Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Оценка 5
Разработки курсов
docx
физическая культура
6 кл
16.04.2018
Цель программы – воспитание человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные ценности, накопленные человечеством; человека чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. Современной школе необходимо создание условий для воспитания у подростков уважения к традициям, истории и культуре своего народа, равно как и к духовному наследию всего человечества. На уроках физической культуры «Путешествие к истокам» осуществляется через изучение и освоение народных игр; в частности – «лапты».
Лапта – русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности и мемуарах иноземных путешественников. В программе реализуются идеи интенсификации и оптимизации педагогического процесса. Содержание программы позволяет обучить правилам техники и тактике русской игры «лапта». Через совершение этой игры целенаправленно развивать двигательные способности: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, силу.Своеобразие курса заключается в том, что он может быть включен в учебную программу независимо от материальной базы. Лапта - уникальная игра, которую можно проводить на любом свободном пространстве разных размеров.
Программа элективного курса по физической культуре.docx
Программа элективного курса по физической культуре
«Путешествие к истокам»
Пояснительная записка
Романова Е.В. – преподаватель физической культуры
Программа рассчитана на 34 часа.
человека,
воспитание
Цель программы –
стремящегося к
самореализации и обладающего чувством социальной ответственности,
умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные ценности,
накопленные человечеством; человека чуткого к постоянно меняющемуся
миру и способного творчески обогащать его. Современной школе необходимо
создание условий для воспитания у подростков уважения к традициям,
истории и культуре своего народа, равно как и к духовному наследию всего
человечества.
Как говорил Д.С. Лихачев: «Обращение к культуре прошлого – это не
измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную
эпоху, ее величие, ее значение можно только на огромном историческом
фоне».
Все эти цели можно реализовать через программу дополнительного
образования и воспитания «Путешествие к истокам», разработанную
Институтом дополнительно образования г. Москва (авторы к.п.н. Е.Б.
Евладова и Т. И. Петракова).
МОУ «Лицей № 73» работает по этой программе с момента своего
образования.
Одновременно в этой программе прослеживается гуманизация и
гуманитаризация педагогического процесса, так как обращение к ребенку, к
духовным,
имеющим
общечеловеческое и национальное значение.
На уроках физической культуры «Путешествие к истокам» осуществляется
через изучение и освоение народных игр; в частности – «лапты».
эстетическим ценностям,
нравственным,
Лапта – русская народная командная игра с мячом и битой.
Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности
и мемуарах иноземных путешественников. Яркую характеристику лапты дал
известный русский писатель А. И. Куприн. Он писал: «...Это народная игра –
одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивости,
глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость.
Быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том,
что тебя никто не победит. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я
усердно рекомендую эту родную русскую забаву не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается
товарищеская спайка: «своего выручай»».
В программе реализуются идеи интенсификации и оптимизации
педагогического процесса. Содержание программы позволяет обучить
правилам техники и тактике русской игры «лапта». Через совершение этой
игры целенаправленно развивать двигательные способности: быстроту,
выносливость, гибкость, ловкость, силу.
Программа курса позволяет создать условия для воспитания у
подростков уважения к традициям, истории и культуре своего народа, равно
как и к духовному наследию всего человечества. Содержание программы
позволяет обучить правилам, технике и тактике русской игры «Лапта». Через
совершенствование этой игры целенаправленно развивать двигательные
способности: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, силу и др.
Своеобразие курса заключается в том, что он может быть включен в
учебную программу независимо от материальной базы. Лапта уникальная
игра, которую можно проводить на любом свободном пространстве разных
размеров.
Программа решает задачи:
укрепление здоровья содействие нормальному развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных способностей;
приобретение необходимых знаний в области физкультуры и спорта;
воспитание человека, который ценит духовные и материальные ценности,
накопленные человечеством.
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие
воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических
процессов и свойств личности.
Материалы курса даются в пяти разделах:
основы знаний;
общая физическая подготовка;
техническая подготовка;
тактическая подготовка;
примерные требования к двигательной подготовке учащихся, контрольные
испытания.
1. «Структура основы знаний» состоит из четырех блоков:
1.1. Личностноориентированные знания.
1.2. Знания, необходимые для выполнения физкультурнооздоровительной
деятельности.
1.3. Знания, связанные с образцами поведения 1.4.Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами
деятельности, для формирования привычки здорового образа жизни.
2. «Общая физическая подготовка».
Используются упражнения, которые развивают определенные физические
качества, способствуют общей культуре движений.
3. «Техническая подготовка».
Представлен материал по лапте, способствующий обучению школьников
техническим приемам.
4. «Тактическая подготовка».
Представлен материал по лапте, способствующий обучению школьников
тактическим приемам.
5. «Примерные требования к двигательной подготовке учащихся».
Контрольные испытания.
В этом разделе кроме тестов по физической подготовке представлены
требования к оценке технических и тактических возможностей учащихся,
разработанные самим учителем.
Успеваемость учащихся определяется по следующим критериям:
1.Знания;
2.Двигательные умения и навыки, техника исполнения упражнений,
тактика игры;
3.Умения самостоятельно осуществлять физкультурнооздоровительную
деятельность.
4. Физическая подготовленность (тестирование).
При организации занятий строго соблюдаются правила техники
безопасности по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе
ШЕСТОЙ КЛАСС34 часа
1. Основы знаний в процессе обучения.
Значение физических упражнений для развития двигательных качеств.
Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих
развитию физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости и т.
д.)
Возникновение и становление русской народной игры «Лапта».
Терминология. Правила игры. Правила судейства.
Общая физическая подготовка – 8 часов.
Строевая подготовка, легкоатлетические упражнения, общеразвивающие
упражнения (с предметами, без предметов), акробатические упражнения, подвижные игры, эстафеты. Во все части урока включаются упражнения с
мячами (малые теннисные мячи, набивные мячи и др.)
Работа по совершенствованию двигательных качеств.
2.1. Для развития быстроты движений используются: бег с захлестом голени
(забрасыванием назад); семенящий бег; бег с ускорением (по сигналу и
произвольно); повторный бег на 40 м (46 раз) с отдыхом до 1 мин.; бег на 60
м. (23р.) с отдыхом до 2 мин.; эстафеты встречные и по кругу; старты из
различных положений.
2.2. Для развития скоростносиловых качеств применяются прыжки через
препятствия; прыжки в высоту и длину с разбега на результат; подвижные
игры и эстафеты с бегом и прыжками.
2.3. Для развития выносливости: бег в медленном темпе до 6 мин.; кросс:
девочки800 м, мальчики1000 м без учета времени; прыжки со скакалкой на
месте в темпе 135140 прыжков в минуту: девочки до 2 мин. 45сек., мальчики
до 2 мин. 45сек. с последующим увеличением общего времени на 1012сек.
через каждые два урока; подвижные игры.
2.4. Для развития ловкости используются разноритмичные движения;
разнонаправленные вращательные движения; зеркальные движения.
2.5. Для развития силы используются упражнения:
с преодолением веса собственного веса ( подтягивание в висе, лазанье,
поднимание ног, сгибание и разгибание рук в упоре на гимн. скамейке или на
полу и т. д.) ;
с внешним сопротивлением: поднимание и переноска тяжестей,
преодоление сопротивления партнера или какихлибо предметов, упражнения
с гантелями (12 кг, затем 3 кг.)
с самосопротивлением: напряжение одной или нескольких групп мышц
одновременно (агонистов и антогонистов), в результате чего части тела не
меняют положения.
статистические (изометрические) упражнения: максимальное напряжение
мышц 56 сек., уравниваемое какимлибо большим внешним сопротивлением
(опорой).
2.6. Развитие гибкости осуществляется с помощью упражнений на
растягивание:
активных – выполняемых за счет мышц, проходящих через сустав
(простые пружинистые маховые движения);
пассивных – выполняемых посредством самозахватов или с помощью
партнера (они менее эффективны).
статистических, состоящих в том, чтобы достичь максимального угла
сгибания или разгибания и после этого удержать тело некоторое время в
принятом положении. Упражнения выполняются сериями, по 2040 и более
повторений, до появления легкой болезненности в мышцах. 3. Техническая подготовка 18 часов.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег спиной
вперед, скрестным, приставным шагом, с изменением ритма, длины шагов.
Ациклический бег (с повторным скачком на одной ноге). Остановки во время
бега выпадом, прыжком, переступанием. Игровые упражнения с мячом ( в
парах, тройках, четверках).
3.1. Обучение технике игры «полевых» игроков:
ходьба и бег, остановки и повороты, прыжки и ускорения;
упражнения с мячом (передачи, попадания мячом в цель, ловля мячей)
3.2. Обучение технике игры «подающего»:
неоднократные подбрасывания малого мяча, ловля мяча, передачи мяча,
выбивание мячом.
3.3 Обучение технике игры капитана:
упражнения с битой (удары);
рывки и ускорения;
упражнения с мячом.
3.4. Обучение технике игры игроков «города»:
упражнения с битой;
упражнения с мячом;
бег, ускорения.
3.5. Обучение технике игры «метальщика»:
с мячом и битой (набивание);
сам себе подает и ударяет битой;
подающий подбрасывает мяч, «метальщик» выполняет удар
4.Тактическая подготовка.
4.1. Обучение тактическим действиям «полевых» игроков:
ловля мячей с воздуха («свеча»);
ловля мяча после отскока;
передачи мяча между «полевыми» игроками;
передачи мяча подающему;
осаливание перебегающих;
«захват города»;
4.2.Обучение тактическим действиям «подающего» игрока.
4.3.Обучение тактическим действиям игроков «города»:
отбивание мяча в поле;
пробегание на «кон» и возврат в «город»;
тактика при осаливании игроком «города», самоосаливании.
4.4. Обучение тактическим действиям капитана.
5. Примерные требования к учащимся. Контрольные
5.1. Физическая подготовка – тестирование;
испытания – 2 часа. 5.2. Техническая подготовка:
набивание малого мяча битой.
На оценку «3» – 8 касаний
На оценку «4» – 15 касаний.
На оценку «5» – 20 касаний и более.
подбрасывание малого мяча и отбивание его в поле из 10 попыток.
На оценку «3» – 4 попадания.
На оценку «4» – 6 попадание.
На оценку «5» – 8 попаданий.
подбрасывание малого мяча и отбивание его на дальность.
На оценку «3» – 15 метров.
На оценку «4» – 20 метров.
На оценку «5» – 25 метров.
выбивание малым мячом за 15 секунд.
На оценку «3» 4 – 5 раз.
На оценку «4» 2 – 3 раза.
На оценку «5» 0 – 1 раз.
Литература:
1. Видякин М. В. «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней
школе» – Волгоград: Учитель, 2004.
2. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической
культуры. – Минск: Народная асвета, 1980.
3. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. «Передовой
педагогический опыт в физическом воспитании школьников» – М.,
1992.
4. Чаленко И. А. «Современные уроки физкультуры в начальной школе». –
Ростов н/Д: Феникс 2003.
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Программа элективного курса по физической культуре "Путешествие к истокам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.