программа предназначена для обучения предмета "Астрономия" в 10 или в 11 класса. программа разработана на основе ФГОС. прописаны УУД, содержание, какие наглядные пособия необходимы. используются: учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута
МОЯ астрономия.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико математическое
образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о
единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты,
всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часов в 10 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования
этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в
вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны
для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4.Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды. Личностными результатами освоения курса астрономии в средней
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
(полной) школе являются:
_ формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
_ формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
_ формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
_ формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное от
ношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
_ находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
_ анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
_ на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
_ выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
_ извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернетресурсы) и критически ее
оценивать;
_ готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно
активность обучающихся признается осно вой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе
познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является
включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что
такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных
учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2) учебноисследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои
потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целена правленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными
людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе;
3) организация учебноисследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной
деятельности. В этих видах деятельности
могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду
деятельности. СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ
Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация
светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее
и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны,
причины затмений Луны и Солнца;
—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты
гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планетыгиганты, кольца планет,
малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
—описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют:
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд
и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная
А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; —интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии»
— вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями.Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Содержание урока
Вид деятельности обучающегося
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч.)
§.
учебника
§ 1, п.1,2
1(1). Что изучает
астрономия
2(2). Наблюдения —
основа астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие
астрономии было вызвано практическими
потребностями человека, начиная с глубокой
древности. Астрономия, математика и физика
развивались в тесной связи друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной
Наземные и космические приборы и методы
исследования астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия
Поиск примеров, подтверждающих
практическую направленность астрономии
Применение знаний, полученных в курсе
физики, для описании устройства
телескопа. Характеристика преимуществ
наблюдений, проводимых из космоса
§ 2, п.1,2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИИ (5 ч)
3(1). Звезды и созвездия.
Небесные координаты.
Звездные карты
Звездная величина как характеристика
освещенности, создаваемой звездой.
Согласно шкале звездных величин разность на 5
величин, различие в потоках света в 100 раз.
Экваториальная система координат: прямое
восхождение и склонение. Использование звездной
карты для определения объектов, которые можно
Подготовка презентации об истории
названий созвездий и звезд.
Применение знаний, полученных в курсе
географии, о составлении карт в различных
проекциях.
Работа со звездной картой при организации
и проведении наблюдений
§3.4 4(2). Видимое движение
звезд на различных
географических широтах
5(3). Годичное движение
Солнца. Эклиптика
6(4). Движение и фазы
Луны. Затмения Солнца и
Луны
7(5). Время и календарь
наблюдать в заданный момент времени
Высота полюса мира над горизонтом и ее
зависимость от географической широты места
наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация
светил. Определение географической широты по
измерению высоты звезд в момент их кульминации
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон
эклиптики к небесному экватору. Положение
Солнца на эклиптике в дни равноденствий и
солнцестояний. Изменение в течение года
продолжительности дня и ночи на различных
географических широтах
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее
единственный естественный спутник. Период
обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси
— сидерический (звездный) месяц. Синодический
месяц — период полной смены фаз Луны. Условия
наступления солнечных и лунных затмений. Их
периодичность. Полные, частные и кольцеобразные
затмения Солнца. Полные и частные затмения
Луны. Предвычисление будущих затмений
Точное время и определение географической
долготы. Часовые пояса. Местное и поясное,
летнее и зимнее время. Календарь — система
счета длительных промежутков времени. История
календаря.
Високосные годы. Старый и новый стиль
Характеристика отличительных
особенностей суточного движения
звезд на полюсах, экваторе и в средних
широтах Земли
Характеристика особенностей суточного
движения Солнца на полюсах, экваторе и в
средних широтах
Земли
Изучение основных фаз Луны. Описание
порядка их смены.
Анализ причин, по которым
Луна всегда обращена к Земле одной
стороной.
Описание взаимного расположения Земли,
Луны и Солнца в моменты
затмений.
Объяснение причин, по которым затмения
Солнца и Луны не происходят каждый
месяц
Подготовка и презентация сообщения об
истории календаря.
Анализ необходимости введения
часовых поясов, високосных лет и нового
календарного стиля
§5
§ 6.
§7,8.
§9
8(1). Развитие
представлений о строении
Геоцентрическая система мира Аристотеля
Птолемея. Система эпициклов и дифферентов
Подготовка и презентация сообщения о
значении открытий Коперника и Галилея
§ 10.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) мира
9(2). Конфигурации
планет. Синодический
период
для объяснения петлеобразного движения планет.
Создание Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой системы
мира
для формирования научной картины мира.
Объяснение петлеобразного движения
планет с использованием эпициклов и
дифферентов
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации
планет: противостояние и соединение.
Периодическое изменение условий видимости
внутренних и внешних
планет. Связь синодического и сидерического
(звездного) периодов обращения планет
Описание условий видимости планет,
находящихся в различных конфигурациях.
Решение задач на вычисление звездных
периодов обращения внутренних и внешних
планет
§11, 12.
10(3). Законы движения
планет Солнечной системы
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение
скорости движения планет по эллиптическим
орбитам. Открытие Кеплером законов движения
планет — важный шаг на пути становления
механики. Третий закон — основа для вычисления
относительных расстояний планет от Солнца
Анализ законов Кеплера, их значения для
развития физики и астрономии.
Решение задач на вычисление расстояний
планет от Солнца на основе третьего закона
Кеплера
11(4). Определение
расстояний и размеров
тел в Солнечной системе
Размеры и форма Земли. Триангуляция.
Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы
Решение задач на вычисление расстояний и
размеров объектов
§13
12(5). Практическая
работа с планом Солнечной
системы
План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30
млн км с указанием положения планет на орбитах
согласно данным «Школьного астрономического
календаря» на текущий учебный год
13(6). Открытие и
применение закона
всемирного тяготения
Подтверждение справедливости закона
тяготения для Луны и планет. Возмущения в
движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и плотность Земли.
Построение плана Солнечной системы в
принятом масштабе с указанием положения
планет на орбитах.
Определение возможности их наблюдения
на заданную дату
Решение задач на вычисление массы планет.
Объяснение механизма возникновения
возмущений и приливов
§14 Приливы и отливы
14(7). Движение
искусственных спутников и
космических аппаратов
(КА) в Солнечной системе
Время старта КА и траектории полета к
планетам и другим телам Солнечной системы.
Выполнение маневров, необходимых для посадки
на поверхность планеты или выхода на орбиту
вокруг нее
Подготовка и презентация сообщения о КА,
исследующих природу тел Солнечной
системы
конспект
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)
15(1). Солнечная система
как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной
системы в процессе длительной
эволюции холодного газопылевого облака.
Объяснение их природы на основе этой гипотезы
Анализ основных положений современных
представлений о происхождении тел
Солнечной системы
§ 15,16.
16(2). Земля и Луна —
двойная планета
17(3). Две группы планет
18(4). Природа планет
земной группы
Краткие сведения о природе Земли. Условия на
поверхности Луны. Два типа
лунной поверхности — моря и материки. Горы,
кратеры и другие формы рельефа. Процессы
формирования поверхности Луны и ее рельефа.
Результаты исследований, проведенных
автоматическими аппаратами и астронавтами.
Внутреннее строение Луны.
Химический состав лунных пород. Обнаружение
воды на Луне. Перспективы освоения Луны
Анализ основных характеристик планет.
Разделение планет по размерам, массе и средней
плотности.
Планеты земной группы и планетыгиганты. Их
различия
Сходство внутреннего строения и химического
состава планет земной группы. Рельеф
поверхности. Вулканизм и теконика. Метеоритные
На основе знаний из курса географии
сравнение природы Земли с природой
Луны.
Объяснение причины отсутствия у
Луны атмосферы. Описание основных
форм лунной поверхности и их
происхождения.
Подготовка и презентация сообщения об
исследованиях Луны, проведенных
средствами космонавтики
Анализ табличных данных, признаков
сходства и различий изучаемых объектов,
классификация объектов
На основе знаний физических законов
объяснение явлений и процессов,
происходящих в атмосферах планет.
§ ,17
конспект
§18, п. кратеры. Особенности температурных условий на
Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава
атмосферы Земли от атмосфер Марса и
Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на
поверхности Марса. Состояние
воды на Марсе в прошлом и в настоящее
время. Эволюция природы планет. Поиски жизни
на Марсе
Обсуждение различных аспектов
проблем, связанных с существованием
парникового эффекта и его роли в формировании
и сохранении уникальной
природы Земли
Химический состав и внутреннее строение планет
гигантов.
Источники энергии в недрах планет. Облачный
покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие
природы спутников.
На основе знаний законов физики
описание природы планетгигантов.
Химический состав и внутреннее строение планет
гигантов.
Источники энергии в недрах планет. Облачный
покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие
природы спутников.
На основе знаний законов физики
описание природы планетгигантов.
Астероиды главного пояса. Их размеры
и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон
и другие карликовые планеты. Кометы. Их
строение и состав. Орбиты комет. Общая
численность комет.
Кометное облако Оорта.
19(5). Урокдискуссия
«Парниковый эффект—
польза или вред?»
20(6). Планеты гиганты, их
спутники и
кольца
21(7). Малые тела
Солнечной системы
(астероиды, карликовые
планеты и кометы)
Описание и сравнение природы планет
земной группы.
Объяснение причин существующих
различий. Подготовка и презентация
сообщения о результатах исследований
планет земной группы
Подготовка и презентация сообщения по
этой проблеме. Участие в дискуссии
Подготовка и презентация сообщения о
новых результатах исследований планет
гигантов, их спутников и колец. Анализ
определения понятия «планета»
§19
Описание внешнего вида астероидов и
комет.
Объяснение процессов, происходящих в
комете, при изменении ее расстояния от
Солнца.
Подготовка и презентация сообщения о
§ 20, п. 13 22(8). Метеоры, болиды,
метеориты
23(1). Солнце, состав и
внутреннее строение
24(2). Солнечная активность
и ее влияние
на Землю
25(3). Физическая
природа звезд
Астероидно кометная опасность. Возможности и
способы ее предотвращения
Одиночные метеоры. Скорости встречи
с Землей. Небольшие тела (метеороиды).
Метеорные потоки, их связь с кометами.
Крупные тела. Явление болида, падение
метеорита. Классификация метеоритов:
железные, каменные, железокаменные
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
Источник энергии Солнца и звезд —
термоядерные реакции. Перенос энергии внутри
Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция.
Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и
астрофизики
Проявления солнечной активности: солнечные
пятна, протуберанцы, вспышки, корональные
выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их
влияние
на состояние магнитосферы Земли.
Магнитные бури, полярные сияния и
другие геофизические явления, влияющие на
радиосвязь, сбои в линиях электропередачи.
Период изменения солнечной активности
Звезда — природный термоядерный реактор.
Светимость звезды. Многообразие
мира звезд. Их спектральная классификация.
Звездыгиганты и звездыкарлики. Диаграмма
«спектр — светимость».
Двойные и кратные звезды. Звездные
способах обнаружения
опасных космических объектов и
предотвращения их столкновения
с Землей
На основе знания законов физики
описание и объяснение явлений метеора и
болида.
Подготовка сообщения о падении
наиболее известных метеоритов
§20 , п.4
§ 21
§22
На основе знаний физических законов
описание и объяснение явлений и
процессов, наблюдаемых на Солнце.
Описание процессов, происходящих при
термоядерных реакциях протонпротонного
цикла
На основе знаний о плазме, полученных в
курсе физики, описание образования пятен,
протуберанцев и других проявлений
солнечной активности.
Характеристика процессов солнечной
активности и механизма их влияния на
Землю
Определение понятия «звезда».
Указание положения звезд на диаграмме
«спектр — светимость»
согласно их характеристикам.
Анализ основных групп диаграммы
§ 23, 24. 26(4). Переменные и
нестационарные звезды
27(5). Эволюция звезд
28(6). Проверочная работа
скопления. Их состав и возраст
Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период — светимость».
Затменнодвойные звезды.
Вспышки Новых — явление в тесных
системах двойных звезд. Открытие «экзопланет»
— планет и планетных систем вокруг других звезд
Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы.
Вспышка Сверхновой — взрыв звезды
в конце ее эволюции. Конечные стадии
жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры
Проверочная работа по темам: «Строение
Солнечной системы», «Природа тел Солнечной
системы», «Солнце и звезды»
На основе знаний по физике описание
пульсации цефеид как автоколебательного
процесса.
Подготовка сообщения о способах
обнаружения «экзопланет» и полученных
результатах
На основе знаний по физике оценка
времени свечения звезды по известной
массе запасов водорода; для описания
природы объектов на конечной стадии
эволюции звезд
§ 24, п.1
§ 24, п.2
Подготовка к проверочной работе.
Повторение:
—основных вопросов тем;
—способов решения задач;
—приемов практической работы
с планом Солнечной системы
29(1). Наша Галактика
30(2). Наша Галактика
31(3). Другие звездные
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
Размеры и строение Галактики. Расположение и
движение Солнца. Плоская и сферическая
подсистемы Галактики.
Ядро и спиральные рукава Галактики.
Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его
состав. Области звездообразования. Обнаружение
сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд
и межзвездной среды. Планетарные туманности —
остатки вспышек Сверхновых звезд
Спиральные, эллиптические и неправильные
Описание строения и структуры
Галактики.
Изучение объектов плоской и сферической
подсистем.
Подготовка сообщения о развитии
исследований Галактики
На основе знаний по физике объяснение
различных механизмов радиоизлучения.
Описание процесса формирования звезд из
холодных газопылевых облаков
§ 25, п.1,2
§ 25, п.3,4
Определение типов галактик.
§26 системы — галактики
32(4). Космология на
чала ХХ в.
галактики. Их отличительные особенности,
размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные
черные дыры в ядрах галактик. Квазары и
радиогалактики. Взаимодействующие галактики.
Скопления и сверхскопления галактик
Общая теория относительности. Стационарная
Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о
нестационарности Вселенной. «Красное смешение»
в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение
Вселенной происходит однородно и изотропно
33(5). Основы современной
космологии
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и подтверждение.
Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва.
Образование химических элементов.
Формирование галактик и звезд. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение
Подготовка сообщения о наиболее
интересных исследованиях галактик,
квазаров и других далеких объектов
§ 27
Применение принципа Доплера для
объяснения «красного смещения».
Подготовка сообщения о деятельности
Хаббла и Фридмана.
Доказательство справедливости закона
Хаббла для наблюдателя, расположенного в
любой галактике
Подготовка и презентация сообщения о
деятельности Гамова и лауреатов
Нобелевской премии по физике за работы
по космологии
§28
34. Урок
конференция «Одиноки ли
мы во Вселенной?»
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (1 ч)
Проблема существования жизни вне Земли.
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и
космонавтики для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании
Подготовка и презентация сообщения о
современном состоянии научных
исследований по проблеме существования
внеземной жизни воВселенной.
Участие в дискуссии по этой проблеме ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИНИИ
1. ВоронцовВельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута.
3. Интернет ресурсы
1. ВоронцовВельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЛИНИИ
1. Телескоп.
2. Спектроскоп.
3. Теллурий.
4. Модель небесной сферы.
5. Звездный глобус.
6. Подвижная карта звездного неба.
7. Глобус Луны.
8. Карта Луны.
9. Карта Венеры.
10. Карта Марса.
11. Справочник любителя астрономии. 12.Школьный астрономический календарь (на текущий
учебный год).
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Вселенная.
2. Солнце.
3. Строение Солнца.
4. Планеты земной группы.
5. Луна.
6. Планетыгиганты.
7. Малые тела Солнечной системы.
8. Звезды.
9. Наша Галактика.
10. Другие галактики
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Программа по предмету "Астрономия" 10класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.