Программа " Культура поведения"
Оценка 4.7

Программа " Культура поведения"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
1 кл—2 кл
11.02.2017
Программа " Культура поведения"
Раскрою несколько занятий, которые в доступной форме знакомят школьников с нормами поведения в наиболее часто встречающихся жизненных ситуациях. Речь пойдет об элементарных навыках поведения в школе, в гостях, в столовой, в транспорте, в общественных местах и т.д. Занятия рассчитаны на учеников 1-2 классов.
культура поведения.docx
МОУ « Белокурихинская начальная общеобразовательная школа» ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА                            ПРОГРАММА     « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»                                            Составила: Сургина В.В.                                            Учитель начальных классов.                                 2008 г.    Что такое «культура поведения», и каковы методические особенности работы над этой  темой? Вспомним крылатые слова Сервантеса, которые могут стать эпиграфом к этой теме: «  Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».    Культура поведения в самом широком смысле этого выражения обозначает совокупность  выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей. Это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между  людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к  внешнему виду ( к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно,  культура поведения­ это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В  правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.   Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная, систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных  классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их  применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их  поведении закрепляются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на  улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не  привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко  проводить более трудную работу: перевоспитание школьников, у которых укоренились  отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу  над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения; такта,  деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.    Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора  методов работы с детьми. Главными методами являются приучение школьников к  выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм  морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение  фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения.  Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются  упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе  систематических знаний. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики  правила, которое отрабатывается.    Остановлюсь особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с  детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга,  высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе  раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывание учащихся позволяют  педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы  или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулирует правила  поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.    Беседа используется и при чтении литературных произведений этического содержания.  При этом целесообразно обсуждать с детьми и образы правильного поведения, и  негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать  детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять  правила культурного поведения. И таким образом вызывать у ребят желание не быть  похожими на них.    Раскрою несколько занятий, которые в доступной форме знакомят школьников с нормами поведения в наиболее часто встречающихся жизненных ситуациях. Речь пойдет об элементарных навыках поведения в школе, в гостях, в столовой, в транспорте, в  общественных местах и т.д.    Занятия рассчитаны на учеников 1­2 классов.         Цикл внеклассных занятий на тему :               « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» Занятие №1. Тема: « О вежливых словах и их применении» Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных  ситуациях. Материалы: аудиозапись песни « Чебурашка», таблички с вежливыми словами  на доске, указатель « Спасибоград», разрезные буквы из которых можно  составить несколько « волшебных» слов, рассказ В. Осеевой « Волшебное  слово».                                      ХОД ЗАНЯТИЯ Занятие начинается со звучания песни « Чебурашка». По окончании учитель задает  вопросы: ­ Ребята, продолжите слова­ « Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка… ­ Что мы можем сказать об этой собаке? ( Она вежливая, добрая) ­ А что значит вежливость? ( Вежливость­ это умение вести себя так, чтобы другим было  приятно с тобой) ­ Так вот с сегодняшнего дня, представьте мы с вами отправимся в путешествие по стране  Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях  и узнаете много нового и интересного. Кто еще недостаточно вежлив и культурен,  наверстает упущенное. Но это в будущем… А сейчас мы прибываем на первую остановку в город Вежливости Спасибоград.                                    А вы когда­ нибудь бывали                                    В городе Спасибоград,                                    Где на Вежливом бульваре                                    Вежливо благодарят? ­ Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите,  о чем мы будем говорить? Для начала загадки: Растает даже ледяная глыба От слова теплого… ( Спасибо) Зазеленее старый пень Когда услышит…     ( Добрый день)    И во Франции, и в Дании На прощание говорят… ( До свидания) В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С помощью них  можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.   А что значит слово « здравствуйте»? « Здравствуйте!» Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете « Здравствуйте!»­ Это же будьте здоровы, Это же дольше живите на свете! Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно  забыла. Подскажите ей. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. И оно­то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят,  Если вас благодарят.   ( Спасибо) А теперь поиграем­ « Вежливые слова». Каждый называет по очереди по одному вежливому слову. Кто скажет слово последним, тот и выиграл. Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой « Волшебное слово». Я прочитаю, а потом мы обсудим, как он связан с нашей темой. Чтение рассказа. ­ Как вел себя Павлик в сквере? ­На что он жаловался старику? ­ Какое волшебное слово назвал Павлику старик? ­Как его нужно было говорить? ­ Почему изменилось отношение к Павлику сестры, брата, бабушки? ­ Был ли старик волшебником? Далее будем составлять « волшебные слова» из разрезных букв. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не  приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и со  всеми быть полезными людям и вот так не поступать: Тетя Сима попросила Слазить Витю на чердак. ­ Извините, тетя Сима, Я вам вовсе не батрак. Говорит лентяйке мать: ­ Убери свою кровать. ­ Я бы, мама, убрала, Только я еще мала. На этом наше занятие кончается, подведем итог. ­ В каком городе были? ­ О чем говорили? ­ Что значит вежливость? ­ Какие слова узнали? ­ Какая связь между словами и поступками? Занятие № 2. Тема: « Правила знакомства, представления и обращения» Цель: пополнить словарный запас учащихся новыми формами знакомства, представления и  обращения, закрепить предыдущие знания. Материалы:  таблички с вежливыми словами на доске, указатель «Знакомск», произведение К. Чуковского « Телефон».                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Повторение. ­ В какое путешествие мы с вами отправились на предыдущем занятии? ­ Как называлась первая станция? ( Спасибоград) ­ О чем на ней говорили? ( О вежливых словах и поступках) ­ Я хочу проверить, как вы помните волшебные слова…Отвечайте без ошибок… Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем: « Видел Настю­ октябренка я на улице сейчас. Настя­ славная девчонка, Настя ходит в первый класс! Но…давно уже от Насти я не слышу слова …                 ( Здрасте) А слово­то какое­ очень дорогое. Встретил Витю я, соседа. Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, налетел из­за угла! Но­ представьте!­ зря от Вити ждал я слова…                ( Извините) А слово­ то какое­ очень дорогое. Он про внучку говорил: « Экая досада! Я портфель ей подарил. Вижу очень рада! Но нельзя ж молчать, как рыба. Ну, сказала бы…                                                                   ( Спасибо). А слово­то какое­ очень дорогое. 2. Новая тема. ­ Сегодня мы прибываем в следующий город ЗНАКОМСК. Догадайтесь по названию, о  чем пойдет речь.         ( О знакомстве) ­ Верно, мы будем говорить о правилах знакомства, представления и обращения. Существует несколько правил знакомства: 1. Младший всегда представляется старшему. 2. При знакомстве смотрите друг другу в глаза и улыбайтесь. 3. Когда представляют мужчину, он встает. 4. В гостях знакомит людей друг с другом хозяйка. 5. Представляя, следует четко произносить имя и фамилию. Обращение может быть: 1. Официальным ( гражданин, господин, товарищ, Ф.И.О.) 2. Интимным ( дорогой, милая) 3. Доверительным ( уважаемые коллеги, друзья) 4. Шуточным ( детское прозвище). Обращение « Вы» подчеркивает уважение к лицу. Сейчас разыграем следующие сценки ( ситуация знакомства) а) вам надо познакомиться со сверстником. б) надо познакомиться со взрослым. Обыгрывание ситуаций: 1. Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку. Как назовете соседа? ­ Вежлив ли герой? « Спасибо», « здравствуйте», « простите» Произносить он не привык. Простого слова « извините» Не одолел его язык. Не скажет он друзьям по школе Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только Алешка, Петька, Ванька, Толька. 2. Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб. 3. Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку. Пополнение словаря вежливых слов. Сколько просьб начинается с « будьте добры»: « Скажите, который час?» « Простите,­ глаза у меня стары…» « Придите, беда у нас!» Игра « Найди ошибку»( дети обыгрывают ситуации). а) Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил три ошибки. Какие? ( он кричал, забыл « пожалуйста», « спасибо») б) Девочка жаловалась: ­ Во дворе один мальчик зовет меня Галькой. ­ А как ты его зовешь?­ спрашивает мама. ­ Я ему просто кричу: « Эй, ты!» ­ Когда вежливые люди говорят « Простите», « Извитите»? ( Если совершили плохой  поступок.) Верно, как пример в стихотворении… Попал я в дедушку мячом И закричал: « А я при чем?» Но, досчитав до тридцати, Сказал: « Ну, дедушка, прости!» ­ По окончанию подведем итог нашего занятия: ­ В каком городе были? ­ Что нового узнали? ­ Какие вежливые слова? Занятие №3. Тема: « Правила приветствия и прощания». Цель: научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости  от ситуации, закрепить умение употреблять разные формы словесной вежливости. Материалы: таблички с вежливыми словами на доске, указатель ««ПРИВЕЦК».                         Ход занятия 1. Повторение. ­ Какие города в нашем путешествии по стране Вежливости и Культуре поведения уже  были? ­ Почему у них такие названия? 2. Новая тема. Табличка « ПРИВЕЦК» ­ Можно ли догадаться по названию, о чем будет речь? ­ А зачем вообще нужны приветствия? ( Чтобы вежливо встретиться). ­ Правильно, а вот однажды одному кролику приветствие помогло не расстаться с  жизнью.                           ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК ( Мексиканская сказка) Жил­ был Кролик, очень симпатичный , скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась с охоты. Ей не удалось стащить курицу с  крестьянского двора, и она была очень голодной и сердитой. У кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала  другая опасность­ в пешере жила Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить  не полагается. « Нужно поздороваться, ­ подумал он , ­ но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: ­ Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти,­ до чего же  обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. ­ Входите, входите,­ ласково ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик  прекрасно понял, с кем имеет дело. ­ Простите, что побеспокоил Вас, ­ сказал он.­ Я совсем забыл, что меня ждет  Крольчиха.­ До  свидания!­ и бросился бежать со всех ног. Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никогда не  подводила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: ­ Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти вежливые Кролики! Нужно было ему просить  разрешения войти. Вот такое может сделать приветствие. Какими только приветствиями не пользуются  люди: « Салют», « Чао», « Салам Алейкум», « Ха уду ю ду» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент  приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом (бить челом),  третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые  показывали язык. А офицеры королевской гвардии звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь.  Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно  склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало  тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом, всего не перечислишь. Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные­ отдали честь. Встретились двое  мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины  долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку­ чмок, чмок,  потараторили и разбежались. ­ Какой же вообще смысл приветствия? ( Желать доброго дня, здоровья, успехов, добра  и благополучия) Разберемся  в ситуации: Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут…а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: « Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово» Он вместо « здравствуй» говорит. А вместо слова « до свидания» Не говорит он ничего. Иль заявляет на прощание: « Ну, я пошел… Пока, всего!» ­ Кого можно приветствовать словом « здорово», « привет»? (родственников) ­ Кому можно сказать « пока»? ( другу) ­ Как общаться со взрослыми? ( на «Вы») ­ Вспомните смысл слова « здравствуйте» (желаем здоровья) Познакомимся еще с одной формой приветствия. Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро».      «Доброе утро­ солнцу и птицам»,      «Доброе утро­ улыбчивым лицам».    И каждый становится добрым, доверчивым…    Доброе утро длится до вечера.          Анализ проблемной ситуации 1. Утро. Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассников. Как поздороваться с  ними?  ( « Здравствуй», « Привет») В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как это сделать? ( «  Здравствуйте») 2. Вечером родители пришли с работы. Какие слова помогут вам показать, что вы рады  их видеть?  ( « Добрый вечер») 3. На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие  слова вы добавите к приветствию? ( « Здравствуйте, как Вы  себя чувствуете?») ­ Как надо прощаться с детьми, со взрослыми? ( « Пока», « До  свидания») ­ Существует другая форма прощания: « Счастливого пути». Усталый человек идет, Рукой стирает пот. Счастливого пути! Карета кое­как ползет, Усталый конь ее везет. Счастливого пути! А в океанах корабли, От родины своей вдали. Счастливого пути! Пускай кто едет, кто идет,  Всегда свой путь домой найдет. Счастливого пути! ­ Как прощаетесь, уходя из школы, с ребятами, с учителями? ( « Пока», « Чао», « До скорой встречи»). ­ Как прощаетесь с родителями, ложась спать? Подведем итог занятия: ­ В каком городе были? ­ О чем говорили? ­ Зачем нужны приветствия и прощания, и как их нужно употреблять? Занятие №4. Тема: « Правила поведения в столовой, за столом». Цель: научить детей культуре поведения за столом; закрепить умение употреблять  разные формы словесной вежливости. Материалы: указатель « Столовск», столы расставлены, как в школьной столовой.                                  Ход занятия 1. Повторение. ­ Какие города в нашем путешествии по стране Вежливости и Культуре поведения уже  были? ­ Почему у них такие названия? 2. Новая тема. ­ Сегодня мы в городе СТОЛОВСКЕ. Догадайтесь по названию, чем будем заниматься? ­ Итак, вы собираетесь идти в школьную столовую. Какие правила надо выполнять?  ( Идти парами, не разговаривать, вымыть руки перед едой). ­ Мальчик вымыл руки и начал их отряхивать. Как надо поступить? Правила поведения за столом в школьной столовой 1. Сидеть прямо, не разваливаясь на стуле. 2. Локти на стол не кладите. Это интересно: в старину, чтобы научить детей не класть локти на стол, их  приучали есть с книгами под мышками с обеих сторон. 3. Не склоняйтесь низко над тарелкой. 4. Не чавкайте, не причмокивайте. 5. Не следует наполнять рот большим количеством пищи или откусывать большие  куски. 6. За столом, по возможности, не разговаривайте. 7. Не размахивайте руками, не разговаривайте с учениками других классов. 8. После того, как вы поели, отнесите грязную посуду. 9. Хлеб берите по одному кусочку, чтобы досталось всем. 10.Вежливо отнеситесь к обслуживаемому персоналу. 11.Не стучите ложками, вилками. Разыгрывание ситуаций, в которых есть ошибки. Задача детей­ отыскать эти ошибки. 1. Миша сидит, развалившись за столом, локти на столе, во рту много пищи, громко  рассказывает анекдот. 2. Все сидят, едят, Дима машет рукой : « Эй, Сашка, привет. Ты пойдешь после школы  гулять?» 3. Катя: « Я так хлеб люблю, я возьму всего три кусочка, ладно!» 4. Сережа съел суп и понес тарелку на транспортер. 5. Дежурные: « Эй вы, суп нам налейте!» 6. Дети: « Я поел!»­ « Я все!»­ « Я больше не хочу» и т. д. Пополнение словарного запаса: Товарищи! Твердите С утра по словарю: Спасибо! Извините. Позвольте! Разрешите. Я вас благодарю! Подведение итогов: ­ О чем говорили? ­ Расскажите правила поведения за столом. ­ Вспомните, как идти в столовую. Занятие № 5. Тема: « Как вести себя в школе, на переменах». Цель: учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями. Материалы: указатель « ШКОЛОГРАД».                          Ход занятия. 1. Новая тема. ­ Теперь город ШКОЛОГРАД. Речь пойдет о поведении в школе: на переменах, на  уроках. ­ Итак, начнем… ­ Вы с утра пришли в школу. Что надо делать? ( Рассказы детей о поведении в  раздевалке и по дороге к классу) Как вести себя в классе? На доске мы пишем мелом,  Ручкой пишем мы в тетради. Несерьезным занят делом Тот, кто пишет на ограде. Будь второклассником сознательным, За партою не вешай носа,  Сядь прямо знаком восклицательным, Но не сиди как знак вопроса. Ответить хочешь­ не шуми,  А только руку подними, Учитель спросит­ надо встать, Когда же можно сесть, то сядь. ­ Если во время урока в класс входит незнакомый учитель, что надо сделать? ( Нужно  встать и поприветствовать). С учителями нужно быть вежливыми, но не так, как это  делал один ученик… Вежлив Витя или нет? Малыша обидел Витя перед школою в строю. Витя просит: « Извините, я ошибку признаю». На урок пришел учитель, положил на стол журнал,  Следом­ Витя: « Извините, я немного опоздал». ­ Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков. ­ Извините,­ шепчет Витя,­ я к уроку не готов. Мы поспорили с Наташей: вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ. ­ Прозвенел звонок. Как вести себя на переменах? ( Сходить в туалет, проветриться,  немного походить, поиграть) Обыгрывание ситуаций: а) поведение на переменах б) поведение на лестнице. ­ Отгадайте загадки на школьную тему: Новый дом несу в руке Двери в доме на замке. А живут в доме том Книжки, ручки и альбом.     ( Портфель) Черный Ивашка Деревянная рубашка. Где носом проведет, Там заметку кладет.            ( Карандаш) 33 родных сестрицы, Писаных красавицы. На одной живут странице И повсюду славятся.          ( Алфавит) У сосны и елки Листики­ иголки. А на каких листочках Растут слова и строчки?       ( На листочках тетради) Белый камушек растаял, На доске следы оставил.        ( Мел) Итог. ­ О чем беседовали на занятии? Занятие № 6. Тема: « Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей». Цель: ввести в словарь учащихся новые этикетные формы обращения с просьбой,  познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения. Материалы: указатель « ГОСТИНСК», рассказ М. Зощенко « Елка».                                    Ход занятия. 1. Повторение. ­ Какие темы мы уже брали? 2. Новая тема. ­ Любите ли вы ходить в гости? Город ГОСТИЙСК (табличка) ­ Почему? ­ С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение? ( « Приходите, пожалуйста», « Я приглашаю Вас», « Будьте добры») Когда вы приглашаете гостей, надо обязательно объяснить причину приглашения: на  чашку чая, на день рождения, на свадьбу и т.д. Речевые ситуации: ­ Как вы приглашаете на Новогодний праздник друзей? Что и как вы скажите, чтобы они захотели прийти к вам? ( Дети разыгрывают) ­ Ваш друг­ домосед, он любит в свободное время полежать на диване, посмотреть  телевизор. А вы хотите пригласить его пойти на стадион. Постарайтесь убедить его  принять приглашение. Послушайте совет Г. Остера, скажите, этот совет­ серьезный или шуточный: Если ты пришел к кому­то, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», « спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы, Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Чтение рассказа М. Зощенко « Елка». Беседа. ­ Как вы оцениваете то, что произошло с гостями Лели и Миньки? ­ В чем ошибки детей? ­ Как бы вы поступили в аналогичной ситуации? Разыгрывание ситуаций: 1. Друг принял твое предложение и пришел поиграть в новую игру. А тебе самому в  этот момент очень хочется поиграть в нее. Что ты скажешь другу? Как поступишь?  Как объяснишь свое поведение? 2. В день рождения все друзья пришли поздравить тебя. На праздничном столе много  угощений. Но вдруг твой лучший друг нечаянно разбивает чашку из сервиза. Все  расстроились. Как ты поступишь и что скажешь огорченному товарищу? Итог занятия. ­ Каковы правила поведения в гостях? Занятие № 7. Тема: « Искусство делать подарки». Цель: учить детей вежливому поведению с гостями. Материалы: указатель « ПОДАРОКСК».                           Ход занятия 1. Повторение. ­ О чем говорили на прошлом занятии? 2. Новая тема.      ­ Сегодня мы в городе с названием ПОДАРОКСК. Речь пойдет у нас о подарках : какие  они бывают, как дарить подарки и т.д.  ­ Нельзя кидаться на поиски подарка в самую последнюю минуту, лучше купить заранее.  Какие же бывают подарки: * Для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы, дорогие  конфеты; * гастрономические: торт, хорошие сорта чая, шоколад, кофе, домашнее варенье; * косметика: тушь, помада, лак, набор косметики; * одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки; * живые подарки: щенок, котенок, хомячок, попугай, канарейка. Такие подарки делают только по согласованию с хозяином. Важно красиво оформить подарок , удалив перед этим чек, ценник. Подарок следует  вручать, а не класть украдкой в уголок. Важно уметь не только дарить , но и принимать подарки. Вежливый человек, получив  подарок, тут же, в присутствии дарившего, развернет его, похвалит, поблагодарит. Если  даже подарок вам не понравился, не показывайте виду. Можно ли заказать подарок? Разберем ситуацию… Через день мой день рождения, У меня есть предложение. Твержу дяде Коле, Прошу дядю Рому, Подружек по школе, По классу второму, Шепчу тете Рите, Позвав ее в угол: « Вы мне не дарите, Пожалуйста, кукол. Подарите мне тигренка полосатого, Удивленного, смышленого, усатого!» В школу нас бы провожал он, И с работы бы встречал он. Встречал дядю Колю,  Встречал дядю Рому, Подружек по школе,  По классу второму, Встречать успевал бы и маму, и папу, И мне подавал бы по­ дружески лапу. « Подарите мне тигренка полосатого, Удивленного, смышленого, усатого!» ­ О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение? ­ В этот день каждый мечтает получить в подарок что­то очень хорошее, интересное. Но  подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить  определенный подарок ( машинку, куклу и т.д.) ­ Пусть лучше подарок будет для вас сюрпризом!                   Анализ проблемной ситуации: Это произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в подарок две  одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику?  вежливо поблагодарить гостей за подарки­ « Большое спасибо, у меня теперь  будут две одинаковые машинки, можно играть вдвоем.»  вежливо поблагодарите гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые  машины не нужны­ « Спасибо, но у меня уже есть такая машинка; что мне  делать с двумя?»      ­ Чем можно заниматься на дне рождения? Расскажите, как вы проводите свой день  рождения? Итог занятия. ­ Что главного в подарках? Занятие №8. Тема: « Как правильно разговаривать по телефону». Цель: учить детей вежливо и правильно пользоваться телефоном; Материалы: указатель « ТЕЛЕФОНСК», модель телефонов, К.И. Чуковский « Телефон», запись телефонного звонка.                                  Ход занятия 1. Повторение. ­ Какие города встречались в нашем путешествии? ­ Почему у них такие названия? 2. Новая тема. ­ А сегодня мы с вами поговорим о…( телефонный звонок) ­ Алло! ( Учитель разговаривает по телефону, а потом передает разговор детям) ­ Позвонил неизвестный человек и сказал, чтобы мы прочитали книгу К.И.Чуковского «  Телефон». ( Чтение произведения) ­ Наше занятие будет как раз посвящено разговору по телефону. (Табличка «  ТЕЛЕФОНСК»)   ­ Как вы считаете , что в действиях зверей с телефоном было неправильным? ( Слон и  крокодил невежливы, медведь непонятно что говорил­ утром или поздно вечером и т.д.) ­ Все верно, а теперь послушайте четкие правила разговора по телефону. Правила разговора по телефону: 1. На телефонный звонок отвечайте, по возможности, сразу. 2. Тот, кто звонит, здоровается первым и называет себя. 3. Не звоните очень рано или слишком поздно. 4. Если телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил. 5. Никогда в начале разговора не спрашивайте, кто говорит. 6. Если кто­то ошибся, отвечайте вежливо. 7. Если на 5­6 сигнал не отвечают,­ вешайте трубку. 8. Не говорите попусту по телефону (не обсуждайте жалобы, болезни, покупки). 9. Не разговаривайте долго по телефону­ автомату, если кто­то ждет очереди  позвонить. Обыгрывание ошибочных ситуаций и нахождение неточностей. 1. Мальчик звонит другу по телефону. Подходит мама.      ­ Алло!       ­ Димку позовите!      2. Бабушка звонит по телефону соседке. Она говорит:      ­ Алло! Кто это говорит? Мне Светлану Петровну. 3. Звонок.     ­ Добрый день! Позовите Дашу.     ­ Не туда попали. ( Грубо)     4. Разговаривают две подружки:     ­ Ой, Юлька, мне купили сегодня на Покровском рынке куртку ярко оранжевого цвета  с  красным капюшоном, с четырьмя карманами на молнии, капюшон на липучке с  веревочками, а еще платье супермодное и т.д.      5. Звонок в скорую помощь:     ­ Позовите мою маму Катю…     6. Папа звонит домой сыну.     ­ Ты уроки сделал?     ­ Нет еще!     ­ Как же так, столько времени прошло, а ты еще не начинал. Чем же ты там занимаешься.  Я скоро приду, неделю не будешь смотреть телевизор. Подведение итогов. ­ Чему учились? Какие правила? Занятие № 9. Тема: « Правила поведения в общественном транспорте» Цель: научить детей вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту  и отзывчивость. Материалы: указатель « ТРАНСПОРТНЫЙ», модели автобуса, троллейбуса, трамвая.                                           Ход занятия 1. Повторение. ­ В каких городах были? ( Спасибоград, Приветск, Знакомск, Школоград, Столовск,  Подаровск, Гостинск) 2. Новая тема. ­ Чтобы догадаться, как называется новый город, надо отгадать загадки: Что за чудо этот дом­ Окна светятся кругом, Носит обувь из резины И питается бензином.               ( Автобус) Красный вагон по рельсам бежит, Всех, куда надо, он быстро домчит. Заливистый звон его нравится детям. Так в чем же мы с вами по городу едем?      ( Трамвай) ­ О чем эти загадки? Как сказать одним словом? ( Транспотр) ­ Верно, мы въезжаем в город ТРАНСПОРТНЫЙ. ­ Как себя вести в транспорте? Может быть, так… В салон входят три юнната: « Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут», ­ Нет, конечно, а вот так: Правила поведения в транспорте: 1. Прежде чем войти, пропустите тех, кто выходит. 2. Не расталкивайте локтями других пассажиров, стараясь войти первым. 3. Если в вагон входит пожилой человек, беременная женщина, инвалид или ребенок,  уступите место. 4. Если вам уступили место, поблагодарите. 5. Передавайте деньги на билет вежливо, четко сказав, что вам надо. 6. Не занимайте сидячие места сумками, чемоданами, др. предметами. 7. Не следует причесываться, подкрашиваться, прихорашиваться. 8. Если вы встретили знакомого, не кричите ему через весь салон. Разбор проблемной ситуации: 1. СЛОВЕСНАЯ, Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка  отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто. ­ Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести,­ Заметила Лене старушка, сидевшая напротив. ­ А что я сделала?­ возразила Лена.­ Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.­ И  она, надувшись, стала смотреть в окно. И девочка, и старушка произнесли одно и тоже слово « пожалуйста». Но с одинаковой  ли интонацией и одинаковым выражением лица было произнесено это слово?  2. Инсценирование ситуаций с нахождением ошибок. * автобус подошел к остановке. Люди выходят, а Петя пытается всех растолкать и  залезть первым; * в салон входит бабушка, а Маша сидит и закрывается книгой; * сидит девушка, подкрашивается, причесывается, прихорашивается; * полный автобус. ­ Передайте на билет! * дедуля едет с рынка. Все места занял продовольственными сумками; * салон трамвая. Витя увидел своего друга: ­ Эй, Петь, привет. Иди скорей сюда, тут места есть! Подведение итогов. ­ Какие правила поведения в общественном транспорте вы усвоили? Занятие №10.  Тема: « Как вести себя в общественных местах». Цель: воспитать у детей культурное поведение в общественных местах; формирование  доброго отношения к окружающим. Материалы: указатель « ОБЩЕСТВЕНСК».                         Ход занятия 1. Повторение. ­ О чем в культуре поведения у нас уже шла речь? 2. Новая тема. ­ Сегодня тема занятия­ « Поведение в общественных местах». ­ Какие места называются общественными? Везде надо быть вежливыми, чтобы с вами не произошла такая история.                          ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. В три часа открылась касса, собралась народу масса. Даже ёжик пожилой притащился чуть живой… ­ Подходите, Ежик, ежик! Вам билет в каком ряду? ­ Мне поближе: плохо вижу, вот спасибо, ну пойду. Говорит овечка: Мне одно местечко! Вот мое « благодарю»­ доброе словечко! Утка: Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! И достала утка « доброе утро». А олень: Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, я бы очень попросил Мне, жене и дочке дайте лучшие места, Вот мое « пожалуйста»! И вдруг, отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков… Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого… ­ Касса, выдай мне билет! ­ Ваше вежливое слово? ­ У меня такого нет! ­ Ах, у вас такого нет! ? Не получите билет! ­ Мне билет!  ­ Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свидания, привет. Ничего кассир не дал, косолапый зарыдал. И ушел он со слезами, и ушел к мохнатой маме. Мама шлепнула слегка косолапого сынка И достала из комода очень вежливое что­то… Развернула, и стряхнула, и чихнула, и вздохнула: ­ Ах, слова какие были. И не мы ли их забыли? « Изволь», « позволь», их давно уж съела  моль! Бедные « пожалуйста», что от них осталося? Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. Вот уже второй звонок. Медвежонок со всех ног подбегает к кассе: ­ До свиданья! Здравствуйте! Доброй ночи и рассвета! Замечательной зари! И кассир дает билеты­ не один, а целых три! ­ С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять. И кассир дает билеты не один, а  целых пять. ­ Поздравляю с днем рожденья, приглашаю вас к себе! И кассир от восхищенья постоял  на голове. И кассиру все под силу, очень хочется запеть: Очень, очень, очень, очень, очень вежливый медведь! Благодарен, извиняюсь! Славный парень. Я стараюсь. Вот какая умница! Вот идет медведица, и она волнуется и от счастья светится. ­ Здравствуйте, медведица! Знаете, медведица, славный мишка, ваш сынишка, даже нам  не верится!  ­ Почему не верится?­ говорит медведица.­ Мой сыночек, молодец! До свидания! Конец! Какие правила поведения известны, например, для театра: 1. Прийти за 15­20 минут до начала. 2. Верхнюю одежду надо оставить в гардеробе. 3. Если вы все­ таки опоздали, то не следует проходить во время спектакля на свое  место, ждите антракта. 4. По рядам проходят лицом к сидящим, извиняются за причиненное неудобство. 5. Поговорить со знакомым можно во время антракта в фойе. 6. Не окликайте никого со своего места, не машите им руками. 7. Не ешьте во время спектакля. 8. Не проявляйте свое неудовлетворенное отношение к игре артистов свистом,  криками, топаньем; а просто выйдите. 9. После спектакля поаплодируйте артистам, не бегите, сломя голову, штурмовать  гардероб. 10.Уходя, поблагодарите билетершу. Какое поведение можно считать культурным? 1. Вы опоздали на спектакль. Что делать? 2. Вам надо пройти на 20 место в 5 ряду. Как? 3. Вы увидели знакомого, хотите поговорить. 4. Вам не нравится спектакль. 5. Спектакль кончился. Вы уходите. Найди ошибки: 1. Мальчик бежит, опаздывает, в верхней одежде влетает в зал. ­ Куда вы? ­ Я опоздал, но очень хочу посмотреть спектакль! 2. Костя при помощи бинокля смотрит, где сидят девчонки из его класса, и что они  делают. 3. Даша сидит и тихонько разворачивает конфету, с аппетитом доедая яблоко. 4. Конец спектакля, Дима бросается к выходу и кричит: ­ Ребята, быстрей, а то в очереди придется стоять!  Итог занятия. ­ Что некультурного можно увидеть в общественном месте? Занятие № 11. Тема « Итоговое занятие по теме « Культура поведения». Цель: проверить знания детей; закрепить правила поведения в различных местах;  добиваться выполнения этих правил. Материалы: карта путешествий, таблички с названиями городов, разрезанные буквы, из  которых будут составляться вежливые слова, на доске таблички с вежливыми словами,  сказка « Лиса и журавль», модель телефона, жетончики, грамоты и призы.                                          Ход занятия Школьные парты расставлены по кругу. На столах таблички с названиями городов:  Школоград, Телефонкс, Знакомск, Транспортный, Подаровск, Спасибоград, Гостийск,  Столовск, Приветск, Общественск. Ребята входят в класс под песню « Голубой вагон». ­ Сегодня, ребята, мы подведем итог нашим теоретическим знаниям по теме « Культура  поведения». Будет проведена интереснейшая игра­ путешествие по городам, в которых  мы с вами успели побывать. В каждом городе вас ждет определенное задание, выполнив  которое, вы будете получать жетончики. Жетоны будут выдаваться за активное участие  в игре. Тот, кто наберет наибольшее количество жетонов, становится победителем игры, ему будут вручаться грамоты и призы. За плохое поведение на станциях жетоны будут забираться. Ну, счастливого пути! Смотрите по карте: первый пункт нашего путешествия город Школоград. Двигаемся  туда. И так по карте до конца. 1. ШКОЛОГРАДСК. Задание: какие правила поведения в школе вы знаете?  в классе ( хочешь ответить ­ подними руку, учитель спросит­ отвечай, входит  другой учитель­ поприветствуй стоя и др.)  на перемене ( сходить в туалет, не носиться, не драться)  в туалете ( не пачкать, спускать, не рвать бумагу)  на лестнице ( спускаться парами, без разговоров, не бежать). Каждому активному ребенку дается один жетон. 2. ТЕЛЕФОНСК Задание: обыграйте с моделями телефона ошибочные ситуации, которые не должен  допускать вежливый человек. ( Не здоровается, не называет себя, звонит очень рано или  слишком поздно, любимая фраза « Кто говорит?», обсуждает болезни, покупки и т.п.) Жетоны за активность выдаются аналогично. 3.ЗНАКОМСК. Задание: составить из разрезных букв вежливые слова ( Здравствуйте, благодарю,  привет, пожалуйста, спасибо, извините) Жетоны. 4.ТРАНСПОРТНЫЙ. Задание: какие некультурные ситуации вы можете наблюдать в транспорте?  (расталкивание пассажиров, не уступают места, невежливы, занимают сидячие места  сумками, подкрашиваются, кричат на весь салон, увидев друга) 6. ПОДАРОВСК. Задание: игра « Пожалуйста». Правила игры: учитель показывает разные движения, например, наклон в сторону,  приседание, прыжки и т.д., а ребята повторяют его движения только в том случае, если  он скажет « пожалуйста». Например, « пожалуйста, руку в сторону», « пожалуйста, вторую», « присели». Кто  ошибется­ выходит из игры. 7. ГОСТИЙСК. Задание: учитель читает детям русскую народную сказку « Лиса и журавль». А затем  задает вопросы: ­ Вежливо ли приглашала лиса журавля в гости? ­ Какие слова при этом говорила? ­ Что ему обещала? ­ Было ли хорошо журавлю в гостях у лисы? 8. СТОЛОВСК. Задание: как идем в столовую? ( парами, тихо, не обгоняя друг друга). ­ Какие правила поведения за столом? ( не разваливаться, локти не класть на стол, не  чавкать, не набивать полный рот, не разговаривать, не размахивать руками, не общаться  с учениками других классов, сначала надо все съесть, а потом отнести всю грязную  посуду сразу, не стучать ложками и вилками) ­ Как в древние времена учили детей не класть локти на стол? 9. ПРИВЕТСК. Задание: каждый называет по одному слову приветствия или прощания. Кто скажет  последнее слово, тот и выигрывает. 10.ОБЩЕСТВЕНСК. Задание: какие правила поведения в театре вы знаете? ­ Вот закончилось наше путешествие по городам, самые активные набрали некоторое  количество жетонов, сейчас мы подведем итоги. Пересчитайте свои жетоны. У кого  получилось больше всех?  Если победителей 2­3, то дается дополнительное задание: ­ Как вы понимаете выражение « культура поведения»? Победителю вручаются грамоты и призы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ­ Вы показали сегодня хорошие знания и теперь старайтесь применять их на практике. И  только тогда вы можете себя называть культурным человеком.

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"

Программа " Культура поведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017