Рабочая программа
Учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования срок реализации – 2 лет
Цель предмета «Литература» - формирование культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательской самостоятельности и речевых компетенций.
Задачи предмета «Литература»
- опыт медленного чтения конкретных произведений отечественной и
1 зарубежной литературы;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (основные темы произведения, его проблематика, жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место и время, способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, умение различать прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты)
- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной, литературной классикой и современным литературным процессом;
- формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации, комментарии и др.) и природы (иные проектные и исследовательские работы о литературе и искусстве);
- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных.
Деятельность обучающихся на уроке литературы должна быть направлена на достижение следующих результатов:
Чтение и анализ текста.
Чтение и анализ конкретных произведений на уроке: медленное чтение с элементами комментирования; компаративное (сопоставительное) чтение. В процессе данного вида деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендовано, что во время изучения одного проблемно-тематического блока для чтения и анализа на уроке выбирается 1 – 2 произведения)
Самостоятельное чтение. Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к проблемно- тематическому блоку, освещаются учителем в ходе обсуждения основного произведения. На материале произведений из этого списка учащиеся выполняют итоговую письменную работу по одной из тем на выбор в рамках изучавшегося проблемно-тематического блока (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).
Анализ художественного текста: определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. ___________________________
1 Здесь и далее курсивом выделяется то, что обучающийся получит возможность узнать или освоит на базовом уровне заключительного этапа школьного образования
Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей.
Методы анализа. Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом и его составляющими – и интерпретационной деятельностью, ее разновидностями. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтеца и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными поставками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечения научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обучающийся способен обобщать и анализировать свой читательский опыт. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), миниэкскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, минисочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта.
Критерии оценки письменных работ, предполагающих анализ самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочноинформационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия,
фестивали и т.п.)
В основу формирования содержания программы по литературе положен проблемно-тематический принцип. Данный принцип предполагает, что содержание рабочей программы формируется вокруг основных проблемно-тематических блоков, традиционно сложившихся в практике российского литературного образования, а также обусловленных историей России, ее культурой и традициями (проблемно-тематический подход к изучению конкретных произведений, а также их сравнительносопоставительному рассмотрению).
Принцип проблемно-тематического построения программы нацелен на развитие продуктивной деятельности, связанной с восприятием литературы как саморазвивающейся эстетической системы, получением знаний об основных произведениях отечественной и зарубежной литературы в их взаимосвязях, контексте личного восприятия, общественной и культурно-исторической значимости.
При составлении рабочей программы выбиралось одно или несколько ключевых произведений проблемно-тематического блока, определялся таким образом список конкретных произведений для медленного чтения на уроке, а также составлялся рекомендательный список произведений для самостоятельного чтения обучающихся по теме блока. Именно эти произведения будут упоминаться в обзорных лекциях и учебных материалах, станут основой для уроков-семинаров (обсуждение самостоятельно прочитанных произведений), письменных работ различных жанров и подготовки проектов (самостоятельная аналитическая и интерпретационная деятельность).
Такой подход к формированию содержания предполагает, что одно и то же произведение может быть включено в разные проблемно-тематические или теоретиколитературные и историко-литературные блоки, но в разных статусах: в одном оно предлагается как произведение для медленного чтения, в другом блоке может использоваться в качестве материала для сопоставительного анализа, исторического комментария или историко-литературного контекста и т.п.
Принцип формирования историзма в восприятии литературы может быть осуществлен следующими способами:
• историко-хроногическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода;
• проблемно-тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историколитературным периодам. В таком случае различия, сходства и различия подхода к проблеме или теме в разные эпохи может быть освоено обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений.
Порядок изучения проблемно-тематических и историко- и теоретиколитературных блоков определяется составителем рабочей программы: они могут чередоваться; их изучение может делиться по классам, полугодиям или четвертям; наконец, возможен вариант их совместного изучения.
1. Проблемно-тематические блоки.
• Личность (индивидуальность и «человек толпы», психологизм в литературе, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, становление личности: детство, отрочество, первая любовь, я и мир, я и Высшие начала)
• Личность и семья (место человека в семье и обществе, различные модели семьи, влияние среды на личность человека; мужчина, женщина, ребенок – старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность)
• Личность – общество – государство (человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересны большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология)
• Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы)
• Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы)
2. Историко- и теоретико-литературные блоки.
• Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма)
• Литература модернизма - классическая и неклассическая, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители)
• Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная - их представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная и зарубежная, переводы)
• Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные издания и ресурсы; литературные события последних лет)
• Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др; интерпретация литературного произведения)
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
• Первый период русского реализма(1820 – 1830-е)
• Второй период русского реализма (1840 – 1880-е годы)
• Третий период русского реализма (1880 – 1890-е годы)
• Серебряный век: лики модернизма (1890 – 1910-е годы)
• Советский век: две русские литературы или одна? (1920 – 1930-е годы)
• Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е годы)
• Современная литература (1990-е годы – начало XXI века)
• Мировая литература XIX–ХХ века
• Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историко-литературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного направления (например, «модернизм»), культурноисторической эпохи (например, «советский век») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
Поэма «Медный всадник»
Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...»,
«Благодарность», «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»), «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»),
«Выхожу один я на дорогу...»
Повести: «Невский проспект»,
«Нос»
Н.С. Лесков Второй период русского Повесть «Очарованный реализма
странник» Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Лирика: «Средь шумного бала, случайно…», «Двух станов не боец, но только гость
случайный…», «Илья Муромец»
Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев
Лирика: «Весенняя гроза», «Фонтан»,
«Silentium!», «Не то, что «Святая ночь на небосклон
мните вы, природа...», «О, взошла…», «Два голоса»
как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все
былое...»)
А. А. Фет А. А. Фет
Лирика: «Шепот, робкое «На стоге сена ночью южной…», дыханье…», «Еще майская «Месяц зеркальный плывет по ночь», «Сияла ночь. Луной лазурной пустыне…», «Одним был полон сад. Лежали…», толчком согнать ладью живую…»
«Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»
И.А. Гончаров И.А. Гончаров К. Н. Батюшков
Роман «Обломов» Роман «Обыкновенная Стихотворение «Странствователь и
история» домосед»
А.Н. Островский Н.А. Добролюбов
Пьеса «Гроза» Статья «Луч света в темном
царстве» Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской драмы»
И.С. Тургенев И.С. Тургенев И.С. Тургенев
Роман «Отцы и Стихотворения в прозе Романы «Рудин», «Дворянское
дети» гнездо», «Накануне»
Статья «Базаров»
Ф.М. Достоевский
Роман
«Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой
Роман-эпопея Цикл «Севастопольские
«Война и мир» рассказы»
М.Е. Салтыков- М.Е. Салтыков-Щедрин
Щедрин Цикл «Сказки для детей
Роман «История изрядного возраста» одного города»
Н.А. Некрасов Н. А. Некрасов Н.А. Некрасов
Поэма «Кому на Лирика: «В дороге», «Внимая ужасам войны…»,
Руси жить хорошо» «Вчерашний день, часу в «Памяти Добролюбова» шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Надрывается сердце от муки…», «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «О Муза! я у двери гроба…»
А.П. Чехов А.П. Чехов А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый Рассказы: «Палата № 6», Рассказы: «Крыжовник», сад» «Студент», «Дом с «О любви».
мезонином», «Ионыч»,
«Человек в футляре», «Дама
с собачкой»
Серебряный век: лики модернизма Эпос:
Повесть «Олеся»,
Рассказ «Гранатовый браслет»
Повесть «Иуда Искариот»
А.А. Блок А. А. Блок
Поэма «Двенадцать» Лирика: «Вхожу я в темные храмы…», «Балаган», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить…», «Река раскинулась. Течет, грустит
Лирика:
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту»,
«Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской медлительной речи...» А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели»,
«Носорог», «Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» В.В. Маяковский* В.В. Хлебников Стихотворения «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
А. А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»),
«Россия», «На железной дороге»
Лирика: «Листопад», «Не Рассказы: «Холодная осень», устану воспевать вас, «Солнечный удар», «Грамматика звезды!..», «Одиночество». любви», «Легкое дыхание», Рассказы: «Антоновские «Митина любовь» яблоки», «Господин из СанФранциско», «Темные аллеи», «Чистый
понедельник»
М. Горький М. Горький
Пьеса «На дне» Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль»,
«Челкаш»
Советский век: две русские литературы или одна?
Е.И. Замятин
Роман «Мы»; рассказ «Дракон»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
Рассказы «Обезьяний язык»,
«Монтер»
В. В. Маяковский Лирика: В. В. Маяковский
«А вы могли бы?», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Послушайте!», «Скрипка «Скрипка и немножко нервно»
и немножко нервно», «Лиличка!», «Нате!»,
«Левый марш»,
«Прозаседавшиеся»,
«Юблейное», «Сергею
Есенину»;
Поэмы: «Облако в штанах», «Хорошо!», «Во весь
голос»
Лирика: «Гой ты, Русь, моя «Я последний поэт деревни…», родная!..», «Не бродить, не «Письмо к женщине», «Письмо мять в кустах багряных…», матери»
«Не жалею, не зову, не Роман в стихах «Анна Снегина». плачу…», «Разбуди меня Поэмы: «Сорокоуст», «Черный завтра рано…», «Мы теперь человек» уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Да!
Теперь решено. Без возврата…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Черный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
М.А. Шолохов М. А. Шолохов М.А. Шолохов
Роман-эпопея Книга рассказов «Донские Роман «Поднятая целина»
«Тихий Дон» рассказы»
О. Э. Мандельштам О. Э. Мандельштам
Лирика: «Notre Dame», «Петербургские строфы», «Бессонница. Гомер. Тугие «Золотистого меда струя из паруса…», «Я наравне с бутылки текла», «Мы с тобой на другими…», «Я вернулся в кухне посидим…», «Лишив меня мой город, знакомый до морей, разбега и разлета…», «Нет,
слез…», «Век», «За никогда ничей я не был
гремучую доблесть современник…»
грядущих веков…», «Стихи о неизвестном солдате»
А. А. Ахматова А. А. Ахматова А. А. Ахматова
Поэма «Реквием» Лирика: «Сжала руки под «Мужество», «Муза» («Когда я темной вуалью…», «Песня ночью жду ее прихода…».), последней встречи», «Не с «Сероглазый король», «Смуглый теми я, кто бросил отрок бродил по аллеям…», «Я землю…», «Мне голос был. научилась просто, мудро жить…»
Он звал утешно…», «Мне «Поэма без героя»
ни к чему одические рати…», «Северные элегии»,
«Приморский сонет»,
«Родная земля»
М. А. Булгаков
Роман «Мастер и
Маргарита»
Лирика: «Моим стихам, «Мне нравится, что вы больны не написанным так рано…», мной…», «Идешь, на меня «Бессонница» («Вот опять похожий», «Откуда такая окно…»), «Стихи к Блоку» нежность»,
(«Имя твое — птица в Очерк «Мой Пушкин»
руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Расстояние: версты, мили…», «Тоска по родине! Давно…», «Бузина», «Стихи к Чехии» («О,
слезы на глазах…»)
Лирика: «Февраль. Достать «Быть знаменитым некрасиво…», чернил и плакать!..», «Сестра «Июль», «Любить иных – тяжелый моя — жизнь и сегодня в крест…», «Никого не будет в
разливе…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад»,
«Во всем мне хочется дойти…», «Ночь»,
«Нобелевская премия»,
«Единственные дни» доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Снег идет» Роман «Доктор Живаго» (обзор)
Рассказы: «В прекрасном и «Песчаная учительница»
яростном мире», «Фро»,
«Железная старуха»
Рассказы «Облако, озеро, Рассказ «Благость»
башня», «Весна в Фиальте»
Советский век: на разных
этажах (1940 — 1980-е)
Литература и Великая
Отечественная война
Лирика: А.Ахматова, Н.Тихонов,
М.Исаковский, А.Сурков,
С.Гудзенко, А.Прокофьев, К.Симонов, О.Берггольц,
Дм.Кедрин и др.;
Песни А.Фатьянова;
Поэмы: «Зоя» М.Алигер,
«Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын»
П.Антокольского.
Проза:
А.Толстой, М.Шолохов*,
К.Паустовский, А.Платонов*,
В.Гроссман, В. Быков и др.
А. Т. Твардовский Лирика: А. Т. Твардовский
«В тот день, когда «Полночь в мое городское окно…», окончилась война», «Я убит «Дробится рваный цоколь
подо Ржевом», «Вся суть в монумента…», «Космонавту»
одном-единственном Поэма «Василий Тёркин»
завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
А. И. Солженицын А.И. Солженицын
«Один день Ивана Рассказ «Матренин двор»
Денисовича» Книга «Архипелаг ГУЛаг» В.Т. Шаламов В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное «Васька Денисов, похититель молоко», «Татарский мулла и свиней», «Выходной день» чистый воздух» И. А. Бродский
Лирика: «Рождественский
«Лад»
В.В. Быков
Повести: «Альпийская баллада»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война» В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Г.Н.Владимиров.
Роман «Генерал и его армия».
Драматургия второй половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 10 классе 105 часов (3 ч в неделю), в 11 классе 102 часа (3 ч в неделю).
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Введение 1
2 Общая характеристика литературы XIX века 1
3 Первый период русского реализма (1820-1830гг) 14
(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)
4 Второй период русского реализма (1840-1880гг) 77
(Н.Г.Чернышевский, Н.С.Лесков, А.К.Толстой,
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, М.Е.
Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов)
5 Третий период русского реализма (1880-1890гг) 10
(А.П.Чехов)
6 Итоги развития русской литературы XIX века 2
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Общая характеристика эпохи. Литература в XX веке. 2
2 Серебряный век: лики модернизма (1890 – 1910-е годы) 24
3 Советский век: две русские литературы или одна? (1920 – 40
1930-е годы)
4 Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е годы) 26
Литература и Великая Отечественная война 6
Проза второй половины ХХ века 12
Драматургия второй половины ХХ века: 2
Поэзия второй половины XX века 6
5 Шедевры мировой литературы XIX-XX вв 4
6 Литературная ситуация рубежа XX-XXI вв 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.