Программа по шахматам 2 класс
Оценка 5

Программа по шахматам 2 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физическая культура
2 кл
04.03.2018
Программа по шахматам 2 класс
Публикация является частью публикации:
5 класс рабочая программа по внеурочной деятельности шахматы чирко Е.И..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Рабочая программа   курса внеурочной деятельности Шахматы 5а, 5б, 5в классы на 2017 – 2018 учебный год Чирко Елена Ивановна,  учитель начальных классов,  высшая квалификационная категория г. Нижневартовск 2017 г. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности............................................................................. 2. Содержание курса внеурочной деятельности.................................................................................................................... 3. Тематическое планирование................................................................................................................................................ Оглавление 2 1. Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельности Предметные результаты ­ Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.  ­ Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.  ­ Сформировать умение ставить мат с разных позиций.  ­ Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.  ­ Сформировать умение записывать шахматную партию.  ­ Сформировать умение проводить комбинации.  ­ Развивать восприятие, внимание, воображение,  Личностные результаты ­ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;  ­ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;  ­ бережному отношению к материальным и духовным ценностям;  ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций.  ­ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей,  ­  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД ­ освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;  ­ формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные  эскизы в процессе работы;  ­ соотнесение целей с возможностями;  ­ определение временных рамок;  ­ определение шагов решения задачи;  ­ видение итогового результата;  ­ планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;  3 ­ поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.  Познавательные УУД  ­ умение задавать вопросы;   ­ умение получать помощь;  ­ умение пользоваться справочной, научно­популярной литературой, сайтами;   ­ умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих компонентов;  ­ построение логической цепи рассуждений.  Коммуникативные УУД ­  умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);  ­ способность принять другую точку зрения, отличную от своей;  ­ способность работать в команде;   ­ выслушивание собеседника и ведение диалога.  4 Раздел 1. Шахматные дебюты (13 ч) 2. Содержание курса внеурочной деятельности Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.  Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов.  Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.  Раздел 2. Шахматные партии (4 ч) Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Карлсбаденская структура.  Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за  пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.  Раздел 3. Виды защиты (9 ч) О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение.  Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.  Раздел 4. Атака с разных полей (8 ч) Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ  партий лучших шахматистов.  LearnChess изучайте шахматы с LearnChess.ru 5 3.1. Сетка часов № п/п 1 2 3 4 Итого  3. Тематическое планирование  Тема раздела Количество часов Шахматные дебюты Шахматные партии Виды защиты Атака  разных полей 13 4 9 8 34 3.2. Календарно­тематическое планирование № Учебная неделя Тема раздела 1 2 3 Кол­во часов раздела 4 Тема урока Форма занятия Содержание Планируемый результат 5 6 7 8 1 1 неделя Шахматны 13 ч. Повторение 1 четверть – 9 часов Беседа  6 Этика поведения шахматиста Предметные е дебюты 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2 3 4 Разбор  дебютов Мультимедиа,  беседа Разбор  дебютов Беседа, игровая  практика Три правила  дебюта Беседа, игровая  практика 5 5 неделя Нападение и  защита.  Размен. Беседа, игровая  практика 7 во время игры. Дебют. Принципы развития  дебюта. Гамбиты. Основные  цели дебюта. Главное –  быстрое развитие фигур и  борьба за центр.  Классификация дебютов.  Дебют, с которого нередко  делается мат.  Преждевременный выход  ферзем. Тренировочные  партии. Различные системы  проведения шахматных  турниров.  Особенности шахматной  борьбы. Игровые пути  шахматной доски.  Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы  фигур, поле под ударом.  Цель игры в шахматы.  Шахматные ситуации (шах,  мат, пат). Рокировка. Взятие  на проходе. Превращение  пешки. О правах и  обязанностях игрока. Сравнительная ценность  фигур. Размен. Из чего  состоит шахматная партия:  начало (дебют), середина  результаты ­ Познакомить с  шахматными терминами  и шахматным кодексом.  ­ Научить играть каждой  фигурой в отдельности и  в совокупности с  другими фигурами.  ­ Сформировать умение  ставить мат с разных  позиций.  ­ Сформировать умение  решать задачи на мат в  несколько ходов.  ­ Развивать восприятие,  внимание, воображение,  Личностные результаты ­ Формирование  установки на безопасный, здоровый образ жизни;  ­ развитие навыков  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  социальных ситуациях,  умения не создавать  конфликтов и находить  выходы из спорных  ситуаций.  ­  развитие  самостоятельности и 6 7 8 9 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя «Силовые»  методы в  шахматах. Основные  цели дебюта Исследование  Беседа, игровая  практика Как  разыграть  дебют Практическая  работа (миттельшпиль), окончание  (эндшпиль). Десять правил  для начинающих в дебюте.  Записи партии. Различные  виды преимущества. Силовые методы борьбы.  Оценка позиции. Шахматные  разряды и звания. Обмен. Контрудар. Связи  фигур. Двойной удар.  Перекрытие. Сочетание  приемов нападения. Угроза  мата в один ход.  Тренировочные партии. Тактика. Тактические удары  и комбинации. Нападение на  фигуру созданием удара.  Защита фигуры. Вилка. Дебютные  ловушки Беседа, игровая  практика Дебютные ловушки 8 личной ответственности  за свои поступки, в том  числе в информационной  деятельности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД ­ освоение способов  решения проблем  творческого характера в  жизненных ситуациях;  ­ соотнесение целей с  возможностями;  ­ определение временных рамок;  ­ определение шагов  решения задачи;  ­ поиск ошибок в плане  действий и внесение в  него изменений.  Познавательные УУД  ­ умение задавать  вопросы;   ­ умение получать  помощь;  ­ построение логической  цепи рассуждений.  Коммуникативные УУД ­  умение обосновывать  свою точку зрения 10 11 12 13 14 15 16 10  неделя 11  неделя 12  неделя 13  неделя 14  неделя 15  неделя 16  неделя Стратегичес кие цели Направленна я борьба за  центр Классифика ция дебютов Игровая  практика Дебют  четырёх  коней  Шотландска я партия.  Защита  Каро­Канн  Шахматны е партии 4 часа 2 четверть – 7 часов Беседа  Беседа, игровая  практика Беседа, игровая  практика Игровая  практика Исследование  Мультимедиа,  игровая  практика Мультимедиа,  игровая  9 Что такое стратегия и  стратегический план.  Мобилизация сил. Борьба за  центр. Центры открытые,  закрытые, фиксированные. Сочетание тактических  приёмов Классификация дебютов Использование полученных  знаний на практике Мобилизация сил. Борьба за  центр. Центры открытые,  закрытые, фиксированные.  Расположение пешек. Пять  типов взаимодействия фигур. Пять факторов,  определяющих ценность  фигур. Борьба за пешки и  поля. Как активизировать  (аргументировать,  основываясь на  предметном знании);  ­ способность принять  другую точку зрения,  отличную от своей;  ­ выслушивание  собеседника и ведение  диалога.  Предметные результаты ­ Сформировать умение  записывать шахматную  партию.  ­ Сформировать умение  проводить комбинации.  ­ Развивать восприятие,  внимание, воображение,  Личностные результаты ­ развитие навыков  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  социальных ситуациях,  умения не создавать  конфликтов и находить  выходы из спорных  ситуаций.  ­ развитие этических практика собственные фигуры.  Практическое управление по  основам стратегии.  10 чувств,  доброжелательности и  эмоционально­ нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей,  ­  развитие  самостоятельности и  личной ответственности  за свои поступки, в том  числе в информационной  деятельности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД ­ освоение способов  решения проблем  творческого характера в  жизненных ситуациях;  ­ соотнесение целей с  возможностями;  ­ определение временных рамок;  ­ планирование  последовательности  шагов алгоритма для  достижения цели;  ­ поиск ошибок в плане  действий и внесение в  него изменений.  Познавательные УУД  ­ умение задавать  вопросы;   ­ умение получать  помощь;  ­ умение пользоваться  справочной, научно­ популярной литературой, сайтами;   ­ построение логической цепи рассуждений.  Коммуникативные УУД ­  умение обосновывать  свою точку зрения  (аргументировать,  основываясь на  предметном знании);  ­ способность принять  другую точку зрения,  отличную от своей;  ­ способность работать в  команде;   ­ выслушивание  собеседника и ведение  диалога.  17 18 17  неделя Ферзевой  гамбит.  18  Виды  9 часов Активность 3 четверть – 10 часов Мультимедиа,  игровая  практика Соревнование Карлсбаденская структура.  Пешечный перевес.  Взаимодействие сил. Простейшие схемы  Предметные 11 неделя защиты 19 20 21 22 19  неделя 20  неделя 21  неделя 22  неделя Владение  открытыми  линиями  Ослабление  позиции  короля  Французская защита – важнейший принцип игры шахмат.  Развитие  фигур  Игровая  практика достижения матовых  ситуаций. Мат в один ход и  несколько ходов. Двойной,  вскрытый шах Линейный мат двумя  ладьями. Мат ферзем и  ладьей. Детский мат.  Тренировочные партии. Беседа, игровая  практика Беседа, игровая  практика Разбор партий Мультимедиа,  игровая  практика результаты ­ Сформировать умение  ставить мат с разных  позиций.  ­ Сформировать умение  решать задачи на мат в  несколько ходов.  ­  Сформировать умение  проводить комбинации.  ­ Развивать восприятие,  внимание, воображение,  Личностные результаты ­ наличие мотивации к  творческому труду,  работе на результат;  ­ развитие навыков  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  социальных ситуациях,  умения не создавать  конфликтов и находить  выходы из спорных  ситуаций.  ­ развитие этических  чувств,  доброжелательности и  эмоционально­ нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания  Название дебют  “французская защита”  получил благодаря  успешному матчу Лондон­ Париж. Где французские  шахматисты применили  новинку по тем временам  (1834 год) победив англичан.  Она пришлась им по вкусу, и  всем стало очевидно, что  идея очень интересная и  перспективная. В честь  первооткрывателей и стали  называть этот дебют –  французская защита. Дебют скандинавская защита  23 23  Скандинавск Мультимедиа,  12 неделя ая защита игровая  практика 24 24  неделя Славянская  защита Мультимедиа,  игровая  практика 13 в шахматах является одним  из старейших  зафиксированных дебютов.  Впервые он использовался в  игре в Валенсии в 1475 году,  и затем его упоминал Луис  Лусена в 1497 году. В 1914 году в Санкт­ Петербурге Александр  Алехин использовал данный  дебют в матче против  Эмануэля Ласкера, и  завершил игру вничью. В 1979 году в Монреале  скандинавскую защиту  использовал Бент Ларсен  против Анатолия Карпова,  после чего популярность  этого дебюта возросла. Популярность дебюта  объясняется двумя  причинами. Во­первых,  данный дебют является  одним из самых надежных  при игре против ферзевого  гамбита, а так как ферзевой  гамбит ­ один из самых часто  используемых дебютов при  игре на высшем уровне,  многим игрокам высшего  уровня приглянулась  славянская защита. Во­ чувствам других людей,  Метапредметные результаты Регулятивные УУД ­  формирование умений  ставить цель – создание  творческой работы,  планировать достижение  этой цели, создавать  вспомогательные эскизы  в процессе работы;  ­ определение временных рамок;  ­ определение шагов  решения задачи;  ­ видение итогового  результата;  ­ поиск ошибок в плане  действий и внесение в  него изменений.  Познавательные УУД  ­ умение задавать  вопросы;   ­ умение получать  помощь;  ­ умение пользоваться  справочной, научно­ популярной литературой, сайтами;   ­ умение читать диаграммы, составлять  шахматные задачи синтез – составление целого из  частей, в том числе  самостоятельное  достраивание с  восполнением  недостающих  компонентов;  ­ построение логической  цепи рассуждений.  Коммуникативные УУД ­  умение обосновывать  свою точку зрения  (аргументировать,  основываясь на  предметном знании);  ­ способность принять  другую точку зрения,  отличную от своей;  ­ способность работать в  команде;   ­ выслушивание  собеседника и ведение  диалога.  вторых, славянская защита  также предоставляет много  разных вариантов по  разыгрыванию, поэтому те  игроки, кому нравится  творческий подход к игре, и  кому не нравится играть одну и ту же линию каждый раз,  по­настоящему оценят  славянскую защиту, потому  что данный дебют  предоставляет все описанное. Защита Алехина в шахматах  представляет собой  современный дебют,  использующийся как ответ на самый популярный ход белых e4. Черные позволяют белым  гоняться за своим конем по  всей доске при помощи  пешек, которые потом будут  контролировать центральные  клетки. В обмен на контроль  над центром черные  ограничат белых в  передвижении их пешек. Очень агрессивный дебют,  который могут разыграть  черные в противовес очень  распространенному ходу  белых d4. В то время, как  25 25  неделя Защита  Алехина Мультимедиа,  игровая  практика 26 26  неделя Защита  Бенони Мультимедиа,  игровая  практика 14 многие дебюты,  направленные против пешки  в столбце ферзя, являются  закрытыми, и не дают  сильного перевеса в  дальнейшей игре, защита  Бенони дает черным много  возможностей не только  уравнять положение, но  также получить  преимущество, и вести  победную игру. Атака на короля. Слабый  пункт при рокировках.  Контратака. Практические  занятия. Разбор специально  подобранных позиций.  Анализ партий лучших  шахматистов.  Сеансы одновременной игры Предметные результаты ­ Сформировать умение  ставить мат с разных  позиций.  ­ Сформировать умение  решать задачи на мат в  несколько ходов.  ­ Сформировать умение  проводить комбинации.  ­ Развивать восприятие,  внимание, воображение,  Личностные результаты ­ развитие навыков  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  социальных ситуациях,  27  неделя Атака с  разных  полей 8 часов Как не надо  и как надо  атаковать  короля.  4 четверть – 8 часов Беседа, игровая  практика 27 28 29 30 31 28  неделя 29  неделя 30  неделя 31  неделя Атака на  слабый  пункт f7 f2.  Атака на не  рокированно го короля  Беседа, игровая  практика Беседа, игровая  практика Не рокируй  под атаку  Игровая  практика Исследование  Атака при  односторонн их  15 32 33 34 32  неделя 33  неделя 34  неделя рокировках.  Расположени е пешек  после  рокировки  Исследование  Фигурная  атака.  Беседа, игровая  практика Атака по  слабым  полям.  Игровая  практика 16 умения не создавать  конфликтов и находить  выходы из спорных  ситуаций.  ­  развитие  самостоятельности и  личной ответственности  за свои поступки, в том  числе в информационной  деятельности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД ­ соотнесение целей с  возможностями;  ­ определение временных рамок;  ­ определение шагов  решения задачи;  ­ видение итогового  результата;  ­ планирование  последовательности  шагов алгоритма для  достижения цели;  ­ поиск ошибок в плане  действий и внесение в  него изменений.  Познавательные УУД  ­ умение задавать  вопросы; ­ умение получать  помощь;  ­ построение логической  цепи рассуждений.  Коммуникативные УУД ­  умение обосновывать  свою точку зрения  (аргументировать,  основываясь на  предметном знании);  ­ способность принять  другую точку зрения,  отличную от своей;  ­ способность работать в  команде;   ­ выслушивание  собеседника и ведение  диалога.  17

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс

Программа по шахматам 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018