ПРОГРАММА внеурочной деятельности «СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ»
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности содержит основные требования ФГОС. Структура программы по внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС: включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа, формы организации деятельности и формы подведения итогов, литературу. Ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей (законных представителей). Обучение направлено на формирование качеств личности (личностно-ориентированный подход), предполагает установление содержательных и процессуальных связей на уровне урочной и внеурочной деятельности (системно-деятельностный подход). Результаты освоения нацелены на формирование ИКТ-компетентности, участие в проектной деятельности.
Учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-Югре и направлена на использование современных цифровых технологий в программе; способствует формированию ценности к саморазвитию и самообразованию учащихся; создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.
Соответствует требованиям образовательной программы: сформулированы цели и задачи программы, актуальность, перечислены ожидаемые результаты и способы определения их результативности, составлено тематическое планирование.
Учитывает особенности уровня образования, для которой разработана программа: учащиеся 5 классов в возрасте 11-12 лет. Учащиеся получают знания и навыки, которые не даются на уроках, но понятны и интересны для данного возраста. Программа дает волю воображению и реализации творческих способностей.
Предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся в течение всего учебного года. Работа по программе предполагает выполнение комплекта индивидуальных заданий к основным темам, которые самостоятельно должны выполнить обучающиеся. Формой подведения результатов освоения программы является представление и защита итогового аудио проекта.
Предусматривает использование современных учебных материалов, размещенных на сайте «Школьный сайт» (http://audacity.ru/p1aa1.html).
Предусматривает использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие, игровые, проблемные, информационно-коммуникационные технологии; технологии развивающего обучения, личностно – ориентированные технологии.
Предусматривает использование современных оценочных средств: представление и защита творческих проектов.
Предусматривает развитие образовательной среды школы: способствует формированию самостоятельной, конкурентоспособной личности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Предусматривает привлечение социальных партнеров МБОУ СОШ №20: МБУ ДО «Детская школа искусств №2», БУ ХМАО-Югры «Сургутский музыкально-драматический театр», МБУК «Централизованная библиотечная система» (городская библиотека №11), МАУ «Сургутская филармония», БУ «Сургутский музыкальный колледж».
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Студия звукозаписи» разработана в соответствии в нормативными документами различных уровней: федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2020 №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577), Примерной программой воспитания (в редакции протокола от 02.06.2020 г. № 2/20 федерального учебно-методического объединения по общему образованию), государственной программой ХМАО-Югры «Развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 413-п), инструктивно-методическим письмом АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» от 30.07.2020 №19762 «Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2020-2021 учебном году». Данная образовательная программа, разработана и составлена с учетом примерных программам по внеурочной деятельности (Информатика. Примерные рабочие программы курсов внеурочной деятельности. 5–6, 7–9 классы : учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Л. Босовой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 136 с.; Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы и авторы составители Алексашина И.Ю., Антошин М.К. и др. – М.. Просвещение, 2020 г.), модифицированной версией программы «Основы звукорежиссуры» Лукашеня В.Г. и программы «Основы музыкальной акустики и студийной звукорежиссуры» Баллада Е.М.
Актуальность создания программы внеурочной деятельности «Студия звукозаписи» определяется временем и новым информационным обществом, которое связанно с компьютерной техникой и необходимостью её использования во всех областях человеческой деятельности.
С обновлением содержания образования, изменением задач и технической базы, появляется возможность создавать условия обучения, при которых учащиеся имели бы возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
Данная программа ориентирована на развитие ИКТ-компетентности обучающихся, которая определяется ФГОС ООО как планируемый результат образования.
Разработка данной программы вызвана необходимостью создать условия для личностного развития и профессионального самоопределения учащихся. Это подтверждают данные опроса родителей (законных представителей) МБОУ СОШ №20 – 51 % опрошенных заинтересованы в продуктивной организации свободного времени учащихся по предметам «Информатика» и 45% по предмету «Музыка».
Содержание обучения по программе расширяет совокупность практических умений взаимодействия с компьютерным инструментарием, которые приобрели учащиеся ранее на уровне начального общего образования. Оно предполагает выработку навыков применения средств ИКТ в образовательной деятельности и общении.
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Студия звукозаписи» предназначена для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав программ плана внеурочной деятельности на уровне основного общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Студия звукозаписи» рассчитан на один учебный год. На его изучение в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Внеурочная деятельность в соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №20 осуществляется через смешанную модель. Данная модель организации внеурочной деятельности предполагает, что в ее реализации принимают участие не только педагогические работники учреждения (учителя, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования и т.д.), но и используются ресурсы социальных партнеров школы. В реализации данной программы координирующую роль выполняет учитель музыки, который взаимодействует с педагогическими работниками школы и социальными партнерами, организует систему отношений через разнообразные формы творческой деятельности учащихся.
Цель: развитие музыкальных способностей учащихся посредством интеграции компьютерных технологий и музыкального искусства.
Задачи:
– научить основам работы в области музыкальной акустики и звукового оборудования:
- познакомить с
современными технологиями в области обработки аудиоинформации;
– научить использовать программное обеспечение, позволяющее записывать,
обрабатывать и компилировать аудиоинформацию;
- сформировать навыки использования компьютера как инструмента для творчества, созидания, реализации своих способностей;
– развивать творческую активность учащихся, художественный и музыкальный вкус;
– способствовать формированию социокультурного пространства для осуществления творческого взаимодействия учащихся и педагогов, занимающихся музыкальным творчеством и реализации разнообразных проектов, связанных с песенно-музыкальным творчеством детей и юношества.
Достижению поставленной цели и вышеуказанных задач наиболее оптимально будут способствовать активные и интерактивные методы работы: эвристический, исследовательский, проблемный методы, кейс-метод, метод проектов.
Подходы и принципы построения программы внеурочной деятельности.
Системно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях: на уровне взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности; на уровне сопоставления произведений разных видов искусств; на уровне сопоставления художественного и научно-популярного текста.
Личностно ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование определенных качеств личности. Эти качества формируются, за счет: организации музыкальной и художественной деятельности учащегося, требующей проявления активности, ответственности, креативности, инициативности, мобильности, рефлексивности; организации проектов по различным произведениям; присвоение учащимся духовно-нравственных ценностей, которые несет в себе искусство.
Метаметодический подход реализуется в выделении близких для разных учебных предметов и внеурочной образовательной деятельности целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий. Программа «Студии звукозаписи» наиболее тесно связана с учебными предметами: «Литература», «Биология», «Русский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Информатика».
Проблемно-поисковый подход осуществляется на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в учащемся. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Педагогические технологии, применяемы в рамках занятий по данной программе:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемные технологии;
- технологии развивающего обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно – ориентированные технологии.
Содержание программы
Раздел 1. Звукорежиссёр. Звук (8 часов)
Звукорежиссер – это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, разрабатывает концепцию звука, управляет процессом речевого озвучивания (актёры у микрофона озвучивают своих героев, произносят закадровый текст и т.п.), выбирает и записывает шумы, отвечающие тому, что происходит на экране, обрабатывает их. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической. Профессия звукорежиссёр предполагает музыкальность, художественное восприятие и воображение, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука, в частности нужно знать технологию озвучивания, правила расстановки микрофонов. Звукорежиссёр должен понимать физику звука, а также акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы. Что такое звук. Характеристики звука. Как записывается звук. Как воспроизводится звук. Цифровой звук. Компьютер и периферийные устройства для работы со звуком. Запись и оцифровка. Воспроизведение. Программы для работы с аудио информацией на компьютере. Студия звукозаписи.
Раздел 2. Стандартные форматы звуковых файлов (13 часов)
3 основных типа звуковых файлов: не сжатые форматы (AUP, WAV, AIFF), сжатые форматы (Sun Au / NeXT, IRCAM, MP3, Ogg Vorbis), MIDI). Поиск в Интернете и сохранение музыкальных файлов. Что такое редактирование звука. Обработка звука на примере программы Audacity: запуск программы, элементы управления, настройки, поддерживаемые форматы, экспорт/импорт файлов. Запись и редактирование звука с микрофона. Удаление шума. Функции вырезать, скопировать, вставить, пауза, дублирование, разделить, сведение и разделение. Наложение голоса на фоновую дорожку. Использование фильтров. Использование online программ для обработки аудиофайлов.
Раздел 3. Создание музыкальных партитур на примере нотного редактора MuseScore (8 часов)
Создание новой партитуры. Ввод нот, знаков, текста, редактирование и сохранение в разных форматах. Воспроизведение звуков. Использование элементов управления воспроизведением и способы работы со звуками музыкальных инструментов. Импорт MIDI, режим воспроизведения, библиотека звуков, смена и регулировка звука инструмента.
Раздел 4. Разработка аудио проекта (6 часов)
Разработка аудио проекта, связанного с содержанием учебного предмета (по выбору учащегося), с применением ИКТ на всех этапах его разработки. Например: чтение литературного произведения, подбор музыки, соединение голоса и фонограммы; создание аудио поздравления; соединение фонограмм и редактирование аудиофайлов для подготовки музыкального фона праздника; создание подкастинга.
В рамках реализации данной программы активно взаимодействуем с социальными партнерами МБОУ СОШ №20: МБУ ДО «Детская школа искусств №2», БУ ХМАО-Югры «Сургутский музыкально-драматический театр», МБУК «Централизованная библиотечная система» (городская библиотека №11), МАУ «Сургутская филармония», БУ «Сургутский музыкальный колледж».
Учебно-тематический план
|
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе, часов |
|
|
Теоретич. |
Практич. |
|||
|
1 |
Звукорежиссер. Звук |
8 |
2 |
6 |
|
2 |
Стандартные форматы звуковых файлов. |
13 |
1 |
12 |
|
3 |
Создание музыкальных партитур на примере нотного редактора2 MuseScore |
8 |
1 |
7 |
|
4 |
Разработка аудио проекта |
6 |
1 |
5 |
|
|
Всего |
35 |
5 |
30 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
|
|
план |
факт |
|||
|
|
Звукорежиссер. Звук |
8 |
|
|
|
1
|
Звукорежиссер. Профессия звукорежиссёр. |
1 |
|
|
|
2 |
Что такое звук. Характеристики звука
|
1 |
|
|
|
2 |
Как записывается звук Как воспроизводится звук |
1 |
|
|
|
3 |
Цифровой звук. |
1 |
|
|
|
4 |
Компьютер и периферийные устройства для работы со звуком |
1 |
|
|
|
5 |
Запись и оцифровка. |
2 |
|
|
|
6 |
Воспроизведение |
1 |
|
|
|
|
Стандартные форматы звуковых файлов. |
13 |
|
|
|
7 |
Программные средства для записи, обработки и воспроизведения |
2 |
|
|
|
8 |
3 основных типа звуковых файлов. Поиск в Интернете и сохранение музыкальных файлов. |
2 |
|
|
|
9 |
Что такое редактирование звука. |
1 |
|
|
|
10 |
Обработка звука на примере программы Audacity |
2 |
|
|
|
11 |
Запись и редактирование звука с микрофона. Удаление шума |
2 |
|
|
|
12 |
Наложение голоса на фоновую дорожку. |
2 |
|
|
|
13 |
Использование фильтров. Использование online программ для обработки аудиофайлов |
2 |
|
|
|
|
Создание музыкальных партитур на примере нотного редактора2 MuseScore |
8 |
|
|
|
14 |
Создание новой партитуры. Ввод нот, знаков, текста, редактирование и сохранение в разных форматах |
2 |
|
|
|
15 |
Воспроизведение звуков. |
2 |
|
|
|
16 |
Использование элементов управления воспроизведением и способы работы со звуками музыкальных инструментов |
2 |
|
|
|
17 |
Импорт MIDI, режим воспроизведения, библиотека звуков, смена и регулировка звука инструмента. |
2 |
|
|
|
|
Разработка аудио проекта |
6 |
|
|
|
18 |
Разработка учебного аудио проекта |
4 |
|
|
|
19 |
Представление и защита аудио проекта |
2 |
|
|
|
|
Итого |
35 |
|
|
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по внеурочной деятельности:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать в процессе совместной деятельности с одноклассниками, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- знать специфику работы современного звукорежиссера;
- умение пользоваться звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой;
- правила технической эксплуатации радиотехнического оборудования;
- назначение и режимы работы применяемых технических средств;
- понимание акустических особенности студий, театральных и концертных залов;
- подбор и инсталляция (установка) звукового оборудования;
- звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ;
- работу с компьютерными программами по записи и обработке звука;
- получение начальных знаний в области звука для дальнейшего обучения.
Формы и режим занятий:
Основными формами организации образовательной деятельности являются групповые занятия, работа в мини-группах и индивидуальная работа.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы и формы проведения занятий, подход к распределению заданий. Организуется групповая и индивидуальная работа, работа в мини-группах. Планируется время для теории и практики: участие в образовательных событиях школы и города, выполнение творческих работ, защита проектов, экскурсии, посещение учреждений культуры, в том числе в онлайн-форматах.
Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. В конце изучения программы предполагается представление и защита аудио проекта.
Формы представления образовательных результатов
При реализации программы акцент делается не на оценке учителем результатов выполнения практических заданий, а на самооценке их обучаемыми. Анализ результатов выполнения индивидуальных практических заданий по отдельным темам предполагает, что учащиеся сами оценивают результаты выполнения заданий. Для этих целей могут использоваться ответы обучающихся на следующие вопросы:
- Почему ты выбрал этот проект?
- Как ты организовал свою деятельность, чтобы выполнить проект?
- Какие навыки компьютерных технологий ты приобрел?
- Справился ли ты с заданием?
- Что у тебя получилось хорошо? Что у тебя не получается? С какой проблемой ты столкнулся? Как ты ее разрешил?
- Что бы ты предложил для того, чтобы проект стал еще лучше?
Защита учащимися итогового аудио проекта также предполагает их ответы на обозначенные вопросы.
Для оценки результатов выполнения проектов учителем может использоваться приведенный ниже экспертный лист.
|
Критерий |
Соответствует требованиям |
Превышает требования |
|
Оригинальность |
В работе использован материал, раскрывающий тему проекта |
Работа высоко оригинальна, интересная тема |
|
Обязательные элементы |
Запись голоса, сохранение музыкального фона, соединение голоса и музыки, исключение шумов, изменение длительности, тональности. Написание простой партитуры |
Запись голоса, сохранение музыкального фона, соединение голоса и музыки, исключение шумов, изменение длительности, тональности. Использование дополнительных возможностей редактирования аудиозаписи, создание партитуры для разных инструментов |
|
Технические навыки |
Использование микрофона, колонок (наушников), навыки использования рограммы Звукозапись, online аудио редакторов, простейшие навыки работы в программах Audacity и MuseScore, запись файлов |
Использование микрофона, колонок (наушников), навыки использования Технические навыки Использование микрофона, колонок (наушников), навыки использования 4 программы Звукозапись, on-line аудио редакторов, например Online Audio Joiner, использование программ Audacity и MuseScore, создание и редактирование аудио файлов, запись файлов, размещение в сети |
|
Выразительность |
Аудио файл содержит голос и музыку |
Аудио файл содержит голос и удачный подбор музыки, эффектов, является законченным продуктом |
|
Сотрудничество |
Проект создавал один учащийся |
Проект создавала группа, грамотное распределение работы, обсуждение |
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Основной целью этой программы является формирование практических умений создания и редактирования аудиофайлов, обеспечивающих самостоятельное решение познавательных и коммуникативных задач с использованием компьютерного инструментария, как в школе, так и на компьютерах, которые школьники имеют дома.
Работа по программе предполагает разработку комплекта индивидуальных заданий к основным темам, которые самостоятельно должны выполнить обучающиеся.
Индивидуальные задания предполагают выполнение учащимися настроек технических устройств и программных средств, просмотр сайтов и видеороликов в Интернете.
Страницы сайтов и видеоролики о работе звукорежиссера
Работа звукорежиссёра в студии звукозаписи http://yablor.ru/blogs/rabotazvukorejissera-v-studii-zvukozapisi/1460067
Работа звукорежиссёра с живым звуком в условиях малой концертной площадки http://pzrec.ru/stati/kategoriya_statey_2/rabota_zvukorejissera_s_jivyim_zvukom_v_usloviyah_maloy_k ontsertnoy_ploschadki
Как звукорежиссёр записывает песни https://www.youtube.com/watch?v=2LJ21LnDpxI
В его руках звук оживает. https://www.youtube.com/watch?v=Ty1w6LJ0ZU
Энциклопедия профессий. Звукооформитель
https://www.youtube.com/watch?v=DJ1PfoHaN3Q
Материально-техническое обеспечение деятельности
Мультимедийный компьютерный класс на 12-15 посадочных мест с проектором, экраном (интерактивной доской), выходом в сеть Интернет на каждом компьютере, микшерный пульт, усилитель низкой частоты, 2 звуковые колонки, наушники, микрофон, колонки, коммутаторные провода.
Программно-методическое обеспечение: стандартный набор офисных программ, свободно распространяемые программы Audacity, MuseScore, online редактор Online Audio Joiner.
Литература
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 (6) класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний. – 2016 г.
2. Информатика. Примерные рабочие программы курсов внеурочной деятельности. 5–6, 7–9 классы : учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Л. Босовой. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 136 с.
3. Земсков А.И. Электронная информация и электронные ресурсы // А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М. : ФАИР, 2007.
4. Загуменов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты (просто о сложном). НТ Пресс, 2005 г.
5. Леонтьев В.П. Обработка музыки и звука на компьютере. Олма-Пресс, 2005 г.
6. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия компьютера 2011, 2010.
7. Лоянич А. А. Запись и обработка звука на компьютере. Эксмо, 2008 г.
8. Электронный учебник Цифровой звук http://audacity.ru/p1aa1.html
9. Электронный учебник по изучению нотного редактора MuseScore https://musescore.org/en/handbook
10. Online аудиоредактор http://audio-joiner.com/ru/
Интернет-ресурсы
http://www.read.in.ua/book124526/
https://www.youtube.com/watch?v=Iz3nuovTCDQ
http://skiz.esy.es/wpcontent/uploads/2018/05/8._5_6_kl._V_studii_zvukoregissera.pdf
https://musescore.org/en/handbook
http://audacity.ru/p65aa1.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.