Программа изучения личности обучающегося и коллектива
Оценка 4.9

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
04.03.2018
Программа изучения личности обучающегося и коллектива
Одним из главных аспектов воспитательной деятельности педагога является изучение личности и коллектива подростков. Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления характеристик детского коллектива я использую различные методики.31 год я работаю в школе и 25 лет из них являлась классным руководителем. За это время у меня выработалась своя методика по изучению личности обучающегося и коллектива, которой я хочу поделиться с коллегами. Может быть, кого-то она натолкнёт на создание своей программы изучения личности обучающегося и коллектива, а кто-то возьмёт её себе на вооружение в том виде, в котором предлагаю её я. Нужно всегда помнить, что изучение личности обучающихся – это не самоцель, а лишь средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности каждого школьника и каждого ученического коллектива.
Программа изучения личности обучающегося и коллектива.doc
Одним из главных аспектов воспитательной деятельности педагога является  изучение личности и коллектива подростков. Не секрет, что успех воспитания во  многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в  коллективе.            Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый  процесс.                  Смирнова Нина Васильевна,                  заместитель директора по УВР, учитель математики МБОУ «Красулинская                   основная общеобразовательная школа», с. Красулино, Новокузнецкого района,                    Кемеровской области.  ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И КОЛЛЕКТИВА       31 год я работаю в школе и 25 лет из них являлась классным  руководителем. За это время у меня выработалась своя методика по изучению личности обучающегося и коллектива, которой я хочу поделиться с  коллегами. Может быть, кого­то она натолкнёт на создание своей программы  изучения личности обучающегося и коллектива, а кто­то возьмёт её себе на  вооружение в том виде, в котором предлагаю её я. Нужно всегда помнить, что изучение личности обучающихся – это не самоцель, а лишь средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию  личности каждого школьника и каждого ученического коллектива.       Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному  руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся  длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в  классе.       Для выявления характеристик детского коллектива я использую  следующие методики.                                                                                    Социометрия       Целью социометрического исследования является изучение  взаимоотношений в коллективе и определение лидеров в классе. 1 Каждый школьник получает список класса и выполняет следующее  задание:     Задание. Группа ребят собирается в поход. Из одноклассников должно быть  только трое. Запиши их фамилии.       Все обучающиеся класса подписывают отдельный листок бумаги и  записывают на нём три фамилии своих одноклассников.       После этого я заполняю карту групповой дифференциации (таблица 1). Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социограмма  представляет собой четыре концентрические окружности, в которые  помещают все номера обучающихся класса (приложение 1). Номера  мальчиков обводятся треугольником, девочек – кружочком. В первый круг      (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество  положительных выборов , и дальше – по убыванию количества выборов.  Взаимный выбор обозначают стрелками с двух сторон (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал и наоборот). Для большей наглядности указанные линии  вычерчиваю различными цветами. Номера лидеров выделяю особым цветом.                          Анкета «Наш класс» (приложение 2).       Анализ содержания ответов позволяет установить особенности  взаимоотношений в классе.                          Анкета «Моя учёба» (приложение 3).      Результаты этих анкет используются для определения программы работы с детьми, так и при составлении психолого – педагогической характеристики  классного коллектива.                       Изучение отношения учащихся к учебным предметам.     Для этого я предлагаю обучающимся класса заполнить цветограмму   «Настроение по предмету» (таблица 2).                                                                                                                                                                                                               Таблица 2                       Цветограмма «Настроение по предмету»                Уроки Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота    1 история матем.      2      3      4     5     6 2 Каждый ученик получает бланк с таблицей. Ребята каждый день (в течении  учебной недели) после последнего урока приходят в свой кабинет и там  заполняют эту таблицу. В таблице отражается отношение к уроку:        ­  светлое, приятное (ж);                              ­  угнетённое (ч);          ­  радостное, тёплое (с);                               ­  спокойное (з);         ­  тревожное, напряжённое (кор);               ­  восторженное (кр).    Анализируя цветограмму «Настроение по предмету», я исследую причины  учебных проблем обучающихся и использую результаты в работе с классом.  3 Таблица 1                                      Карта групповой дифференциации                                        Кого выбирал № п/п Кто выбирал 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16   х ы н м и а з в   о в т с е ч и л о К в о р о б ы в 1 2    3 1. 2. 3. Апрелкова Я. Бобровников В. 2 Бобылев Т. 3 1 1 2 2 2 3 1 3 1 3 2 Горина К. Глущенко Е. Заботина Н. Исаков Д. Карповец Е. Корешков Д. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Костромина О. 11. Сульдин И. 12. Шелковникова  М. 13. Шилова О. 14. Шустов А. 15. Щербаков Н. 16. Хоменко Д. Количество  выборов 1 3 3 3 1 2 3 2 2 1 3 1 1 3 1 1 3 1 2 1 2 3 3 2 2 1 3 8 5 2 1 1 2 6 1 4 6 1 2 2 3 2 2 3    3    1    1    1    1    2    1    1    2    1    1    1    1    0    2 0 5 2 1 2          Следующим шагом по изучению личности обучающегося я предлагаю  ребятам заполнить   диагностическую карту ученика (таблица 3).       Ребята получают диагностическую карту и оценивают себя:                                                                                           1. ученики;                                                                                           2. родители;                                                                                           3. учитель. 4 Условные обозначения: «я» ­  ярко;                                                 «с» ­   слабо;                                                 «н/п» ­ не проявляется.                                                                                                                                                                                                                Таблица 3                                  Диагностическая карта ученика                    Основные качества личности ь т с о н н е в т с т е в т о и     г л о Д             ь т с о н н а в о р и н и л п и ц с и Д             о в т с е щ и р а в о т   и м з и в и т к е л л о К   ь т с о в и л ж е р е Б                 ь т с о в и ч в ы з т о и   а т о р б о Д               ь т с о н м о р к с   т   а т о с а р К               ь т с о в и д в а р п и   ь т с о н т с е Ч                 у д у р т   к   е и н е ш о н т О                     я я       Ф.И.                        1.  Апрелкова     Яна                2.   е б ё ч у к   е и н е ш о н т О                     я   я      я я                        3.        После того, как сданы все диагностические карты обучающихся, я заполняю сводную диагностическую карту обучающихся класса (таблица 4).                                             5 Таблица 4                              Диагностическая карта обучающихся класса                                     Ф.И. ученика Я   а в о к л е р п А  Основные   качества   личности . . В   в о к и н в о р б о Б Отношение к учёбе я с я с я с я с Отношение к труду я н/п я с Долг и  ответственность Дисциплинирован­ ность Коллективизм и товарищество Доброта и отзывчивость Красота и скромность 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 6 1. 2. 3. 1. 2. 3.     Бережливость Честность и правдивость        Затем я заполняю таблицу уровня нравственной воспитанности (таблица 5).                                                                                                                                                                                                                                                      Таблица 5                              Таблица уровня нравственной воспитанности                            Нравственные качества а в и т а и ц и н И ь т с о в и ч в ы з т О ь т с о в и л ж е р е Б ь т с о н т а р у к к А ь т с о н н а в о р и н и л п и ц с и Д   ю и н е ч у к   е и н е ш о н т О ь т с о н н е в т с т е в т о и     г л о Д и т с о н б о с о п с   е и к с р о т а з и н а г р О ь т с о н м о р к с   и   а т о т с о р П ь т с о н ч и т и р к о м а с   и   ь т с о н ч и т и р К   у л о к ш ю о в с   а з   и т с о д р о г   о в т с в у Ч м я и т ы б о с   м и к с е ч и т и л о п ­ о н н е в т с е щ б о к   е и н е ш о н т О   4 4 4 4  4  4  4  4  4  4 3   2    4 балла x 16 = 64                                     Ф.И. 1. Апрелкова Я. 2. Бобровников В. 3. Бобылев Т. 4. Горина К. 5. Глущенко Е. 6. Заботина Н. 7. Исаков Д. 8. Карповец Е.   ь т с о н ь л е т я е д   я а н з е л о п   ­ о н н е в т с е щ б о и   ь т с о н ь л е т и н л о п с И  4  3  2  4  4  1  2  2 7 4  4  1  2  4  2  1  2 42 9. Корешков Д. 10. Костромина О. 11. Сульдин И. 12. Шелковникова М. 13. Шилова О. 14. Шустов А. 15. Щербаков Н. 16. Хоменко Д. Количество баллов          Для её заполнения использую таблицу признаков проявления нравственных  качеств (таблица 6).                                                                                                                        Таблица 6                                Признаки проявления нравственных качеств Нравственные качества            Признаки проявления нравственных качеств Исполнительность и общественно­полезная деятельность 4­ проявляет всегда, понимает важность дела; 3­ если задание личное и лично значимо; 2­ если ведётся контроль и ведётся соревнование; 1­ после настоятельных требований; 0­ не проявляет.            Бережливость     Аккуратность 4­ бережёт личное и общественное имущество, осознаёт       необходимость бережливого отношения, побуждает к этому     других;  3­ бережлив, но не побуждает к этому других; 2­ допускает небережливость, но после замечаний      исправляется;   1­ бережёт свои вещи, ущерб обществу восстанавливает      после настоятельных требований;  0­ неряшлив и нарушает порядок.    4­ аккуратен в личном и общественном; 3­ аккуратен сам, но не требует от других; 2­ не всегда аккуратен, но на замечания реагирует; 1­ неряшлив; 0­ неряшлив и нарушает порядок.  Дисциплинированность 4­ хорошо ведёт себя, побуждает к этому других; 3­ хорошо ведёт себя, но не побуждает к этому других; 2­ нарушает, но реагирует на внешние воздействия; 8 Отзывчивость       Инициатива Организаторские способности Простота и скромность Критичность и самокритичность Отношение к учению 1­ нарушает, не реагирует на внешние воздействия; 0­ плохо ведёт себя. 4­ отзывчив, сам предлагает помощь и тактично её       осуществляет; 3­ откликается на просьбы товарищей; 2­ помогает, если поручает коллектив или старшие; 1­ не хочет помогать, делает лишь под давлением; 0­ не помогает. 4­ проявляет сам, мобилизует на дело других; 3­ инициативен, когда это сочетается с личным интересом; 2­ не всегда инициативен, не поддерживает инициативу; 1­ не инициативен, под давлением включается в      реализацию предложенных дел; 0­ скептически относится ко всем предложениям. 4­ организует и увлекает других на общественно­ полезный      труд; 3­ организует и увлекает других на выполнение отдельных     дел при определённых ситуациях; 2­ старается научиться организовывать товарищей, но не       получается; 1­ не умеет, начинает делать под давлением, но не     доводит до конца; 0­ не умеет и не делает. 4­ прост и скромен всегда; 3­ прост и скромен в присутствии старших детей; 2­ с трудом сближается с людьми; 1­ эгоистичен, высокомерен, не имеет друзей; 0­ заносчив, вероломен. 4­ критичен и самокритичен, тактично укажет     недостатки и поможет исправить другим; 3­ критичен, принимает критику других; 2­ говорит о недостатках, если другие говорят о них; 1­ отличается равнодушием к критике других; 0­ говорит только плохое, злораден, в свой адрес     отвергает любую критику. 4­ хорошо учится и помогает товарищам; 3­ хорошо учится сам, помогает товарищам, если просят; 9 Долг и ответственность 4­ выполняет любое коллективное поручение, Чувство гордости за свою школу 2­ учится удовлетворительно, но не заботится об     успеваемости других; 1­ учится слабо, равнодушен к учению других; 0­ плохо учится, равнодушен к своей учёбе и учёбе     товарищей.     с воодушевлением; 3­ берётся за выполнение любого поручения, когда оно для      него интересно, привлекательно; 2­ сам не стремится выполнить общественное поручение,      задание коллектива выполняет без подъёма; 1­ нет желания выполнять общественное поручение,     берётся за их выполнение под нажимом и контролем; 0­ не любит общественную работу, постоянно уклоняется      от выполнения общественных поручений. 4­ знает о делах школы, гордится ими и борется за их     реализацию; 3­ знает о делах школы, гордится ими, но не отзывчив к     отдельным интересным сторонам жизни; 2­ сам не интересуется жизнью и делами школы, если      школа поручает – стремится выполнить; 1­ равнодушен к делам и планам школы, отзывчив под      нажимом и контролем; 0­ безразличен. Отношение к общественно – политическим событиям 4­ знает о делах, событиях страны, гордится ими, отвечает     своими делами; 3­ знает о делах, событиях страны; 2­ самостоятельно не следит за общественно­     политическими событиями, но под влиянием коллектива    принимает участие в обсуждении и реализации этих    событий; 1­ равнодушен к общественно­ политическим событиям,     выполняет задание под контролем; 0­ скептически относится к общественно­ политическим     событиям, не проявляет общественной отзывчивости.                Далее я работаю с таблицей «Характеристика школьников», оценивая от 1 до 4  баллов (таблица 7).                                                                                                                      Таблица 7 10 Характеристика школьников   ю и н е ч у к   е и н е ш о н т О   р о з о г у р к й ы н р у т ь л у К и т с о н н о л к с   и ы с е р е т н И   ь т с о н н а т и п с о в   я а н н е в т с в а р Н ь т с о н в и т к а   я а в о д у р т   и   я а н н е в т с е щ б О      Ф.И. 1.Апрелкова Я. 4 2.Бобровников 2 4  2 4  2  3  2 3 2   е т е м д е р п м о н б е ч у   в   е о н в а л г   ь т я л е д ы в   е и н е м У   4  3 и и ц а д н е м о к е Р и и н е ч у   в   ь т с о в и ч й о т с а Н   ь л о р т н о к о м а с   ь т я л в т с е щ у с о   е и н е м У   ь т а с и п и   ь т а т и ч   а с с а л к   е п м е т   в   е и н е м У ь т с о н ь л е т я е д ю у н б е ч у     ь т а в о р и н а л п   е и н е м У и ь м е с   е и н я и л в   е о н ь л е т а т и п с о В ь т с о н б о с о п с о т о б а р   , я ь в о р о д з   е и н я о т с о С а с с а л к   а в и т к е л л о к   е и н я и л в   е о н ь л е т а т и п с о В  3  2 4 3 3 2 3 2  4  3  4  3  3  2  3 11 Рекомендации: 1.  Усиление индивидуального подхода на уроках. 2.   Индивидуальный план устранения пробелов. 3.   Вовлечение в общественную и внеклассную работу. 4.   Дополнительные занятия.       И на основании этой характеристики я составляю обобщённую  характеристику класса (таблица 8).                                                                                                              Таблица 8                                     Обобщённая характеристика класса                              Основные элементы              характеристики класса № п/п 1. Общественная активность коллектива   Уровень сформированности      (отметить знаком «+») нуждается   в значительном улучшении  в основном соответствует предъявленным требованиям           + 2. Отношение к общественно – полезному            + 3. труду Сформированность общественного  мнения 4. Отношение к учению 5. Сознательность дисциплины класса 6. Учебная подготовленность класса           +           +           +           +      Важными характеристиками, существенно влияющими на обучение и  воспитание ребёнка, являются его темперамент и особенности характера.      Для этого провожу всем известные тесты «Определение темперамента» и     «Черты характера».      После выполнения данной программы по изучению личности обучающегося и  коллектива, я составляю психолого – педагогическую характеристику своего  класса.      Таким образом, диагностические исследования личности обучающихся и их коллективов должны быть одним из важнейших разделов плана  воспитательной работы.  12 Приложение 1                                               Социограмма 12  3 4 13 5 10 16 1  7  2 14 15  9 6 8 11 13 Приложение 2                                      Анкета «Наш класс»: 1.  Одинаково ли я отношусь ко всем одноклассникам? 2.   Почему к некоторым я отношусь лучше, чем к другим? 3.   Доволен ли я отношением одноклассников ко мне? 4.   Кто мои самые близкие друзья? 5.   Почему я дружу с каждым из них?                                                                                                                                                                                                Приложение 3                                       Анкета «Моя учёба»: 1.    Какие предметы и формы обучения нравятся больше всего и почему? 2.    Какие предметы интересные, трудные, скучные, лёгкие? 3.    Какие предметы представляют наибольшую важность для вашей будущей         специальности? 4.    Что нужно сделать для того, чтобы было интересно учиться? 5.    Факторы, влияющие на успех учения:         а)   идеал учителя;         б)   качества,  которые присущи вашему классному руководителю               (аккуратность, общительность, эрудированность, гордость,                 инициативность, заботливость, искренность, критичность,                 любознательность, наблюдательность, нежность, настойчивость,                 принципиальность, решительность, самостоятельность, тактичность,                 сообразительность, требовательность, увлечённость, отзывчивость,                 поэтичность, чувство юмора, упорство, эмоциональность,                 энтузиазм, умение излагать материал, жизнерадостность,                 активность).       14

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива

Программа изучения личности обучающегося и коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018