinder.ru |
3 |
Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ |
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы. Представление о процессе анализа и синтеза информации. Представление о свёртывании и развёртывании информации: выделение ключевых слов, составление описания библиографического, составление аннотации. Представление о вторичных документах как результат свёртывания информации |
4 |
Периодические издания как вид информационных ресурсов
|
- фронтальная работа - групповая работа - дидактическая игра
|
Изучение журналов как разновидности информационных ресурсов. Ознакомление с определением понятия «журнал». Формирование представления о структуре и назначении журнала. Ознакомление с классификацией видов журналов. |
5 |
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (компьютерный класс)
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Представление о сущности понятий: Интернет, веб-сайт. Типичная структура и принцип работы веб-сайта. Формирование представления о назначении Интернета. Ознакомление с веб-сайтами по назначению: для учёбы (сайт «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»//пасЬа1калп1о); для получения справочных сведений (энциклопедия для детей и родителей «Потому.ру»//ро1юту.т), для творчества; для общения; развлечения (сайт ежемесячного журнала Костёр). Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
|
|
Особенности поиска информации в Интернете
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная -дидактическая игра
|
Обучение алгоритму поиска информации в Интернете при помощи ключевых слов. Формирование представления о принципах работы поисковых систем на примере Яндекс. Рассмотреть особенности различных видов поиска информации |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников иш юрмации |
|
|
7 |
Структура текста и его свойства
|
-фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная -дидактическая игра |
Изучение сущности текста и его свойств: связность, целостность, осмысленность, структурированность. Текст как одна из распространённых форм представления информации. Ознакомление с понятиями тема и микротема |
8 |
Критический анализ текста
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Представление о достоверности и недостоверности информации. Ознакомить с алгоритмом критического анализа текстов. Рассмотрение понятия критический анализ текстов. Поэтапное рассмотрение алгоритма проведения критического анализа текстов: внимательное чтение текста, выявление смысловых ошибок, логических несоответствий, поиск доказательств или опровержений данного текста, формулирование выводов. Использование нескольких источников информации для установления её достоверности |
|
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся |
|
|
9 |
Технология подготовки писем
|
-фронтальная работа -дидактическая игра - групповая работа - самостоятельная |
Познакомить с правилами и особенностями написания традиционных писем. Дать представление о понятии письмо. Рассмотреть структуру традиционного письма. Ознакомить с правилами заполнения конверта. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем. |
10 |
Технология подготовки электронных писем
|
-фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Познакомить с правилами и особенностями написания электронных писем. Формирование представления об электронном почтовом ящике. Рассмотреть понятие электронный адрес, состав и структуру электронного адреса.Особенности написания электронного адреса. Ознакомить с правилами электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения личных данных по электронной почте. |
Четвертый класс
|
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура |
|
|
1 |
Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Освоение исходных понятий курса. Формирование мотивации учащихся на освоение программы. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Роль компьютерной информации в жизни человека и общества. |
2 |
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Освоение принципов безопасной работы в Интернете. Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Изучение понятий Интернет, веб-сайт, портал, поисковая система. Формирование представления о назначении Интернета. |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
|
3 |
Особенности поиска информации в Интернете
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Обучение поиску информации в Интернете Формирование представления о принципах работы поисковых систем: Яндекс и Google. Рассмотрение особенностей различных видов поиска информации в Интернете |
4 |
Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Обучение фактографическому поиску с использованием справочных изданий. Формирование представления о понятиях- факт, фактографическая информация, фактографический поиск Характеристика справочных изданий: энциклопедий, справочников, словарей как источников фактографической информации. Рассмотрение и закрепление на практике алгоритма поиска фактографической информации в справочных изданиях. |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации |
|
|
5 |
Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Ознакомление с приёмами интеллектуальной работы с текстами. Рассмотрение алгоритма интеллектуальных действий, направленных на обеспечение понимания и осмысленного чтения текста. Восстановление деформированных текстов как приём, выявляющий уровень понимания текста. |
|
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся |
|
|
6 |
Технология подготовки планов готовых текстов
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Рассмотрение понятия план. Различение планов по объекту планирования Назначение плана готового текста. Ознакомление с правилами составления плана готовых текстов. Изучение различия между простым и сложным планами. Рассмотрение алгоритма составления плана готового текста. Субъективность плана. План как основа пересказов (подробного, сжатого, выборочного). Использование плана. |
7 |
Технология подготовки биографий
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Представление о понятиях: биография и автобиография. Рассмотреть особенности структуры текста биографии, особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц, плана как основы написания биографии. Подбор источников информации. Анализ отобранных материалов. Знакомство с правилами редактирования и оформления биографии. Самостоятельное освоение составления биографии путешественника. |
8 |
Технология подготовки отзывов на литературное произведение
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Представление об отзыве. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Ознакомление со структурой и особенностями написания отзыва на литературное произведение. Рассмотрение технологии подготовки отзыва. Рассмотрение комбинации различных приёмов изложения при подготовке отзыва на книгу научно- познавательного характера (описания, повествования, объяснения, рассуждения). |
9 |
Технология подготовки отзыва на мультфильм
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Расширение представления учащихся об отзыве. Рассмотрение структуры отзыва на мультфильм. Ознакомление с технологией подготовки отзыва. Комбинация различных приёмов изложения при подготовке отзыва на мультфильм. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм. |
10 |
Технология подготовки электронной презентации
|
- фронтальная работа - групповая работа - самостоятельная
|
Рассмотрение понятия мультимедийная презентация. Представление о возможностях программы Повер Поинт для подготовки эл/презентации. Представление об алгоритме подготовки презентации. Неразрывная связь подготовки эл/презентации с поиском и обработкой информации, её анализом и синтезом. Овладение алгоритмом критического анализа эл/презентации: перегруженность слайдов текстом; несоответствие изображений и фона теме; отсутствие заголовков и др. |
|
|
|
|
Тематическое планирование курса «Основы информационной культуры школьника»
1класс
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура |
1 |
1 |
Информация и её виды: зрительная, слуховая информация |
1 |
2 |
Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая |
1 |
3 |
Источники информации. Виды информации |
1 |
4 |
Книги как основной источник информации |
1 |
5 |
Библиотеки как источник информационных ресурсов |
1 |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решени |
|
6 |
Библиографическое описание книги |
1 |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации |
|
7 |
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги |
1 |
8 |
Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебной книги |
1 |
|
Итого |
8 |
2 класс
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура |
|
1 |
Источники информации. Виды информации. |
1 |
2 |
Книги как основной источник информации |
1 |
3 |
Анализ и синтез текстов |
1 |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
4 |
Особенности поиска информации в Интернете |
1 |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации |
|
5 |
Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги |
1 |
6 |
Текст и его свойства |
1 |
|
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся |
|
7 |
Технология подготовки традиционных (бумажных) писем |
1 |
8 |
Технология подготовки электронных писем |
1 |
|
|
|
3 класс
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура |
|
1 |
Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» |
1 |
2 |
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность |
1 |
|
Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
|
3 |
Особенности поиска информации в Интернете |
1 |
4 |
Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск |
1 |
|
Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информаци |
|
5 |
Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами |
1 |
|
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся |
|
6 |
Технология подготовки планов готовых текстов |
1 |
7 |
Технология подготовки биографий |
1 |
8 |
Технология подготовки отзывов на литературное произведение |
1 |
9 |
Технология подготовки отзывов на мультфильмы |
1 |
10 |
Технология подготовки электронных презентаций |
1 |
|
Итого |
10 |
4 класс
№урока |
|
|
|||
|
|
|
|||
1 |
|
1 |
|||
2 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||
3 |
|
1 |
|||
4 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||
5 |
|
1 |
|||
6 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||
7 |
|
1 |
|||
|
|
|
|||
8 |
|
1 |
|||
9 |
|
1 |
|||
10 |
|
1 |
|||
11 |
|
1 |
|||
12 |
|
1 |
|||
|
|
10 |
Перечень оборудования
Для организации учебно-воспитательного процесса созданы необходимые материально - технические и учебно-методические условия.
Уроки проходят в библиотеке.
№ п/п |
|
|
|||
1 |
АРМ |
1 1 1
10 10 |
|||
2 |
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
||||
|
Терминологический словарь по курсу раздаточные материалы |
||||
Методическая литература |
|
||||
|
|
Список информационных источников
1. Араптанова, О.А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на
примере российскеого мультфильма «Маша и медведь» [Текст] / О.А.Араптанова // Медиообразование. - 2012. - № 3. - С. 8-27.
2. Артёмов, В.А. Психология наглядности при обучении: методические рекомендации [Текст] / В.А.Артёмов. - Москва: Высшая школа,
2008. - 119 с.
3. Бирюкова, Л.П. Библиотечный урок в первом классе [Текст] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. - 2003. - № 4. - С. 48 -51.
4. Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [текст] / Г.Р.Биккулова // Инновации в образовании.
2009. - № 3. - С. 4 - 17.
5. Бондаренко, Е.А. Подросток в море СМИ: плыть? бороться? использовать? региональные аспекты медиаобразования в
постиндустриальном обществе [Текст] / Е.А.Бондаренко // Народное образование. - 2015. - № 3. - С. 213 - 218.
6. Гендина, Н.И. Новые тренды в образовании XXI века и информационная культура личности сквозь призму отечественных
образовательных стандартов [Текст] / Н.И.Гендина, // Школьная библиотека. - 2017.- № 9. - С.61-77.
7. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х
классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 208 с. + эл. опт. диск.
8. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х
классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 344 с. + эл. опт. диск.
9. Жесан, О.Б. Формирование читательской компетентности школьников [Текст ] / О.Б.Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - № 5. - С.
24-26.
10. Косолапова, Е.В. Социальные медиа как «среда обитания» современных детей и подростков: мнимые угрозы и реальные риски [Текст] /
Е.В. Косолапова// Школьная библиотека. - 2017. - № 10. - С. 38-49.
20
11. Кутейникова, Н.Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках дитературы в средней школе
[текст] / Н.Е.Кутейникова // Интерпретация художественого текста в вузе и школе. - СПб., 1993. - С. 125 - 135.
12. Кутовенко, А. Профессиональный поиск в интернете [текст] / А.Кутовенко. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
13. Левин, В.И. Всё об информации [текст] / В.И.Левин. - М.: Росмэн - Пресс, 2003. - 384 с.
14. Левицкая, А.А. Медиаграмотность детей и подростков - приёмы и способы развития (на материале рекламы) / А.А. Левицкая // Народное
образование. - 2013. - № 10. - С. 233.
15. Тихомирова, К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым, в начальной школе [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа -
2001. - № 7. - С. 106-111.
16. Тихомирова, К.М. Формирование информационной культуры младших школьников [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа. -
2008. - № 9. - С. 98 -101.
17. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение,
2010. - 31 с.
Электронные ресурсы
18. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Электронный ресурс] / Ю.О.Годик //
Медиаскоп. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http: //www.mediascope.ru/node /841. - Загл.с экрана.
19. Дети и реклама. Начальная школа. - Режим доступа: http:// 1- 4mag.ru/2013/04/30/deti-i-reklama/. - Загл. с экрана.
20. Наглядность в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hr-portal.ru/varticle/ naglyadnost-v-obuchenii. - Загл. с
экрана.
21. CompSchool. Школа компьютерной грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //compschооl.ru/categorv/internet
22. http://nii.kemguki.ru E-mail: nii@kemguki.ru.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.