Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».
Оценка 4.7

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
физика +1
7 кл—11 кл +1
30.01.2018
Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».
Данная программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, знания, представляющие ценность для общего культурного развития учащихся в области естествознания, рассматривается вопросы, представленные в базовом курсе «вскользь», опирается на межпредметные связи физики с географией, биологией, химией и астрономией. Рекомендуется для учащихся 7-8 классов
программа элек курса Физика вокруг нас.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЖЕРДЕВСКАЯ СОШ» (названия образовательных учреждений) Программа элективного курса для 7­8 классов по физике «Физика вокруг нас» Блок «Физика в биологии» (36 часов)   учителя физики  Рязанцевой В.А. Пояснительная записка. Данная программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся,  знания, представляющие ценность для общего культурного развития учащихся в области  естествознания, рассматривается вопросы, представленные в базовом курсе «вскользь»,  опирается на межпредметные связи физики с географией, биологией, химией и  астрономией.  Программа  предназначена  для  удовлетворения  образовательных  потребностей  и   потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и в связи с  этим ставит  следующую  цель:  обеспечить  условия  для  формирования  у  подростка   способности  к осуществлению  ответственного  выбора  собственной  индивидуальной   образовательной траектории.   1.  Актуальность  В XXI веке информационных технологий человек с лѐгкостью получает  ответы  на  интересующие  его  вопросы  с  помощью  Всемирной  паутины.  В третье   тысячелетие  Новейшего  времени  вступило  новое  инновационное  поколение  —  Homo  Internetus.  Это  новое  постиндустриальное  общество,  в котором   происходит  софистическая  подмена  понятий:  кто  обладает  информацией,  тот  обладает  миром.  Но  информация  —  это  ещѐ  не  знание.  Стремительное развитие информационно­коммуникационных технологий, к  сожалению,  приводит  к  тому,  что  ученик  современной  школы  перестаѐт  самостоятельно  мыслить,  искать  пути  решения  научных  проблем  нестандартными, творческими методами.   Программа  «Физика  вокруг  нас»  ставит  перед  собой  цель  научить  учащихся  применять  физические  знания  на  практике,  видеть  и  уметь  объяснять  наблюдаемые  природные  и  другие  явления,  самостоятельно  проводить  эксперименты  и  давать  им  качественную  оценку  путѐм  собственных  умозаключений,  переводить  невероятное  в  очевидное,  обыденное в увлекательное.  Благодаря комплексному подходу формируется  всесторонне  развитая  личность  учащегося  современной  школы,  девизом  которой  становится  крылатая  фраза  «Cogito,  ergo  sum»  —  «Я  мыслю,  следовательно,  я  существую».  Что  и  составляет  актуальность  данной  программы.  2.  Новизна  Новизна программы — практическая реализация новых направлений в науке, которые  возникли как результат тесного взаимодействия физики, географии, биологии, химии и  астрономии, практическое использование экспериментальных заданий,  различных видов  задач, для решения которых необходимы знания этих наук. 3.  Педагогическая целесообразность  В  большинстве  своѐм  внеклассная  деятельность  современных  образовательных  учреждений  реализует  два  подхода  —  это  формальное  выполнение  проектных  работ  и  факультативные  занятия основных  типов  в рамках   традиционного  обучения.  Ограниченное  количество  школьников  в первом  подходе  не   позволяет  учащимся  учиться  взаимодействовать  друг  с другом,  а  жѐсткие  рамки   традиционной  системы  второго  подхода  не предоставляют  школьникам  возможности   для  самореализации  и  развития гармоничной, всесторонне развитой личности. Легко  видеть, что при такой организации  внеклассной  деятельности  страдает  и   психологическая,  и развивающая составляющая учебного процесса.   Образовательная  программа  «Физика  вокруг  нас»  ориентирована  в  первую  очередь  на  коллективы  7­8 классов  и  предоставляет  учащимся  возможности для открытого диалога, как с учителем, так и со сверстниками.  Обилие  подходов  к  организации  внеурочных  мероприятий  способствует  интеллектуальному развитию школьников, реализации их замыслов и идей.  Учащиеся  учатся  взаимодействовать  со  сверстниками,  ведь  сплочѐнное  состояние обладает огромной ценностью, как для группового развития, так и  для каждого конкретного человека. Оно способствует эффективному труду,  делает группу более стабильной, укрепляет психологическое здоровье людей,  входящих  в  группу,  позволяет  личности  гармонично  развиваться  вместе    группой.  Всѐ  это  говорит  о  педагогической  целесообразности  данной  образовательной программы.  4. Цели  и задачи курса:  Цель программы : – на учебном материале, выходящим за рамки программы основной школы по  физике, географии, биологии, химии и астрономии вооружить учащихся дополнительными  знаниями о единстве и взаимосвязи физической картины  мира;  – формирование интереса школьников к исследовательской   деятельности;  – ориентация учащихся на естественно ­ научный профиль обучения в           старшей школе. Для достижения цели  необходимо решить целый ряд педагогических и образовательных   задач:   −   сформировать  ключевые  компетентности  учащегося:  в  решении  задач  и  проблем,  информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;  −  осуществить  индивидуализацию  образовательного  процесса  на  основе  широкого  ­использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного  развития и продвижения ученика в образовательном процессе;  −  способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с  собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах  деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;   −  сохранить  и  укрепить  физическое  и  психическое  здоровье,  безопасность  учащихся,  обеспечить их эмоционального благополучия; −  помочь  подросткам  овладеть  грамотностью  в  различных  ее  проявлениях  (учебном,  языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).  5. Отличительная особенность данной образовательной программы    Благодаря  использованию  нестандартного  подхода  при  организации  занятий в рамках образовательной программы «Физика вокруг нас» учащиеся  получают  возможность  самовыражения,  учатся  взаимодействовать  друг  с  другом,  с  уважением  относиться  к  мнению  других  людей  и  овладевают  искусством дискуссии, что невозможно воплотить в жизнь на уроках физики  в рамках школьного курса. Помимо этого, школьники познают физическую  картину мира с позиции обыденности и повседневности.      6.  Формы и режим занятий    Форма  занятий  групповая,  вид  группы  —  профильная,  состав  постоянный, набор свободный.   Занятия проходят 1 раз в неделю по 1часу в течение всего учебного года.     7.  Ожидаемые результаты и способы их проверки    Дети  должны  обладать  расширенным  кругозором  и  углублѐнными  познаниями  о  физической  картине  мира,  уметь  выражать  свои  мысли  грамотным литературным языком, должны овладеть искусством диспутов и  уметь анализировать, творчески подходить к решению задач и выполнению  заданий в коллективе.    Проверка  результатов  осуществляется  с  помощью  проектных  работ,  конференций и конкурсов работ учащихся.    8.Техническое обеспечение  1.  Кабинет физики;  2.  Лаборантская  с  приборами  и  материалами,  необходимыми  для  проведения физических опытов и экспериментов;  3.  Интерактивная доска;  4.  Компьютер;  5.  Проектор.    9. Учебно­методические средства обучения  1.  Мультимедийный материал, подобранный педагогом (личная выборка);  2.  Презентации с мультимедийным материалом (авторские);  3.  Научно­познавательные фильмы;  4.  Подборка  опытов  (видеоверсии  или  описания  для  выполнения  учащимися на занятиях и дома).    Данная программа составлена на основе программы курса дополнительного образования  Георгиевой М. Г.  «Физики вокруг нас»,  2011 год.    Курс  рассчитан  на  учащихся    7­8 классов,    предполагает совершенствование   подготовки школьников по освоению основных  разделов  физики.  Программа  курса  согласована  с  требованиями  государственного  образовательного стандарта и содержанием основных программ основного общего  образования по физике.  Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая  программа ­ Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый  приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;  ­ Федеральный базисный учебный план для  среднего (полного) общего образования,  утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004; ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №  253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего общего образования"   ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 г.   №  576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,  утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31  марта 2014 г. № 253"  ­Письмо Минобрнауки России от01.04.2005 №03­417 «О перечне учебного и  компьютерного оборудования для  оснащения образовательных учреждений»;    ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от14.12.2014 №729  «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,  которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих  государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего  образования образовательных учреждениях» (в ред. приказов Минобрнауки Российской  Федерации от 13.01.2011 №2, от 16.01.2012 №16); ­Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях»; ­ Образовательная  программа МБОУ «Жердевская СОШ»; ­ Учебный план МБОУ «Жердевская СОШ». Содержание элективного курса «Физика вокруг нас» Блок «Физика в биологии» 7 класс Тема занятия 1. 1.Вводное занятие «Физика  вокруг нас — физика  повсюду».  2. Движение и скорость.  3. 4. 5. Измерение физических  величин. 6. Первоначальные сведения о  строении вещества 7. 8. Взаимодействие тел. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Давление твердых тел,  жидкостей и газов. Кол­ во часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание  Природные явления. Физические явления.  Физика в жизни человека.  Что читать по физике и биологии Движение  в  живой  и  неживой  природе,  скорость  и  размеры  тела  животного,   движение   и  форма  тела.  Использование в технике принципов  движения живых существ. Практическая работа «Измерение  быстроты реакции человека Растения «хронометры». Цветочные часы. Роль диффузии в природе. Явления космоса  Распространение загрязняющих веществ в  водоемах Масса живых тел как проявление инертности тел. Сочинение сказок «О скорости, массе и  силе». Сила тяжести на других планетах. Сила  тяжести и размеры млекопитающих и  деревьев. Практическая работа «Измерение  мышечных усилий человека с помощью  силомера». Роль трения в природе. Сочинение «Мир без трения». Архимедова сила в жизни водных  обитателей Режущие и колющие приспособления,  встречающиеся в живой природе. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Работа , мощность и энергия. 22. 23. 24. 25. Электричество 26. 27. Колебания и звук 28. 29. 30. Оптика 31. 32. 33. 34. Физический фейерверк:  вопросы и ответы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Роль атмосферного давления в природе. Работа органов, действующих за счет  атмосферного давления. Механизм действия  присосок. Атмосферное давление в жизни человека. Кровяное давление. Практическая работа  «Определение давления крови у человека». Глубоководные животные и их  приспособленность. Водные растения Физико­биологическая викторина. Рычаги в природе. Лабораторная работа “Простые механизмы в живых организмах  (по скелетам животных”) Практическая работа «Познай себя.  Определение моей максимальной  мощности». Механическая работа и мощность сердца  Лабораторная работа “Определение  частоты пульса в зависимости от нагрузки и систолического объема крови” Загадки молнии. Поражение деревьев и  людей молнией. Практическая работа « Оказание первой  помощи при поражении  электрическим  током» Акустика. Голосовой аппарат человека.  Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы. Свет. Процесс восприятия света.  Глаза различных представителей животного  мира Глаз человека. Близорукость и  дальнозоркость Лабораторная работа:  Определение остроты зрения Составление кроссвордов. Учебно­тематический план № Тема занятия Количество часов теория практика экскурсии  Вводное занятие «Физика  вокруг нас — физика повсюду». Движение  в  живой  и  неживой  природе,  скорость  и  размеры  тела  животного,   движение   и  форма  тела Использование в технике принципов  движения живых существ Практическая работа «Измерение  быстроты реакции человека Растения «хронометры». Цветочные часы. Роль диффузии в природе. Явления космоса  1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6     1 1 1 1 7 Распространение загрязняющих веществ в  водоемах 1 8 Масса живых тел как проявление инертности тел. 1 9 10 11 Сочинение сказок «О скорости, массе и  силе». Сила тяжести на других планетах. Сила  тяжести и размеры млекопитающих и  деревьев. Практическая работа «Измерение  мышечных усилий человека с помощью  силомера». 12 Роль трения в природе. 13 Сочинение «Мир без трения». 14 Архимедова сила в жизни водных обитателей 15 Режущие и колющие приспособления,  встречающиеся в живой природе. 16 Роль атмосферного давления в природе. 17 Работа органов, действующих за счет  атмосферного давления. Механизм действия  присосок 18 Атмосферное давление в жизни человека. 1 1 1 1 1 1 1 Кровяное давление. Практическая работа  «Определение давления крови у человека». 0,5 0,5 19 20 Глубоководные животные и их  приспособленность. Водные растения 21 Физико­биологическая викторина. 22 Рычаги в природе. 23 24 Лабораторная работа “Простые механизмы в живых организмах (по скелетам животных”) Практическая работа «Познай себя.  Определение моей максимальной  мощности». 25 Механическая работа и мощность сердца  Лабораторная работа “Определение  1 1 1 1 1 1 частоты пульса в зависимости от нагрузки  и систолического объема крови” Загадки молнии. Поражение деревьев и людей молнией. 1 Практическая работа « Оказание первой  помощи при поражении  электрическим  током» 26 27 1 1 1 1 1 1 28 Акустика. Голосовой аппарат человека.  29 Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. 30 Эхо в мире живой природы. 31 Свет. Процесс восприятия света. 32 33 34 35 Глаза различных представителей животного  мира Глаз человека. Близорукость и  дальнозоркость Лабораторная работа:  Определение остроты зрения Физический фейерверк: вопросы и  ответы. 1 1 1 1 36 Физические кроссворды Всего 23,5 12,5 Методические рекомендации  Работа курса  включает разные виды деятельности. Помимо теоретических  уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание  уделять  соблюдению  учащимися  правил  техники  безопасности.  Вести  учет  всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.   При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных  способов решения. Выбор способа решения – право учащегося. Оформление  решения  задач  в  соответствии    с  общепринятыми  нормами.  Выбор  единиц  измерения  в  соответствии  с    условием  задачи,  если  в  условии  не  оговаривается отдельно – то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо  поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться,  должно цениться выше.    План  является  ориентиром  для  учителя.  Используя  методическую  литературу  и  собственный  опыт,  учитель  конкретизирует  содержание  каждого занятия.     Список методической литературы 1.  Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.: Наука, 1988.  2.  Браверманн  Э.М.  Вечера  по  физике  в  средней  школе.  М.:  Просвещение, 1969.  3.  Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. М.: Высшая  школа, 1989.  4. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М.: Просвещение, 1977.Книга для чтения по физике. М.: Просвещение, 1978. 5.  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.:  Изд­во детской  литературы, 1959.   6.  Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: Наука, 1979.  7.  Покровский  А.А.  Демонстрационный  эксперимент  по  физике.  М.:  Просвещение, 1967.   8.  Уокер Дж. Физический фейерверк. М.: Мир, 1989.

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике. «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».

Программа элективного курса для 7-8 класса по физике.  «Физика вокруг нас». Блок «Физика в биологии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018