Программа "баскетбол"
Оценка 4.7

Программа "баскетбол"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физическая культура
6 кл—11 кл
27.05.2019
Программа "баскетбол"
программа секции по баскетболу. : данная программа рассчитана на три года обучения. Объём программы 1026часов, которые распределяются следующим образом: - первый год обучения –342 часа; - второй год обучения – 342 часа; - третий год обучения – 342 часа; Режим занятия 3 раза в неделю по 3 часа. Занятия организуются во время учебных четвертей (34 учебных недели) и во время осенних и весенних каникул.
Программа Баскетбол.doc
Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение   «Голышмановская  средняя  общеобразовательная  школа  № 1»  Принята на заседании                                                  Утверждаю________________ методического объединения                                        Директор МАОУ «Голышмановская СОШ№1» классных руководителей                                              Агеева Л.П. Протокол от 15.06.2015г. №6                                      Прикоз от «____» _________ 2015г.  №_______                                                                                                              Дополнительная общеразвивающая программа   «Баскетбол»       Возраст обучающихся 13­16 лет Срок реализации – 3 года     Автор­составитель программы: Гигин Александр Васильевич р.п. Голышманово СОДЕРЖАНИЕ:  Пояснительная записка…………………………………………………….. 3 стр.  Цели и задачи программы…………………………………………………. 5 стр.  Организационно ­ педагогические условия содержания программы…….. 7 стр.  Календарно – учебный график ……………………………………………. 10 стр.   Учебно­тематический план первого года обучения ………………………. ..11 стр.  Учебно­тематический план второго года обучения ……………………… 13 стр.  Учебно­тематический план третьего года обучения ………………………16 стр.  Планируемые результаты ожидаемой деятельности ……………………. 19 стр.  Оценочные и методические материалы ………………………………….. 21 стр.  Список литературы ………………………………………………………… 38 стр. 2 Пояснительная записка В   настоящее   время   баскетбол,   как   вид   спорта   получил   широкое распространение   в   России   и   мире.   Массовое   привлечение   детей   к   занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.  Тем   не   менее,   проблемы   подготовки   спортивных   резервов   по   баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных   общеобразовательных   школах,   так   как   именно   в   этой   среде   рождаются таланты,   воспитывается   резерв   сборных   команд   страны.   Кроме   того,   спортивные игры,   в   том   числе   баскетбол,   являются   отличным   средством   поддержания   и укрепления   здоровья,   развития   физических   и   психических   качеств   ребенка. Усложненные   условия   деятельности   и   эмоциональный   подъем   позволяют   легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое   значение   при   этом   имеет   влияние,   которое   оказывают   занятия баскетболом   на   рост   и   развитие   мозга   подростка.   Разнообразное   воздействие   во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В   баскетболе   постоянно   изменяется   игровая   ситуация.   Действовать приходиться   в   зависимости   от   ситуации,   а   не   по   определенным   программам. Основной   формой   деятельности   мозга   в   этих   условиях   является   не   отработка стандартных   навыков,   а   творческая   деятельность   –   мгновенная   оценка   ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе   простейших   умений   обращения   с  мячом.  Специально   подобранные   игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных 3 способностей:   ориентирование   в   пространстве,   быстрота   реакций   и   перестроение двигательных   действий,   точность   дифференцирования,   воспроизведение   и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Своеобразие   настоящей   программы   заключается   в   том,   что   она   создана   на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии   с   возрастно­половыми   особенностями   учащихся,   материально­ технической   оснащённостью   учебного   процесса   (спортивный   зал,   спортивные пришкольные   площадки,   стадион),   видами   учебного   учреждения   (городские   и сельские школы), регионально­климатическими условиями проживания школьников.   Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в   себе   большие   возможности   для   формирования   жизненно   важных   двигательных навыков   и   развития   физических   способностей   детей   и   подростков   школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности,   Игровой   процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности,   воспитания   чувства   коллективизма. творческого отношения к деятельности. Программа   отвечает   современным   требованиям   физического   воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы,   позволяющие   решать   вопросы   физического   воспитания   учащихся   в комплексе. 4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка посредством игры в баскетбол. Наиболее ярко соответствие занятий баскетболом   возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе   обучения   ребенок   воспринимает   информацию   –   основную   и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит   коррективы,   осмысливает   выразительные   средства.   Особая   роль   педагога состоит   в   правильном   выборе   методов   и   приемов   обучения,   которые   должны соответствовать   предыдущему   опыту   учащегося,   его   знаниям   и   умениям.   Ввиду неравномерности   биологического   развития   ребенка,   к   нему   необходим   способствовать   нормальному   росту   организма   и   укреплению   здоровья индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:   воспитанника;   развивать   и   совершенствовать   его   физические   и   психомоторные   качества, обеспечивающие высокую дееспособность;     прививать жизненно важные гигиенические навыки;   содействовать   развитию   познавательных   интересов,   творческой   активности   и инициативы;   стимулировать   развитие   волевых   и   нравственных   качеств,   определяющих формирование личности ребенка;    помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений; 5   обеспечивать   эффективный   отбор   и   своевременную   спортивную   подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов. Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами и выполнять их на большой скорости. Важное   место   в   программе   отводится   воспитательной   работе   с   детьми.   На протяжении всех лет обучения педагог формирует у занимающихся   нравственные качества   (честность,   доброжелательность,   самообладание,   дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).   Кроме   воспитание   у   учеников   понятия   об   общечеловеческих ценностях, серьёзное внимание уделяется этике спортивной борьбы на баскетбольной площадке и вне её. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещённым приёмам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Одним   из   приоритетных   направлений   в   воспитательной   работе,   является выстраивание   взаимоотношений   с   родителями   обучающихся,   с   целью   обеспечить единство действий педагога и родителей в воспитании учащихся спортивной секции. 6 ОРГАНИЗАЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Материально­техническое обеспечение занятия: ПРОГРАММЫ Щиты с кольцами — 2 комплекта.  Конусы — 10 шт.  Гимнастическая стенка ­ 4 пролета.  Гимнастические скамейки — 6 шт.   Гимнастический трамплин — 1 шт.   Скакалки — 20 шт.  Мячи набивные различной массы —10 шт.  Гантели различной массы — 20 шт.  Мячи баскетбольные — 20 шт.  Насос ручной со штуцером — 2 шт. Гимнастическая тумба – 1 шт. Барьеры беговые – 4 шт. Секундомер – 1 шт. Свисток – 1 шт. Кадровое обеспечение: Заместитель директора по УВР; Учитель физической культуры; Школьный фельдшер. 7 Специфика проведения занятия: Программа построена на  принципах:  ­  целостности  процесса   обучения   предполагающего   интеграция   основного   и дополнительного образования; ­  культуросообразности  (приобщение   обучающихся   к   современной   мировой физической культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности); ­  сотрудничества и ответственности; ­  сознательного усвоения обучающимися учебного материала; ­  последовательности и систематичности  (предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы   системы,   которая   обеспечивает   постепенное   наращивание   сложности   в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков); ­ непрерывности и наглядности; В процессе обучения используются следующие методы:  ­  объяснительно­иллюстративный  (используется   при   объяснении   нового материала);  ­   репродуктивный (воспроизведение полученной информации);  ­  исследовательский  (заключается   в   том,   что   каждый   обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств  учебный материал); ­   соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме); ­   игровой (использование упражнений в игровой форме); Программа   предусматривает   следующие  формы   учебной   деятельности учащихся:   Фронтальная  (фронтальная   работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);  8  Индивидуальная    (индивидуальная форма предполагает     самостоятельную работу учащихся);  Групповая  (в   ходе   групповой   работы учащимся   предоставляется   возможность   самостоятельно   построить   свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности); Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: ­  вводный,  который   проводится   на   первых   занятиях,   в   начале   изучения отдельных тем или разделов программы. ­  текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме; ­ итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.    Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения уровня овладения навыками и умениями, автор программы предлагает следующие формы: собеседование, защита реферата, тестирование и соревнования. 9 КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность программы:  данная программа рассчитана на три года обучения.   Объём   программы   1026часов,   которые   распределяются   следующим образом: ­ первый год обучения –342 часа; ­ второй год обучения – 342 часа; ­ третий год обучения – 342 часа; Режим занятия 3 раза в неделю по 3 часа. Занятия организуются во время учебных четвертей (34 учебных недели) и во время осенних и весенних каникул. 10 Учебно­тематический план (1 год обучения) № п/п Наименование разделов и тем Теоретические занятия из них теория практика Кол­во часов на разделы 12 ч. 1. Правила безопасности на занятиях; 2. Основные правила игры в баскетбол. 3.  Гигиенические основы физическими упражнениями.     занятия 4. Что такое физкультурно­спортиная этика? 11 4 ч. 1 ч. 1 ч.      1 ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 5. Общее и индивидуальное развитие. 6. Значение   физических   упражнений   для развития организма. 7. Стресс.   Влияние   стресса   на   состояние здоровья. 8. Цели физического воспитания. 9. Влияние   игровой   деятельности   на формирование   коммуникативных   качеств личности. Практические занятия 330 ч. Физическая подготовка а) Упражнения для развития силы; б) Упражнения для развития быстроты; в) Упражнения для развития прыгучести; г) Упражнения на развитие координации; д) Упражнения для развития выносливости; Техника игры в баскетбол а) Перемещения баскетболиста; б) Техника владения мячом: ­ ловля мяча; ­ передача мяча; ­ броски в корзину; ­ ведение мяча; ­ финты; ­ техника овладения мячом. Тактика игры в баскетбол а) Игра в нападении: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. б) Игра в защите: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. 89 ч. 14 ч. 15 ч. 21 ч. 21ч. 18 ч. 102 ч. 10 ч 17 ч. 17 ч. 18 ч. 15 ч. 13 ч. 12 ч. 139 ч. 20 ч. 22 ч. 27 ч. 20 ч. 25 ч. 25 ч. ИТОГО: 342 часа 12 часов 330 часов 12 СОДЕРЖАНИЕ (342 часа) (1 год обучения) Основы знаний о физкультурной деятельности (12 часов)     В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению  знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об  избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных  ориентациях. Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно­спортивная этика. Стресс. Влияние стресса на  состояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы занятия физическими  упражнениями. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных  качеств личности. Способы физкультурной деятельности (330 часов)  В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. Общеразвивающие упражнения (89 часов)   Развитие   силовых   способностей:  комплексы   Общеразвивающие   и   локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели,   эспандер,   набивные   мячи,   штанги   и   т.д.);   прыжковые   упражнения   со скакалкой   с   дополнительным   отягощением;   подтягивание   туловища   на гимнастической   перекладине;   преодоление   комбинированных   полос   препятствий; подвижные игры с силовой направленностью. Развитие   скоростных   способностей:  бег   на   месте   в   максимальном   темпе; «челночный   бег»;   бег   по   разметкам   и   на   дистанцию   20   метров   с   максимальной скоростью;   бег   с   ускорениями   из   различных   исходных   положений;   эстафеты   и подвижные игры со скоростной направленностью. Развитие   выносливости:  равномерный   бег   в   режимах   умеренной   и   большой интенсивности;   повторный   бег   в   режиме   максимальной   и   субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег. Развитие  координации:  специализированные   комплексы   упражнений   на   развитие координации. 13 Спортивные игры (баскетбол) (241 час)   В   разделе   «Специальная   подготовка   представлен   материал   по   баскетболу,   способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. ­ Упражнения  без  мяча:   основная   стойка;   передвижения   в   основной   стойке приставными   шагами   правым,   левым   боком;   остановка   прыжком   после ускорения; остановка в шаге. ­ Упражнения с мячом:  ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска. ­ Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита. ­ Спортивные   игры:   мини­баскетбол,   баскетбол   по   упрощенным   правилам, баскетбол по правилам. Учебно­тематический план (2 год обучения) № п/п Наименование разделов и тем Теоретические занятия из них теория практика Кол­во часов на разделы 12 ч. 1. Правила безопасности на занятиях; 2. Основные правила игры в баскетбол. 3.  Профилактика вредных     привычек средствами физического воспитания. 4. Современные   спортивно­оздоровительные системы. 5. Оценка   самочувствия   по   внешним показателям и внутренним ощущениям. 6. Цели физического воспитания. Практические занятия 330 ч. Физическая подготовка 14 4 ч. 2 ч. 1 ч.      2 ч 2 ч. 1 ч. а) Упражнения для развития силы; б) Упражнения для развития быстроты; в) Упражнения для развития прыгучести; г) Упражнения на развитие координации; д) Упражнения для развития выносливости; Техника игры в баскетбол а) Перемещения баскетболиста; б) Техника владения мячом: ­ ловля мяча; ­ передача мяча; ­ броски в корзину; ­ ведение мяча; ­ финты; ­ техника овладения мячом. Тактика игры в баскетбол а) Игра в нападении: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. б) Игра в защите: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. 89 ч. 14 ч. 15 ч. 21 ч. 21ч. 18 ч. 102 ч. 10 ч 17 ч. 17 ч. 18 ч. 15 ч. 13 ч. 12 ч. 139 ч. 20 ч. 22 ч. 27 ч. 20 ч. 25 ч. 25 ч. ИТОГО: 342 часа  12 часов 330 часов СОДЕРЖАНИЕ (342 часа) (2 год обучения)     В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению  знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об  избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных  ориентациях. Основы знаний о физкультурной деятельности (12 часов) 15 Физические   качества   –   общие   и   специфические   признаки.   Характеристика физических качеств силы, быстроты и выносливости, общие основы их воспитания. Понятие «утомление» и «переутомление». Активный и пассивный отдых как средство восстановления   активной   деятельности   организма.   Характеристика   вредных привычек, причины их возникновения и последствия. Правила техники безопасности, страховка и  самостраховка.  Способы физкультурной деятельности (330 часов)  В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. Общеразвивающие упражнения (89 часов)   Развитие   силовых   способностей:  бег   с   максимальной   скоростью   в   режиме повторно­интервального   упражнения;   специальные   прыжковые   упражнения   с дополнительными   отягощениями;   прыжки   вверх   с   доставанием   подвешенных предметов; прыжки в полуприсяде (на месте, с продвижением в разные стороны). Развитие скоростных способностей:  бег с максимальной скоростью на дистанции 30­60   метров;   прыжки   через   скакалку   в   максимальном   темпе;   ускорения переходящие в многоскоки; баскетбол и мини­футбол по упрощённым правилам. Развитие   выносливости:  равномерный   бег   в   режимах   умеренной   и   большой интенсивности;   повторный   бег   в   режиме   максимальной   и   субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег;  Развитие  координации:  специализированные   комплексы   упражнений   на   развитие координации. Спортивные игры (баскетбол) (241 час)   В   разделе   «Специальная   подготовка   представлен   материал   по   баскетболу,   способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. ­ Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую;   передвижение   приставными   шагами   правым   и   левым   боком   с чередованием скорости и направления движения;  ­ Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; ­ Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в прыжке; ­ Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»);  16 ­ Бросок мяча в корзину: «штрафной» бросок; броски в движении после двух шагов; в прыжке с места. ­ Тактические действия:  индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»); ­ Спортивные   игры:  мини­баскетбол,   баскетбол   по   упрощенным   правилам, баскетбол по правилам. Учебно­тематический план (3 год обучения) № п/п Наименование разделов и тем Теоретические занятия 1. Правила безопасности на занятиях; 2. Основные правила игры в баскетбол. 3.  Историческое   развитие   физической культуры в России; из них теория практика Кол­во часов на разделы 12 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 4. Современные   спортивно­оздоровительные      1 ч системы. 5. Двигательный опыт и его роль в овладении новыми движениями; 6. Цели физического воспитания. 2 ч. 1 ч. Практические занятия 330 ч. Физическая подготовка а) Упражнения для развития силы; б) Упражнения для развития быстроты; в) Упражнения для развития прыгучести; г) Упражнения на развитие координации; д) Упражнения для развития выносливости; Техника игры в баскетбол а) Перемещения баскетболиста; б) Техника владения мячом: ­ ловля мяча; ­ передача мяча; ­ броски в корзину; 17 89 ч. 14 ч. 15 ч. 21 ч. 21ч. 18 ч. 102 ч. 10 ч 17 ч. 17 ч. 18 ч. ­ ведение мяча; ­ финты; ­ техника овладения мячом. Тактика игры в баскетбол а) Игра в нападении: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. б) Игра в защите: ­ индивидуальные действия; ­ групповые действия; ­ командные действия. 15 ч. 13 ч. 12 ч. 139 ч. 20 ч. 22 ч. 27 ч. 20 ч. 25 ч. 25 ч. ИТОГО: 342 часа  12 часов 330 часов СОДЕРЖАНИЕ (342 часа) (3 год обучения) Основы знаний о физкультурной деятельности (12 часов)    Формы физической культуры. Их цель и задачи, место и значение в культурном образе жизни человека.   Общая характеристика, цель, задачи и формы организации, специфика содержания и направленность современных оздоровительных систем физической культуры;   подводящих и подготовительных упражнений;     Правила   техники   безопасности,   страховка   и     самостраховка,   использование Способы физкультурной деятельности (330 часов)  В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. Общеразвивающие упражнения (89 часов)  Развитие силовых способностей:  подтягивание в висе на перекладине; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы; комплексы упражнений с локальным отягощением на 18 отдельные   мышечные   группы;   сгибание   туловища   в   положении   лежа   на   спине   и животе; Развитие   скоростных   способностей:  ходьба   и   бег   в   различных   направлениях   в максимальном темпе с внезапными остановками и выполнением различных заданий; кувырки вперед, назад, боком с последующим рывком на 3­5 метров; выполнение освоенных тактических действий и технических приемов в быстром темпе;  Развитие   выносливости:  повторное   пробегание   скоростных   дистанций   100­150 метров с изменяющимся интервалом отдыха; «кроссовый» бег; игра в баскетбол с увеличивающимся временем игры; Развитие  координации:  специализированные   комплексы   упражнений   на   развитие координации. Спортивные игры (баскетбол) (241 час)   В   разделе   «Специальная   подготовка   представлен   материал   по   баскетболу,   способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. ­ Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую;   передвижение   приставными   шагами   правым   и   левым   боком   с чередованием   скорости   и   направления   движения;   перевод   с   передвижения правым   боком   на   передвижение   левым   боком;   передвижение   в   основной стойке; остановка в шаге;  ­ Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; ­ Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в прыжке; ­ Ведение мяча:  на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»); с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока от пола; ­ Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу (выполнение штрафного броска) и от груди в движении после двух шагов; одной рукой после ловли мяча и после ведения; ­ Тактические действия:  индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»); ­ Спортивные   игры:  мини­баскетбол,   баскетбол   по   упрощенным   правилам, баскетбол по правилам. 19 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки: Знать: ­ правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; ­ способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной   функциональной   направленностью,   правила   использования   спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; ­ физиологические   основы   деятельности   систем   дыхания,   кровообращения   и энергообеспечения   при   мышечных   нагрузках,   возможности   их   развития   и совершенствования средствами физической культуры; ­ историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта. Уметь: ­ технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной   специализации,   использовать   их   в   условиях   соревновательной деятельности и организации собственного досуга; ­ проводить   самостоятельные   занятия   по   развитию   основных   физических способностей, коррекции осанки и телосложения; 20 ­ управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; ­ контролировать   и   регулировать   функциональное   состояние   организма   при выполнении   физических   упражнений,   добиваться   оздоровительного   эффекта   и совершенствования физических кондиции; ­ соблюдать   правила   безопасности   и   профилактики   травматизма   на   занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; ­ пользоваться   современным   спортивным   инвентарем   и   оборудованием, специальными   техническими   средствами   с   целью   повышения   эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой. 21 ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Механизм отслеживания результатов по программе: Примерные показатели двигательной подготовленности по годам обучения: 1 год обучения Контрольные упражнения (задания) Бег 20 метров, (сек) Бег 60 метров, (сек) Юноши 5 3,5 8,8 4 3,7 8,9 3 3,9 9,0 Девушки 5 3,8 9,7 3 4 4,4 4,1 10,1 10,5 6 – минутный бег, (м) 1400 1250 1000 1200 1100 800 Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) Прыжок в длину с места, (см) Подтягивание, количество раз Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа на полу, количество раз 8,3 2,05 9,0 1,90 9,3 1,50 8 ­ 6 ­ 3 ­ 8,7 2,00 ­ 19 10,0 9,3 1,80 1,40 ­ 15 ­ 5 2 год обучения 22 Контрольные упражнения (задания) Бег 20 метров, (сек) Бег 100 метров, (сек) Юноши Девушки 5 3,3 13,8 4 3,5 14,4 3 3,7 15,0 5 3,7 16,2 3 4 4,3 4,0 16,9 17,6 6 – минутный бег, (м) 1450 1300 1050 1250 1150 850 Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) Прыжок в длину с места, (см) Подтягивание, количество раз Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа на полу, количество раз 8,0 2,10 8,7 1,95 9,0 1,60 9 ­ 7 ­ 5 ­ 8,6 2,00 ­ 17 9,4 9,9 1,80 1,45 ­ 13 ­ 5 3 год обучения Контрольные упражнения (задания) Бег 20 метров, (сек) Бег 100 метров, (сек) Юноши Девушки 5 3,2 13,1 4 3,4 13,7 3 3,6 14,3 5 3,7 15,8 3 4 4,4 4,0 17,5 18,2 6 – минутный бег, (м) 1500 1350 1100 1300 1200 900 Челночный бег 3 Х 10 м, (сек) Прыжок в длину с места, (см) Подтягивание, количество раз Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа на полу, количество раз 7,7 2,20 10 ­ 8,4 2,05 8,6 1,75 8,5 2,05 9,7 9,3 1,85 1,55 8 ­ 6 ­ ­ 16 ­ 12 ­ 5 Оценка уровня технико­тактической подготовленности обучающихся в  физкультурно­спортивной группе  (секция «Баскетбол») Целью   контрольных   испытаний   являлось:   определить   уровень   технико­ тактической подготовленности учащихся физкультурно­спортивных групп (1,2 и 3 года обучения) на данном этапе, выделить претендентов на перевод в тренировочную группу соответствующего возраста. 23 Условия   проведения   испытаний   для   всех   испытуемых   одинаковы.   Каждое испытание учащиеся выполняют по очереди. При выполнении любого теста на всей площадке   должен   находиться   только   испытуемый.   Каждое   испытание   вначале объясняется, а затем показывается испытуемым. Это делается для более точного воспроизведения предлагающегося задания. В качестве контрольных испытаний были использованы следующие тесты: а) Перемещение 6х5. Тест служит для оценки перемещения разными способами. На   площадке   чертится   квадрат   со   стороной   5м.   На   конце   одной   из   сторон ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На противоположной линии   ставится   другая   отметка,   от   которой   движение   начинается   в   обратном направлении. Передвижение   начинается   с   наружной   стороны   ограничительных   линий. Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.), затем по другой стороне   квадрата   приставными   шагами   левым   боком   в   защитной   стойке   (5м.)   и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.  Каждый   испытуемый   выполняет   по   две   попытки,   лучший   результат записывается, округляется с точностью до десятых секунд. б) Броски с точек Тест   позволяет   определить   у   баскетболистов   точность   попадания   мяча   в корзину   с   разного   расстояния   и   под   разным   углом.   Вокруг   трехсекундной   зоны (трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4­е отметки для бросков. Первые две точки расположены на расстоянии 4­х метров по обе стороны от бокового края щита, перпендикулярно кольцу, две другие расположены на дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой отметки выполняется по 5­ть 24 бросков любым способом с места. Броски мяча в корзину выполняются в любой последовательности, с начала на одной стороне площадки, затем на другой. В общей сложности   выполняется   40   бросков   с   точек.   Учитывается   количество   попаданий мяча в корзину. в) Штрафной бросок. Тест позволяет определить точность попадания штрафных бросков. Штрафной бросок   выполняется   в   4­х   метрах   от   баскетбольного   щита   с   линии   штрафных бросков. Оценивается количество попаданий в корзину из 30 бросков. Оценочная таблица компонентов технико­тактической подготовленности Оценка в баллах Перемещение 6х5 Время выполнения в сек. Штрафной бросок Броски с точек Кол­во попаданий (из Кол­во попаданий (из 30) 40) 5 (высокая) 4 (хорошая) 3 (средняя) 2 (низкая) 9,3 9,8­9,4 10,3­9,9 10,4 20 18­19 16­17 15 19 16­18 13­15 12 Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. В рамках содержания программы занимающиеся получают теоретические знания об истории возникновения баскетбола. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Знакомятся с   оборудованием   площадки   для   игры   в   баскетбол.   В   ходе   бесед   и   лекции занимающиеся   знакомятся   с   основными   правилами   игры.   Изучая   таблицы   и наглядные   пособия,  учащийся   получают   представления   о   судействе   игры,  жестов судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой, таблицами.  При   изучении   разделов   программы   применяются   как   общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: 25 метод   регламентированного   упражнения,   игровой   и   соревновательный   методы, словесные   и   сенсорные   методы,   а   также   различные   средства:   подготовительные упражнения,   подвижные   спортивные   игры,   игровые   упражнения,   учебные   игры, соревнования.   При   занятии   с   учащимися   большое   значение   имеет   наглядность   в обучении.   Поэтому   при   изучении   техники   выполнения   отдельных   элементов необходимо   использовать   рассказ­показ,   демонстрацию   таблиц   и   рисунков изучаемого двигательного действия. Для   правильного   и   целенаправленного   обучения   технике   игры   в   баскетбол приводится последовательность обучения основным техническим приемам. Тренер в    соответствии   с   программным   материалом   сам   может   подобрать   упражнения­ задания с учетом предложенной последовательности. Физическая подготовка   Одним   из   основных   факторов,   определяющих   возможность   достижения   высоких спортивных   результатов   в   баскетболе,   является  уровень   развития   физических качеств. Общая физическая подготовка баскетболиста является базой  для многолетнего спортивного совершенствования. Упражнения   специальной   физической   подготовки   благодаря  сопряженному воздействию   способствуют   развитию   координации,   быстроты,   скоростно­силовых качеств,   ловкости   и   ориентировки,  создавая   тем   самым   предпосылки   усвоения   и совершенствования техники и тактики игры. Примерные упражнения для развития быстроты: 1.Короткие рывки на 20—30  м  из стойки баскетболиста; то же с максимальной частотой шагов. 2.Бег прыжками с одной ноги на другую. 3.Бег в среднем темпе, чередуемый с ускорением в различных направлениях по самостоятельному выбору и внезапному   сигналу; то же, но бежать боком, спиной 26 вперед, назад. 4.Короткие рывки после прыжков, поворотов на месте и в движении. 5.Пятнашки   с   раздельного   старта   (в   1   —1,5  м  один   впереди   другого). Задача — догнать и осалить впереди бегущего партнера. 6.Стоя парами лицом друг к другу на расстоянии 1 — 1,5  м  один от другого в положении   выпада,   ученики   придерживают   ладонью   вытянутой   руки стоящую   на   полу   гимнастическую   палку.   По   сигналу   они   должны   поменяться местами, отпустив свою  и поймать  палку партнера  до того, как она упадет  на землю. 7.Многократные  прыжки   в   длину   с   места,   выполняемые   быстро,   подряд, в соревновании с партнером. 8.Эстафеты   с  бегом   по   прямой,  а  также   с  изменением   направления  (обеганием стоек). 9.Подвижные   игры:   «День   и   ночь»,     «Воробьи   и   вороны»,     «Салки     без мяча», «Салки с мячом» и т. п. Примерные   упражнения   для   развития   прыгучести: 1. Прыжки   с   места   на   скамейку,   плинт   и   другие   снаряды   толчком   двумя ногами; то же с разбега толчком одной ногой; то же, приземляясь на толчковую ногу. 2. Прыжки толчком двумя ногами с места и толчком одной ногой с укороченного разбега,     доставая         одном     и   двумя     руками     подвешенные     мячи;  то же с поворотами и прыжке. 3. Прыжки  на одной и обеих  ногах вверх и вниз по ступенькам. 4. Прыжки на месте толчком одной ногой, подтягивая ее же к груди; то же двумя ногами. 5. Подвижные   игры:   «Салки   прыжками»,   «Удочка»,   эстафеты   с   прыжками и др. Примерные упражнения для развития ловкости и ориентировки: 27 1.  Попасть теннисным   мячом     в вертикальную  мишень  после   кувырка   вперед (назад). 2.  Игрок с мячом в руках стоит на расстоянии 1­2  м  от стены, спиной к ней.  В прыжке,   сгибая   ноги,   он   посылает   мяч   в   пол   с   таким   расчётом,   что   бы   мяч отскочил   в  стену.  Приземлившись,  игрок   быстро   поворачивается   и  ловит   мяч. Прыжки выполняются непрерывно, быстро. 3.  Игрок стоит без мяча, спиной  к стене, в 1  м  от нее. Второй  располагается перед  ним   с   мячом   на   расстоянии   1—2  м  и   выполняет   передачи,   направляя мяч   в   пол   в   то   место,   где   стоит   первый   игрок.   Последний   перепрыгивает мяч, затем, быстро повернувшись после приземления, ловит мяч и передает его партнеру. 4.Два   игрока   передают   мяч   друг   другу   на   уровне   груди.   Третий   игрок увёртывается от мяча за счет приседания под передачей и последующего быстрого убегания   от   игрока   с   мячом.   Передачи   выполняют   быстро.   Отбегая назад  после   приседания,   игрок   должен   каждый   раз   выпрямляться.   Если   он не успевает увернуться от мяча, он должен поймать его. 5.Один   игрок   стоит   сбоку   от   скамейки,   второй   перед   ним   с   мячом   на расстоянии   2—3  м.  Прыгая   вправо   и   влево   через   скамейку,   первый   партнер ловит и передает мяч второму. 6.  Прыжки   через   вращающуюся   скакалку   с   передачей   мяча   партнеру   при приземлении и в безопорном положении. 7.  Игроки   поточно   делают   кувырки   на   мате   и,   быстро   встав,   одновременно выполняют ловлю мяча от партнера и обратную передачу. 8.  Неоднократные       кувырки       в  сочетании     с  бросками       в  корзину  (рис.     I) с разных  сторон  от  щита.  Игрок 3  выполняет  кувырок,  ловит  мяч   от  игрока  5 и     в   прыжке   бросает   его   в   корзину,  после   чего   осуществляет   то   же   действие и обратном  направлении.      Мячи      после  бросков  в корзину   ловят   партнеры  4 и   5   или   игрок,   специально   расположенный   под   щитом   и   возвращающий   их партнерам  4  и 5.  То   же,  но  с  дополнительными   передачами   перед   броском   или 28 перед кувырком. 9. Кувырки с последующими прыжками через вращающуюся скакалку. 10. Игрок с мячом в руках прыгает вверх и сильно передает его в щит  (в   стену).   Приземлившись,   он   выполняет   рывок,   стремясь   поймать   мяч   после мерного отскока его от пола. Техника перемещений  Стойка баскетболиста;  Прыжки;  Остановки;  Повороты. Примерные упражнения: 1.Построение ­ в колоннах у лицевой линии. Все занимающиеся поочередно бегут   касаются   противоположной   лицевой   линии до   конца   площадки, ногой   и,   возвратившись   на   исходное   положение,   становятся   в   конец   своей колонны;   то   же,   но   бег   приставными   шагами   (правым,   левым   боком,   спиной 29 вперед), бег в чередовании с прыжками и т. д. 2.Построение   в   колонну,   дистанция   2­3   шага.   Группа   движется   бегом в среднем темпе до указанного ориентира, а дальше выполняет рывок до конца площадки; то же, но бег по дугам, «восьмерке» и т. п. 3. Группа   движется   по   кругу.   По   сигналу   последний   в   колонне   делает рывок   вперед,   обгоняя   партнеров,   и   становится   первым.   По   пути   он   должен коснуться любого игрока, который также бежит вперед колонны. Так повторяют упражнение все занимающиеся. 4.Построение   в   колонну   по   одному,   дистанция   2­3  м.  Группа   бежит   в среднем   темпе.     По   сигналу   все   одновременно   выполняют   рывок,   стараясь догнать и запятнать бегущего впереди. Группа   в   колонне   по   одному   движется   за   направляющим,   5.   который неожиданно изменяет скорость и направление перемещений, используя ускорение, остановку, рывки. 6. Построение в колоннах, у лицевых линий одна против другой. Ученики, из одной  колонны  выбрасывают  мяч вверх­вперед  в произвольно  выбранном    ими   Партнер   из   напротив   стоящей направлении     (вправо,     влево).   колонны   должен   успеть   поймать   мяч   раньше,   чем   он   упадет   на   площадку, либо (в зависимости от условия) после его отскока от пола. 7. Бег в группах   по 4. Последний  (4­й)  после  рывка  влево  обегает  зигзагом трех,   бегущих   впереди.   Так   же   по   очереди   действуют   игроки   3,   2, 1 и т. д. 8. Рывок   после   резкого   изменения   направления   бега   (бег,   остановка). Бег   в   другом   направлении   начинается   рывком.   Перед   остановкой   ­   ускорение, затем остановка, рынок в другом направлении. 9.Прыжки   на   месте   толчком   одной,   двумя   ногами;   то   же   с   доставанием подвешенных предметом и касанием щита одной, двумя руками. 10. Поочередное добивание мяча в щит (в стену) левой и привой рукой (сериями). 11.   Равномерный бег и произвольно выполняемая остановка двумя шагами и 30 прыжком. 12. Бег   и   остановка   в   обусловленном   месте   и   обусловленным   способом; то же, но по неожиданно поданному сигналу.   Построение   ­   в   колоннах,     дистанция     2­3  м.   13.  Занимающиеся   бегут в   среднем   темпе.   По   сигналу   останавливаются,   делают   поворот   назад,   рывок и вновь бегут в среднем темпе. 14. Построение   парами   и   антилоп   друг   другу.   Ученик,   владеющий   мячом, выполняет повороты, стираясь укрыть мяч и удалить его от защитника. Защитник стремится осалить или выбить мяч. Техника владения мячом Ловля мяча  Ловля мяча двумя руками;  Ловля мяча одной рукой. Передачи мяча  Передача двумя руками от груди;  Передача двумя руками сверху;  Передача двумя руками снизу;  Передача одной рукой от плеча;  Передача одной рукой сверху;  Передача одной рукой снизу и одной рукой сбоку. Примерные упражнения: 1. Построение по три человека  в линию на расстояние 4—5 м один от другого (рис.   1).   Игрок   2   передаёт  мяч   игроку   1,  тот   передает   его  обратно;   то   же   в сторону   игрока   3.   Это   же   упражнение   может   выполняться   двумя   мячами, находящимися у игроком 1 и 3. Они поочередно  передают их игроку 2, который возвращает мяч обратно тому, от кого поймал. 31 2.  Группа     распределяется     по   5  человек:   четыре  выстраиваются   в  шеренгу  с интервалом    в    1     м,    один располагается против них на расстоянии    3—4 м. Стоящие   в    шеренге имеют два мяча и    поочередно   передают   их   стоящему напротив,   который возвращает мяч обратно любому из них. 3.  Построение в две     шеренги с расположением  троков в шахматном  порядке. Игрок 1 передает  мяч  игроку 2, тот игроку 3 и т. д. Последний  передаст мяч преподавателю либо   с ведением идет на место трока 1. Упражнение усложняется тем,     игрок   сразу     что   после  передачи     перебегает     на противоположную  сторону   (рис. 2). 4.Построение тремя колоннами, образуя треугольник (рис. 3). Игрок 1  передает   мяч   игроку   2,   тот   игроку  3.   После   в конец той колонны, в которую передал мяч.   передачи   игрок       переходит 5.Три       человека       образуют   равносторонний     треугольник.       Игрок       1 передает   мяч   игроку   2   и     перебегает  на   его     место.       Игрок   2   передает   мяч игроку   3   и   перебегает   на   место   игрока   1.   Игрок   3   выполняет   упражнение так же, как и игрок 1 (рис. 4). 6.Построение   в   четырех   колоннах.   Упражнение   выполняется   двумя мячами. Игрок  1   передает   мяч игроку   3 и переходит   во вторую колонну. Игрок 3 передаст  мяч   в первую   колонну   и переходит   в четвертую.   То же выполняют игроки 2 и 4, переходя в первую и третью колонны (рис. 5). В этом же построении   игрок   1   передаст   мяч   игроку   2     и     перебегает   к   конец   четвертой колонны,   а игрок 2 передает мяч игроку 3 и переходит в первую колонну. 7.Построение     по       кругу     лицом  к   игроку,   стоящему   в   центре   круга. Упражнение       выполняется     одним       и  двумя   мячами.   В   центре   круга   могут быть     2   игрока.     Игроки     поочередно  передают     мяч   центральному   игроку. Упражнение   усложняется   передвижением   игроком,   но   кругу   вправо,   влево и неожиданным для   них   изменением  последовательности передач мяча игрокам, стоящим в круге. 32 8. Построение ­  встречными колоннами,   один    игрок    в    стороне. Игрок 1   с места  передает мяч игроку 3 и  сразу  выбегает вперед, ловит мяч от игрока 3 и передает его игроку 2,  который ловит   его на месте. Затем    то    же,   выполняет игрок 2.     Игрок     I,     продолжая   движение, становится в     противоположную колонну. 9.   Построение   встречными   колоннами.     Первый         игрок       передает         мяч выбегающему   навстречу   игроку   из противоположной колонны   и   бежит в конец этой колонны. Так же действует игрок 2, передавая мяч выбегающему игроку 3, и т. д.   В этом  упражнении могут участвовать   не   минее трех игроков. 1 2 3 1 3 2 Броски мяча в корзину  Бросок двумя руками от груди;  Бросок одной рукой от плеча;  Бросок одной рукой сверху; 33  Бросок одной рукой снизу;  Бросок двумя сверху;  Добивание мяча. Примерные упражнения: 1.Занимающиеся  стоят   в   колонне   у   пересечения   боковой   линии   со   средней. Один игрок с мячом  располагается сбоку вблизи от щита.   Первый из колонны выбегает к корзине и получает мяч от стоящего там игрока, выполняет бросок обусловленным способом, ловит мяч после его отскока и возвращает партнеру у щита, который, передав его следующему игроку из колонны, становится в конец колонны. Партнер переходит на его место. 2.Построение   в   двух     колоннах     (слепа   ­   вблизи     корзины,   справа   ­   в 3  м  от   щита).   Игрок,   стоящий   слева,   бросает   мяч   в   корзину   левой   рукой   с места,   ловит   отскочивший   мяч,   передает   его   выбегающему   игроку   из   другой колонны, который в движении бросает мяч правой рукой, ловит мяч после Рис.1                                                          Рис.2 34 Рис. 3 отскока, отдает его очередному игроку влево и становится в конец этой колонны. Способы бросков варьируются. 3.Построение указано на рисунке 1. Игрок 1 передает мяч игроку 2, выбегает к щиту,   получает   от   него   обратную   передачу   и   выполняет   бросок  в   корзину обусловленным способом. Поймав отскочивший мяч, он передает его игроку 3, а сам перебегает на место игрока 2. Игрок 3 передает мяч очередному игроку 4 из колонны и бежит в ее конец, игрок 2 перебегает па место игрока 3. 4. Построение указано на рисунке 2. Игрок I передает мяч выбегающему по дуге игроку 2, который бросает мяч обусловленным способом с места,  в прыжке или с проходом, ломит его после отскока, возвращает игроку     I  и становится на его место. Игрок 1 переходит в колонну па своей стороне. То же выполняет и вторая группа. Броски выполняются правой и левой рукой. Для этого либо изменяются исходные расположения колонн (они меняются сторонами), либо передача и переход игрока после того, как он поймает отскочивший мяч, осуществляется игроку, стоящему в углу на этой же стороне площадки. 5. Построение   у   средней   линии,   как   показано   на   рисунке   3.   Игрок    I передает   мяч   игроку   2,   выбегает   и,   получив   обратную   передачу,   бросает   мяч и   корзину   обусловленным   способом,   ловит   мяч   после   его   отскока   и   передаст игроку   3,   который,   и   спою   очередь,   передает   мяч   выбегающему   к 35 противоположному   щиту   игроку   4,   повторяющему   те   же   действия   и   другом направлении.   После передачи   мяча   игрок     1   переходит   на   место   игрока   2, который переходит  на  место  игрока  .4,  и   гот после  передачи  перемещается  в конец колонны   на  своей  стороне  площадки. 6.   Построение   группами   потри   человека   у   одного   щита.   Один   из   игроков бросает мяч, другой выполняет функцию активного защитника, а третий  снимает мяч после броска и вновь передает его для броска партнеру.        7. У каждого занимающегося имеется мяч либо группа распределяется  на подгруппы по количеству мячей. Па площадке определяются точки, с которых каждый   занимающийся   должен   попасть   в   корзину.   Чтобы   не   было  скопления игроков на одном месте, начинать упражнение можно с любой из  точек и в любом порядке. Необходимо соблюдать только следующие условия: переходить на другую точку только после попадания с предыдущей; при смене точки обязательно перейти ни другую половину площадки. Если соревнуются  группы, в которых более двух человек, то вводятся дополнительные, условии  переходить   ни   следующую   точку можно только после того, как каждый из игроков попал в корзину обусловленное количество раз. Тот, кто набрал  установленное количество очков раньше других, продолжает бросать до тех  пор, пока последний в группе справится с заданием, затем группа переходит на другую точку. 8. Занимающиеся распределяются на 4 группы. У каждой из них один­два мяча. Расстояние   для   броска   и   способ   его   выполнения   обусловливаются.  По   сигналу первый   выполняет   бросок,   сам   ловит   мяч   и   передает   его   следующему   в   своей колонне. За каждое попадание группа получает очко. Ведение мяча    Ведение с обычным отскоком;  Ведение со сниженным отскоком;  Финты; 36 Примерные упражнения: 1.Построение   указано  на  рисунке   1.   Игрок  I  ведёт   мяч   к   игроку   2,  тот к игроку 3 и т. д. Игрок 7 ведёт мяч в сторону колонны, стоящей в затылок игроку  1, и   передаст   его   следующему   игроку.     Упражнение   проводится     несколькими мячами. 2.Построение   указано   на   рисунке   2.   Игрок   1   ведет   мяч   к   игроку   2   и, передан ему мяч, остается на его месте, игрок 2 ведет мяч к игроку 3 и т. д. Последний   возвращается   с   ведением   на   место   игрока   1   и   передает   мяч очередному игроку. 3.Построение   колоннами.   Ведение   мяча   с   обводкой   препятствий   (стоек, либо   других   приспособлений)   справа   налево   и   слепа   направо   одной   и   другой рукой; то же, вокруг препятствий. 4.Построение    парами.     Игрок   ведет мяч,     а   партнер    сопровождает  его сбоку.   Как   только   партнер   ускорит   бег,   игрок,   владеющий   мячом,   переходит на низкое ведение. В обратном направлении они меняются ролями. 5. Построение   группами в зависимости  от количества мячей. Ведение мяча на ограниченной   площадке,   обыгрывая   двух     или   трех  защитников, последовательно атакующих игрока, ведущего мяч. Рис.1                                                               Рис. 2 Последовательность обучения технике передвижения в защитной стойке. 37 1. Передвижение в защитной стойке приставными шагами правым и левым боком. 2. Передвижение в защитной стойке приставными шагами вперед и назад. 3. Передвижение в защитной стойке по заданию. 4. Передвижение в защитной стойке с  повторением действий партнера  («зеркальное» выполнение). 5. Выполнение передвижений в защитной стойке с применением  комбинаций  из  изученных передвижений. 6. Выполнение других  защитных действии   игроков и после передвижения в  защитной стойке. Последовательность обучения технике остановки в два шага. 1. Изучение техники остановки без мяча: по время ходьбы, во время бега в  медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением  направления). 2. Внезапная остановка по сигналу. 3. Остановка после ловли мяча. 4. Остановка после ведения мяча. Последовательность обучения технике  поворотов. 1. Выполнение поворотов, стоя  на  месте без мяча. 2.То же, но с мячом. 3. Выполнение  поворотов  с   мячом,  стоя   рядом  с  пассивным  защитником. 4. То же,  но против активнодействующего защитника.  5. Выполнение     поворотов   после     ловли,     ведения     мяча  и остановок изученным способом. Последовательность  обучения  технике   передачи   мяча 1. Передача и ловля мяча, стоя на месте. 2. То же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи  38 и на сзади стоящую ногу в момент ловли. 3.Передача в сторону на месте. 4. То же, только с шагом вперед и в сторону выполняемой передачи; ловить мяч с  шагом вперед и с шагом назад. 5. Передача   мяча   с  последующим  движением   игрока в ту же сторону. 6. Передача   мяча  с  последующим  движением  игрока в противоположную сторону, затем ­ в других направлениях. 7. Передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу по прямой. 8. То же, по партнеру, двигающемуся под углом. 9. Передача мяча между игроками, двигающимися навстречу друг другу по прямой, под углом. 10. Передача   мяча   между   игроками,    двигающимися параллельно. 11. Передача   мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным противодействием. 12. То же, но уже и игровой обстановке и в соревнованиях. 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература для учителя 1. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М. Г. Основы физической  культуры старшеклассника. — Самара, 1995. 2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,  СДЮСШОР. – М.: Советский спорт, 2006. 3. Би Нортон Упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1972. 4. Бондарев В. П. Выбор профессии. — М., 1989. 5. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. — М., 1986. 6. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.­ М., 1983. 7. Возрастная педагогическая психология /Под ред. М. И. Гамезо. — М., 1984. 8. Выдрин В. М. Введение в специальность. — М., 1980. 9. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола – М.,ФиС,1963. 40 10.Гоноблин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. 11. Грасис А. Специальные упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1967. 12. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. — М., 1998. 13. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. — М., 1991. 14. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М., 1970. 15. Климов Е. Л. Как выбирать профессию. — М., 1990. 16. Комарова Б. Д. Скорая медицинская помощь. — М.. 1995. 17.  Леонтьева Н. Н.,Маринова К. В. Анатомия и физиология детского  организма. — М, 1986. 18. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980. 19. Мудрик А. В. Учитель, мастерство и вдохновение. — М., 1986. 20. Немов Р. С. Психология. — М., 1994. 21. Петунин О. В. Формирование профессионального мастерства учителя фи­ зической культуры. — М., 1989. 22. Полиспекин С. А. Гигиенические аспекты современных спортивных со­ оружений. — М., 1982. 23. Спортивные игры / Под. ред. В. Д. Ковалева. — М., Просвещение, 1988. Методическая литература для учащихся 1. Би Нортон Упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1972. 2. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. — М., 1986. 3. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола – М.,ФиС,1963. 4. Грасис А. Специальные упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1967. 5. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. — М., 1998.  Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. — М., 1991.  Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М., 1970. 6. 7. Интернет ресурсы      YouTube  тактика и техник игры в баскетбол. 41 42

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"

Программа "баскетбол"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019