Программа внеурочной деятельности «Основы информационной культуры школьника» 1-4 класс
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности «Основы информационной культуры школьника» 1-4 класс

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.01.2023
Программа внеурочной деятельности  «Основы информационной культуры школьника»                                                            1-4 класс
Программа
22 программа инф.культура школьника.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

                                                                                                                                      

 

«Утверждаю»

 Директор школы

____________________

  И.М Кладницкая

Приказ №______ от

«____»________2022г 

«Согласовано»

Зам. директора по УМР

_______/   Н.А.Борисова

«____»________2022г

«Рассмотрено"

на заседании МО

протокол №_____

от «___»______2022г

 

 

 

 

 

 

 

 

 Программа

внеурочной деятельности

«Основы информационной культуры школьника» 

                                                         1-4 класс

 

 

 

 

 

 

                                                         Программу составила:

                                                                                   педагог-библиотекарь

                                               Терентьева Е.А

 

 

 

 

 

 

 

                                      

2022-2023 уч. г.

 

 

Пояснительная записка

 

Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы Н.И. Гендиной, д-р пед. наук, профессора, Е.В. Косолаповой, канд. пед. наук, научного сотрудника НИИ информационных технологий социальной сферы Кем ГИК.

 

Модуль курса «Основы информационной культуры школьника» базируется на концепции, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Суть концепции формирования информационной культуры личности сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры

общества возможно лишь при организации специального обучения детей и молодёжи.

 «Детские газеты и журналы», «Словари. Справочники. Энциклопедии», «Структура книги. Справочный аппарат», «Дневники. Очерки. Воспоминания»; «Исследовательская практика», «Тренинг», «Мониторинг». Общий объём модуля «Основы информационной культуры школьника» в 1-4 классах рассчитан на 36 часов. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. В каждом классе по 8-9 часов.

 

 

Объём часов и их распределение в тематическом плане носят условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особое значение в формировании информационной культуры личности имеет сохранение преемственности и гармонического сочетания двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной.

 

 

Цель курса  «Основы информационной культуры школьника» - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества.

 

 

 

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

 

1. Освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

 

2. Овладеть методами аналитико-синтетической переработки информации.

 

3. Изучить и использовать на практике технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка изложений, сочинений, рассказов, презентаций, электронных писем, открыток и т.п.).

 

4. Способствовать формированию информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации,

развивать критическое мышление и критическое отношение к информации, овладеть навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности её манипулятивного воздействия.

 

 

 

Результаты освоения модуля «Основы информационной культуры школьника»

 

Личностные результаты

 

В соответствии с ФГОС, личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений

обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Освоение модуля «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение следующих личностных результатов:

 

■ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

■ осмысление объективной зависимости между высоким уровнем информационной культуры и успешностью учебной и профессиональной деятельности личности;

■ развитие стремления к самосовершенствованию в области информационных знаний и умений;

■ осознание возможностей самореализации за счёт овладения информационными компетентностями и компетентностями в сфере ИКТ;

■ формирование убеждений в необходимости постоянного совершенствования собственной информационной культуры как неотъемлемой составной части общей культуры человека, живущего в информационном обществе.

 

 

Метапредметные результаты

 

Метапредметные результаты - это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных

предметов; они применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты выражаются в комплексе познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Познавательные УУД, относятся к категории учебных действий интеллектуального, мыслительного характера, связанные с поиском,

переработкой, критическим анализом и применением информации для решения широкого круга познавательных проблем в учебной

деятельности и повседневной жизни обучаемых.

 

Информационная культура - это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении умений по поиску, анализу и преобразованию информации на основе информационных технологий и применении этих умений в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Носит общеучебный, общеинтеллектуальный и метапредметный характер. Именно поэтому формирование информационной культуры личности становится одной из приоритетных задач современного образования.

 

Направленность модуля на формирование познавательных УУД

 

В разделе «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» модуля «Основы информационной культуры

школьника» предусмотрено

■ формирование умений определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, осуществлять смысловое чтение, делать

обобщение и выводы.

 

В разделе «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся» предусмотрены задания, направленные на развитие умений создавать, применять и преобразовывать различные формы знакового представления информации (знаки и символы, модели и схемы; тексты) для решения учебных и познавательных задач.

Направленность модуля на формирование регулятивных УУД

Регулятивные УУД - обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности, включая процессы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции. Изучение учебной дисциплины «Основы информационной культуры

школьника» направлено на:

■ формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

■ осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

■ определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт системы практических заданий творческого характера, использования активных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Направленность модуля на формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиций других людей (партнёров) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, умению участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и со сверстниками.

 

 

Во всех разделах модуля «Основы информационной культуры школьника» предусмотрено:

■ формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

 

 

Особое внимание уделяется развитию способности учащихся формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (разделы «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»).

 

 

Предметные результаты

Учебная дисциплина «Основы информационной культуры школьника» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др. Предметные результаты предполагают формирование широкого круга информационных компетенций по следующим предметным областям:

 

 

Информация

■ способность воспринимать многоаспектную классификацию видов информации с целью различения информации разного целевого назначения;

■ владение умениями вести поиск, отбор, аналитико-синтетическую переработку информации, осуществлять её хранение и защиту.

Информационное общество

■ владеть основными понятиями, характеризующими информационное общество;

■ знать признаки информационного общества.

Библиотека (традиционная и электронная) и источники информации

■ знать основные виды информационно-библиотечных ресурсов;

■ владеть алгоритмами адресного, тематического и фактографического поиска информации в традиционной и электронной среде;

■ уметь пользоваться библиотечно-информационным сервисом, информационными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библиотеками.

 

Интернет

 

знать возможности информационного сервиса Интернет;

владеть приёмами безопасного поиска информации в Интернете;

Документы

■ знать классификацию документов по различному целевому назначению;

■ владеть умениями анализа документов разного жанра и целевого назначения;

■ владеть алгоритмами поиска документов разного целевого назначения как в традиционной, так и в электронной среде.

 

Способы мыслительной деятельности (логические операции)

 

■ знать методы анализа и синтеза информации;

■ владеть умениями сравнения различных объектов;

■ быть способным осуществлять обобщение информации и конкретизацию сведений;

■ знать логические правила классификации.

Информационные продукты

■ знать отличительные признаки информационных продуктов;

■ знать классификацию информационных продуктов, подготавливаемых школьниками (письмо, рассказ, сообщение, сочинение, проект,

презентация и т.п.);

■ владеть алгоритмом подготовки информационных продуктов.

 

Информационная этика

 

■ иметь представление об интеллектуальной собственности и авторском праве;

■ знать правила корректного цитирования разных видов информационных источников;

■ знать различные способы введения в текст библиографических ссылок;

 

понимать безнравственность плагиата и его негативные последствия.

 

Отличительные особенности модуля «Основы информационной культуры школьника»

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счёт овладения

более продуктивными приёмами учебного труда.

2. Интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, психологии и др.

3. Ориентация на алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование методов свёртывания даёт возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное

понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

В структуре модуля «Основы информационной культуры школьника» выделяются следующие разделы:

 

Раздел 1 - «Информационные ресурсы общества и информационная культура».

 

Цель данного раздела - сформировать у школьников представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учёбы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важных источниках информационных

ресурсов общества.

 

Раздел 2 - «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения».

 

Цель этого раздела - формирование умений информационного обслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, её структуре и возможностях

 

 

Раздел 3 - «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»

 

Цель - формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической

основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свёртыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической

переработки.

Особое внимание в разделе уделяется основным приёмам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.

 

 

 

Раздел 4 - «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся»

 

Цель - овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сообщений, отзывов, рассказов, писем, презентаций. В итоге его освоения учащиеся должны демонстрировать на практике использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля «Основы информационной культуры школьника», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

 

 

В состав УМК вошли программы внеурочной деятельности модуля «Основы информационной культуры школьника» для 1-2х, 3-4х классов, методические разработки уроков, КИМ, терминологический словарь, электронные презентации уроков, представленные на СД - ROM.

Все материалы комплекса адаптированы к возрастным психофизиологическим особенностям младших школьников, активно используется наглядный материал, применяются компьютерные мультимедийные технологии.

 Приложение к урокам включает в себя перечни полезных веб-сайтов, фрагменты текстов и медиатекстов, видео- и аудиофайлы, материалы для практических и домашних заданий, алгоритмы выполнения заданий.

 

При разработке занятий уделяется особое внимание качеству литературного материала, на базе которого строится обучение, ценностному отбору лучших произведений детской русской и зарубежной литературы. В структуре занятий, использующих тексты художественных произведений, приводится их полное библиографическое описание.

В методические разработки занятий введены физкультминутки, практические задания, позволяющие сменить вид деятельности, дидактические игры (познавательные, тренинговые,

обобщающие, сюжетно-ролевые, творческие), проводимые в группах и коллективе в целом.

 

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы модуля предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

 

Содержание модуля внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Модуль «Основы информационной культуры школьника» направлен на формирование познавательных УУД школьников, развитие информационных компетенций, обеспечение взаимосвязи с организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы школьников.

 

 

Отбор содержания проводится с учётом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и организации каждого занятия, являются:

 

 

1. Упрощение определений понятий курса в соответствии с особенностями возраста.

2. Визуализация учебного материала .

3. Включение медиакомпонента в соответствии с идеей медиа- и информационной грамотности ИФЛА и ЮНЕСКО.

4. Реализация принципа ценностного отбора источников информации для обучения.

5. Реализация принципа «обучение для жизни».

 

 

 

Тематический план модуля «Основы информационной культуры школьника»

 

для учащихся 1 - 4 классов

Первый класс

 

Содержание курса название тем

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

Раздел1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

 

 

1

Информация и её виды:

зрительная

слуховая

- фронтальная работа -дидактическая игра

 - физ.минутка

Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств.

2

Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая

- фронтальная работа - дидактическая игра

 - физ.минутка

Освоение исходных понятий. Формирование представления о видах информации по способу восприятия органами чувств.

3

Источники информации.

Виды информации

- фронтальная работа - дидактическая игра

- физ.минутка

Ознакомление с понятиями традиционные (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронные ресурсы. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная,художественная.

4

Книги как основной источник информации

- фронтальная работа - дидактическая игра

- работа в парах

- физ.минутка

Развитие представлений о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга.

5

Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)

- фронтальная работа - групповая работа

Развитие представлений о библиотеке. Ознакомление с назначением школьной и детской библиотек. Структура школьной и детской библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотек. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского, книжного формуляра. Назначение книжных выставок, тематических полок. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников.

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

 

6

Библиографическое описание книги

описание книги

- фронтальная работа - групповая работа

- практическая работа (тренинг)

- физ.минутка

Формирование представления о библиографических элементах обложки книги (автор, название. Город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических элементов обложки книги. Библиографическое описание как «паспорт» книги. Правила составления Б/о книги. Б/о книги как важнейший элемент структуры библиотечных каталогов.

 

Раздел 3.

 Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

 

7

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

- фронтальная работа - групповая работа

- практическая работа (тренинг)

- физ.минутка

Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги.

8

Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг

- фронтальная работа - дидактическая игра

 - работа в парах

 - физ.минутка

Формирование представления об учебной книге. Структура учебной книги (на примере учебника для 1 класса). Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие. Текст книги, содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы. Компоненты текста учебной книги: правила, практические задания и упражнения, задания для контроля. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в учебных книгах. Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования в учебной книге.

 

 

Второй класс:

 

 

Раздел 1. Информационные ресу рсы общества и информационная культура

 

 

1

Источники информации. Виды информации.

фронтальная работа

- групповая работа

 - дидактическая игра - физ.минутка

Формирование мотивации учащихся на освоение курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представления учащихся о многообразии информации, окружающей человека. Расширение представления учащихся о традиционных (бумажные - книги, газеты, журналы) и электронных ресурсов. Формирование представления о видах информации по сферам деятельности: бытовая, учебная, научная, художественная.

2

Книги как основной источник информации

фронтальная работа

 - групповая работа

 - дидактическая игр

Представление о книге как материальном носителе информации. Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений об электронных источниках информации. Каталог детских ресурсов Kinder.ru

3

Анализ и синтез текстов

фронтальная работа

 - групповая работа

 - самостоятельная

Представление о процессе анализа и синтеза информации. Расширение представления о ключевых словах как наиболее важных, передающих смысл текста. Свёртывание и развёртывание информации по ключевым словам на примере научно - познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей. Возможности использования навыков выделения опорных слов из текста в учебной деятельности младших школьников.

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

 

4

Особенности поиска информации в Интернете

-фронтальная работа

- групповая работа

Изучение понятий Интернет, веб-сайт, поисковая система. Представление о Яндексе. Безопасный режим поиска Яндекс-семейный поиск//family.yandex.ru Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов. Особенности поиска аудиовизуальной информации (видео, музыкальные записи и т.п.), иллюстративной (картинки, фотографии, карты и т.п.).

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

 

5

Как устроена книга

-фронтальная работа

 - групповая работа

- дидактическая игр

Формирование представления о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и др. традиций. Ознакомление со структурой книги (на примере книги сказок). Освоение понятий компоненты худ. книги: обложка, переплёт, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах. Назначение библиографической информации на обложке книги.

6

Текст и его свойства

фронтальная работа

- групповая работа

 - дидактическая игра

Развитие представлений о тексте. Формирование представления о важнейших свойствах текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

 

 

7

Технология подготовки традиционных писем

фронтальная работа

- групповая работ

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Структура письма (основные элементы): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем

8

Технология подготовки электронных писем

фронтальная работа

- групповая работа

Роль электронной переписки как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта е-mail как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем. Особенности написания электронного адреса. Правила электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения ли

 

 

Третий класс

 

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культур

 

 

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

-фронтальная работа

- самостоятельная

 

Освоение исходных понятий курса. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Ценность информации и цена неинформированности.

2

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - дидактическая игра

 

Формирование представления о документе и его видах по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. развитие представлений о справочных документах: детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари. Электронные документы. Электронная библиотека «Библиотека Ш К.т»-раздел «Детская литература»; Детский портал//кМ8.гт.ги; Каталог детских ресурсов Kinder.ru

3

Анализ и синтез. Аннотация как вторичный документ

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

 

Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы. Представление о процессе анализа и синтеза информации. Представление о свёртывании и развёртывании информации: выделение ключевых слов, составление описания библиографического, составление аннотации. Представление о вторичных документах как результат свёртывания информации

4

Периодические издания как вид информационных ресурсов

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - дидактическая игра

 

Изучение журналов как разновидности информационных ресурсов. Ознакомление с определением понятия «журнал». Формирование представления о структуре и назначении журнала. Ознакомление с классификацией видов журналов.

5

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (компьютерный класс)

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

Представление о сущности понятий: Интернет, веб-сайт. Типичная структура и принцип работы веб-сайта. Формирование представления о назначении Интернета. Ознакомление с веб-сайтами по назначению: для учёбы (сайт «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»//пасЬа1калп1о); для получения справочных сведений (энциклопедия для детей и родителей «Потому.ру»//ро1юту.т), для творчества; для общения; развлечения (сайт ежемесячного журнала Костёр). Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

 

 

Особенности поиска информации в Интернете

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

-дидактическая игра

 

Обучение алгоритму поиска информации в Интернете при помощи ключевых слов. Формирование представления о принципах работы поисковых систем на примере Яндекс. Рассмотреть особенности различных видов поиска информации

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников иш юрмации

 

 

7

Структура текста и его свойства

 

-фронтальная работа

- групповая работа

- самостоятельная

-дидактическая игра

Изучение сущности текста и его свойств: связность, целостность, осмысленность, структурированность. Текст как одна из распространённых форм представления информации. Ознакомление с понятиями тема и микротема

8

Критический анализ текста

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Представление о достоверности и недостоверности информации. Ознакомить с алгоритмом критического анализа текстов. Рассмотрение понятия критический анализ текстов. Поэтапное рассмотрение алгоритма проведения критического анализа текстов: внимательное чтение текста, выявление смысловых ошибок, логических несоответствий, поиск доказательств или опровержений данного текста, формулирование выводов. Использование нескольких источников информации для установления её достоверности

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся

 

 

9

Технология подготовки писем

 

-фронтальная работа

-дидактическая игра

- групповая работа

 - самостоятельная

Познакомить с правилами и особенностями написания традиционных писем. Дать представление о понятии письмо. Рассмотреть структуру традиционного письма. Ознакомить с правилами заполнения конверта. Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.

10

Технология подготовки электронных писем

 

-фронтальная работа

- групповая работа

 - самостоятельная

 

Познакомить с правилами и особенностями написания электронных писем. Формирование представления об электронном почтовом ящике. Рассмотреть понятие электронный адрес, состав и структуру электронного адреса.Особенности написания электронного адреса. Ознакомить с правилами электронной переписки. Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения личных данных по электронной почте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый класс

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

 

 

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

Освоение исходных понятий курса. Формирование мотивации учащихся на освоение программы. Расширение представлений учащихся о сущности информации; о видах информации по способу восприятия органами чувств, по форме представления (традиционная и электронная), по сферам жизнедеятельности человека (бытовая, учебная, научная, художественная). Роль компьютерной информации в жизни человека и общества.

2

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

Освоение принципов безопасной работы в Интернете. Ознакомление с правилами безопасной работы в Интернете. Изучение понятий Интернет, веб-сайт, портал, поисковая система. Формирование представления о назначении Интернета.

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

 

3

Особенности поиска информации в Интернете

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Обучение поиску информации в Интернете Формирование представления о принципах работы поисковых систем: Яндекс и Google. Рассмотрение особенностей различных видов поиска информации в Интернете

4

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

Обучение фактографическому поиску с использованием справочных изданий. Формирование представления о понятиях- факт, фактографическая информация, фактографический поиск Характеристика справочных изданий: энциклопедий, справочников, словарей как источников фактографической информации. Рассмотрение и закрепление на практике алгоритма поиска фактографической информации в справочных изданиях.

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

 

5

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Ознакомление с приёмами интеллектуальной работы с текстами. Рассмотрение алгоритма интеллектуальных действий, направленных на обеспечение понимания и осмысленного чтения текста. Восстановление деформированных текстов как приём, выявляющий уровень понимания текста.

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащ ихся

 

 

6

Технология подготовки планов готовых текстов

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Рассмотрение понятия план. Различение планов по объекту планирования Назначение плана готового текста. Ознакомление с правилами составления плана готовых текстов. Изучение различия между простым и сложным планами. Рассмотрение алгоритма составления плана готового текста. Субъективность плана. План как основа пересказов (подробного, сжатого, выборочного). Использование плана.

7

Технология подготовки биографий

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Представление о понятиях: биография и автобиография. Рассмотреть особенности структуры текста биографии, особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц, плана как основы написания биографии. Подбор источников информации. Анализ отобранных материалов. Знакомство с правилами редактирования и оформления биографии. Самостоятельное освоение составления биографии путешественника.

8

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

 

- фронтальная работа - групповая работа

 - самостоятельная

 

Представление об отзыве. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Ознакомление со структурой и особенностями написания отзыва на литературное произведение. Рассмотрение технологии подготовки отзыва. Рассмотрение комбинации различных приёмов изложения при подготовке отзыва на книгу научно- познавательного характера (описания, повествования, объяснения, рассуждения).

9

Технология подготовки отзыва на мультфильм

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Расширение представления учащихся об отзыве. Рассмотрение структуры отзыва на мультфильм. Ознакомление с технологией подготовки отзыва. Комбинация различных приёмов изложения при подготовке отзыва на мультфильм. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

10

Технология подготовки электронной презентации

 

- фронтальная работа - групповая работа

- самостоятельная

 

Рассмотрение понятия мультимедийная презентация. Представление о возможностях программы Повер Поинт для подготовки эл/презентации. Представление об алгоритме подготовки презентации. Неразрывная связь подготовки эл/презентации с поиском и обработкой информации, её анализом и синтезом. Овладение алгоритмом критического анализа эл/презентации: перегруженность слайдов текстом; несоответствие изображений и фона теме; отсутствие заголовков и др.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Основы информационной культуры школьника»

 

1класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1

1

Информация и её виды: зрительная, слуховая информация

1

2

Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая

1

3

Источники информации. Виды информации

1

4

Книги как основной источник информации

1

5

Библиотеки как источник информационных ресурсов

1

 

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решени

 

6

Библиографическое описание книги

1

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

7

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

1

8

Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебной книги

1

 

Итого

8

 

 

2 класс

 

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

 

1

Источники информации. Виды информации.

1

2

Книги как основной источник информации

1

3

Анализ и синтез текстов

1

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

4

Особенности поиска информации в Интернете

1

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

5

Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

1

6

Текст и его свойства

1

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

 

7

Технология подготовки традиционных (бумажных) писем

1

8

Технология подготовки электронных писем

1

 

 

 

 

3 класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

 

1

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

1

2

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

1

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

3

Особенности поиска информации в Интернете

1

4

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информаци

 

5

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

1

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

 

6

Технология подготовки планов готовых текстов

1

7

Технология подготовки биографий

1

8

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

1

9

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

1

10

Технология подготовки электронных презентаций

1

 

Итого

10

 

 

4 класс

 

№урока

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

 

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

 

1

 

Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

 

1

2

 

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

1

 

 

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

 

3

 

Особенности поиска информации в Интернете

1

4

 

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

 

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

5

 

Особенности поиска информации в Интернете

1

6

 

Поиск информации и алгоритм его выполнения. Фактографический поиск

1

 

 

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

 

7

 

 

Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами

1

 

 

 

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

 

8

 

 

Технология подготовки планов готовых текстов

1

9

 

 

Технология подготовки биографий

1

10

 

Технология подготовки отзывов на литературное произведение

1

11

 

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

1

12

 

Технология подготовки электронных презентаций

1

 

 

Итого

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень оборудования

 

Для организации учебно-воспитательного процесса созданы необходимые материально - технические и учебно-методические условия.

 

Уроки проходят в библиотеке.

№ п/п

 

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

 

Комплект технических средств обучения: компьютер,

 мультимедиапроектор,

экран интерактивная доска,

net-buk

АРМ

 

 

1

1

1

 

10

10

2

 

Мультимедийные пособия CD-ROM презентации PowerPoint (1, 2, 3, 4 классы) Фильмы, мультфильмы

доступ к интернет-ресурсамhttp://family.yandex,ru.

Goolehttp:// goole.ru http://www.galileo-tv.ru / node/9906

 Kinder.ru

«Библиотека RIN.ruw-раздел «Детская литература»; Детский портал//kids.rin.ru;

 

4

 

Учебные, справочные, научно-познавательные, художественные документы, издания для досуга

 

 

 

Программа

 

Авторская программа Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника:

учебнометодический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 208 с.

Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 344 с.

Педагогу-библиотекарю.Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:приложение к журналу «Школьная библиотека»:серия 1;выпуск 6),2020.-279с.

 

 

 

Дидактические средства для обучающихся

 

 

Терминологический словарь по курсу раздаточные материалы

Методическая литература

 

КИМ

 

Программные средства

 

Операционная система Windows 7

Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы)

Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы)

Антивирусная программа Антивирус Касперского

Офисное приложение Microsoft Office 2007/2010, Браузеры Mozilla, Googl Chrome

 

 

 

Список информационных источников

1. Араптанова, О.А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на

примере российскеого мультфильма «Маша и медведь» [Текст] / О.А.Араптанова // Медиообразование. - 2012. - № 3. - С. 8-27.

2. Артёмов, В.А. Психология наглядности при обучении: методические рекомендации [Текст] / В.А.Артёмов. - Москва: Высшая школа,

2008. - 119 с.

3. Бирюкова, Л.П. Библиотечный урок в первом классе [Текст] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. - 2003. - № 4. - С. 48 -51.

4. Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [текст] / Г.Р.Биккулова // Инновации в образовании.

2009. - № 3. - С. 4 - 17.

5. Бондаренко, Е.А. Подросток в море СМИ: плыть? бороться? использовать? региональные аспекты медиаобразования в

постиндустриальном обществе [Текст] / Е.А.Бондаренко // Народное образование. - 2015. - № 3. - С. 213 - 218.

6. Гендина, Н.И. Новые тренды в образовании XXI века и информационная культура личности сквозь призму отечественных

образовательных стандартов [Текст] / Н.И.Гендина, // Школьная библиотека. - 2017.- № 9. - С.61-77.

7. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х

классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 208 с. + эл. опт. диск.

8. Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х

классов общеобразовательных учебных организаций [текст] / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова - М.: РШБА, 2021. - 344 с. + эл. опт. диск.

9. Жесан, О.Б. Формирование читательской компетентности школьников [Текст ] / О.Б.Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - № 5. - С.

24-26.

10. Косолапова, Е.В. Социальные медиа как «среда обитания» современных детей и подростков: мнимые угрозы и реальные риски [Текст] /

Е.В. Косолапова// Школьная библиотека. - 2017. - № 10. - С. 38-49.

20

11. Кутейникова, Н.Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках дитературы в средней школе

[текст] / Н.Е.Кутейникова // Интерпретация художественого текста в вузе и школе. - СПб., 1993. - С. 125 - 135.

12. Кутовенко, А. Профессиональный поиск в интернете [текст] / А.Кутовенко. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.

13. Левин, В.И. Всё об информации [текст] / В.И.Левин. - М.: Росмэн - Пресс, 2003. - 384 с.

14. Левицкая, А.А. Медиаграмотность детей и подростков - приёмы и способы развития (на материале рекламы) / А.А. Левицкая // Народное

образование. - 2013. - № 10. - С. 233.

15. Тихомирова, К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым, в начальной школе [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа -

2001. - № 7. - С. 106-111.

16. Тихомирова, К.М. Формирование информационной культуры младших школьников [текст] / К.М.Тихомирова // Начальная школа. -

2008. - № 9. - С. 98 -101.

17. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение,

2010. - 31 с.

Электронные ресурсы

18. Годик, Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Электронный ресурс] / Ю.О.Годик //

Медиаскоп. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http: //www.mediascope.ru/node /841. - Загл.с экрана.

19. Дети и реклама. Начальная школа. - Режим доступа: http:// 1- 4mag.ru/2013/04/30/deti-i-reklama/. - Загл. с экрана.

20. Наглядность в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hr-portal.ru/varticle/ naglyadnost-v-obuchenii. - Загл. с

экрана.

21. CompSchool. Школа компьютерной грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //compschооl.ru/categorv/internet

22. http://nii.kemguki.ru E-mail: [email protected].


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа №2» «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа №2» «Утверждаю»

Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы

Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы

Результаты освоения модуля «Основы информационной культуры школьника»

Результаты освоения модуля «Основы информационной культуры школьника»

Направленность модуля на формирование регулятивных

Направленность модуля на формирование регулятивных

Интернет знать возможности информационного сервиса

Интернет знать возможности информационного сервиса

Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, её структуре и возможностях

Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, её структуре и возможностях

Отбор содержания проводится с учётом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся

Отбор содержания проводится с учётом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся

Библиографическое описание книги описание книги - фронтальная работа - групповая работа - практическая работа (тренинг) - физ

Библиографическое описание книги описание книги - фронтальная работа - групповая работа - практическая работа (тренинг) - физ

Анализ и синтез текстовфронтальная работа - групповая работа - самостоятельнаяПредставление о процессе анализа и синтеза информации

Анализ и синтез текстовфронтальная работа - групповая работа - самостоятельнаяПредставление о процессе анализа и синтеза информации

Сети. Сходство традиционных и электронных писем

Сети. Сходство традиционных и электронных писем

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Четвертый класс Раздел 1

Четвертый класс Раздел 1

Рассмотрение алгоритма составления плана готового текста

Рассмотрение алгоритма составления плана готового текста

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура 1

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура 1

Перечень оборудования Для организации учебно-воспитательного процесса созданы необходимые материально - технические и учебно-методические условия

Перечень оборудования Для организации учебно-воспитательного процесса созданы необходимые материально - технические и учебно-методические условия

Список информационных источников 1

Список информационных источников 1

Медиаскоп. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http: //www

Медиаскоп. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http: //www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2023