В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, уча¬щиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, уча¬щиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеуст-ремленность, способствуют поддержке при изучении общеобра¬зовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
basketbol.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На
уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной,
разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы
Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого
человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что
сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать
лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между
возросшими адаптивносоматическими, психологическими и генетическими
возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением
его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с
другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как
важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья,
создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой
жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную
работу.
Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы
рассматриваем в качестве специализированного процесса использования
физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и
способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и
физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно
спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском
возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот
период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических
качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно
задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни
человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в
общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме
того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души,
развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает
окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее
физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в
жизни двигательных и моральноволевых качеств. Это и стало основной целью
созданной нами программы дополнительного образования детей «Баскетбол». Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально
волевых качеств.
Цель программы углублённое изучение спортивной игры
баскетбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли,
коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
баскетболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности,
Программа курса баскетбол для детей 1114 лет составлена на основе пособия А.
Я. Гомельского «Библия баскетбола», Москва, «Просвещение», 1994.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических
занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу
жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смо
гут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
Содержание программы физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола,
правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности. Развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебновоспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания
и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке
проводятся в режиме учебнотренировочных по 1,5 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебнотренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятиясеминары по судейству, где подробно разбирается содержание
правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у
учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ,
замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников
конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, которые предусматривает многократные
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовительных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебнотематический план
Группа 1го и 2го года обучения (136 часов) 68 занятий по 2 часа.
№
п/п
Содержание
Колво часов
1
2
3
4
5
Основы знаний
Специальная подготовка
Специальная подготовка
ОФП
Соревнования
техническая
тактическая
5
71
30
20
10
Тематика занятий:
Группа первого и второго года обучения
Основы знаний (5 часов). История возникновения баскетбола.
Развитие баскетбола. Правила минибаскетбола. Жесты судей.
Техническая подготовка (71 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка
двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение
мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с
пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя от
груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача
мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в
движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и
ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции.
Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча.
Защитные действия 1Х1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из
освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (30 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5 : О) без смены мест.
Позиционное нападение (5 : О) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1 :
О), (2 : 1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 :
1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка (20 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых,
выносливости, координационных, скоростносиловых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание,
переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание,
размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове,
стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на
отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения
из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 5002000
м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки
с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим
выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал»,
«Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».
Соревнования (10 часов). Принять участие в одних соревнованиях.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум
знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки
простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных
соревнованиях, в организации и проведения судейства внутришкольных
соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке
проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные
нормативы.
Система диагностики тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки. 1й год обучения
Оценка
5
4
3
5
4
3
Оценка
Штрафные
броски
Броски с
дистанции
Скоростная
Передачи мяча в стену на
техника
скорость
10
8
7
9
7
5
20
23
25
18
16
12
Нормативы технической подготовки. 2й год обучения
Штрафные
броски
Броски с
дистанции
Скоростная
техника
Передачи мяча в стену на
скорость
12
10
9
11
9
7
17
19
21
24
22
16
Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое
кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго
броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там
выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5
минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных
точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе
стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию
центра кольца и по линиям под углами 450 и 900 к щиту. Считается число
попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3секундной зоны игроку
необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо.
Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в об
ратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения
следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 23 метра от стены
лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение
20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы технической подготовки. 1й год обучения
Оценка
Прыжок в длину с
5
4
3
места
190
180
170
Челночный бег
66,4 м
6.2
6.5
6.7
Бег 30 м
Бег 1000м
4.9
5.2
5.4
4.10.0
4.20.0
4.30.0
Нормативы технической подготовки. 2й год обучения
Оценка
Прыжок в длину с
5
4
3
места
220
210
200
Челночный бег
66,4 м
5.7
6.0
6.2
Бег 30 м
Бег 1000м
4.5
4.7
5.0
3.50.0
4.00.0
4.20.0
Норматив «Челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и
финиш с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и
возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до
линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного
броска и возвращается к месту старта.
Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух
соревнованиях в год и проводят не менее 57 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить
юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения
соревнований по баскетболу. Рабочий план секции баскетбола. 1й и 2й год обучения
На 20102011 учебный год.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
2021
22
Тема учебнотренировочного занятия
Знакомство с группой. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола.
Техника передвижения, ведения, передач, бросков: стойка игрока. Перемещение в стойке боком,
лицом.
Совершенствование техники бросков: ловля и передача мяча в парах, на месте.
Обучение перемещению в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой.
Изучение нового материала. Перемещение в стойке боком, спиной вперед. Ловля и передача мяча в
парах в движении.
Физическая подготовка. Подвижные игры.
Комплексное развитие двигательных способностей.
Обучение остановки двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и
передача мяча в парах.
Правила соревнований. Правила игры мини баскетбол.
ОФП. Развитие двигательных качеств. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. кросс 1000 м.
ОФП. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках.
ОФП. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200м. Кросс 1000 м.
Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения.
Тактика свободного нападения. Позиционные нападение (5:0) без смены мест.
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон.
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон.
Техническая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высоты
отскока.
Передача мяча одной рукой плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в парах на месте.
Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Игра в мини баскетбол.
Совершенствование бросков, передач, ведение мяча. 2324
2526
2728
2930
3132
3334
35
3638
3940
4142
4344
4546
4748
4950
5152
5354
5556
5758
5960
6162
6364
6566
Ведение мяча с изменением направления. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от
груди, с отскоком от пола в тройках.
ОФП. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина Метание мячей в движущуюся цель с
места и в движении.
Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим
выпрыгиванием вверх.
Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим
выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения. Позиционное
нападение (5:0) со сменой мест.
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест.
Теория. Правила соревнований. Жесты судей.
Тактическая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение с изменением направления.
Бросок мяча после ловли и ведения. Штрафной бросок.
Ведение с изменением высоты отскока. Передача мяча со сменой мест в движении. Бросок после
остановки. Игра в мини баскетбол.
Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Выравнивание и выбивание
мяча. Игра в мини – баскетбол.
Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в
мини баскетбол.
Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в
мини баскетбол.
Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в
мини баскетбол.
Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в
мини – баскетбол.
Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в
мини – баскетбол.
Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в
мини – баскетбол.
Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в
мини – баскетбол.
ОФП. Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием
подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры.
Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием
подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры.
Опорные и простые прыжки. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Подвижные
игры.
Опорные и простые прыжки. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Подвижные
игры.
Защитные действия (1:1) (1:2). Командные защитные действия. Персональная опека игрока. 6768
Контрольный. Прием контрольных нормативов по ОФП.
Список используемой литературы
1. А. Я. Гомельский Библия баскетбола 1000 баскетбольных упражнений,
Москва, «Просвещение», 1994. 215
2. Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации / авт.сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2011. – 167 с.
3. В. И. Лях комплексная программа физического воспитания для 111
классов / В. И. Лях, А. А. Задневич. – М. : Просвещение, 2005. Программа обучения игре в баскетбол
(для учащихся 57 классов)
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Программа обучения игре в баскетбол
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.