Предлагаемый курс «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика и которые хотят приобрести навыки в решении экономических задач, задач с химическими данными, физическими данными.
Навыки в решении текстовых задач необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в экономические ВУЗы
электив 9 класс, текстовые задачи.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 31
с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля»
СОГЛАСОВАНО:
Председатель методического совета
_____________________ Мохова Л.Р.
Протокол № _____________________
«___» ___________________ ___2011г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 31»
_________________ Туренко Е.В.
Приказ № ____________________
«___» ___________________ ___2011г.
Рецензенты: Х.Ф.Азизов – доктор ф.м.н, профессор,
преподаватель ТНГУ
В.Н.Спиридонова – учитель высшей категории,
старший преподаватель ТНГУ.
Текстовые задачи: сложности и пути их решения.
9 класс
учитель математики: Мусатова М.Ю. Нижневартовск
2011г. Пояснительная записка
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью ( Л. Толстой)
Предлагаемый курс «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» своим содержанием
сможет привлечь внимание учащихся 9 классов, которым интересна математика и которые
хотят приобрести навыки в решении экономических задач, задач с химическими данными,
физическими данными.
Навыки в решении текстовых задач необходимы любому ученику, желающему хорошо
подготовиться к поступлению в экономические ВУЗы. В учебниках для массовых школ
уделяется мало внимания данной теме , а сложность задач, встречающихся на выпускных
экзаменах (при сдачи ЕГЭ) требует глубокого изучения и прочного овладения учащимися
методов и приемов решения текстовых задач. Данный курс направлен на расширение знаний
учащихся, повышения уровня их математической подготовки через расширение
тренировочных упражнений, отвечающих требованиям по математике, предъявляемых
поступающим в профильные классы и экономические ВУЗы.
Цели курса:
1. Познакомить учащихся с приемами и методами решения текстовых задач с
экономическим содержанием ( банковское дело), с физическим содержанием, с химическим
содержанием;
2. Помочь учащимся быстро оценивать степень сложности задач и выбора рационального
способа решения.
3. Определить уровень способностей учащихся и их готовности к профильному обучению;
3. Создать базу для развития способностей учащихся.
Задачи курса:
1. Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач.
2. Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и
различными способами их решения.
3. Развивать и укреплять межпредметные связи.
4. Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных
задач бытового характера.
Сроки реализации программы:
Курс рассчитан на 810 часов. Программа предполагает четкое изложение теории вопроса,
решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу. В программе приводится
распределение учебного времени. Каждое занятие состоит из двух частей: работа под
руководством учителя и самостоятельная работа. Домашние задания являются
обязательными для всех, посещающих элективный курс. Успешным ученикам предлагаются
творческие задания. Программа данного элективного курса позволяет подготовить учащихся
к выбору профиля в 1011 классе, а также в выборе дальнейшей профессии. Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий, беседа,
проблемно поисковый и исследовательский методы.
Формы контроля: проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных
упражнений, взаимоконтроль и самооценка.
Предполагаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1) излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
2) грамотно формулировать теоретические положения;
3) уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий;
4) определять тип текстовой задачи;
5) знать особенности методики решения задач;
Инструментарий для оценивания результатов:
1. Промежуточный контроль.
2. Список тем для проектноисследовательской работы.
3. Тренировочные задачи по темам .
4. Карточкизадания для работы в парах различной степени сложности.
5. Итоговая самостоятельная работа, состоящая из 45 заданий, расположенных в
порядке возрастания сложности.
Ресурсы:
Литература
1. Э.Д. Каганов. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу
математики для 611 классов.М.ЮНВЕС.1997.
2. М.Иванов. Вступительные экзамены по математике в гимназиях, лицеях, колледжах.
М: КУДИЦОБРАЗ, 1999.
3. В.Ю.Дорофеев. Пособие по математике.СПб.:ООО, типография «Деметра»,2003.
4. Н.В.Бурмистрова. Функции и их графики.Саратов: Лицей, 2003.
5. С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий. Алгебра и начала анализа: сборник задач для
подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы. –
М:Внешсигма М, 2003.
6. Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов. Задания по математике для подготовки к письменному
экзамену в 9 классе. М: Просвещение, 2007.
7. В.А.Далингер. Все для успеха на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах по
математике. Омск: Издво Омского педуниверситета, 1995.
8. Ф.Ф.Лысенко. Математика. Подготовка к ЕГЭ2009. Вступительные испытания. –
РостовнаДону: Легион, 2008.
9. С.А.Агалков. Пособие по математике для поступающих. – Омск: ОмГУ, 1999.
10. Е.В.Коваленко. Учебнометодическое пособие. Центр методики и оценки качества
обучения. – М. ГУ – ВШЭ,2004. 11. М.Б. Волович. Ключ к пониманию алгебры 79 классы. – М: Аквариум, 1997.
12. Е.В. Смыкалова. Математика. Модули, параметры, многочлены предпрофильная
подготовка. СПб: СМИО Пресс, 2007.
13. М.А. Иванов. Математика без репетитора. – М: Вентана – Графф,2002.
14. Современный УМК «Алгебра 79». Интерактивная линия. – Просвещение – Медиа,
2009
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 31
с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля»
СОГЛАСОВАНО:
Председатель методического совета
_____________________ Мохова Л.Р.
Протокол № _____________________
«___» ___________________ ___2011г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 31»
_________________ Туренко Е.В.
Приказ № ____________________
«___» ___________________ ___2011г.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Текстовые задачи: сложности и пути их решения»
Цель:
1. Познакомить учащихся с:
а) приемами и методами решения текстовых задач;
2. Помочь учащимся быстро оценивать степень сложности задач и
выбора рационального способа решения.
3. Определить уровень способностей учащихся и их готовности к
профильному обучению;
3. Создать базу для развития способностей учащихся.
Класс:
9 класс Срок обучения:
810 часов
Режим занятий:
четверг, 6урок.
Тема
Количество часов
Всего
Аудиторных Внеаудиторных
В т.ч. на
Формы
контроля
практическую
деятельность
Текстовые
задачи и
техника их
решения.
Задачи на
движение
Задачи на
совместную
работу.
Задачи на
проценты
Задачи на
сплавы и
смеси.
Задачи на
прогрессии.
Итоговое
занятие
1
1
(0,5)1
(0,5)1
0,5
1
0,5
(1) 2
(1) 2
1
2
1
1
(0,5)1
Проверка д/з
(0,5)1
0,5
1
0,5
1
с/р
с/р
Проверка д/з
Проверочная
работа
Итого:
(8)10
(4)5
0
(4)5 Содержание программы
Тема 1. Текстовые задачи и техника их решения. (1ч)
Занятие 1.
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы
решения текстовой задачи. Приемы работы с задачей. Чертеж к текстовой задаче и его
значение для построения математической модели.
Тема 2. Задачи на движение. (1ч или 2ч)
Занятие 2 (2,3)
Движение тел по течению и против течения, равномерное и равноускоренное движение тел в
одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения, чтение графиков движения
и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи на
движение.
Тема 3. Задачи на совместную работу. (1ч или 2ч)
Занятие 3(4,5)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее
выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу.
Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления
математической модели.
Тема 4. Задачи на проценты. (1ч)
Занятие 4(6)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики
решения задач с экономическим содержанием.
Тема 5: Задачи на сплавы и смеси. (2ч)
Занятие 5,6(7.8)
Формула зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе от концентрации
и массы или объема сплава, смеси, раствора. Особенности выбора переменных и методики
решения данных задач. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы.
Тема 6. Задачи на прогрессии. (1ч).
Занятие 7(9)
Формулы общего члена и суммы первых пчленов арифметической и геометрической
прогрессий. Характеристические свойства прогрессий. Особенности выбора переменных и
методики решения задач на прогрессии.
Итоговое занятие 8(10). Самостоятельная работа.
1. В.Ю.Дорофеев. Пособие по математике. СПб.: ООО, типография «Деметра»,2003.
Литература для учителя 2. В.А.Далингер. Все для успеха на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах по
математике. Омск: Издво Омского педуниверситета, 1995.
3. М.Иванов. Вступительные экзамены по математике в гимназиях, лицеях, колледжах.М:
КУДИЦОБРАЗ, 1999.
4. С.А.Агалков. Пособие по математике для поступающих. – Омск: ОмГУ, 1999.
5. Е.В.Коваленко. Учебнометодическое пособие. Центр методики и оценки качества
обучения. – М. ГУ – ВШЭ,2004.
6. Е.В. Смыкалова. Математика. Модули, параметры, многочлены предпрофильная
подготовка. СПб: СМИО Пресс, 2007.
Литература для учащихся
1. Э.Д. Каганов. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу
математики для 611 классов.М.ЮНВЕС.1997.
2. С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий. Алгебра и начала анализа: сборник задач для
подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы. –
М:Внешсигма М, 2003.
3. Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов. Задания по математике для подготовки к письменному
экзамену в 9 классе. М: Просвещение, 2007.
4. Ф.Ф.Лысенко. Математика. Подготовка к ЕГЭ2009. Вступительные испытания. –
РостовнаДону: Легион, 2008.
5. М.А. Иванов. Математика без репетитора. – М: Вентана – Графф,2002.
6. Современный УМК «Алгебра 79». Интерактивная линия. – Просвещение – Медиа,
2003.
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Программа элективного курса-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.