Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
окружающий мир
5 кл
20.06.2017
Данная программа составлена для обучения учащегося индивидуально на дому по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта.
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: в 2сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.- Москва, «ВЛАДОС», 2013 год.
Учебник - Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – Москва, «Просвещение», 2014.
программа природоведение 5 кл..docx
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для обучения ___________индивидуально на дому по
адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта.
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида:59 кл.: в 2сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.
Москва, «ВЛАДОС», 2013 год.
Учебник Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – Москва,
«Просвещение», 2014.
Природоведение – это предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением
знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В тоже время то
подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний естествознанию и географии в 69
классах.
В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и
систематизируются представления о живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней
жизни растений и животных строение организма человека и т.д.
Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать
несложные причинноследственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта
деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков
умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней,
стремление беречь и охранять природу.
Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Вселенная. Наш дом
– Земля. Растительный мир Земли. Животный мир Земли. Человек. Есть на Земле страна
Россия. Экскурсии и практические работы. Контрольные работы.
Цель школьного курса природоведения усвоение и обобщение знаний обучающихся об
окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем
лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и
исторических знаний.
Задачи курса:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде,
воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и
человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные
знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом. 5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость,
отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционноразвивающие задачи по природоведению
1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать простейшие причинноследственные связи в природе и
взаимозависимость природных явлений.
2. Корректировать познавательную возможность и интересы.
3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой
природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе;
основных правилах охраны природы.
4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии,
беседы.
5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей,
особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
Содержание тем учебного материала
Введение.
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником,
тетрадью.
1. Вселенная.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса.
Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным
небом.
2. Наш дом Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение
воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность
суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных
ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода.
Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота,
пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и
океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
3. Растительный мир Земли.
Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения
леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и
культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные
(сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные,
сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник,
малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид.
Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора,
использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги
растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга.
4. Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе.
Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.
Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери
(млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в
зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за
животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила
ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана
животных. Заповедники. Красная книга.
5. Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает
(функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим,
закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костномышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при
ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
6. Есть на Земле страна Россия.
Россия Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва.
СанктПетербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань,
Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города.
Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира.
Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны.
Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники,
охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные
своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Тематическое планирование Тема урока
Количество
часов
Дата
проведения
№
урока
1.
2.
Тема № 1.: Вселенная
Небесные тела. Солнечная система.
Тема №2. Наш дом –Земля
Планета Земля. Природа нашей местности. Воздух
.
3. Поверхность суши.
4. Почва . Полезные ископаемые
5.
Вода.
6. Моря и океаны. Использование и охрана воды
Тема №3. Растительный мир Земли
Разнообразие растительного мира.
7.
8. Части растения. Деревья, кустарники, травы .
9. Дикорастущие и культурные кустарники
10. Декоративные растения. Лекарственные растения.
Правила сбора, использование. Комнатные
растения.
Тема №4. Животный мир Земли
Разнообразие животного мира.
11.
12. Животные рядом с человеком. Уход за
животными.
Тема №5. Человек
Как устроен наш организм. Как работает наш
организм
13.
14. Здоровье человека. Осанка
15. Органы чувств. Здоровое питание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 16. Оказание первой медицинской помощи
Тема №6. Есть на Земле страна Россия
Россия Родина моя.
17.
1
1
Планируемые результаты обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать
∙ Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
∙ Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.
Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства
(лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
∙ Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
∙ Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их
взаимосвязь
Что изучает природоведение;
Основные свойства воды, воздуха и почвы;
Основные формы поверхности Земли;
Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
Основные санитарногигиенические требования;
Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
Названия важнейших географических объектов;
Правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь
∙ Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им
обобщенные названия.
Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными,
растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
∙ Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании
наблюдений и результатов труда.
∙ Выполнять рекомендуемые практические работы.
∙ Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
∙ Соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц
и других животных, не ловить их не губить растения;
Демонстрировать простейшие опыты;
Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
Называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями; Соблюдать правила элементарной гигиены;
Оказывать простейшую медицинскую помощь.
Перечень учебнометодического обеспечения
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
59 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2013, под
редакцией В. В. Воронковой.
2. Учебник Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – Москва,
«Просвещение», 2014
Список литературы
Энциклопедия «Азбука природы», Ридерз Дайджест, 2000 г.
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по природоведению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.