Первые шаги к речи. Часть 6. Методическое пособие для учителей и родителей.Для детей с недостатками слуха.

  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Памятки
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 04.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первые шаги к речи. Часть 6. Методическое пособие для учителей и родителей.Для детей с недостатками слуха
Иконка файла материала ПЕРВЫЕ ШАГИ К РЕЧИ Часть 6.docx

Раздел 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-13.jpg

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-14.jpg

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-15.jpg

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-16.jpg

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-17.jpg

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-18.jpg

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-19.jpg

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-20.jpg

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-21.jpg

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-22.jpg

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-23.jpg

Загнать мяч в ворота

  • "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-24.jpg

 

 

 

 

Раздел 2

Упражнения для голоса и дыхания

Упражнения для голоса и дыхания:

1.     Медленная ходьба :

- на 2 шага  вдох , на 2 шага – выдох;

- на 4 шага  вдох, на 4 шага выдох ;

- на 6, 8 шагов – вдох, на 6,8 шагов – выдох.

2. Прогнувшись назад, вдохнуть через нос наклоняясь вперед, выдохнуть, произнося  каждый раз  новую гласную  - А, А, У, Э .

3. На выдохе :

БИММ        БОММ       БОНН     ДОНН   ДОММ

4. Глубоко вдохнуть на выдохе  произносить:

МОММ   МИММ  МАММ   МУММ

 5. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произнести сначала коротко, а затем протяжно  один из открытых слогов:

 МО – МОО    МИ – МИИ     МУ - МУУ     МЭ – МЭЭ

6. На выдохе произносить О и У и слова :

 Нараспев : ОКО   ОКНО   ОЛОВО   МОЛОКО   МУКА

7. Длительное изолированное произнесение звука О :

 О______

О_______

О______

О_______О_____О______

О________О______О_______

8. Краткое произнесение  О :

О    О    О   О

ОООООО

ОООООООООО

9. Произнесение  звуков с повышением силы голоса на каждый звук.

О  О о о         О  О о о

А А А А                  АААА

АУАУАУАУ                         АУАУАУАУ 

ЗЗЗЗ                                             ЗЗЗЗ

10. Выдерживание тона.

ПАПОПАПОПАПО           ПАПУПАПУПАПУ

АОАОАОАОАОА              АУАУАУАУАУАУ

ОАОАОАОАОАОА           ПАПУПИПАПУПИ

АИАИАИАИАИ                  АУИАУИАУИАУИАУИ

11. Повтори слоги на одном выдохе :

 ПАПАПА
 ПАПАПАПА

ПАПАПАПАПА

ПАПАПАПАПАПАПА

ТАТАТА

ТАТАТАТА
ТАТАТАТАТАТА

ВАВАВА

ВАВАВАВА

ВАВАВАВАВАВА

ПАПА   ЛОПАТА   КАРАНДАШ

12. Изменение силы голоса.

Папа    ПАПАПАпапапа

ПА  па  ПА па  ПА па

А______а______А

а_____ А______а_______А ______А_____а

ПА____па_____ПА_____

А_____А______А______А_____А_____А

та_______ТА_______та______

паПА       таТА     ваВА

поПО      тоТО     воВО 

пуПУ       туТУ       вуВУ

сова    оса   упал

Папа там.

Мама тут .

Вова упал.

Вот лампа.

 

13. Выдерживание тона  голоса в сочетании с согласными:

 АМ   А___М____А____М_____А____

УМ    У_____М______У_____М____У______М

ИМ    И_____М______И______М______И______М

ОМ    О______М______О______М______О______М

14 Длительное и краткое  произношение слогов:

 ПА____ПО______ПУ______ПИ_____

ПА______ТА_______КА______ФА______
ПА    ТА    КА    ФА

 ПАПАПАПА______________

ПОПОПОПО______________

ТАТАТАТА________________

ТУ  ТУ  ТУ  ТУ________________

ПА______ПА

ТА_____ТА

ПО_______ПО       ТО______ТО

ФА_______ФА      ТА КА ПА  ДА

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ

Повторение

                                                                                                                                                   А

              Гласный звук. Выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.    Язык  лежит в нижней части ротовой полости ,слегка упираясь в нижние зубы.            

                                                                                                      И

            Гласный звук. Выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.    Язык  лежит в нижней части ротовой полости, слегка упираясь в нижние зубы.   Губы растянуты в улыбку. Зубы слегка сомкнуты.                                                

                                                                                                       О

             Гласный звук. Выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.    Язык  лежит в нижней части ротовой полости, слегка упираясь в нижние зубы.   Губы округлены.                                                 

 

                                                                                           У

       Гласный звук. Выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды.    Язык  лежит в нижней части ротовой полости, слегка упираясь в нижние зубы.   Губы округлены и вытянуты вперед.    

                                               Л

           Губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

 

 

           http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/2.jpg                         http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/2.jpg

 

                                                                                                                                                          Ш

При артикуляции звука Ш            на приеме у логопеда                                       

 

                            Язык наверх. Широкий. Сильно подуть, губы вытянуты вперед

Новые звуки.    Ы, Э, С

              Ы                        

             Губы пассивны. Кончик языка отходит назад от резцов,

а спинка высоко поднята  к задней  части  твёрдого нёба.

 

 

                       Э                         

Губы пассивны, углы рта слегка оттянуты назад.

Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края – к верхним коренным зубам.

 

 

 

     http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/c.gif                       С

           Губы растянуты в стороны, как при улыбке (перед а, э, ы, и) или несколько округлены и выдвинуты вперед (перед о,у); зубы на расстоянии 1—1,5 мм; язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя, передняя часть спинки языка приподнимается к альвеолам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов.

 

Раздел 4

 Пальчиковая гимнастика

                                      ПОВТОРЕНИЕ

 

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/55s.jpg

 

 

 

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/56s.jpg

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/57s.jpg

 

                   Новые упражнения

  http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/58s.jpg                   http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/59s.jpg 

                                                 петушок  

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/60s.jpg                                      зайка

 

РАЗДЕЛ 5

МАТЕМАТИКА

ПОВТОРЕНИЕ. Покажи цифру. Назови цифру.

 

1        4       5

2         5       3

1         4        2

4         2        1

 5        3        2

Задания.

1. Подобрать и подложить палочки, кружочки к цифрам.

2. Цифры подобрать и положить рядом с тем количеством  предметом, которое соответствует цифре.

3. Показать на пальцах, сколько кружочков, палочек.

4 .Показать на пальцах, какая цифра.

5. Посмотреть на карточку и сказать, какая цифра.

6. Послушать и показать  по картинке ,какая цифра.

7. Послушать и показать  нужное количество предметов.

8 .Послушать и отложить нужное количество предметов.

Какая фигура ?

 


                                                                     

                 Новый материал

 

Составьте из треугольника, квадрата и прямоугольника дом.

 

 


                                                                      

 

 

 

 

 

 

Скажите, где много ?  Где мало?

                      Поровну! Запомни!

          

 

                                                 

 

                      

                                                

 

 

 

РАЗДЕЛ 6 

ЗВУКИ ВОКРУГ НАС

ПОВТОРЕНИЕ

                                            

                                                      БЕ___БЕЕЕЕ

                                         Ж___Ж___ЖЖЖЖЖЖЖ

                                                     ТИК –ТАК, ТИК –ТАК

 

                                                             ХРЮ –ХРЮ

 

                                              ЗЗЗЗ___ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

 

 

                                                                               ГУЛЬ-ГУЛЬ-ГУЛЬ

                         НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ

 

                        ИУ_____ ИУ_______

                       ИА_____ИА_______

               УУУУ_____УУУУ______

                      КАП -  КАП- КАП

            КХЕ ___ КХЕ___ КХЕ___

  ИГОГО___ИГОГО_____ИГОГО

                      ПИ____ПИ___ПИ___

 

                    КУ_КА_РЕ_КУ_____

           ХЛОП- ХЛОП - ХЛОП

РАЗДЕЛ 7

Упражнения  на  развитие мелкой моторики.

 

1.Лепка из пластилина

     -   Раскатывание колбаски, шариков разных размеров.

     -   Разминание  пластилина пальцами на столе, между пальцами.

     -   Лепка гриба, яблока, груши, вишни.

     -   Лепка  огурца, елочки, пирамидки.

     -   Лепка снеговика, зайчика, белочки.

 

2. Складывание маленькой  пирамидки. Складывание пирамидки большого размера.

 

  3. Работа с конструктором.

        - Раскладывание  предметов по цвету.( одного  цвета и чередование )

       - Складывание фигуры в определенном порядке. ( горизонтальное, вертикальное положение, с углом, полуквадрат, квадрат.)

 

4.  Раскладывание   арифметических палочек.

       -  По порядку  разного цвета.

       -   В чередовании  по цвету.

      -   Складывание из палочек различных фигур .( домик, ёлочка, квадрат, треугольник, прямоугольник, заборчик ,стол, стул  )

 

5.  Перекатывание  маленького(большого) мяча по столу, в ладонях и по руке.

 

6.   Составление  разрезной картинки .( мяч, яблоко, помидор, огурец, морковь и т. д .)

 

7.  Составление по образцу аппликации из  цветной бумаги. ( мяч -  квадрат; треугольник – мяч;  дом – ель; )

 

 8.  Одевание и раздевание кукол.(Игра)

 

9.    Расстановка  детской  посуды на столе.(Игра)

 

10 .  Катание  маленьких  игрушек по столу. ( машинки, лодочки, паровозики)

11.  Игра « Нарядим ёлочку.»

 

РАЗДЕЛ 8

 Посмотри на картинку и выполни действие

 

                                    

 

                                        

 

 

                                     

 

 

                                          

 

                                           

 

                                       

                                           

 

                                                

РАЗДЕЛ 9

« Мои первые буквы»

ПОКАЖИ И ПРОЧИТАЙ  БУКВЫ(повторение)

А     А    О  

И     У     А

 

О     И     А   

 

У     О    И

А      И     У

М___       В___

В___А____

М____А____

МА___МА__

МАМА

П   П   П

C_____

Л___Л____

Е____Е_____

Д    Д    Д    Д

Ш____Ш_____

Н____Н____

 

                   НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

 ПА    ПА   ПА 

 ПО   ПО   ПО

 ПУ    ПУ   ПУ

( выполняется в сочетании с фонетической ритмикой)

СА   СА   СА 
СО   СО   СО

СУ   СУ   СУ

ПАПА  МАМА

ДОМ

СУП

ВОВА

ВАВА

НОС

РАЗДЕЛ 10

МОЙ СЛОВАРЬ

Домашние животные

 Картинка загружается...                               корова

Картинка загружается...                                  лошадь

 

Картинка загружается...                                       кролик

 

Картинка загружается...                                        кошка

 

Картинка загружается...                                    коза

Картинка загружается...                                  овца

Картинка загружается...                                свинья

Картинка загружается...                                  собака

 

 РАЗДЕЛ 11

СЕРИЯ « Мой словарь»

Слова , состоящие из двух  слогов.

 

 

                                                                                                                   МАМА

                                                                                                                   ПАПА

 

                                                                                                           ДЕТИ

                                                                                                            МАСЛО

                                                                                                                ЗАЯЦ

 

                                                                  ЛОШАДЬ                                                                                                                                                                   МИШКА                                                                                                                                                                                         

                                                                       РЫБА                                                                                                      

                                                                  КРОВАТЬ                                         

                                                                                                        ОСА

 

                                                             КОШКА                                                                                                           

                РОЗА

 

 

РАЗДЕЛ 12

Ознакомление с окружающим миром

СЕРИЯ « ЧТО? КТО? ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?»

                                      default

                           РУКА    НОГА         ГОЛОВА

Дерево        Листья

    

Кора. Ствол. Ветви.

        

Нарисуй дерево.

РАЗДЕЛ 13

Фонетическая ритмика в сочетании с движениями

Фонетическая ритмика  в сочетании с движениями.

Раз, два – А

Раз, два – У

Раз, два – О

Раз, два  - Е

Раз , два  - И

 Раз, два –  Я

 Раз, два -  Ю

__________________________________________________

 Раз, два –  АЯ

Раз, два   -  ОЕ

 Раз, два  -  УЮ

______________________________________________________

 Раз, два  –  ОЕ

 Раз, два  –  ОУ

 Раз , два -  УИ

Раз, два  -   ИА

(Выполняется под руководством учителя)

 

РАЗДЕЛ 14

Обведи

 

 

 

 

 

 

 

 


       

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

    

 

ВАЖНО!    

     Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем и родителями. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ребенком знания, получаемые им на всех учебных предметах.

 

                                     


 

Скачано с www.znanio.ru