БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
При Принято
Согласовано
Утверждаю
на педагогическом совете
протокол №___
от «__»__________20___г.
Заместитель директора
по УР
________
«___» __________20___г.
Директор БОУ «Новочебоксарская
общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
_________
приказ №________
«____» ___________20___г.
Речь и альтернативная коммуникация
7 класс
Рабочая программа
Автор составитель:
учитель Желтова Раиса Васильевна
Обучающаяся: Иванова Мария
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей естественногуманитарного цикла
протокол № ______
от «___» _________________ 20______г.
г. Новочебоксарск
1 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана для обучающейся 7 класса Ивановой М. с
умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Положением о рабочей программе основного общего образования БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, индивидуальным Учебным планом, годовым календарным учебным
графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования
Чувашии.
Основой для разработки данной программы послужили программнометодические материалы по обучению детей с выраженным
недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2007 г.), рекомендации по воспитанию и обучению детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена по учебникам «Русский язык» 2 класс, учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова М, «Просвещение», 2012г; «Чтение» 2
класс, учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С Ю Ильина, А.К, Аксенова, М,
«Просвещение»,2017г, I«Устная речь» 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В.
Комарова. – М. :Просвещение, 2013, «Букварь» 1класс,учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII
вида/А.К.Аксенова С.В.КомароваМ.Просвещение,2013г
. Данные учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования).
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
2 формирование умения понимать обращенную речь;
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения;
формирование предпосылок к начальным навыкам чтения и письма.
Общая характеристика учебного предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающихся
значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно
включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у обучающейся потребности в общении, на развитие сохранных речевых
механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» включает коммуникации с использованием вербальных невербальных средств. Коммуникация, как процесс
установления и развития контактов между людьми, возникает в связи с потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен
информацией, обладает взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: комуто чтото сообщить, на
когото чтото повлиять (например, попросить), получить опыт (например, обсудить чтото с другими людьми).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь, экспрессию
с использованием средств невербальной коммуникации. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки начальным навыкам чтения и письма.
Организация обучения подразумевает неразрывность всех видов деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию речи
включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и письму с учетом
индивидуальных достижений. Весь программный материал представлен в виде единого комплекса.
Форма обучения – урок. Форма учебной деятельности индивидуальная.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, работа с учебником); наглядные; практические.
Средства обучения: использование печатных изображений, электронных средств коммуникации, сюжетные картинки с различной тематикой для
развития речи, наборы букв, коммуникативные таблицы.
Межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительной деятельности, профильного труда, домоводства, окружающего
природного мира, окружающего социального мира, математических представлений и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Филология». Данная рабочая программа
составлена в соответствии с Учебным планом, годовым календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа
3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2017/2018 учебный год, предусматривает изучение
предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в количестве 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Срок реализации учебной программы 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своему народу, к своей родине;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических
ценностей.
Метапредметные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности;
формулировать задание: определять его цель;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
4 Предметные:
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях;
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
узнавание и различение образов графем (букв);
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
начальные навыки чтения и письма.
Содержание учебного предмета
«Коммуникация»
Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся» (повторение
за учителем слов, обозначающих приветствие: привет, здравствуйте, доброе утро, добрый день, разрешите
вами познакомиться)).
Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком, словом, с
использованием жестов, употребление слова «Пожалуйста»). Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой (участие в
диалоге). Выражение благодарности звуком, словом, жестом. Инсценирование ситуации «В библиотеке».
с
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния (участие в диалоге вместе с учителем, подражание речи учителя,
использование слов поздравления, приглашения в гости, моделирование поведения в гостях). Ответы на вопросы. Задавание вопросов (с опорой
на рисунки). Слова, обозначающие места расположения субъектов .Игра «Найди место предметов».
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Слова, обозначающие предметы на тему: сад, огород. Подписывание картинок с изображением фруктов и овощей. Составление рассказа
по серии картинок «Откуда хлеб пришел?». Слова, обозначающие учебные принадлежности. Сравнение картинок с предметами. Подписывание
картинок. Составление слов из букв. Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. Описание наблюдений.
Составление рассказа по картинке «»Зима. Зимние забавы». Просмотр фильма «Птицы зимой» Составление рассказа о зимующих птицах по
серии картинок. Русская народная сказка Снегурочка». Описание героев и их поступки. Слова, обозначающие предметы, отвечающие на
вопрос ы «Кто это? Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Составление предложений. Сказка
«Рукавичка». Выборочный пересказ. Списывание с карточек названий животных. Слова, обозначающие количество предметов Участие в игре
5 «Мир профессий». Слова, обозначающие действия предметов. Чтение, списывание предложений с опорой на образец. . Транспорт. Правила
поведения на дорогах. Определение дорожных знаков.
«Чтение и письмо»
Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову. Составление слов из
слогов (касса букв). Списывание коротких предложений. Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Списывание
предложений с образцов. Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов.
Списывание с печатного текста «Зайка». Разучивание коротких стихов на тему «Приход зимы». Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный
колобок». Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги. Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин домик. Чтение стихотворений о весне.
Чтение русской народной сказки «Умей обождать». Списывание слов. Списывание слов на тему «Россиямоя Родина».
. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
( приложение к рабочей программе)
Описание учебнометодическое и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Демонстрационные печатные пособия: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с
различной тематикой для развития речи;
Методические и учебные пособия
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программнометодические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.
:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Устная речь. 2 классы: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Комарова.
«Русский язык» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В.Якубовская,
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи в 14 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида.
1.
2.
Н.В.Павлова, М. «Просвещение».2012
3.
4.
М.:АРКТИ, 2003.
6 Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб.программы и
5.
методические материалы. Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Издво НЦ ЭНАС, 2002.
Интернетресурсы
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
www.center.fio.ru
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.intedu.ni
Библиотека в школе"http
.1 september
. ru
:// lib
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1.Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
4.Глобальное чтение в доступных обучающейся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
7
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Программа (7 класс, индивидуальное обучение на дому, речь и альтернативная коммуникация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.