Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».
Оценка 4.9

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
9 кл
14.05.2017
Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».
Цели курса "Безопасное жилье": • заложить основы экологического мировоззрения ; • сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания . Главное место в программе занимают проблемы экобезопасности. Учащиеся осваивают способы уменьшения отрицательного влияния загрязненной среды обитания на состояние здоровья всех членов семьи. Где хранить и как следует использовать препараты бытовой химии? Как уменьшить поступление тяжелых металлов, нитратов и пестицидов в наш организм в составе продуктов питания? Как следует обращаться с токсичными бытовыми отходами? И многое другое.
Безопасное жилье.docx
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «РУССКО­АКТАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё» Составитель: учитель биологии  I квалификационной категории Белоногова И.А. 2017 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                 В последние десятилетия состояние здоровья людей ухудшается, а  продолжительность жизни уменьшается, особенно в городах. Под влиянием  производственной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы,  ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей,  таящие угрозу самой жизни будущих поколений. Вместе с загазованным и запыленным  воздухом, грязными водами близлежащей речки, кислотными дождями и снегом,  некачественными продуктами питания и питьевой водой, скудностью зеленой  растительности экологические проблемы пришли на порог нашего дома, в наш быт. Здоровая экология среды обитания – актуальная проблема на сегодняшний день.                Человек проводит в помещении большую часть жизни. Здоровье человека во  многом зависит от состояния среды помещения, в котором он находится. Строительные и  отделочные материалы, бытовые предметы в жилом помещении выделяют вещества,  изменяющие состав воздуха. В воздухе жилых помещений иногда присутствуют  одновременно более 100 примесей, таких как эфиры, спирты и другие органические  соединения, а также аэрозоли, содержащие свинец, ртуть , кадмий , цинк , никель , хром и  другие металлы . Различные виды излучений, воздействие токсических веществ,  особенности микроклимата , освещенность могут вызвать появление ряда заболеваний и  многосторонних нарушений в деятельности организма.  Повышенная утомляемость,  сонливость, раздражительность, проблемы с пищеварением, аллергические реакции  зачастую являются проявлениями болезни . Ученые называют эту болезнь « синдром  больного здания » , и связана она с загрязнением воздуха внутри помещения . Нужно знать эти и другие проблемы, а также научиться бороться с негативными  проявлениями экологии в быту. Для этого необходимо многократно увеличить  экологическую информацию, пропаганду и образование. С этой целью и была создана  данная программа, которая охватывает лишь часть практического изучения целого спектра  экологических проблем в быту. Все содержание курса выводит на первый план проблему  личной ответственности каждого из нас перед природой: Какова моя роль в создании и  решении экологических проблем? Что я должен и могу сделать для их решения?                          Главное место в программе занимают проблемы экобезопасности. Учащиеся осваивают способы уменьшения отрицательного влияния загрязненной среды обитания на состояние здоровья всех членов семьи. Где хранить и как следует использовать препараты бытовой химии? Как уменьшить поступление тяжелых металлов, нитратов и пестицидов в наш   организм   в   составе   продуктов   питания?   Как   следует   обращаться   с   токсичными бытовыми отходами? И многое другое…          Цели курса :       заложить основы экологического мировоззрения ; сформировать представления о взаимосвязи  состояния здоровья человека и среды  обитания .     Задачи курса:  научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы ; познакомить   со   способами   и   методами   оценки   экологического   состояния   среды жизни человека ;           формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических  проблем; обучать учащихся способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности  на среду обитания; находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье  человека; задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем; развивать умения учащихся по выполнению проектов и исследовательских работ.             Программа предназначена для учащихся 9­х классов и рассчитана на 24 часа.  Продолжительность курса может быть изменена в зависимости от глубины и объема  решения тех или иных задач курса, от уровня интереса учащихся и т.д. Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: беседа, лекция,  разъяснение, проблемные ситуации, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа, работа в группах, викторина, проект, ролевая игра, исследовательские проекты,  практическая работа. На итоговом занятии учащиеся должны представить проект “Как сделать наш дом  безопаснее”, учитывая изученный материал. К выполнению проекта учащиеся подходят  творчески. По завершению курса каждая группа выступает с защитой своего проекта. Программа курса включает пять тем, направленных на изучение различных составляющих  среды обитания, с которыми мы большей частью сталкиваемся в собственном жилище. Основная идея, на которой строятся предлагаемые занятия, состоит в том, что  экологические проблемы повсеместны, они стоят перед каждым из нас – взрослым и  ребенком. Поскольку мы тоже их порождаем, то для их решения все мы должны внести  свой посильный вклад.               В итоге обучения по данной программе школьники должны: 1)   Иметь   представления     об   основных   источниках   загрязнения     жилых   помещений; мероприятиях,   направленных   на   снижение   влияния   загрязнённой   среды   на   организм человека ; 2)   Обосновывать влияние окружающей среды на организм человека ; 3)   Научиться действовать в конкретной экологической ситуации . 4)   Уметь пользоваться современными источниками информации и давать    аргументированную оценку информации по экологическим вопросам; 5)    Уметь  работать с учебной и научной литературой, интернет­ресурсами .             Важно, чтобы данный элективный курс помог обучающимся оценить свои  потребности и возможности и сделать обоснованным выбор профиля обучения в старшей  школе.            Курс включает несколько блоков, на основе которых составлен учебно­  тематический план.                                № п/п Наименование тем курса Всего часов  Учебно­тематический план 1 I II III IY 2 Введение. Поселение как среда жизни. Квартира как экосистема. Основные загрязнители домашней  среды. Адаптация человека к среде  3 1 8 6 6 2 Из них на практические работы 4 2 4 1 обитания. Итоговое занятие. Защита проекта. Итого 1 24 7                                                              Содержание курса Введение (1ч). Познавательное, нравственное и практическое значение курса.  Экология как наука. Понятие среды обитания. Среда жизни современного человека.  Факторы жилой среды (природные и социальные). Воздействие на человека каждого из этих факторов.  Понятие о загрязнении  окружающей среды. Нарастание ее загрязнения. Природное и  антропогенное загрязнение. Экология в нашем доме. Экологическое образование. Поселение как среда  жизни . (8ч) Населенный пункт как экосистема. Особенности населенных пунктов городского и  сельского типов. Основные виды   загрязнения  в окружающей нас среде. Источники  загрязнения.  Экологические проблемы современного города и их влияние на человека. Требования к  экосистеме современного города.  Общая характеристика экологической ситуации в населенном пункте, в котором мы живем. Характеристика основных экологических проблем населенного пункта.  Источники загрязнения вокруг школы, возле своего дома и предложение методов снижения влияния загрязнений среды на здоровье человека. «Зеленый санитар города».      Проблема эксплуатации автомобильного транспорта. Выбросы автомобильного транспорта  и их влияние на здоровье человека. Способы уменьшения пагубного влияния автомобилей  на природу. Бытовые отходы. Виды бытовых отходов. Мусорные свалки как экологическая проблема. Влияние положительных и отрицательных  звуков  на организм человека. Шумовые  загрязнения. Уровень шума. Основные источники шумового загрязнения в окружающей нас  среде.  Возможные последствия влияния шума на организм человека. Шумовая болезнь. Пути  предупреждения   шумовой болезни.  Экологические условия для жизни человека. Экологизация производства. Предельно  допустимый сброс (ПДС). Предельно допустимая концентрация  (ПДК), экологический  мониторинг.   Практикум 1:  Определение  загрязненности воздуха в населенном пункте.     Практикум 2: Исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Проблема  бытового мусора. Причины увеличения количества мусора. Основные варианты обращения  с ТБО (Захоронение, сжигание, сортировка и переработка).  Проект: «Вторая жизнь ненужных вещей»  Проекты: Строим Экоград.  Город будущего – каким ему быть?                                                          Квартира как экосистема. (6ч) Экосистема, в которой мы живем. Составляющие экосистемы квартиры (продуценты,  консументы, редуценты). Экологическое состояние жилья. Источники загрязнения среды в  доме. Отделочные материалы и экология. Качество строительных товаров.  Влияние  строительных и отделочных материалов, современной мебели, современного интерьера на  здоровье человека.  Фитонцидные растения.  Фитодизайн. Санитарно – гигиеническая роль растений.  Озеленение – как способ повышения комфортности визуальной среды. Фауна квартиры.  Аквариум мечты.  Цвет вашего дома. Влияние цвета на самочувствие и здоровье человека. Практикум 3:  Экспресс – методы определения углекислого газа в воздухе помещений. Практикум 4: Оценка внутренней отделки помещения.  Практикум 5: Изучение естественной освещенности квартиры » Показатели  микроклимата помещения.  Практикум 6:  Фитонцидные растения и их влияние на некоторые функции организма.   Конкурс на создание проекта “Квартира как экосистема” (критерии оценки). Основные загрязнители домашней среды (6ч). Виды загрязнений жилого помещения. Вещества и факторы, вызывающие различные группы заболеваний. Бактериологическое загрязнение воздуха в помещении. Стоит ли убирать пыль?  Рекомендации по снижению загрязнений.  Опасные для здоровья органические вещества. Полимерные материалы.  Пылевые клещи: опасность для экологии дома. Проблема борьбы с вредными бытовыми  животными. Животные, вызывающие аллергические реакции у человека.  Препараты  бытовой химии (моющие и чистящие  химические средства, отбеливающие и  дезинфицирующие средства, аэрозоли). Альтернатива препаратам бытовой химии.  Экологическая маркировка. Основные группы знаков на упаковках. Источники электромагнитного излучения.  Компьютер и наше здоровье.  Вредные привычки. Табакокурение и здоровье. Никотин. Пассивное курение и его влияние  на окружающих.  Способы и меры оздоровления жилого помещения. Практикум 7: Работа в малых группах: Моя идеальная комната. Адаптация  человека к среде обитания (2ч). Адаптация человека. Резервные возможности человека. Различная способность людей к  адаптации. Особенности организменных адаптаций к условиям окружающей среды. Стресс. Стрессогенные факторы. Стресс – реакция. Стрессоустойчивость организма. Практическое значение изучения способности людей к адаптации. Итоговое занятие (1ч). Систематизация и обобщение знаний учащихся о вредном влиянии загрязнения  окружающей среды на организм  человека. Подведение учащихся к выводу о  необходимости постоянного контроля за состоянием среды в  жилых  помещениях и  проведения мероприятий по улучшению экологических условий обитания человека.  Защита проекта “Как сделать наш дом безопаснее”. №    1     I Тематическое планирование    Раздел Тема занятия        2 Введение                         3 Среда обитания человека. Проблемы  защиты окружающей среды. Поселение ­  как среда  жизни 1. Населенный пункт как экосистема.  Основные загрязнители окружающей    среды. 2. Характеристика основных экологических  проблем населенных пунктов. Основные  загрязнители окружающей среды.  Источники загрязнений. 3. Экосистема населенного пункта (села,  поселка, города), в котором мы живем. Количество  часов             4          1 час               5     Лекция           8 часов Лекция, анкетирование Объяснение учителя с  элементами беседы,  анкетирование.  Практическая работа №1:  «Определение запыленности  воздуха в населенном пункте  (в квартире)».   Работа в группах. 4­5. Проблема  эксплуатации    автомобильного транспорта. 6. Проблема бытового мусора. Лекция . Практическая работа № 2:  «Исследование загрязнения  воздуха городским  транспортом» «Круглый стол» 7. Влияние звуков и шумов на организм  человека. Лекция 8. Экологические условия для жизни  человека. Экологизация   производства.  Семинар – практикум.  Дискуссия II Квартира как  экосистема 1 Среда жилого помещения.  Источники загрязнения внутренней  среды  жилища.       6 часов 2­3. Строительные и отделочные  материалы. Влияние строительных и  отделочных материалов, современной  мебели, интерьера на здоровье человека. 4. Фитонццидные  растения. Фитодизайн.  Санитарно­гигиеническая роль растений. 5. Фауна квартира. Аквариум мечты. Беседа. Практическая   работа № 3: Экспресс –  методы определения  углекислого газа в воздухе  помещения». Лекция. Практическая работа № 4:  «Оценка внутренней отделки помещения».  Практическая работа № 5:  «Изучение естественной  освещенности квартиры». Практическая работа № 6:  «Ознакомление с  фитонцидными растениями  и выявление возможности их использования в интерьере». Беседа, работа в группах. 6. Цвет вашего дома. Влияние цвета на  самочувствие и здоровье человека. Беседа, работа в группах. 1. Виды загрязнений жилого помещения.  Бактериологическое загрязнение воздуха в  помещении. Борьба с пылью. 2. Опасные для здоровья органические   вещества. Полимерные материалы. 3. Пылевые клещи: опасность для экологии  дома. Проблема борьбы с вредными  бытовыми животными. Животные,  вызывающие аллергические реакции у  человека. 4. Препараты бытовой химии в нашем    доме, их безопасное использование.  Экологическая маркировка.  5. Источники электромагнитного  излучения. Компьютер и наше здоровье. Беседа. Проблемные  ситуации. Работа в группах. Лекция Беседа 6 часов Семинар – практикум Лекция. Беседа. III Основные  загрязнители  домашней  среды 6. В облаке табачного дыма.  Табакокурение  и здоровье. 1. Адаптации человеческого организма к  среде обитания. 2. Стресс – фактор адаптации организма к  среде.    2 часа Беседа. Анкетирование.  Работа в группах.    Лекция     Лекция Как сделать наш дом безопаснее?       1 час   Пресс ­ конференция IY Адаптация  человека к  среде  обитания Итоговое  занятие Практическая работа №1  Приложение 1 Определение запыленности воздуха Цель: определить загрязненность воздуха в разных местах населенного               пункта. Объект исследования: населенный пункт. Ход работы    Вблизи дороги и для контроля в удалении от неё выбирают по 5 деревьев одной породы. На высоте 1­ 1,5 м. со стороны дороги с каждого дерева срывают по 10 листьев и помещают в чистую стеклянную банку с крышкой. В другую банку таким же образом собирают листья с контрольных деревьев, растущих вдали от дороги. Места взятия проб отмечают на карте микрорайона.    Листья   в   банках   заливают   дистиллированной,   затем   тщательно   смывают   пыль   с   поверхности   каждого   листа.   Воду   фильтруют   и   взвешивают   массу   пыли   на   обмытой поверхности.    Для определения поверхности обмытых листьев берут 5 листочков, лучше разных по размеру, протирают их от воды и обводят каждый из них на бумаге. Затем вырезают по контуру и взвешивают вырезанные проекции листа. Из той же бумаги вырезают квадрат 10х10 см. и взвешивают его. Рассчитывают поверхность обмытых листьев по формуле:                                                                         M1 x П1                                                                  S = ­­­­­­­­­­­­­ дм2                                                                          5  х  М2 Где М1­ масса бумаги, вырезанной по контурам 5 листьев, М2­ масса 1дм2 бумаги,  П1­ количество обмытых листьев. После этого можно определить, сколько пыли осаждается на 1кв м. поверхности листвы, а  зная точное время накопления пыли (От последнего сильного дождя до момента  исследований), можно подсчитать среднюю скорость осаждения пыли за сутки                       ( ____г______ ) ;            М2 х сут.                     m x100                                                       V = ­­­­­­­­­­                                                                  S х t   Где m­ масса пыли, гр.; S­ поверхность обмытых листьев, дм2; t­ время осаждения пыли,сут. Проведя подобные исследования в разных точках микрорайона, можно построить карту запылённости воздуха на данной территории. Полученные данные вносят в таблицу, делают выводы. Практическая работа № 2 Исследование загрязнения воздуха  городским транспортом Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения  воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2,  угарный газ (СО2), углеводороды­ СхНу, сажа­ продукты неполного сгорания топлива,  сернистый газ (SO2), тяжёлые металлы. За 100 (км). Пути автомобиль использует столько  же кислорода, сколько человек за свою жизнь. Уровень загрязнения воздуха зависит от  ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива , чем  бензиновые; В дизельном топливе нет соединений свинца; При их работе выделяется  многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше  расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: Тяжёлые грузовики  расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов  зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель. Примерный расчёт количества вредных выбросов автотранспорта. Ход работы 1 Недалеко от школы выберите две или три улицы с разной интенсивностью  автомобильного движения. 2 На каждой из них определите участок дороги, протяженностью примерно 100 м. 3 Подсчитайте число единиц автотранспорта, проходящего по участку  за 15 минут.  Умножив полученное число на 4, вы узнаете их численность за час (N).  4 Рассчитайте общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 час: S= N x 100 м.  5 Рассчитайте количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин:        R= S x K, где К­ расход топлива на 1 (км). Пути в литрах, для        бензиновых двигателей  он примерно составляет 0,01 л, для дизельных­ 0,4 л. 6 Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ на выбранном вами  участке дороги по бензину. Для этого воспользуйтесь такими данными: При  сгорании топлива, необходимо для пробега  1 км, выделяется 0,6 л. угарного газа,  0,1 л. углеводородов, 0.04 л. диоксида азота. При сгорании дизельного топлива  вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше.                     Примерный расчёт количества вредных выбросов.           Допустим, что за 15 минут вами отмечено 20 единиц автотранспорта с бензиновыми  двигателями. Тогда за 1 ч пройдёт 80 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный  всеми автомобилями:  S= 80 x 100 м.  =  8.000 м. (8 км).  Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями, ­ 0,1 л/км х 8 км = 0,8 л. Рассчитаем  суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых при сжигании 0,8 л  топлива (0,6 + 0,1 + 0,04) = 0,59 л. Наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива, можно  определить, проведя исследование растений, растущих поблизости от дорог. Ход работы 1 Соберите по 100 г растительных проб одного  вида растений на разной удалённости  от оживлённой автомагистрали, например: у самой дороги; на расстоянии 10, 25, 50, 100 м от дороги. 2 Измельчение растения и добавьте к каждой пробе по 50 мл. смеси этилового спирта  и воды (То есть водки). Тщательно перемешайте, чтобы соединения свинца (а это  главным образом – бромид свинца) перешли в раствор. 3 Отфильтруйте. 4 Упарьте экстракт до 10 мл. 5 Добавляйте его по каплям в свежеприготовленный 5%­ ный раствор сульфида  натрия. Чёрный осадок сульфида  свинца укажет  на наличие  в экстракте ионов  свинца, а концентрация осадка – на его количество. Обычно она закономерно  уменьшается в зависимости от  расстояния  до дороги, а  на расстоянии  100 м  свинец практически не обнаруживается. Проверьте! 6. Сделать выводы. Практическая работа № 3 Экспресс­ методы определения углекислого  газа в воздухе помещений Цель: Определить концентрацию углекислого газа в воздухе помещения. Объект исследования:  учебный кабинет.      Метод основан на реакции углекислоты с раствором кальцинированной соды. В шприц объёмом   100   мл   набирают   20   мл   0,005%   раствора   кальцинированной   соды   с фенолфталеином,   имеющего   розовую   окраску,   а   затем     засасывают   80   мл   воздуха   и встряхивают  в течение 1 минуты . Если не произошло обесцвечивания раствора, воздух из шприца осторожно выжимают , оставив в нём раствор, вновь набирают порцию воздуха и встряхивают ещё 1 мин. до обесцвечивания раствора. Подсчитав общий объём воздуха, прошедшего   через   шприц,   определяют   концентрацию   СО2   в   воздухе   по   приводимой таблице.     Зависимость   содержания   СО2   в   воздухе   от   объёма   воздуха   обеспечивающего   20   мл 0,005% раствора соды. Объём воздуха, (мл)   80 160 200 240 260 280 300 320 Концентр. СО2 %. Объём воздуха, (мл). Концентр. СО2, %. Объём воздуха, (мл). Концентр. СО2, %. 0,32 0,208 0,182 0,156 0,144 0,136 0,128 0,120 330 340 350 360 370 380 390 400 0,116 0,112 0,108 0,104 0,100 0,096 0,092 0.088 410 420 430 440 450 460 470 480 0,084 0,080 0,076 0,070 0.066 0,060 0,056 0,052 Сделать выводы по результатам работы. Практическая работа № 4 Оценка внутренней отделки помещения Цель работы: выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме квартиры и устранить или уменьшить влияние негативных  воздействий на здоровье человека .  Объект исследования: собственная квартира  Ход работы Дайте   характеристику   внутренней   отделки   помещения   по   плану:   материалы, использовавшиеся при строительстве и отделочных работах    (   стены   окрашены   ,   оклеены   обоями   и   т.д.);   цвет   стен,   потолка,   пола;   соответствие цветовых гамм; качество покрытия пола; чистота стен.    Обработка результатов и выводы: Оцените внутреннюю отделку помещения , учитывая следующие данные :  любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для организма человека вещества;  при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски их стен   (светло   –   серый,   светло   –   голубой,   зеленоватый,   светло   –   сиреневый),   при северной – более темные (желтовато – охристые, светло – розовый, бежевый).                                                                                                     Результаты оценки внутренней отделки помещения. Таблица 1. Наименование материала                           1 Дерево Железная арматура Стекло Краска масляная Древесностружечное и  древесноволокнистые плиты Монтажная пена Пластик  Ковролин Линолеум Бетон Поливинилхлорид Степень вредного  воздействия на  организм человека                              2 Экологически чистый материал Экологически чистый материал Экологически чистый материал Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей Формальдегид, обладающий мутагенными  свойствами Воздействие токсических веществ Содержат тяжелые металлы, вызывающие  необратимые изменения в организме  человека Заболевания органов дыхания Хлорвинил и пластификаторы могут  вызвать отравления Источник радиации Может вызвать отравление Обои с моющим покрытием Источник стирола, вызывающего головную  боль, тошноту, спазмы и потерю сознания Отражающая способность окрашенных поверхностей стен.  Таблица 2    Цвет поверхности Белый Светло – желтый Светло – зеленый Светло – голубой Темно – голубой Отражающая способность,  %                   80 %                   60 %                   40 %                   30 %                     6 % Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или  вымытые. Практическая работа № 5 Изучение естественной освещенности квартиры Объект исследования: собственная квартира  Цель исследования: выявить наиболее оптимальные условия освещенности  в собственной квартире . Оборудование: рулетка. Ход работы 1 С помощью рулетки измерьте высоту и ширину. 2 Рассчитайте общую площадь окон. 3 Рассчитайте площадь застекленной части окон (10 % общей поверхности окон  приходится на переплеты). 4 Изменив длину и ширину комнаты, рассчитайте площадь пола. 5 Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле:           СК = S 0 : S; где S 0– площадь застекленной части окон; S – площадь            пола. 6 Определить коэффициент заглубления, то есть отношение высоты верхнего края окна  над полом к глубине (ширине) комнаты. 7  Обработка результатов. 8 Полученные данные занести в таблицу.                          Естественная освещенность комнаты. Помещение  Комната Световой  коэффициент Результат Санитарно –  гигиеническая  норма   1/4  ­ 1/6  Коэффициент заглубления Результат Санитарно –  гигиеническая  норма       1/2  Сделать вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно – гигиеническим  нормам. Практическая работа №  6 Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере 1. Рассмотрите живые экземпляры предложенных растений. Изучите их морфологические  признаки: Строение стебля, листьев, цветков, плодов. 2 Ознакомьтесь со свойствами наиболее изученных фитонцидных растений, с отношением к ним человека, сложившемся в ходе исторического развития общества . Соотнесите их со  своим состоянием. 2 Обработка результатов. 3 Пользуясь литературными данными, составьте  списки из 10­ 20 комнатных растений,  обладающих фитонцидными свойствами, с указанием их особенностей, занесите  результаты в таблицу.  Название  Красиво  цветущие  растения Декоративные  растения  Требования к  свету Фитонцидные и  другие полезные свойства 4 Оформите   план   интерьерного   озеленения   помещения   в   зависимости   от   его функционального назначения (на выбор): вестибюля, классного кабинета, зимнего сада, застеклённой галереи, длинного коридора, лестничной клетки, больничной палаты­ с учётом освещенности и температуры этих помещений. 7. Сделать выводы. Контрольно – измерительные материалы Приложение 2    1. Примерные темы проектов  и исследовательских работ:         Азбука экологической безопасности.   Вторая жизнь ненужных вещей.  Строим Экоград.  Моя будущая квартира.  Квартира глазами эколога.  Растения в интерьере квартиры. Фитодизайн.  Город опасный и безопасный.            2. Итоговое тестирование 1 2 Наука,   изучающая   взаимоотношения   организмов   и   их   сообществ   с   окружающей средой обитания: а) эмбриология; б) анатомия; в) мирмекология; г) экология Фактор окружающей среды, связанный с деятельностью человека: а)  эдафический; б)  абиотический; в)  антропогенный;            г)  атмосферный. 3 4 5 Среди перечисленных факторов выберите абиотические: а)  форель, лишайник, сосна; б)   t0 С, влажность воздуха, свет; в)   минеральные удобрения, смог, кислотные дожди. Эвалюционно   возникшее   приспособление   организмов   к   условиям   окружающей среды, выражающиеся в изменении их внешних и внутренних особенностей: а)   абсорбция; б)   эвакуация; в)   акклиматизация; г)   адаптация. способность организмов выдерживать изменения условий окружающей среды: а)   мониторинг; б)   сукцессия; в)   толерантность; г)   сунузия. 6 Максимальную мощность звука вызывает: а)   шум автомобиля; б)   работающий пылесос; в)   раскат грома; г)   концерт рок – музыки.  Токсичный   ароматический   углеводород,   поступающий   во   внутреннюю   среду помещений из строительных и отделочных материалов: 7 8 9 а)   этилбензол; б)   асбест; в)   радон; г)   формальдегид. Наиболее экологически опасный стройматериал: а)   силикатный кирпич; б)    бетон; в)    древесина; г)    красный кирпич. Предельно   допустимые   уровни   значения   напряженности   электрического   поля внутри жилых зданий: а)  1 м2; б)   5 м2; в)   3 м2; г)   0.5 м2. 10 Оптимальная влажность воздуха в квартире: а)  45 % ; б)  30 %  ; в)  60 % ; г)  100 % .  11 Комнатное растение, оказывающее стимулирующее действие на зрение: а)  роза; б)  алоэ; в)  герань; г)  цикламен.  12 Какие   предметы   бытовой   электротехники   могут   стать   причиной   разрушения озонового слоя Земли: а)   утюг; б)   холодильник; в)   электрофен; г)   кондиционер. 13 Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляет: а)   пластмасса; б)   стекло; в)   металл; г)   бумага. 14 Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо: а)   раскрошить; б)   рассортировать; в)   собрать в одном месте; г)   оградить место свалки. 15 Наиболее   эффективный   путь   борьбы   с   нарастающим   количеством   отходов, попадающих в окружающую среду. а)   их захоронение; б)   разработка правовых механизмов регулирования процесса: в)  рециркуляция; г)  их сжигание. 16 Первое   место   по   суммарному   объему   выбросов   вредных   веществ   в   атмосферу занимает: а)   теплоэнергетика; б)    нефте и газопереработкка; в)    автотранспорт; г)    сельское хозяйство. 17 Гарбология – это? а)   наука о доме, местопребывание; б)   наука, изучающая почву; в)   мусороведение; г)   наука об удобрениях.   18 Отходы из какого материала дольше всех не разлагаются в природе: а)   целлюлоза; б)    пластмассы; в)    стекло; г)    металла. 19 Какой   отделочный   материал   содержит   тяжелые   маталлы,   вызывающие необратимые изменения в организме? а)  монтажная пена; б)   пластик; в)   линолеум; г)   обои с моющим покрытием. 20 Альтернатива синтетическим моющим средствам для полировки стекол: а)   нашатырный спирт; б)    уксус; в)    вода; г)    пищевая сода. 21 Какие   из   упомянутых   растений   лучше   других   поглащают   выхлопные   газы автомобилей и выделяют кислород? а)   береза; б)   тополь; в)   сосна; г)    сирень.  22 Какие организмы являются своего рода индикаторами чистого воздуха? а)   мхи; б)   папоротники; в)   лишайники; г)   водоросли. 23 Какое растение способно лучше других очистить воздух в помещении? 24 а)   хлорофитум; б)   пеларгония; в)   кактус; г)   герань. Запаха какого растения боятся тараканы, живущие в доме? а)  черемухи; б)   бузины; в)   мяты; г)   лаванды. 25 Предельно допустимая норма шума: а)   150 децибелов; б)    130 децибелов; в)    80 децибелов; г)    30 децибелов. 26 Всемирный день охраны окружающей среды: а)   22 апрель; б)   1 июня; в)   30 август; г)   5 июня.  27 Постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека: а)  парниковый эффект; б)   климакс; в)   деградация, г)   сукцессия. 28 Тяжелый металл, содержащийся в бензине: а)   кадмий; б)   стронций; в)   свинец; г)    железо. 29 Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли: а)   тератоген; б)   мутаген; в)   канцероген; г)   биоген.  30   Десять выкуриваемых сигарет повышают риск клинической болезни           сердца:        а)    35 % ;        б)    50 % ;        в)    10 % ;        г)     5 % .  31.  Продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не          должна превышать:         а)     4 часа;         б)     2 часа         в)     1 час;         г)     30 мин. 32.  Комплексная система наблюдения, оценки прогноза состояния          окружающей среды:        а)     урбанизация;        б)     отслеживание;        в)     мониторинг;        г)      экологизация 3. Викторина «Мой дом – моя крепость»                                                                                         1 Говорят: « В своем доме стены помогают». Из каких материалов вы предпочли бы построить стены своего дома: из дерева, красного или силикатного кирпича, бетона или строительных блоков? Почему? (  Предпочтительны   дерево   и  красный  кирпич,  так  как  другие   из  предложенных материалов содержат значительные количества радиоактивного радона) 2 Вы затеяли дома ремонт. Как вы будете выбирать обои? (Во   –   первых,   обои,   как   и   любой   другой   товар,   должны   иметь   сертификат качества;   для   ремонта   жилых   помещений   можно   использовать   только материалы, разрешенные для группы А; для комнат выберите обои из бумаги без покрытия, для кухни и ванной – моющие обои) 3 Вы   пришли   в   мебельный   магазин.   Вам   предлагают   мебель   из   натурального   дерева, мебель   из   ДСП   с   покрытием   натуральным   шпоном,   мебель   из   ДСП   с   пластиковым покрытием. Что вы предпочтете? Почему? (Конечно,   лучше   всего   приобрести   мебель   из   дерева,   но   она   дорогая.   При изготовлении   ДСП   используются   смолы,   которые   впоследствии,   испаряясь, загрязняют среду жилого помещения. Поэтому после приобретения новой мебели обязательно   нужно   часто   проветривать   помещение   во   избежании   отравления фенолами). 4 У  ваших  родителей   есть  любимый   диван,   который  они  купили   15  лет  назад.   Мама говорит, что вам нужен новый диван, папа – что диван еще послужит и лучше купить что – нибудь другое. Кого вы поддержите? (Во всех диванах есть слой поролона. К сожалению, со временем он разрушается и образуется   множество   ядовитых   веществ.   Через   десять   лет   после   покупки поролон   дивана   будет   выделять   вредных   веществ   в   десятки   раз   больше,   чем   в первый год эксплуатации) 5 С какой частотой нужно проветривать помещение? (10 мин в час, кроме того, проветривание должно быть сквозное). 6 Что   такое   антропоксины?   Действительно   ли   сам   человек   является   причиной загрязнения своего дома? (Да. Во – первых, человек, как любое живое существо, выделяет во внешнюю среду углекислый газ и аммиак, которые в больших концентрациях ядовиты. Во – вторых, человек может вызвать заражение помещения вирусами, бактериями, паразитами в том случае, если болен) 7 Издавна наличие ковров в помещении считалось признаком богатства. А чем опасны ковры? (Во   –   первых,   ковры   «собирают   пыль»,   во   –   вторых,   со   временем   ворс   ковров измельчается и попадает в воздух комнат. Ковровая пыль может быть причиной аллергии) 8 Необходима ли кухне вытяжка? Зачем? Необходима.   При   использовании   газовых   плит   при   сжигании   газа,   а   также   при приготовлении многих блюд образуются вредные вещества. Если они не удаляются, то они оседают на стенах, потолках, мебели в виде копоти и, находясь в воздухе, могут вызвать отравления.) 9 Можно ли пить воду из – под крана? ( Нет. Сейчас водопроводная вода содержит множество вредных для здоровья веществ,   поэтому   ее   нужно   дополнительно   очищать.   Можно   использовать фильтры, отстаивание, кипячение). 10 Может ли обычная розетка быть источником заболевания? Да, если она находится у изголовья кровати. Розетки и все электрические приборы создают   в   квартирах   пересекающиеся   электромагнитные   поля,   которые   могут изменять собственное электромагнитное поле человека и вызывать болезни). Использованная литература 1 Ашихмина И.Е. Школьный экологический мониторинг.­ М.: « Агар», 2004. 2 Балабанова В.В., Максимцева   Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни.­ Волгоград.: «Учитель», 2008. 3 Еремина О.А. Экология и здоровье  /Биология 1 сентября: газ.­ 2001, №7. 4 Ермаков Д.С., Зверев И.Д. и. др. Учимся решать экологические проблемы. ­ М.: «Школьная Пресса», 2002. 5 Кливенская Т.М. Цветы в интерьере. ­ М.: Агропромиздат, 2007. 6 Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология  /Методическое пособие. ­ М.: «Дрофа», 2002. 7 Мухутдинов   А.А.,   Борознов   Н.И.   и   др.   Основы   и   менеджмент   промышленной экологии.­  Казань: «Магариф», 2001.  8 Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов /Биология в школе: журнал ­ 2005, №3. 9 Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. ­ Волгоград: «Учитель», 2007. 10 Основы Безопасности Жизнедеятельности, журнал № 10 2003, с 10. 11 Пономарёва И.Н. Экология. ­ М.: «Вентана­ Граф», 2001. 12 Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» /Биология в школе: журнал, 2001, № 5, 7. 13 СтепанчукН.А. Модели экологического образования. ­  Волгоград: Учитель, 2011. 14 Чижевский Е.И.  Я познаю мир: Растения: Дет. энцикл. ­ М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004.

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса «Безопасное жильё».

Программа элективного курса по экологии для 9 класса  «Безопасное жильё».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017