Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
физическая культура +1
8 кл—11 кл +1
13.10.2019
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы - целью физического вос¬питания в учреждении образования является содействие всестороннему физическому развитию личности и формировании физической культуры личности и компетентности в области физической культуры учащихся школьного возраста. Установка на всестороннее развитие личности пред¬полагает овладение учащимися основами физической культу¬ры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкуль¬турно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Программа по общей физической подготовке%28ОФП%29для учащихся 8-17 лет.doc
Программа
по общей физической подготовке (ОФП)
для учащихся
групп (ОФП): 15 17 лет.
1 Пояснительная записка
В соответствии с социальноэкономическими потребностями современного
общества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы целью
физического воспитания в учреждении образования является содействие всестороннему
физическому развитию личности и формировании физической культуры личности и
компетентности в области физической культуры учащихся школьного возраста.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися
основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания
и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения)
осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
укрепление здоровья, содействие оптимальному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических
процессов и свойств личности.
Система физического воспитания современной школы должна создавать
максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но
и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов
дальнейшего развития системы физического воспитания в учреждении образования
должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и
деятельностного подходов, оптимизации учебновоспитательного процесса на основе
прогрессивных психологопедагогических и психологофизиологических теорий.
Решая задачи физического воспитания, в современных условиях необходимо
ориентировать образовательную, учебнотренировочную, оздоровительную и
воспитательную деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных
ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование
потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Учащихся необходимо учить способам творческого
применении полученных званий, умений и навыков для поддержания высокого уровня
физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, в условиях
самостоятельных занятий.
Особенностью программы по общей физической подготовке (ОФП) является
направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность
2 подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастнополовыми
особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса
(спортивный зал, пришкольная спортивная площадка).
Организационнометодические рекомендации по реализации программы
Занятия по программе ОФП рассчитана на работу с детьми школьного возраста.
Продолжение занятий в группе ОФП и перевод учащихся на следующий год обучения
осуществляется решением педагогического совета школы по представлению учителя
физической культуры или тренера преподавателя ведущего занятия с этими группами.
Режим работы спортивной секции групп ОФП составляет 3 академических часа в
неделю; максимальная наполняемостью учебнотренировочных составляет до 15 человек;
занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Тематическое планирование содержания учебнотренировочной деятельности
группы ОФП
Средства подготовки
Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные
способности) (час)
Техникотактическая подготовка (час)
Участие в календарных и контрольных соревнованиях
(раз)
Теоретическая подготовка (час)
Контрольнопереводные, промежуточные экзамены, тестирование
Медицинское обследование (раз)
Всего:
1 год
обучения
80 ч
17 ч
3
2
1
2
105часов
3 Примерное распределение видов спорта в годовом плане графике
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
сентябрь октябрьноябрь декабрь январь февральмартапрель май
Виды спорта
Гимнастические
упражнения, акробатика
Подвижные игры
Легкоатлетические
упражнения
Спортивные игры
Лыжная подготовка
В данной таблице указан временной период наиболее удобного применения того или
иного вида спорта в общефизической подготовке учащихся с учетом имеющихся условий.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Требования к учебнотренировочному занятию
Каждое учебнотренировочное занятие должно иметь ясную целевую
направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют
содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов
организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс
взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического
воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебнотренировочного
процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и
направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы
необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом
этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса,
подготовленности учащихся. Кроме этого необходимо помнить что, учебно
тренировочные занятия в группе общей физической подготовки должны выступать в
тесной логической взаимосвязи с основной формой организации физического воспитания
в школе уроком.
Важнейшим требованием учебнотренировочного занятия является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния
4 здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей
развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Учебнотренировочные занятия группы ОФП должны строиться на основе
принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с
которыми, педагог должен обеспечить каждому учащемуся одинаковый доступ к основам
физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для
развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.
Важным условием успешной работы педагога является грамотное планирование учебного
материала. От правильного планирования и определения соотношение времени на
различные разделы программы зависит качество всего учебновоспитательного процесса.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению
двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и развитию соответствующих
кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются
прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими. Планируя
материал прохождения программы, следует учитывать климатогеографические
особенности региона, состояние материальнотехнической спортивной базы учреждения
образования.
Распределение программного материала по годам обучения
Содержание
Легкоатлетические
упражнения
Основная
направленность
На развитие
коорди
национных
способностей
На развитие
скоростных и
Группа
ОФП1
Ходьба на
носках, прогнув
шись, на пятках,
в полуприседе, с
различным
положением рук,
коротким,
средним,
длинным шагом,
с высоки
подниманием
бедра, с
преодолением
препятствий.
Группы
ОФП23
Ходьба с
изменением длины
и частоты шагов, с
перешегиванием
через препятствия,
в различном темпе
под звуковые
сигналы.
Группы
ОФП45
Ходьба с
изменением
длины и частоты
шагов, с
перешегиванием
через
препятствия, в
различном темпе
под звуковые
сигналы.
5 Эстафеты, старты
из различных
положений, бег с
ускорением, с
максимальной
скоростью.
координа
ционных
способностей
На развитие
выносливости
На скоростно
силовых
способностей
Бег обычный, с
изменением
направления,с
ускорением,
коротким,
средним,
длинным шагом,
в чередовании с
ходьбой,
челночный бег,
эстафеты с бегом
на скорость
Бег коротким,
средним, длинным
шагом, с
изменением длины
и частоты шагов, с
высоким
подниманием
бедра,
приставными
шагами, с
захлестыванием
голени назад, из
различных И.П. с
изменением
скорости,
эстафеты.
Бег с
препятствиями и
на местности,
эстафеты.
Всевозможные
прыжки и мно
госкоки, метания
в цель и на
дальность разных
снарядов из
разных и.п.,
толчки и броски
набивных мячей.
Равномерный, медленный бег, кросс
по слабопересеченной местности с
увеличением продолжительности до
1012 минут
Прыжки на
одной, двух
ногах на месте, с
поворотом, с
продвижением;
прыжки с места,
разбега, через
мячи, веревочку.
Метание малого
мяча по
горизонтальной
мишени, в цель,
на дальность.
Прыжки с места и
разбега, с
доставанием
подвешенных
предметов, на
скакалке, мно
горазовые
(тройной,
пятерной,
десятерной), в
высоту с прямого
разбега, в длину.
Эстафеты с
прыжками.
Метания большого
и малого мяча по
вертикальной и
горизонтальной
цели. Набивного
мяча от груди,
снизу двум
руками, в парах.
6 Содержание
Способы двигатель
ной деятельности
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
программного материала
основная
направленность
Общеразвивающие
упражнения с
предметами и без,
на месте и
движении
Акробатические
упражнения
Висы и упоры
Лазанье и
перелезания
На освоение
навыков
равновесия
На развитие
координационных
способностей
На развитие сило
вых способностей
год обучения
ОФП23
ОФП1
Общеразвивающие упражнения с
большими и малыми мячами,
гимнастической палкой, набивными
мячами, обручем, флажками.
Группировка:
перекаты в
группировке, лежа
на животе, стоя на
коленях.
Кувырок вперед, в
сторону, с шага;
стойка на лопатках;
«мост» из
положения лежа на
спине.
Кувырок вперед,
назад, в сторону,
перекатом стойка на
лопатках, «мост» с
помощью и
самостоятельно,
стойка на лопатках.
Комбинации из
освоенных элемен
тов.
Упражнения в висе
стоя и лежа; вис на
согнутых руках,
подтягивание в висе
лежа.
Вис согнув ноги, вис
прогнувшись
подтягивание в ви
се, поднимание ног в
висе.
7
ОФП45
Сочетание
различных
положений
рук, ног,
туловища в
движении и на
месте.
Упражнения в
парах.
Упражнения с
мячами,
палками,
гантелями,
эспандерами.
Кувырок в
стойку на
лопатках,
кувырок назад
в упор стоя
ноги врозь,
длинный
кувырок,
длинный
кувырок
вперед с
разбега,
стойка на
голове.
Висы
согнувшись,
прогнувшись.
Подтягивание
в висе,
поднимание
прямых ног в
висе. То же
То же
Лазание по канату в
три приема.
Перелезание через
препятствия.
Стойка на двух
одной ноге с
закрытыми глазами
на полу, бревне,
скамейке, повороты
на носках и одной
ноге, приседание и
переход в упор
присев.
Лазание по
гимнастической
стенке, канату,
наклонной
скамейке.
Перелезание через
гимнастические
предметы.
Стойка на носках,
на одной ноге (на
полу и скамейке),
ходьба по рейке
гимнастической
скамейке, повороты,
стоя на скамейке,
перешагивания
через мячи.
Комбинации общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами с различными способами
ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с
гимнастической скамейкой, на бревне, стенке, снарядах.
Акробатические упражнения. Эстафеты, игры, полосы
препятствий с использованием гимнастического
инвентаря и оборудования.
Лазание по канату, шесту, гимнастической стенке;
лазание на скорость. Подтягивание, упражнения в висах
и упорах, с гантелями, набивными мячами, штангой,
гирей.
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание
набивного мяча.
Общеразвивающие упражнения с повышенной
амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных,
коленных суставов и позвоночников. Упражнения с
партнером, акробатические, на гимнастической стенке.
Упражнения с предметами.
ОФП1
ОФП23
ОФП45
8
и силовой
выносливости
На развитие
скоростносиловых
способностей
На развитие
гибкости
основная
направленность Подвижные игры
На развитие
скоростных и
координационных
способностей
На развитие
скоростносиловых
способностей
Не давай мяч
водящему.
Воробьи и вороны.
Конвейер.
Не пропускай игрока.
Скрытый пас.
Снайперы.
Охотники и утки.
Футбольные салки.
Проведи мяч.
Угловой удар.
Два огня.
Четыре мяча.
Перестрелка.
Защита укрепления.
Борьба всадников.
Борьба за мяч.
Чехарда.
Борьба с теснениями.
Поборемся ногами.
Перестань скамейку.
Прыжки по полосам.
Удочка.
Кто дальше бросит.
Подвижная
цель.
Мяч
капитану.
Убегай
догоняй.
Голова и
хвост.
Без промаха.
Мяч в
воздухе.
Полный
ящик.
Подбрось
поймай.
Стрела.
Смена мест.
Горелки.
Пятнашки
мячом.
Пустое
место.
Белые
медведи.
Кто сильнее.
Прыжковая
эстафета.
Волк во рву.
Удержись за
кругом.
Отними мяч.
Опасный
круг.
Гонка
паровозов.
Волна.
Точный
расчет.
Лиса и куры.
Метко в цель.
Вызов номеров.
День и ночь.
Пятнашки – «вызов
номеров».
Пустое место.
Третий лишний.
Быстро по местам.
Цапля.
Запятнай
притоптывающего.
Бесшумный мяч.
Падающая палка.
Мяч навстречу
мячу.
Второй конь.
Передалсадись.
Десять передач.
К своим флажкам.
Два мороза.
Перетягивание в
парах.
Вытолкни из круга.
Соревнования
тачек.
Челнок.
Точно в цель.
Тяни в круг.
Петушиный бой.
Сильная рука.
Толкачи.
Удочка.
Прыгающие
воробушки.
Зайцы в огороде
9 На развитие
выносливости
Борьба за мяч в
квадрате.
Посадка и сбор
картофеля.
Салки спиной
вперед.
Цепочка.
Черные и белые.
Болото.
Невод
В горку, с горки.
Борьба всадников.
Поезда.
Белые
медведи.
Гонка тачек.
Мяч своему
Пограничный
мяч
Спортивные
игры
основная
направленность
Баскетбол
ОФП1
Ловля и передача
мяча двумя руками
от груди, одной от
плеча на месте.
Броски одной и
двумя руками с
места. Подвижные
игры на ловлю и
передачу мяча.
ОФП23
Стойки и
перемещения
игрока. Ловля и
передача мяча в
движении. Броски
мяча в цель.
Подвижные игры.
ОФП45
Стойки,
перемещения,
остановки, повороты.
Ловля и передача
мяча на месте и в
движении. Броски на
месте и в движении.
Ведение мяча.
Комбинации из
освоенных
элементов.
10 Стойки и
перемещения
игрока. Ловля и
передача мяча в
движении. Броски
мяча в опорном
положении и в
прыжке. Удары по
мячу битой. Игра
лапта.
Стойки,
перемещения
игрока. Освоение
ударов по мячу и
остановок мяча.
Подвижные игры.
Стойки,
перемещения,
повороты, остановки.
Ловля и передача
мяча на месте и в
движении. Броски
мяча снизу, сверху,
сбоку согнутой и
прямой рукой.
Удары по мячу
битой. Комбинации
из освоенных
элементов. Игра
лапта.
Удары по мячу и
остановка мяча, удар
по воротам.
Освоение техники
ведения мяча.
Овладение
техникой
передвижений,
остановок,
поворотов, стоек.
Стойки,
перемещения.
Передача мяча
сверху двумя руками
на месте, над собой.
Русская лапта Ловля и передача
мяча двумя руками
на месте. Броски
мяча из разных
положений. Удары
по мячу битой.
Игра лапта
Стойка игрока.
Перемещение в
стойке
приставными
шагами боком и
спиной вперед,
ускорения. Старты
из разных
положений.
Овладение
техникой
передвижений,
остановок,
поворотов, стоек.
Футбол
Волейбол
Лыжная
подготовка
основная
направленность
Освоение
техники
лыжных ходов
ОФП1
Скользящий
шаг с
палками.
Подъемы,
ОФП2
Попеременный
двухшажный
ход. Подъемы,
спуски,
ОФП3
Попеременный
двухшажный,
одновременно
бесшажный
ОФП45
Закрепление
техники лыжных
ходов. Освоение
одновременного
11 спуски с
небольших
склонов,
передвижение
на лыжах
торможение
плугом.
Передвижение
на лыжах с
равномерной
скоростью.
ход. Подъемы.
спуски,
торможения,
повороты.
Передвижение
на лыжах.
одношажного,
конькового хода.
Преодоление
бугров, впадин
при спуске.
Переход с хода
на ход.
Элементы
тактики лыжных
гонок:
распределение
сил,
лидирование,
обгон,
финиширование
и др.
прохождение
дистанций.
Примерное содержание программы
для групп 1, 2, 3 годов обучения
Задачи:
12 укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие
гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды;
овладение школой движений: формирование элементарных знаний об основах
физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной
взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также
кондиционных способностей;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и
гибкости) способностей;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования
интересов к определенным видам двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной деятельности.
В процессе занятий педагог должен определить предрасположенность ученика к
определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом занятии тренерпреподаватель должен уделять воспитанию
у детей таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность,
доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время
выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических
процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Организация и методика проведения занятий в группах 1, 2 ,3 годов обучения во многом
зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям
предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению
школой движений. При проведении занятий особенно важно правильно называть
упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей учащихся
данного возраста тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно
использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития
координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на
формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности
определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на занятии
развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным
навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо широко
использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные
тренажеры.
13 На занятиях должна быть четкая организация, разумная дисциплина, основанная на
точном соблюдении команд, указаний и распоряжений тренера, должна сочетаться с
предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями,
стимулирующими творчество и инициативность.
Содержание программы
групп 1 года обучения
Задачи:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды,
воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения
личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие
координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий,
быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие,
точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и
кондиционных способностей (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы и
гибкости);
углубление представления об избранном виде спорта, изучение технических
и тактических действий.
Одна из главнейших задач занятий на данном этапе обучения — обеспечение дальнейшего
всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве,
быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных
реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и
кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы, гибкости)
способностей, а также сочетание этих способностей.
Обучение сложной технике основных видов спорта, основывается на приобретенных в
группах ОФП простейших двигательных умений и навыков. Высокое качество этого
процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных
упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов
обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное
обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая
тренировка и др.).
На занятиях должны постоянно применяться обще и специально развивающие
координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на
указанные кондиционные способности. В отличие от предыдущих годов обучения в этот
период расширяется арсенал методических приемов строго и не строго
регламентированного варьирования.
14 Способы двигательной деятельности
(содержание программного материала)
Гимнастические упражнения.
Гимнастические упражнения, включенные в программу групп ОФП направлены прежде
всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В
этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы
включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных
координационных способностей и гибкости.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных
способностей являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и
большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. В дальнейшем обучение
гимнастическим упражнениям обогащается, расширяется и углубляется. Более сложными
становятся акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах
на различных гимнастических снарядах.
Большое значение принадлежит также акробатическим и танцевальным
упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью,
возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в
специальном оборудовании.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения
рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число
упражнений, включенных в несложные комбинации.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают
гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития
координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных
и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования
движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой
выносливости, гибкости).
Подвижные игры.
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса
взаимосвязанных задач воспитания личности учащегося, развития его разнообразных
двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены
на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности,
самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественно
порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и
соблюдения методических требований к проведению, нежели к собственному содержанию
игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает
комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных
способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени,
15 перестроению двигательных действий, скоростных и скоростносиловых способностей и
др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на
совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки,
метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и
техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером,
командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В результате обучения учащиеся должны познакомиться со многими играми, что
позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и
проводить их с товарищами в свободное время.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности
с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном
соблюдении команд, указаний и распоряжений педагога; обеспечение преемственности
при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактичёских принципов. После
освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число
участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Легкоатлетические упражнения.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из
главных мест в физическом воспитании.
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях
начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу на средние и длинные
дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде
всего кондиционных (скоростных, скоростносиловых, гибкости и выносливости) и
координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных,
пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве,
чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям
является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском
снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует
разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму
метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий
и т. д. для обеспечения прикладности и дальнейшего развития координационных и
кондиционных способностей.
Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения
двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных
способностей. Их преимущественное воздействие на умения или способности
определяется только методической направленностью.
Спортивные игры.
В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол,
волейбол, футбол, лапта. По своему воздействию спортивная игра является наиболее
комплексным и универсальным средством развития ребенка.
16 Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в
группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные
возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в
пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность
дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров
движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и
кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также
всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по
спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов
учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание
нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и
условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и
командных взаимодействий партнеров и соперников.
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для
самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального
и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим существенные индивидуальные
различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой
игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов
игровой деятельности. Материал игр является прекрасным средством и методом
формирования потребностей, интересов и эмоций учащихся. В этой связи обучение
игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Лыжная подготовка.
В учреждениях, имеющих лыжный инвентарь, в программу по ОФП необходимо
включать лыжную подготовку. Целый ряд особенностей лыжного спорта, в первую
очередь, лыжных гонок, обуславливает их большое оздоровительное и воспитательное
значение. Оздоровительное значение заключается в том, что лыжники выполняют
большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях,
благотворно влияющих на организм, закаливающих его и улучшающих общее состояние.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия лыжным спортом воспитывают и
совершенствуют ряд жизненно важных навыков и умений, физических и морально
волевых качеств: выносливость, силу, быстроту, ловкость, смелость, решительность,
настойчивость, выдержку.
Лыжи доступны людям обоего пола, различных возрастов, начиная с дошкольного.
Для обычных прогулок и занятий на лыжах не требуется специальных сооружений,
дорогого оборудования и сложного снаряжения.
17 Основные требования к уровню подготовленности учащихся
групп ОФП
В результате реализации программы общей физической подготовки учащийся должен
уметь:
В циклических и ациклических движениях
правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках;
преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия;
проходить на лыжах контрольные отрезки разными ходами; уметь выполнять
подъемы, спуски, торможения, повороты;
проплывать дистанцию освоенными способами уметь выполнять старты,
повороты;
метать предметы на дальность и меткость из разных исходных положений;
выполнять броски набивного мяча из разных исходных положений.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без
предметов и с предметами с соблюдением правильной осанки;
выполнять кувырки вперед назад, в сторону; стоики на руках, на лопатках, мост с
помощью и самостоятельно, висы, комбинации из освоенных элементов;
лазать по канату, шесту; подтягивание;
выполнять опорные прыжки, прыжки через скакалку.
В подвижных играх:
уметь играть в подвижные игры на развитие двигательных качеств.
В спортивных играх:
уметь выполнять ловлю, передачу, броски мяча, удары по мячу;
уметь выполнять стойки и перемещения с мячом и без мяча;
демонстрировать и применять в игре основные техникотактические действия;
выполнять игровые задания, играть по правилам.
Физическая подготовленность:
показывать соответствующий уровень основных физических способностей с учетом
региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся (таб. 1).
18 Способы физкультурнооздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, закаливающие процедуры;
применять физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения
физической работоспособности;
соблюдать правила контроля и безопасности во время выполнения упражнений;
проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности:
владеть техникой выполнения движений избранного вида спорта;
осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Должен выполнять:
примерные требования к уровням физической подготовленности учащихся
девочки
мальчики
средний высокий средний высокий
7,06,2
6,75,7
6,55,6
6,15,5
5.85,4
5,65,2
5.55,1
5,34,9
5,14,6
5,04,7
7,56,4
7,26,2
6,96,0
6,55,6
6,35,7
6,05,4
6,25,5
5,95,4
5,85,3
5,95,3
5,95,3
10,8
10,3
10,09,5
9,99,3
9,59,0
9,38,8
9,08,6
9,08,6
8,78,3
8,48,0
11.3
10,6
10,7
10,1
10,39,7
10,09,5
9,79,3
9,69,1
9,59,0
9,49,0
Физические
способности
Контрольные
упражнения (тесты)
Возраст,
лет
Скоростные
Бег 30 м, сек
Координационные Челночный бег 3 * 10
м, сек
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
19
5,6 и
ниже
5,4
5,1
5,1
5,0 и
ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
4,4 и
выше
4,3
9,9 и
ниже
9,1
8.8
8,6
8,5 и
ниже
8,3
8,3
8,0
5,8 и
ниже
5,6
5,3
5,2
5,1 и
ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
4,8 и
выше
4,8
10,2 и
ниже
9,7
9,3
9,1
8,9 и
ниже
8,8
8,7
8,6 Скоростносиловые Прыжок в длину с
места, см
Выносливость
6минутный бег, м
Гибкость
Наклон вперед из
положения сидя, см
8,07,6
7,97,5
115135
125145
130150
140160
160180
165180
170190
180195
190205
195210
205220
750900
800950
850
1000
900
1050
1000
1100
1100
1200
1150
1250
1200
1300
1250
1350
1300
1400
1300
1400
35
35
35
7,7
7,3 и
выше
7,2
155 и
выше
165
175
185
195 и
выше
200
205
210
220
230 и
выше
240
1100 и
выше
1150 –«
1200 –«
1250 –«
1300 и
выше
1350
1400
1450
1500
1500 и
выше
1500
8,5
8,4 и
выше
8,4
150 и
выше
155
160
170
185 и
выше
190
200
200
205
210 и
выше
210
900 и
выше
950 –«
1000 –«
1050 –«
1100 и
выше
1150
1200
1250
1300
1300 и
выше
1300
9,38,8
9,38,7
9,38,7
110130
125140
135150
140150
150175
155175
160180
160180
165185
170190
170190
600800
650850
700900
750950
850
1000
900
1050
950
1100
1000
1150
1050
1200
1050
1200
1050
1200
+9 и
выше
+7,5 –«
69
58
69
12,5 и
выше
11,5 –«
17
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
7
8
9
20 Наклон вперед из
положения стоя, см
Силовые
Подтягивание на
высокой перекладине
из виса, мальчики (раз)
На низкой перекладине
из виса лежа, девочки
(раз)
10
11
12
13
14
15
16
17
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
46
68
68
57
79
810
912
912
23
23
34
34
45
46
56
67
78
89
910
7,5 –«
8,5 –«
10 и
выше
10
9
11
12
15 и
выше
15
4 и выше
4 –«
5 –«
5 –«
6 и выше
7
8
9
10
11 и
выше
12
710
810
911
1012
1214
1214
1214
1214
48
610
711
813
1014
1115
1215
1315
1213
1315
1315
13,0 –«
14,0 –«
15 и
выше
16
18
20
20
20 и
выше
20
12 и
выше
14 –«
16 –«
18 –«
19 и
выше
20
19
17
16
18 и
выше
18
Список рекомендуемой литературы:
1. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.метод. пособие/ Сост.
Б.И. Мишин. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 529, (2) с. (настольная книга).
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие. 2 изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
480 с.
21
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Программа по общей физической подготовке (ОФП) для учащихся групп (ОФП): 15 -17 лет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.