«АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Курсы повышения квалификации
Учебная программа элективного курса
«Рукописи не горят. Анализ художественного текста»
Автор-составитель:
Пигалёва М.И.,
учитель русского языка и литературы КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей» Пояснительная записка
Данная учебная программа элективного курса «Рукописи не горят. Анализ художественного текста» предполагает расширенное развитие основной литературоведческой компетенции учащихся. Содержание курса построено по принципу вариативности заданий,: «диалоговое» общение с классом, постоянная установка на творческий поиск, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности, использование различных выразительных средств языка и знаковых систем (текст,таблица, схема, эйдос-конспект, синопсис, логлайн, аудио-визуальный ряд и т. д.), использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы, энциклопедии, словари и др. основное внимание уделяется дискуссионным проблемам и наиболее трудным вопросам литературоведения, допускающим противоречивые толкования.
Актуальность данной программы обосновывается необходимостью расширить рамки школьного курса, сформировать универсальную читательскую компетенцию, обеспечить свободное владение русским литературным языком, привить любовь кродной литературе как к мировой ценности, а также подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ.
Целью элективного курса является создание условий для формирования творческого мышления, целостного эстетического восприятия художественного тестав историколитературном контексте, воспитание духовных, нравственных, культурных основ, развития коммуникативных способностей и навыков самостоятельной аналитической деятельности.
Программа направлена на достижение следующих задач:
• умение формировать представление о художественном тексте как о носителе авторского сознания,
• рассмотрение внутрилитературных связей изучаемых произведений
(литературных аллюзий, реминисценций, сходных композиционных приемов),
• развитие навыков аналитического сопоставления литературных фактов, адекватного восприятия исходного текста, креативного мышления учащихся, формирование целостной картины мира через чтение художественного произведения
• владение основными литературоведческими понятиями.
Программа рассчитана на 34 учебных часа и предназначена для учащихся 10-11 классов.
Содержание программы представлено в виде 5 тематических блоков,обеспечивающих формирование литературоведческой, языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Последовательность тем может определяться в соответствии с выбранной учителем концепцией преподавания курса. Обсуждение теоретических вопросов предполагает использование различных форм и методов работы: от лекционного изложения до исследования . Творческая направленность курса предоставляет возможность системы самостоятельной поисковой работы учащихся, результатом которой будет защита проекта.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:
– основные сведения о текстах различных жанров; – построение текста , взаимосвязь его частей;
– основные литературоведческие термины. уметь:
- производить самостоятельное исследование текста с целью решения поставленныхперед ним задач различного рода;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: справочнойлитературы, нормативных словарей, учебных пособий, средств массовой информации, Интернет-ресурсови т. д.
- создавать устные и письменные высказывания разных типов и жаноров,а такжеответы на вопросы в формате ЕГЭ; использовать приобретенные знания и умения для:
◦ осознания русской литературы как мировой духовной , нравственной и культурной ценности,
◦ углубления собственных литературоведческих знаний, расширения кругозора в области анализа художественного текста, подготовки к ЕГЭ по литературе.
Учебно — тематическое планирование элективного курса
№ п/п |
Название тем курса |
Формы и методы |
Кол-во часов |
Результат |
1 |
Введение. Путешествие в мир художественного текста |
Урок-экскурс |
1 |
Устный опрос |
2-3 |
Скрытые глубины текста (понятие текста, контекста, подтекста) |
Лекция, урокпрактикум |
2 |
Конспект |
4 |
«Они сошлись: вода и пламень, стихи и проза...» (отличие поэтического и прозаического текста) |
Исследование |
1 |
Выводы на основе практической работы |
5 |
Стихотворение - «вечность, открытая нам на мгновение» (особенности поэтического текста) |
Практикум |
1 |
Планконспект |
6-7 |
«Я в глаза твои, как в зеркало, смотрю...» (авторская позиция и способы её выражения) |
Аналитическая беседа |
2 |
Таблица |
8-9 |
Мифологическая основа литературного произведения (генетическая связь литературы и мифологии, понятие миф, архетип) |
Исследование |
2 |
Конспект |
10 |
Из истории жанров |
Семинар |
1 |
Сочинениеминиатюра |
11-12 |
Секреты построения художественного произведения (композиция, сюжет, конфликт, фабула, лингвистический анализ и т.д.) |
Аналитическая беседа, практикум |
2 |
Схематическ ий конспект |
13-15 |
«Позвольте представиться...» (система художественных образов) |
Семинар, исследовательская работа |
3 |
Выводы, сделанные в ходе исследования , доклады |
16-18 |
Перлы словесности (средства художественной выразительности) |
Урок-презентация, аналитическая беседа, самостоятельная работа |
3 |
Составление словаря терминов с примерами, эйдос- |
|
|
|
|
конспект |
19 |
Ваше величество словарь |
Практикум |
1 |
Работа со словарями |
20-21 |
В стране творчества |
Творческая работа |
2 |
Сочинение |
22-23 |
Стилевые загадки текста |
Дискуссия |
2 |
Устный опрос |
24-25 |
Творческая лаборатория |
Практикум |
2 |
Сочинения разных стилей |
26 |
Литературный марафон |
Урок-игра |
1 |
|
27-28 |
«Союз волшебных звуков, чувств и дум...» (анализ лирического текста) |
Аналитическая беседа, практикум |
2 |
Самостоятель ная работа |
29-30 |
«Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды...» (анализ эпизода прозаического текста) |
Семинар |
2 |
Рецензия, тест |
31-32 |
На острие пера (стилистические особенности публицистического жанра) |
Исследование |
2 |
Сочинениеминиатюра (очерк, эссе и т.д.) |
33-34 |
«Каждый труд благослови, удача...» |
Защита проектов |
2 |
|
Раздел 1. Введение. Структурные элементы курса. Художественный мир произведения в историко-литературном контексте. Художественное время и пространство. Художественная условность. Текст. Понятие контекста, подтекста. Авторская позиция и способы её выражения.
Раздел 2. Система художественных образов. Развитие понятий образ-символ, топос, архетип. Начальные представления о мифопоэтике. Закрепление понятия прототип литературного героя. Мотив, лейтмотив, сквозной мотив, микромотив. Традиции и новаторство в литературе.
Раздел 3. Структура текста. Классификация жанров. Особенности композиции (многоплановость, полифонизм, двоемирие), конфликт, сюжет, фабула.
Раздел 4. Язык и стиль. Система стилей современного русского литературного языка. Стилевые особенности текстов различных жанров. Идиостиль. Игра со словом (авторские неологизмы). Эволюция стиля автора. Орнаментализм. Лингвистический анализ текста (фонетический, графический, лексико-семантический, синтаксический уровни).
Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства. Тропы (метафора,эпитет, гротеск, гипербола, литота, оскюморон и т.д.), синтаксические фигуры (эллипсис, инверсия, парцелляция и т.д.), звукопись.
1.Агеносов В.В., Маймин Е.А., Хайруллин Р.З. Литература народов России.-М.,1995г.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова.-М.,1985г.
3.Бондаренко В. Реалистическая литература. -М.,1996г.
4.Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы.
5.Даль В.И. Толковый словарь русского языка
6.Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. -М: Знание 1978г.
7.Ерофеев В. Русские цветы зла. -М., 1997 г.
8.Квятковский А.П., Школьный поэтический словарь.-М.:Дрофа 1999г.
9.Литература: Справочник школьника. -М.:Дрофа 1999г.
10.За алтари и очаги: Сборник статей — М.1989г.
11.Литературный энциклопедический словарь.- М.,1987 г.
12.Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия 1987 г.
13.Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.: Наука 1973 г.
14.Ожегов С.И. Словарь русского языка — М.: Просвещение
15.Руднев В. Энциклопедический словарь культуры 20 века. - М. 2004 г.
16.Срезневский И.И. Древнерусский словарь.-М.: Книга 1989 г.
17.Свирина Н. Культурный контекст на уроках литературы. - Спб: Глагол 1999г.
18.Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов.-М.:ООО Издательство АСТ 2002 г.
19.Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика 1987г.
20. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2019.15 тренировочных вариантов.:учебно-методическое пособие./ДмитроваА.В., КондратьеваВ.В., Логунова Н.В.; под редакцией Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.