Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МКОУ Кондинская СОШ
_____________ Кузьмина Э.В.
«_____»____________20____г.
ПРОГРАММА
секции по волейболу
для учащихся 5-6 классов
Составила:
Учитель физической культуры
___________________С.А.Кугаевская
г.п. Кондинское
2022 г.
Пояснительная записка
В настоящее время, из-за большой учебной нагрузки и увлечения компьютерными играми существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Решить эту проблему помогают занятия спортом. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. В процессе игр у детей формируется такие жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка. Программа секции рассчитана на учащихся 5-6 классов и предусматривает обучение игре волейбол на начальном этапе. Состав группы 15 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Особенности
программы. Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол.
В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные
игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для
физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных
процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.
Секционные занятия для учащихся являются дополнительной формой
физического воспитания в школе. Главными требованиями к его проведению
являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание
двигательных качеств, формирование необходимых навыков в избранном виде спорта
(в данном случае – в волейболе), достижение закаливающего эффекта
(проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Предусматривается
систематическая контрольная проверка уровня физической подготовленности
школьников – как специальной, так и общей – с применением методики
тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года в форме начального
и в конце года – в форме конечного тестирования уровня физической
подготовки.
Цель программы
Привлечение максимально возможного числа детей и подростков систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Достижение цели возможно при решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.
2. Привитие интереса к волейболу и воспитание спортивного трудолюбия;
3. Развитие специальных способностей и качеств, необходимых волейболисту,— быстроты, силы, выносливости, ловкости для успешного овладения техникой и тактикой игры.
4. Изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;
5. Воспитание моральных и волевых качеств.
6. Ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол;
7. Предупреждение спортивных травм.
Программа предусматривает изучение волейбола по следующим разделам
Материал программы состоит из четырех разделов: «Основы знаний», «Общая физическая подготовка (ОФП), «Специальная подготовка», Основы техники и тактики игры в волейбол, «Показатели физической подготовленности».
Тематический план и
содержание занятий
№п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Основы знаний: - физическая культура и спорт в России; развитие волейбола в России и за рубежом; - сведения о строении и функциях организма человека; - гигиенические знания и навыки; закаливание; режим питания спортсмена; - правила игры; организация и проведение соревнований; |
4 |
2 |
Общая физическая подготовка: - общеразвивающие упражнения; - акробатические упражнения; - подвижные игры и эстафеты; - легкоатлетические упражнения. |
108 |
3 |
Специальная физическая подготовка: - упражнения для развития быстроты; - упражнения для развития скоростно-силовых качеств; - упражнения для развития ловкости; - упражнения для развития специальной выносливости. |
50 |
4 |
Основы техники и тактики игры в волейбол: - техника стоек, перемещений волейболиста; - техника приема и передачи мяча снизу двумя, одной рукой; - техника приема и передачи мяча сверху двумя руками; - техника нижней прямой подачи; - техника верхней прямой подачи (в облегчённых условиях); - техника нападающего удара; |
50 |
5 |
Контрольные
нормативы двигательной подготовленности: |
4 |
6 |
Учебно-тренировочные игры |
В процессе занятий |
7 |
Итого |
216 |
Организация занятий
Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия 80 минут, где подготовительная часть 10—15 мин., основной—50-60 мин., заключительной—3-5 мин
Цель подготовительной части занятия заключается в организации занимающихся: построение, проверка посещаемости, сообщение задач урока, упражнения в движении. Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
В основной части занятия происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из которых - главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце занятия подводятся его итоги.
Материально-техническое обеспечение:
· Спортивный зал;
· Волейбольные мячи – 20 шт;
· Набивные мячи -10 шт;
· Скакалки – 20 шт;
· Стойки с волейбольной сеткой;
· Обручи;
· Таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол».
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст лет |
Оценка |
|||||||
мальчики |
девочки |
|||||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
|||
I. Передача мяча |
1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). |
11 12 13 14 |
4 7 9 12 |
3 5 6 9 |
2 3 4 5 |
1 1 2 3 |
4 6 7 9 |
3 4 5 7 |
2 3 3 4 |
1 1 2 3 |
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) |
11 12 |
3 5 |
2 4 |
1 2 |
0 1 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
0 1 |
|
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 |
4 6 |
3 5 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
|
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
4 6 6 6 7 |
3 5 5 5 5 |
2 3 3 3 3 |
1 2 2 2 2 |
3 5 5 5 6 |
2 4 4 4 5 |
1 2 3 3 3 |
0 1 2 2 2 |
|
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
3 3 |
2 2 |
4 5 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
|
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) |
15 16 17 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 2 |
1 1 1 |
3 4 4 |
2 3 3 |
1 2 2 |
0 1 1 |
|
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 5 7 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 2 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 3 |
1 1 2 |
|
II. Подача мяча |
1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
11 12 |
7 8 |
4 6 |
3 4 |
1 2 |
6 7 |
4 5 |
3 3 |
1 2 |
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
11 12 |
4 6 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
1 2 |
0 1 |
|
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
13 14 |
8 9 |
5 7 |
3 5 |
2 3 |
6 7 |
4 5 |
3 4 |
2 2 |
|
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
2 2 |
1 1 |
|
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 5 6 |
3 4 4 |
2 3 3 |
5 5 6 |
4 4 4 |
2 3 3 |
1 2 2 |
|
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 7 |
2 4 5 |
1 2 3 |
4 5 6 |
3 3 5 |
2 2 3 |
1 1 2 |
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст лет |
Оценка |
|||||||
мальчики |
девочки |
|||||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
|||
III. Нападающий удар |
1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 13 14 |
3 4 6 8 |
2 3 5 6 |
1 2 3 4 |
0 1 2 3 |
2 3 6 6 |
1 2 5 5 |
- 1 3 3 |
- - 2 2 |
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 6 7 |
4 4 5 |
3 3 4 |
5 6 7 |
4 5 6 |
3 3 4 |
2 2 3 |
|
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 6 |
3 5 5 |
2 4 4 |
4 6 6 |
3 5 5 |
2 4 4 |
1 3 3 |
|
IV. Блокирование |
1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
- - 1 2 3 |
1 2 4 5 7 |
1 1 3 4 5 |
- - 2 3 3 |
- - 1 1 1 |
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
- - 1 2 3 |
1 2 5 5 7 |
1 1 3 4 5 |
- - 2 3 3 |
- - 1 1 1 |
|
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
4 5 6 |
3 4 5 |
2 3 4 |
1 2 2 |
3 4 5 |
2 3 4
|
2 3 3 |
1 1 1 |
Методические рекомендации
В рамках содержания первого темы занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2-5 тем программы применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Ожидаемый результат
По окончании первого года занятий в секции волейбола учащиеся должны овладеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами (допускаются незначительные ошибки) для соответствующего возраста, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Учебно-тематический план занятий секции «Волейбол»
№ занятия |
Дата занятия |
Название темы занятия |
Кол-во часов |
Из них кол-во часов: |
|
теория |
практика |
||||
1 |
|
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий волейболом. Правила игры волейбол. ОФП. Техника стоек, перемещений волейболиста. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
|
КДП |
1 |
- |
1 |
3 – 6
|
|
Развитие волейбола в России и за рубежом. ОФП. Техника стоек, перемещений волейболиста. Техника нижней прямой подачи. Учебно-тренировочная игра. |
4 |
0,5 |
3,5 |
7 – 13
|
|
Физическая культура и спорт в России. ОФП. Техника приема и передачи мяча сверху двумя руками. Учебно-тренировочная игра. |
7 |
0,5 |
6,5 |
14 – 23
|
|
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Правила игры волейбол. ОФП. Техника приема и передачи мяча сверху двумя руками. Техника приема мяча снизу двумя руками. Учебно-тренировочная игра. |
10 |
0,5 |
9,5 |
24 – 33
|
|
Сведения о строении и функциях организма человека. СФП. Техника верхней прямой подачи (в облегчённых условиях). Техника приема мяча снизу двумя руками. Учебно-тренировочная игра. |
10 |
0,5 |
9,5 |
34 |
|
КДП |
1 |
- |
1 |
35 – 48
|
|
Режим питания спортсмена. СФП. Совершенствование передач мяча. Техника верхней прямой подачи (в облегчённых условиях). Техника нападающего удара. Учебно-тренировочная игра. |
19 |
0,5 |
18,5 |
49 - 67
|
|
Повторение правил игры волейбол. Организация и проведение соревнований. ОФП. СФП. Совершенствование разученных приёмов волейбола. Учебно-тренировочная игра. |
19 |
1 |
18 |
68 |
|
КДП |
1 |
- |
1 |
69 - 100
|
|
ОФП. СФП. Совершенствование разученных приёмов волейбола. Учебно-тренировочная игра. |
31 |
- |
31 |
101 |
|
КДП |
1 |
- |
1 |
102 |
|
Анализ работы. Подвижные игры. |
1 |
- |
1 |
Итого: |
102 |
4 |
98 |
Список литературы
1. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – М.: «Просвещение», 1997.
2. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие – М.: «Академия», 2003.
3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005.
4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. Пособие для тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
5. Виера, Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с англ. / Барбара Л.Виера, Бонни Джил Фергюсон. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
6. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник/ Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов и др. – М.: «Академия», 2002.
7. Волейбол. Программа спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. / А.А.Демчишин. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
8. Журналы «Физическая культура в школе», 2005-2010 гг.
9. Спорт в школе. Методическая газета для учителей физической культуры. - М.: «Медиа-Пресс», 2004-2010 гг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.