Программа летнего оздоровительного лагеря
Оценка 4.7

Программа летнего оздоровительного лагеря

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
физическая культура +1
Взрослым
06.01.2017
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа направлена на оздоровление детей в летний период. Содержит большое разнообразие мероприятий, спортивных соревнований и игр, а так же подробное описание творческих мастерских. Я уверена вам будет чем занять ваших детей. Будет очень полезна начальникам детских летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, а так же воспитателям.Программа поможет провести летний досуг детей с пользой и интересом.
программа ЛДПД.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Серебропольская средняя общеобразовательная школа» Табунского района Алтайского края Утверждаю: Директор школы: «_____»_______________  Бобровских М.Н.___________                   профильных смен с дневным пребыванием детей Программа «Калейдоскоп». Составители (авторский коллектив):  Начальник лагеря: Кеммер М.И. Воспитатели: Герстнер И.В., Бабкина О.В. Телефон: 8­385­67­25­4­16 1. Полное название  программы 2. Цель 3. Тип лагеря 4. Направления  деятельности 5. Ожидаемые  результаты 2015 г. Информационная карта «Калейдоскоп» Организация   свободного   времени,   создание условий   для   профилактики   детской безнадзорности   и   правонарушений   в   летнее время. С дневным пребыванием  спортивно ­ оздоровительное;   историческое и литературное краеведение;  краеведческо – экологическое;  художественно – эстетическое. 1. Общее   оздоровление   воспитанников, 2. 3. 4. укрепление их здоровья Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских   качеств,   приобретение новых     развитие   творческих способностей,   детской   самостоятельности   и самодеятельности. знаний, Получение   участниками   смены   умений   и навыков     индивидуальной   и   коллективной творческой   и   трудовой   деятельности, самоуправления, социальной активности.   Улучшение психологического микроклимата   в   едином   образовательном пространстве   школы,   укрепление   здоровья школьников. 7. Авторы программы 8. Адрес организации 9. География участников 10. Количество детей,  участников программы 11. Сроки проведения 12. Количество смен 5. Личностный рост участников смены. Кеммер М.И., Герстнер И.В., Бабкина О.В. Алтайский край,Табунский район                            с. Сереброполь,  ул. Кирова 87 Воспитатели (учителя),вожатые, дети. 80 человек. I смена – 01.06.­09.06. 2 смена – 10.06.­18.06. 2 смены I. Пояснительная записка. Лагерь – это место, где каждый ребенок  может состояться как уникальная личность… Лагерь – это большая, умная Игра,  которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно. С.А.Шмаков  1. Обоснование актуальности программы. Каникулы ­ самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­ требностей. Каникулы ­ это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать,   играть,   с   пользой   провести   свободное   время.   Именно   такие возможности   для   каждого   ребенка   открывают   детские   оздоровительные лагеря. Каникулы ­ наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений,   встреча   с   неизвестными,   подчас   экзотическими   уголками природы.  Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут   не   надо   бояться,   что   тебя   вызовут   к   доске,   снова   плохую   отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме   удовлетворения   личных   интересов,   ребёнок   сам   не   подозревая, развивает   свои   физические   и   моральные   качества,   учится   дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение. Организация   отдыха   ­   один   из   важных   аспектов   образовательной деятельности.   Организованная   деятельность   детей   в   период   каникул позволяет   сделать   педагогический   процесс   непрерывным   в   течение   всего года. В   детском   оздоровительном   лагере   главное   –   не   система   дел,   не мероприятия,   а   ребенок   в   деле,   его   поступки,   его   отношение   к   делу,   к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий   снятию   физического   и   психологического   напряжения детского организма. Программа   оздоровительного   лагеря   в   2015   году   носит   комплексный характер.   Основным   направлением   программы   является   гражданско­ патриотическое.  Гражданско­патриотическая  тематика  реализуется наряду со  следующими сопутствующими направлениями:  спортивно ­ оздоровительное;   историческое и литературное краеведение;  краеведческо – экологическое;  художественно – эстетическое. Выбор   направления   данных   направлений   обусловлен   следующими факторами: 1. Патриотическое направление является одним из приоритетных направлений работы школы. 2. Адресаты программы: обучающиеся МБОУ «Серебропольская СОШ»от 7 до 17 лет; ­ дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; ­   дети­сироты   и   дети,   оставшиеся   без   попечения   родителей,   а   также, находящиеся под опекой граждан; ­ дети различных учетных категорий; ­  дети с ограниченными возможностями здоровья; ­   дети   с   творческой,   спортивной,   лидерской   и   интеллектуальной одаренностью. Количество участников программы – 80 человек. 3. Концептуальные основы деятельности. Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность. Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка   и   помощь  в   индивидуальном   развитии   ребенка.   В   систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта   помощь   детям   из   малообеспеченных   семей,   не   имеющим   возможности загородного оздоровительного отдыха. Создание комфортной  психологической среды  для каждого ребенка предполагает   помощь   в   обретении   внутренней   свободы,   раскованности   в проявлении своих эмоций. Организация  творческого   пространства  представляет   возможность реализовать   свои   способности,   либо   определиться   в   каком   –   либо направлении деятельности. Методическое   проектирование   лагеря   опирается   на   признанные достижения современной  отечественной и зарубежной педагогики. При   создании   концепции   программы   оздоровительного   лагеря преследовались следующие идеи: 1. Идея   первичности   личности   по   отношению   к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев). 2. 3. 4. 5. Идея   опоры   на   базовые   потребности   ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили). процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко). Идея совместной деятельности взрослых и детей в Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский) процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко). Идея совместной деятельности взрослых и детей в II.   Цель, задачи программы. Цель:  Организация   свободного   времени,   создание   условий   для профилактики детской безнадзорности и правонарушений в летнее время. Задачи программы: Оздоровительные:  Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;  Вовлечь детей в активную спортивно­оздоровительную деятельность;  Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;  Закаливание. Воспитательные:  Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;  Создать   условия,   способствующие   формированию   навыков   здорового образа жизни;  Содействовать   формированию   активной   жизненной   позиции обучающихся;  Способствовать   ознакомлению   участников   лагеря   с   духовным наследием  села;  Создать условия для воспитания культуры общения. Развивающие:  Развивать   способности   глубокого   сосредоточения,   созерцания наблюдаемого   живого   объекта   в   многообразии   его   жизненных проявлений;  Создать   условия   для   развития   координированности   и коммуникативности   детского   коллектива   –   через   творческую самостоятельную,   объединяющую   деятельность   детей   в   смешанных группах, через самоуправление. III.  Содержание  программы. вливается   «Игра   –это   огромное   светлое окно,через которое в духовный мир ребенка поток представлений,   понятий   об окружающем мире. Игра   –это   искра,   зажигающая огонек и любознательности» пытливости       В.А. Сухомлинский Учитывая   возрастные   особенности   младшего   и   среднего   школьного возраста,   а   также   осознавая   значимость   деятельностного   подхода   в воспитательном   процессе,   в   основе   механизма   реализации   программы   ­ сюжетно –ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство. Сюжетно ­ ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого­ либо   сюжета.  Сценарий   игры   служит   лишь   канвой   для   импровизации.  Эти игры проходят без зрителей, все­участники! Ценность сюжетно­ролевой игры определяется   тем,  насколько   в  ребенке   она   развивает   такие   качества   как: настойчивость,   смелость,   умение   ориентироваться   в   сложной   ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.  Сюжетно­ролевая   игра  «Калейдоскоп»  ­   это   реальная   жизнь   в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.  Все дни смены объединяются   определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения   сил   и   дает   возможность   подтвердить   или   изменить   свою самооценку,   предоставляют   ребенку   «поле   успеха»   в   различных   видах деятельности,   предложенных   игровыми   ситуациями.   Учет   достижений ребенка   на     промежуточных   и   итоговых     этапах  (фестивалях,   праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры   и   др.)   –   создает     условия   для   самореализации   и   развития   личности ребенка.   Являясь   развлечением,   отдыхом,   игра   перерастает   в   обучение, творчество, в модель человеческих отношений. Основное содержание программы. Оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям: Спортивно ­ оздоровительная работа. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.  Задачи: 1. Провести витаминизацию питания детей. 2. Осуществлять   соблюдение   охранительного   режима   и   правил   техники безопасности. 3. Вовлекать   детей   в   различные   формы   физкультурно­оздоровительной работы. 4. Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки. Основные формы организации:                                         Утренняя гимнастика (зарядка);  Спортивные  игры на спортивной площадке;  Подвижные игры на свежем воздухе;  Эстафеты ­  спортивная игра «Веселые старты»; Беседы :      «Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Где ты найдёшь витамины»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Помоги своему зубу». Утренняя   зарядка   проводится   ежедневно   в   течение   10­15   минут:   в хорошую   погоду   –   на   открытом   воздухе,   в   непогоду   –   в   проветриваемых помещениях.   Основная   задача   этого   режимного   момента,   помимо физического   развития   и   закаливания,   создание   положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные   игры   включают   все   основные   физкультурные   элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как   ловкость,   быстрота,   выносливость,   а   коллективные   игры   –   еще   и воспитанию дружбы. Краеведческая и экологическая работа.      Программа работы  лагеря способствует воспитанию любви к малой  Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического  мировоззрения в целом:  организация   деятельности   краеведческих   мастерских   «Сказки   и легенды  народов», «Красная книга Алтайского края», «История моего села»;  экскурсионная деятельность;  поисковая деятельность «Памятные места Табунского района», «Твои люди, Табунский район»;  презентация «Вестник экспедиции»;  познавательная   деятельность   по   изучению   природы   родного   края «Экологическая тропа», «Я живу в Сереброполе», «Прекрасное рядом». Художественно­эстетическая деятельность. Цель:  организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры. Задачи: 1. Вовлечь   как   можно   больше   воспитанников   в различные формы организации творческой деятельности. Организовать деятельность творческих мастерских. 2. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно­значимых  ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного  общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.  Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и  возрастных особенностей детей.      Творческая деятельность – это особая сфера человеческой   активности, в   которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения  удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие  креативности детей и подростков. Формы организации художественно­творческой деятельности:  Изобразительная деятельность;  Конкурсные программы;  Творческие конкурсы;                                   Игровые творческие программы;   Концерты;   Творческие игры;  Выставки (рисунков, поделок и т.д.) Рисование   в   лагере   дает   большие   возможности   в   развитии художественных   способностей   детей.   Рисуя,   дети   усваивают   целый   ряд навыков   изобразительной   деятельности,   укрепляют   зрительную   память, учатся   замечать   и   различать   цвета   и   формы   окружающего   мира.   В   своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Каждый день смены –  имеет единую направленность, все дела дня объединены темой. Логика построения дня такова, что первая половина  (до обеда)   в   основном   носит   познавательную   направленность   (мастерские, творческие   объединения,   экскурсии,   акции),   а   вторая   половина   дня   – досугово­развлекательная (праздники, викторины, соревнования).  Ключевые дела событийного характера:  Праздники открытия и закрытия смены: «Смена начинается», «Смена возвращается с победой».   Творческие презентации деятельности мастерских:   «Праздник Живой природы» («Красная книга Алтайского края»)  Фестиваль инсценированных сказок «Сказки народов»   Мастер­классы   активистов   мастерской   по   изготовлению сувениров («Игрушки наших бабушек»)  Презентация   участников   объединения   экологов «Экологический десант» (игра­путешествие по тропе).  Этнографический праздник «Путешествие в прошлое».  День знаменитых людей «Твои люди, Табунский район».  Акции   «Ветеран   живет   рядом»,   «Письмо   водителю   ­   пешеходу», «Приведем в порядок памятные места села». Основные этапы программы. Подготовительный этап    Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего  оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.  Деятельностью этого этапа является: №  п/п 1. 1 Мероприятие Сроки Ответственные Апрель Директор, зам. дир по  ВР Обсуждение проблем занятости детей и подростков в  каникулярное время: 1. совещание при директоре  школы. 2. собрание методических  объединений классных  руководителей. 3. совещание ответственных за  организацию занятости учащихся  в каникулярное время. 2. 2 Определение направлений и  форм организации  каникулярного времени. Апрель Директор, зам. дир по  ВР 3 3. Диагностика. Учет мнений и запросов  родителей. Учет пожеланий учащихся по  организации каникулярного  времени. Составление карты занятости  учащихся в каникулярное время. Определение уровня адаптации  детей к условиям  жизнедеятельности лагеря. Удовлетворенность работой  лагерной смены. Апрель­май зам. дир по ВР,  Май Май Май Май Начальник лагеря,  старший вожатый Начальник лагеря,  старший вожатый Начальник лагеря,  старший вожатый Начальник лагеря,  старший вожатый 4. 4 Кадровое обеспечение. Подбор кадров для организации  каникулярного времени  школьников.  Апрель­май Директор, зам. по ВР,   начальник лагеря,  старший вожатый Консультации, индивидуальная  работа с педагогическим  коллективом по вопросам  содержания программы и  деятельности лагеря. Май Начальник лагеря Проведение производственных  совещаний по видам инструктажа. Май Начальник лагеря Май Начальник лагеря Воспитатели 5 5. Организация оздоровительного  лагеря. Комплектование отрядов. Разработка плана воспитательной  работы Оформление лагерной смены. Подготовка к сдаче приемной  комиссии. Организация питания в  оздоровительном лагере 6 Проведение лагерной смены Июнь Начальник лагеря, 6. воспитатели Цель: Реализация содержания программы в течение лагерной смены. Основной этап. 1. Организационный период смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2­3 дня. Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, запуск программы «Лагерь – это интересная жизнь»; формирование органов самоуправления,  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.  организаторских и творческих способностей;    Отряды находятся в стартовой зоне. Идет организационная работа по созданию   ЦОМ   (центр   общественного   мнения),   службы   спасения, стенгазеты. 2. Основной период смены. Основной деятельностью этого этапа является:   реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно­ творческих дел;  работа творческих мастерских. 3. Заключительный период смены. Цель: Подведение итогов лагеря, анализ реализации программы. Основной идеей этого этапа является: подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.    Механизм реализации программы. Игра предполагает:  ­ большую двигательную активность;  ­ разнообразие видов деятельности;  ­ признание и позитивную оценку в среди сверстников и взрослых;  ­ релаксационные занятия.  Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей: 1. Формы работы: Организационный модуль.        планирование; подготовка к лагерной смене; оформление лагеря; подготовка материальной базы; определение обязанностей; подготовка к сдаче приемной комиссии. организация питания в школьном оздоровительном лагере. 2. Формы работы: Оздоровительный модуль.         утренняя зарядка; закаливание влажная уборка, проветривание; беседы о вредных привычках; организация питания воспитанников; спортивные праздники; экскурсии; подвижные игры. 3.  Творческий модуль Формы работы:       коллективно­творческая деятельность; участие в общелагерных мероприятиях; работа творческих мастерских; экскурсии в библиотеку, музей; конкурсы; викторины. 4. Патриотический модуль Формы работы:    посещение  школьного музея; беседы; экскурсия в пожарную часть. 5. Нравственно­экологический модуль Формы работы:        экскурсия в молельный дом;  экскурсии в природу; беседы о нравственности; познавательная программа; работа библиотекаря школы; викторины, конкурсы; мероприятия. 6.   Социально­психологический модуль Формы работы:     тестирование; индивидуальные беседы; групповая работа; анкетирование.  программы «Калейдоскоп» Игровая легенда       . Программа   лагеря   ­   это   непрерывный   поиск   вариантов,   позволяющих ребенку   расширить   как   пространство   внешнего   взаимодействия   в   среде детского оздоровительного лагеря, так и   раздвинуть границы пространства собственного мироощущения;  а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы   в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое   пространство   ребенок   должен   жить   в   мире   общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир   и   Культура   и   многих   других.   И   здесь   на   помощь   приходит  игра  – универсальное педагогическое средство. Сюжетная линия определяется конкретным педагогическим   авторским замыслом ­ смена  проходит в рамках тематической игры  ­ путешествия. План – сетка смены Дата 01.06. Пункт назначения экспедиции День   знакомства. «Отправляемся   в экспедицию   по Алтайскому краю».  02.06. Долина друзей. Праздник открытия   смены Содержание  Тренинги,   игры   на   знакомство, самопрезентация   «Знакомьтесь,   это я». Входная диагностика детей.  Легенда   смены   –   экспедиция первооткрывателей по родному краю.  Оформление отрядных комнат.   Инструктаж по технике безопасности. Операция «Уют». Спортивная эстафета. Веселые старты Представление ступеней личностного роста. «Смена начинается».    День России. эколога 03.06. «Экологическая тропа». 04.06. Ручей интеллекта и мудрости. День   русского языка в России. 05.06. Вершина Игр Доброй Воли. День спорта. 08.06. Пик Безопасности. День безопасности. Лагерь территория безопасности»   – Творческая   презентация   каждого поискового отряда.  Театрализованное представление.  Подготовка   экологической   тропы   в рамках   пришкольного   участка. «Экологический   десант»   (игра­ путешествие по тропе).  Выпуск   экологических   плакатов, листовок. Благоустройство территории.  Выпуск телегазеты «Школьный двор – экологически чистая территория».  Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.   Спортивные игры на воздухе. Познавательный    турнир  «Умники и умницы». Конкурс сочинений «Моё лето». Спортивные игры на воздухе.   национальными Знакомство   забавами   и   подвижными   играми народов Поволжья.  « Чемпион таится в каждом человеке» ­  спортивные соревнования.  « Озорные прыгалки». с Выпуск   презентации   «Спортивная жизнь нашего района» (люди спорта; викторина   о   национальных   видах спорта).  Игровая программа «Безопасность на дорогах».  Акция «Мы за здоровый образ жизни». Акция   «Письмо   водителю   –   письмо пешеходу»   (знаем   сами   –   научим других).  «Знатоки   дорожной   азбуки» познавательный турнир. 09.06.  День друзей «Мы Международный день друзей. Ущелье   Искусства и Творчества. – юное поколение нашей страны». 10.06. Станция «Россия». День   песни   и танца. 11.06. Привал. День России. 12.06. Остров Природы. живой День   природы «Красная   книга Алтайского края».  15.06. Материк Путешественников.   туриста День «Туристическая тропа».  Игровая   программа   «Сто   затей   для ста   друзей»   (конкурсы,  викторины   о крае, организация игр).  Лидерский  курс «Умею сам  – научу другого». Фестиваль   песен   «Песни   нашего края».   Танцевальный   калейдоскоп. Презентация   мини­проектов   «Твои люди, Табунский район».    Этнографический День   России. праздник   «Путешествие   в   прошлое»; конкурс   рисунков   на   асфальте, выпуск   общей   газеты   «Село,   в котором   я   живу»;   литературный монтаж «Моя малая Родина»). Минутка здоровья   «Путешествие в  страну   Витаминию». «Состязания здоровячков» ­  спортивные соревнования. Презентация   результата   мастерской «Красная   книга   Алтайского   края»: фотовыставка   «Природа   родного края»,   выпуск   буклетов   «Красная книга   Алтайского   края»,   выставка рисунков   и   поделок   «Редкие животные и растения родного края». Акция   «Сохраним   природу   родного края и распространение листовок).  Спортландия  «Спорт   любить   – сильным и здоровым быть». Подвижные игры на свежем воздухе. Игра   по   станциям.   Этапы:   как правильно поставить палатку, собрать рюкзак,   преодолеть   препятствия (болото, рукоход и пр.), перевязать и перенести раненого и т.д. Кольцовка туристической песни.   Презентация проектов туристических и   маршрутов «Путеводитель   по   Чердаклинскому району».  экскурсионных (выпуск       вместе» 16.06. Бухта Нептуна. День здоровья. 17.06. Озеро сказок. День сказки.  и «Сказки   легенды   народов Сибири». Беседа «Безопасная прогулка в лес».  Игра «Знаешь ли ты малую родину? Конкурс рисунков    «Мое любимое  село». за    «Счастливый   случай!»  Утренняя зарядка. Игра здоровый образ жизни. «Новые виды спорта»    придумайте новый   вид   спорта   (его   название   и правила),   который   мог   бы   вас прославить. Презентация результатов деятельности творческой мастерской. Конкурс инсценированных сказок.  Викторины на знание сказок; загадок, легенд.  Диспут   «Чему   учат   сказки   народов Сибири?»   (сходство   и   различие русских народных сказок).  «Одежда   для   сказочных   героев» нарисовать   эскизы   костюмов   для сказочных  персонажей: ­ рабочий костюм Бабы­яги; ­   парадно­выходной   костюм Иванушки ­ дурачка; ­   спортивный   костюм   Кощея Бессмертного; ­ зимний костюм Водяного; Игра­турнир по экологии «Что? Где? Когда?» Встречи   с   интересными   людьми (старожилами   села,   людьми   разных профессий).   Конкурс   на   лучший вопрос гостю (интервью). Подготовка репортажа для газеты, материала для музея.  Выставка рисунков и сочинений «Моя будущая   профессия   на   благо Алтайского края».  18.06. Вершина Славы. Закрытие смены.   День   профессий «Твои люди,   Табунский район». Праздник «Калейдоскоп»   ­ закрытие смены. Режим дня. 08.30 ­ встреча детей «Мы вам рады»;  09.00 ­ 09.10  ­   утренняя зарядка:  «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;   09.10 ­ 09.30   ­    завтрак  «Нас столовая   зовет, полезная  каша  и вкусный компот!»; 09.30. – 11.15  ­  художественно­творческая деятельность (конкурсы,  творческие мероприятия):  «Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!» 11.15 – 12.15 ­ Библиотечный час (чтение книг, просмотр кинофильмов).  Книга – наш отличный друг. Это знают все вокруг. 12.15­12.30  ­ инструктаж по ТБ.  12.30­13.00  ­  обед.            «Время обеда настало, и   вот    отряд за отрядом к столовой идет»; 13.00 ­14.40 ­ спортивно­оздоровительныемероприятия: « Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!» 14.40 ­14.50 ­ операция «Уют»  «Надо в порядок все привести, в классе   убрать и пол подмести!»; 14.50­15.00­ подведение итогов дня, релаксация. 15.00 ­    роспуск детей по  домам  «До свидания! До новых встреч!». IV.  Принципы реализации программы. Принципы программы. Программа     оздоровительного   лагеря   «Содружество»   с   дневным пребыванием детей и подростков  «Лагерь – это интересная жизнь» опирается на следующие принципы: Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на   стремлении   привести   его   к   успеху.   Через   идею   гуманного   подхода   к ребенку,   родителям,   сотрудникам   лагеря   необходимо   психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом   деятельности   воспитательного   характера   в оздоровительном лагере «Содружество» является сотрудничество ребенка и взрослого,   которое   позволяет   воспитаннику   лагеря   почувствовать   себя творческой личностью. Принцип  дифференциации  воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:  отбор   содержания,   форм   и   методов   воспитания   в   соотношении   с индивидуально­психологическими особенностями детей;  создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);  взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;  активное участие детей во всех видах деятельности. Принцип  творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:  необходимо   чёткое   распределение   времени   на   организацию оздоровительной и воспитательной работы;  оценка   эффективности   пребывания   детей   на   площадке   должна   быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально­волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:  вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;  сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;  постоянной   коррекции   воздействий   на   каждого   ребёнка   с   учётом изменений, происходящих в его организме и психике. Принцип интегративно­гуманитарного подхода. Этот принцип определяет пять «граней»:  грань   личностного   восприятия   («это   затрагивает   или   может   затрагивать лично   меня»);  грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);  грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);  грань ориентации на консенсус («Я признаю задругим право иметь свою точку   зрения,   я   могу   поставить   себя   на   место   других,   понять   их проблемы»);  грань   личной   ответственности   («я   отвечаю   за   последствия   своей деятельности для других людей и для природы»). Принцип личностного Я. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:  при развитии детского самоуправления;  при   наличии   перечня   реальных   социально­значимых   задач,   в   решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.  при   наличии   системы   стимулов,   поддерживающих   инициативу   и самостоятельность детей. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:  добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;  доверие   ребёнку   в   выборе   средств   достижения   поставленной   цели,   в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении   негативных   последствий   в   процессе   педагогического воздействия;  в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов. V. Организационная структура смены (лагеря). Структура соуправления.  Детское   самоуправление   –   форма   организации   жизнедеятельности коллектива,   обеспечивающая   развитие   самостоятельности   в   принятии   и реализации   решения   для   достижения   групповых   целей.   Самоуправление развивается   тогда,   когда   дети   оказываются   в   ситуации   выбора   решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования   мотива   группового   действия.   Самоуправление   в   лагере развивается   практически   во   всех   видах   деятельности   временного   детского коллектива. Печатный орган лагеря: газета  «Новости лагеря». В её создании по очереди участвуют все экипажи (отряды). В газете вы отразите Всё, что только захотите: В рисунках или коллажах, В письмах, комиксах, стихах, В схемах, ребусах, таблицах, В разных символах и лицах. Пишите понятно! Пишите опрятно! Пишите в газете всегда аккуратно! Пишите о том, что самим интересно: Скука, занудство здесь вовсе не к месту. Пишите о светлом, пишите о добром! Стиль должен быть кратким, весёлым и бодрым. За орфографией строго следите! И с запятыми, конечно, дружите! Газету свою выпускайте очень старательно! Даты проставьте везде обязательно! Право безопасности жизни. Право уважения личности. Право творческого созидания. Право познания. Право свободы выбора         деятельности. Право свободного общения. Право на информацию. Право на инициативу. Право быть счастливым. Право на ошибку. 1 Закон «Наше имя­отряд!» Отряд живет и работает по программе  лагеря и режиму дня.  2 Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье. 3 Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи  личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке.  Относись бережно к имуществу лагеря.  4 Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с  уважением к другим.  5 Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь  хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.  6 Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь  зеленым!  7 Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все  замолкают.  8 Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему  необходимо сообщить людям что­то очень нужное, поэтому каждому  поднявшему руку – слово!  9 Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от  каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его  улучшения.  10 Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.  11 Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать  распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)  12 Закон «Мотор». Долой скуку!  13 Закон «Выносливость». Будь вынослив.  14 Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!  15 Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!  Ты да я, да мы с тобой, Ты да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья! Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное,  Земля. Ты да я, да мы с тобой, Ты да я, да мы с тобой, Землю обойдем, потом махнем на Марс! Может, у оранжевой речки –  Там уже грустят человечки Оттого, что слишком долго нету нас. Ты да я, да мы с тобой, Ты да я, да мы с тобой, Нас не разлучит никто и никогда. Даже если мы расстаемся, Дружба все равно остается,  Дружба остается с нами навсегда. Ты да я, да мы с тобой, Ты да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья! Даже если мы расстаемся, Дружба все равно остается,  Дружба остается с нами навсегда. Кричалки на зарядку: Чтобы день твой был в порядке, Начинай его с зарядки! Кричалки спортивные: ­ Мы идем ­ На стадион! *** На зарядку выходи, На зарядку всех зови. Все ребята говорят: Физзарядка ­ друг, ребят! Физзарядка по утрам Все пойдет на пользу нам! Кричалки по дороге в столовую: Раз два Мы не ели Три четыре Есть хотим! Открывайте шире двери, а то повара  съедим! Поварятами закусим, а дежурными  запьем, Из вожатых сварим кофье, из начальника  ­ бульон! Если есть нам не дадите, мы столовую  снесём! Все столы перевернём! И Довольные уйдём! *** Мы поели, мы попили, Червячка мы заморили, Мы пойдём, передохнём И опять поесть придём! *** Еду отменную всегда, Готовят наши повара. Вы нас избаловать хотите! Готовить вкусно прекратите! *** Будем кушать макароны ­ Станем мы как чемпионы. *** Гречка вкусная была, Тюлька тоже ничего. Но капуста лучше всех, Поваров мы любим всех. *** Ничего на свете лучше нет, Чем тарелка полная котлет. ­ Отряд наш будет ­ Чемпион! ­ Кто задору солнцу рад? ­ Эй, спортсмены, стройся в ряд! ­ А команды есть? ­ Есть! ­ Капитаны здесь? ­ Здесь! ­ Победим в соревнованьях, отстоим  отряда честь! Кричалки по дороге на пляж: Обещаем загореть и не разу не болеть. Плавать как дельфины, Выгибая спины. Дружно лету детвора Грянем громкое "УРА!" Кричалки походные: Отправляемся в поход Отправляемся в поход, Что отряд с собой возьмет? Котелок и ложку, Кружку и картошку! Сварим суп, согреем чай. Веселее не скучай! *** Кто шагает с рюкзаками? Кто со скукой не знаком? Кто отстал, не отставай. Кто устал, не унывай! Кто идти захочет с нами, Нашу песню запевай! Кричалки на разные темы: Эй, лихая детвора, Собираться нам пора. Бим ­ бом! Та ­ ра ­ ра! Никогда не скучно нам. Солнце светит ярко ­ ярко, Нам от солнца жарко ­ жарко! Лето, воздух и вода ­ Наши лучшие  друзья! *** Уважай чужое мненье Для хорошего общенья. Если поднята рука – Значит, все молчат пока. *** Вожатый: настроенье какова Дети: (большим пальцем вверх) ­ Во! Вожатый: все такого мнения Дети: Да! Вожатый: Все без исключения Дети: Да! Вожатый: молодцы Дети: УРА! *** Тучи на небе, но это не беда, В лагере нашем здорово всегда. Раз, Два! Раз, Два! Три Четыре! Эй ребята, шире шаг! Нет наверно в целом мире, веселей, дружней ребят! Не грустят в семействе нашем, Мы поем, танцуем, пляшем! Все занятья хороши, Веселимся от души! Все сумеем сделать сами. SMS отправим маме! Эй, дружок, не унывай, Нашу песню запевай! *** Гречка милая моя, Как же ждали мы тебя, Но котлету ждали больше Сделайте её потолще. *** Открывайте шире двери, Мы голодные, как звери, На обед идем мы дружно! Подкрепиться всем нам нужно! Нас кормите, повара, Прокричим мы вам: «Ура!» Нам еда полезна будет: Силы новые разбудит. Сразу станем силачами, Настоящими орлами! *** Открывайте шире двери! Мы голодные, как звери! Что голодный хор поет, когда повар есть зовет? Бери ложку, бери хлеб и садись­ка за обед! Бим­бом, та­ра­рам! Что готовит повар нам? Кричалки в столовой : Спасибо нам, что мы поели, А приготовить может каждый! *** Спасибо нашим поварам, Что очень вкусно варят нам.... За макароны и сырок, За помидоры и чаёк. Спасибо нашим поварам, Ну и вдвойне спасибо нам! *** Съели кашу, Съели блин, Поваров благодарим! *** С благодарностью мы к вам обращаемся  опять, Вкусно варите вы нам, кушать хочется опять, Но мы знаем, что сейчас наш желудок  полный, С благодарностью от нас вам привет  огромный! *** Спасибо Отцу Небесному И повару местному. *** Даже пасмурное утро Не испортит завтрак нам. Любим мы молочный супчик И спасибо поварам! *** Мы конечно не цыплята, Но за кашу очень рады! Каша вкусная всегда Супер наши повара! *** Спасибо за кашу, Спасибо за чай, Кухня, к обеду Нас снова встречай! *** Спасибо вам за ужин, Он был нам очень нужен. Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении. Традиция доброго отношения к людям. При встрече с любым человеком, будь то житель села, педагог, сотрудник лагеря,   нужно   говорить:   «Доброе   утро!»,   «Добрый   день!»   (естественно,   в зависимости от времени суток). Принято говорить именно «Добрый…!», а не «Здравствуйте!», потому что это слова затёрто до быстрого «Здрасьте!» и произносится   впопыхах.   Когда   же   человек   слово   «добрый»,   то   он непроизвольно   произносит   это   по   –   доброму,   а   потом   пожелание   добра человеку, оказавшемуся рядом, входит в привычку.   Ещё одно правило вежливости, входящее в традицию доброго отношения, касается   обращения   детей   друг   к   другу.  Педагоги     стараются   донести   до детей   мысль   о   неправильности   и   недопустимости   обращения   по   каким­то кличкам или прозвищам, потому что в этом проявляется явное неуважение к личности человека, и приветствуют обращение по именам. Казалось бы, это очевидное правило вежливости, но к сожалению, далеко не для всех. «Приятного аппетита!». В   лагере     отряды   перед   приёмом   пищи   желают   друг   другу   «приятного аппетита!». При входе в столовую отряд хором произносит: «Всем­всем­всем приятного аппетита!».  Нашему лагерю ­ небывалую чистоту! Поддерживать   чистоту   и   порядок   всегда   считается   обязательным. Поддерживают чистоту в помещениях и на территории лагеря сами жители отрядов. «Уходя – оглянись!». Эта традиция имеет несколько смыслов. Во­первых, уходя – оглянись, всё ли после тебя в порядке, всё ли чисто и убрано. Во­вторых, уходя – оглянись, не обидел ли ты кого­нибудь, всё ли благополучно у людей, которые рядом с тобой. Наказ. Каждая смена останавливает наказ следующей смене. Ребята в наказе пишут о своей   смене,  о   своей   любви   к   лагерю   и  обращаются   с  призывом   к   новым (следующим) ребятам бережно хранить и любить лагерь, чтобы он ещё много лет жил и радовал всех, кто соприкасается с его удивительным миром. Наказ кладут в бутылку, которую закапывают в украшенном месте. Новые ребята откапывают эту бутылку в следующем году. Правила поведения в столовой.  Дети должны организованно войти в столовую и занять свои места.  Во время приёма пищи по всем вопросам обращаться к воспитателю.  После   приёма   пищи   необходимо   отнести   использованную   посуду   в посудомойку, организованно выйти из зала.  Дежурные по отрядам должны проверять столы.  Во время приёма пищи запрещается ходить по столовой, выносить из столовой хлеб и другие продукты. Экран настроения Памятка воспитателям и вожатым. 1. Фиксируйте. Запоминайте. Записывайте. 2. Сочиняйте. Разрабатывайте, готовьте заранее. 3. Четко и ежедневно планируйте свою работу. 4. Любите детей. 5. Всегда говорите детям правду. 6. Не добивайтесь успеха давлением. 7. Будьте доброжелательны и великодушны. 8. Не забывайте хвалить ребят. 9. Не убивайте в детях фантазию и сказку. 10. Позаботьтесь о создании детского банка счастливых воспоминаний. 11. Не торопитесь наказывать детей. 12. Помните: все дети лагеря – ваши дети. 13. Не зарабатывайте дешевый авторитет постоянными уступками. 14. Почаще хвалите детей, утверждая, что они самые необыкновенные. 15. Держите любую ситуацию под контролем. 16. Относитесь с вниманием к каждому ребенку. Помните, что они всего  лишь дети, а вы ­  самый нужный, близкий для них в данный момент  человек. 17. Успех работы – в единстве всех педагогов. 18. Залог успеха – творческое сотрудничество педагогов и детей.    Материально­технические условия предусматривают:  Материально – техническая база Кабинеты Применение Комната отдыха, игровые комнаты Источник финансирования и материальная база Материальная база школы. Спортивный Занятия спортом, Материальная база Ответственные Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал Воспитатели зал Спортивная состязания, проведение спортивных мероприятий, линейки ( в случае плохой погоды) Линейка, Школы Материальная база Воспитатели площадка проведение общелагерных  игр школы на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Школьный двор Отрядные дела, игры­путешествия Материальная база Школы ФАП Оказание первой Материальная база с.Сереброполь помощи ФАП Воспитатели, администрация школы Медицинский работник ФАП Школьная столовая Компьютерный класс Библиотечный фонд Техническое оснащение Завтрак, обед, Материальная база Повар полдник Проведение мероприятий в школьном лагере Проведение библиотечных уроков Школы Материальная база Администрация школы школы Материальная база Администрация школы школы аудиоаппаратура, Материальная база Администрация DVD, пульты, телевизоры для организации досуга школы школы  Нормативно­правовое обеспечение. 1. Конституция РФ. 2. Закон РФ от 10июля 1992г N2 3266­1 «Об образовании». 3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124­Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 4. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка   проведения   смен   профильных   лагерей,   лагерей   с   дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». 5. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и     оплаты их труда.  6. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г. 7. Федеральный   закон   о   государственной   поддержке   молодежных   и детских   общественных   объединений   (Российская   газета   №   127   от 27.12.1996). 8. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 ­ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. ­ № 121. 9. Федеральная   целевая   программа   «Дети   России»   на   2003   ­   2006   год (Постановление Правительства РФ № 732 от 3.11.2002 г.). 10.Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная   в   состав   президентской   программы   «Дети   России»). Предусматривает   систему   мер   по   развитию   сети   оздоровительно­ образовательных   учреждений,   действующих   в   период   школьных каникул. 11.Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4­5 2000 г. Стр. 269. 12.Приказ   МО   РФ   №   2688   от   13.07.2001   г.   «Об   утверждении   порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249. 13.Инструкция   об   охране   труда   при   проведении   прогулок,   туристских походов, экскурсий, экспедиций. Журнал «Народное образование» № 3 2002 г., стр. 272. 14.Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. 15.Устав МБОУ «Серебропольской СОШ». 16.Положение о лагере дневного пребывания. 17.Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания. 18.Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. 19.Рекомендации   по   профилактике травматизма, предупреждению   несчастных   случаев   с   детьми   в   школьном оздоровительном лагере.   детского   20.Инструкции   по   организации   и   проведению   туристических   походов   и экскурсий. 21.Приказы Управления образования. 22.Должностные инструкции работников. 23.Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. 24.Заявления от родителей. 25.Правила регистрации детей при поступлении и выбытии. 26.Акт приемки лагеря. 27.Планы работы.  Методическое сопровождение программы. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:  Совещания 1 раз в неделю 1. Организация досуговой деятельности детей в  лагере. 2. Организация питания. 3. Организация оздоровительной деятельности. 4. Работа с активом лагеря. 5. Работа с родителями. 6. Подготовка КТД. 7. Чередование творческих поручений. 8. Работа в отряде. 9. Работа по ОБЖ, профилактике ДДТТ. 10. Мониторинговая деятельность в лагере. 11. Подведение итогов Планерки Ежедневно Подведение итогов прошедшего дня, планирование деятельности на следующий день. 1. Банк идей и предложений 2. Заповеди вожатого. 3. Общие правила поведения детей в лагере. 4. Работа вожатых в летнем пришкольном лагере. 5. Анализ работы. Итоговые занятия. Заполнение анкет. О планировании оздоровительной работы в лагере  2   раза   в неделю Творческие мастерские   для помощников организаторов досуга Педагогический совет  Май Инструктажи: 1. Вводный инструктаж. (Начальник лагеря). 2. Вводный инструктаж для воспитанников ЛДПД (Воспитатели). 3. Инструктаж о правилах пожарной безопасности. (Воспитатели). 4. Инструктаж о правилах электробезопасности. (Воспитатели). 5. Инструктаж о правилах безопасности на водоёмах (Воспитатели). 6. Инструктаж о правилах безопасности при проведении спортивных  мероприятий (Воспитатели). 7. Инструктаж о правилах поведения в экстремальных ситуациях  (Воспитатели). 8. Инструктаж о профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице,  дома, в общественных местах (Воспитатели). Для эффективной  работы в лагере активно используются: 1. Методика КТД. В   сфере   воспитания   коллективно   ­   трудовая   деятельность   и коллективно­творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового   и   юношеского   возраста,   действительно,   способна   творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее. Дело – это событие, любые какие­либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге. Коллективное   дело  –   событие   (набор   действий),   осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей. Коллективно­творческое   дело(КТД)­     событие,   либо   набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно­ важных   задач   и   задумывается,   планируется   и   реализуется   и   оценивается сообща. Организаторские дела (метод взаимодействия) Общественно­политические дела (беседы, лекции и др.) Познавательные   дела   (познавательные   игры:   ребёнок   должен Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков) Художественные дела (творчество: рисование, оформление) Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и Виды КТД: 1. 2. 3. узнать как можно больше об окружающем мире) 4. 5. 6. др.) 2. Методика самоуправления Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной   стороны,   этот   процесс   обеспечивает   их   включенность   в   решение значимых   проблем,   с   другой,   ­   формирует   социальную   активность, способствует развитию лидерства. Новый   подход   к   пониманию   сущности   развития   самоуправления предполагает   создание   условий   для   освоения   детьми   комплекса   новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем   взаимоотношений,   складывающихся   во   временном   детском объединении.   Через   свое   участие   в   решении   этих   проблем   подростки вырабатывают   у   себя   качества,   необходимые   для   преодоления   сложностей социальной   жизни.  От   отношения   детей   к   целям   совместной   деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем. Детское   самоуправление   –   форма   организации   жизнедеятельности коллектива,   обеспечивающая   развитие   у   подростков   самостоятельности   в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере   развивается   практически   во   всех   видах   деятельности   временного детского коллектива. 3. Психолого­педагогическое сопровождение смены. Это   процесс   оказания   своевременной   педагогической   и психологической   помощи   нуждающимся   в   ней   детям   и     система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. Компоненты психолого – педагогического сопровождения:  Диагностический;  Консультационный;  Прогностический  Практический. Функции психолого­педагогического сопровождения ребенка в  условиях лагеря:  Воспитательная – восстановление положительных качеств,  позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее  среде;  Компенсаторная – формирование у ребенка стремления  компенсировать  имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может  добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в  самоутверждении.  Стимулирующая – направлена на активизацию положительной  социально­полезной, предметно­практической деятельности ребенка;  Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в  личности и предполагает применение разнообразных методов и  методик, направленных на корректировку мотивационно­ценностных  ориентаций и установок в общении и поведении. 4. Документы в помощь воспитателям, родителям. VII. Предполагаемые результаты программы (последействие). Критерии эффективности реализации программы. Чтобы   оценить   эффективность   данной   программы   с   воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.  Мониторинг­карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг­карты, записывая туда позитив и негатив за день,   благодарности,   предложения.   В   конце   дня   и   недели   педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа работает  листок откровения.  Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в   лагере.   Листок   откровений   постоянно   висит   на   территории   лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. Факторы риска: Фактор риска низкая   активность   детей   в реализации программы  неблагоприятные   погодные условия недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива Меры профилактики Выявление   индивидуальных   способностей   и интересов   ребенка   для   приобщения   и   занятости другой   деятельностью   (социально­значимой, спортивной, организационной и т.д.) Организация мероприятий согласно тематике смены в 2­х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) Проведение   инструктивно­методических   сборов   с теоретическими   и   практическими   занятиями. Планирование   взаимозаменяемости   воспитателей педагогами   лагеря.   Индивидуальная   работа   с воспитателями по коррекции содержания работы. Прогнозируемый результат:  100%­ый охват занятостью обучающихся «группы риска»;  сохранение и укрепление здоровья детей   развитие   у   детей   любви   к   занятиям   физкультурой   и   спортом. обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;   развитие чувства патриотизма и уважение к родной природе;  увеличение   процента   охвата   обучающихся   «группы   риска» организованными формами занятости;  сведение   до   минимума   возможности   совершения   детьми правонарушений в летний период;  развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.  обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации   программы;   отсутствие   случаев   детского   дорожно­ транспортного травматизма. Результативность реализации программы измеряется: 1) степенью укрепления и оздоровления детей; 2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия; 3) уровнем удовлетворенности обучающихся и родителей; 4) улучшением  отношений в среде подростков, устранением  негативных проявлений, искоренением  вредных привычек; 5)   созданием     необходимых   условий   для   оздоровления,   отдыха   и рационального   использования   каникулярного   времени   у   детей, формированием   у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры; 6) отсутствием правонарушений и преступлений в летний период. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ВЫБОР. Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен 1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью. 2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.  3. У нас хорошие вожатые. 4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время. 5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере. 6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение. 7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере. 8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов Если   У   больше   3,   то   можно   констатировать   высокую   степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере. АНКЕТА    (на входе). Мы   снова   вместе!   Для   того   чтобы   сделать   жизнь   в   нашем   лагере   более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:   Твои первые впечатления от лагеря?  Что ты ждешь от лагеря?  Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?  В каких делах ты хочешь участвовать?  Что тебе нравиться делать?  Хочешь ли ты чему­нибудь научиться или научить других?  Кто твои друзья в лагере?  – Пожалуйста, закончи предложения (фразы): Я пришел в лагерь, потому,  что…………………………………………………………. Я не хочу, чтобы……………………………………………………………………. Я хочу,  чтобы……………………………………………………………………….. Я боюсь,  что……………………………………………………………………………. Пожалуйста, напиши также: Имя…………………….. Фамилия……………………………… МЕТОДИКА ОПРОСНИКА. Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Анализ   полученной   с   помощью   этой   методики   информации   позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря. В нашем детском лагере Мне понравилось 1 2 И т.д. Мне не понравилось 1 2 И т.д.  (  в конце смены). АНКЕТА    Что ты ожидал (а) от лагеря?  Что тебе понравилось в лагере?  Что тебе не понравилось?  С кем из ребят ты подружился?  Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?  Какие   мероприятия   ты   будешь   рад   увидеть   в   лагере   в   следующую смену?  Было ли скучно в лагере?  Было ли тебе страшно?  Жалеешь ли ты о чем­то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?  Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?  Что бы ты хотел(а) пожелать себе?  Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?  Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.   Самое важное событие в лагере? Было или оно?  Можно ли сказать, что ты чему­то научился в лагере?  – Закончи предложения: Я рад, что …………………………….. Мне жаль, что……………………………………………………...  Я надеюсь, что…………………………………………………….. Твое имя, фамилия и автограф на память  __________________________________ Фамилия, имя. ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ. 1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня … 2. Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось … 3. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …  4. Несколько слов о нашем отряде … 5. Мои впечатления о лагере.  6. Если бы я был вожатым, то бы я … 7. Хочу пожелать нашему лагерю «Солнышко» … 8. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?  Настроение участников смены, их переживания и волнения,  взаимоотношения, отношение к жизни в лагере образуют психологический  климат коллектива. По итогам каждого дня командир отряда делает отметку  на «экране настроения». Затем  совместно проводится анализ «экрана  настроения» и выясняется общее настроение коллектива. По итогам строится  график настроения. Это поможет корректировать работу, помогая тем, кому  по каким­то причинам плохо и неуютно. Диагностика физического развития детей. Составляется дважды: в начале и в конце смены. У доктора Неболита Наблюдения начало лагерной смены конец лагерной смены Параметры  роста 1 2 Окружность грудной  клетки 3 Вес Доктор Неболит тебе советует ________ VIII.Использованная литература. 1. Конституция РФ. 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16. 4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998. 5. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990. 6. Голубев   Н.К.   Диагностика   и   прогнозирование   воспитательного процесса. П., 1988. 7. КаленицТ.Н.,   Кейлина   З.А.   Внеклассная   и   внешкольная   работа   с учащимися. М.,: Просвещение, 1980 8. Караковский   В.А.   Стать   человеком.   Общечеловеческие   ценности   — основа     целостного учебно­воспитательного процесса. М., 1993. 9. Концепция   воспитания   школьников   в   современных   условиях «Современная   школа:   проблемы   гуманизации   отношений   учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993. 10.Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. М., 1993. 11.Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993. 12.Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. 13. Янкова  З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998. 14. Каникулы без скуки / Редактор­составитель Л.И Жук – М.:  Издательство           ООО «Красико­Принт», 2003. 15. Здоровьесберегающие технологии в образовательно­воспитательном    процессе./Сост. И.В.Чупаха, Народное образование, 2004. 16. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис­2: Учебное пособие по  организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002; 17. Гузенко   А.П.   Как   сделать   отдых   детей   незабываемым   праздником. Волгоград: Учитель, 2007; 18.  «Упражнения   и   подвижные   игры   на   свежем   воздухе»,   Петербург: «Детство­пресс» 2005;   Санкт­ 19.Журналы   «Педсовет»,   «Последний   звонок»,   «Педагогическое творчество». ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛДПД с организациями села Сереброполь:

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.