Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Оценка 4.7

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
дефектология
5 кл
20.06.2017
Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо¬физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений
сбо.docx
Пояснительная записка. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку  детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений,  способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей  развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но  принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем  обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего  хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­ приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по  различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы,  направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта,  торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны  способствовать усвоению морально­этических норм поведения, выработке навыков  общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. «Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи:  расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека;  формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений  определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда,  эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­ линарных рецептов и украшение их. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие,  аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда,  экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер­ гии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание  желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения  к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания,  наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения,  фантазии, интереса к национальным традициям. Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю,  соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении  нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,  совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Формы и методы реализации программных задач. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,  сюжетно­ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения,  демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит  каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться  составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные  формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и  индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). На занятиях отводится время  для изучения правил техники безопасности, формирования  умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми  приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков  обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей  к соблюдению санитарно­гигиенических требований во время выполнения различных  практических работ, доводя их до навыка. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена  система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа  осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе  знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется  и сочетании с сюжетно­ролевыми играми, различными практическими работами: записях в  тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ.  Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным  методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и  сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В  этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает  им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы. Сюжетно­ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании  с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких  разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.  Сюжетно­ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления  пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре  конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы  (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).  В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на  промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на  транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и  итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью  проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы  «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать  с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о  назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии  проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления  определенного учебного материала. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими  организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут  проводиться практические работы.  Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение  пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов,  логично связанный с изучаемой темой.  На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса,  использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для  практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного  языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за  полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно  построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно  находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные  этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи­ еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например,  „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое  закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций,  опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием  бригадной формы организации учащихся.  Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем  организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в  которую включается данный прием. Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых  заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада  выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к  занятию, и убирает кабинет после окончания занятий. Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно  организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель  подводит в конце занятия. Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда,  естествознания. СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только  комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых  результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при  отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения.  Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в  процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при  прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а  воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними  эти правила, следит за ходом уборки и т.п. Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении  отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внекласс­ ной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному  применению их в жизни. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для  учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов  практических работ, предусмотренных программой.  Проводить занятия по СБО в V­IX классах целесообразно на сдвоенных уроках. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут  быть какие­либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком  четко и лаконично. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно  поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий в или дома (например, место  работы родителей, их должность и т.д.). Содержание тем учебного материала 5 класс Введение        Беседа о цели, содержании и значении предмета социально­бытовой ориентировки.  Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение  правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно­гигиенических  требований на занятиях. Личная гигиена      Личная гигиена. Уход за волосами (мытьё, причёска). Гигиена зрения и слуха. Гигиена  чтения. Как смотреть телевизор. Одежда и обувь      Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью. Питание        Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия  продуктов питания для человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные  принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические  средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные,  горячие и холодные бутерброды. Яйца отварные, яичница и омлет. Приготовление салата,  винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку. Культура поведения      Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Формы обращения к старшим и  сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к  старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за  столом. Жилище       Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом.варианты квартир и подсобных  помещений, виды отопления. Почтовый адрес дома и школы. Транспорт       Наземный городской транспорт. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта).  Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки  дорожного движения. Торговля       Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты,  специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в  продовольственных магазинах. Тематическое планирование  5 класс. Тема урока Кол­во часов Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Личная гигиена. Уход за волосами (мытье, прическа) Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения.   Как смотреть телевизор. Техника безопасности при работе с  компьютером Виды одежды и головных уборов.   Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью Практическая работа «Уход за обувью и одеждой» Продукты питания. Значение разнообразия продуктов  питания  для здоровья человека 10. Место  и условия приготовления пищи. Кухонные  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и уход  за посудой. Сервировка стола к завтраку.  Приготовление завтрака. Яйца отварные, яичница и омлет Простые и комбинированные горячие и холодные  бутерброды Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Осанка при ходьбе. Осанка в положении сидя и стоя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и  расставании. Формы  обращения с просьбой, вопросом к старшим и  сверстникам Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом. Виды жилых помещений в городе и деревне. 20. 21. 22. 23. Жилой дом.  Виды квартир и подсобных помещений, виды  отопления. Почтовый адрес дома, школы. Наземный городской транспорт. Поведение в транспорте  Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Продовольственные магазины, универсамы, супермаркеты 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Промтоварные  магазины, рынки.  Различие и  назначение продовольственных и промтоварных  магазинов и рынков Порядок приобретения товаров в продовольственных  магазинах. Практическая работа «Экскурсия в магазин» Подводим итоги за год 1 1 1 1 1 Планируемые результаты обучающихся по данной программе 5 класс Личная гигиена. Обучающиеся должны знать: ­ последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; ­ периодичность и правила чистки ушей; ­ правила освещенности рабочего места; ­ правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач; ­ правила ухода за кожей рук, ног и ногтями; ­ о вреде курения, алкоголя; Обучающиеся должны уметь: ­ совершать вечерний туалет в определенной последовательности; ­ выбирать прическу и причесывать волосы; ­ стричь ногти на руках, ногах; ­ стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте; ­ беречь зрение; ­ корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу  воли. Одежда и обувь. Обучающиеся должны знать: ­ виды одежды, обуви и их назначение; ­ правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины,  текстильных) Обучающиеся должны уметь: ­ различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная,  рабочая, спортивная; ­подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; ­ сушить и чистить одежду. ­ подготавливать одежду и обувь к хранению; ­ подбирать крем и чистить кожаную обувь. Питание.  Обучающиеся должны знать: ­ значение питания; ­ правила безопасной работы режущими инструментами; ­ виды блюд, не требующих тепловой обработки; ­ правила сервировки стола; ­ правила мытья посуды и уборки помещения. Обучающиеся должны уметь: ­ прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; ­ нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; ­ строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами. Семья. Обучающиеся должны знать: ­ родственные отношения в семье; ­ состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их. Обучающиеся должны уметь: ­ записать имя, отчество, фамилию членов семьи; ­ выполнять правила поведения в семье. Культура поведения. Обучающиеся должны знать: ­ требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; ­ правила поведения при встрече и расставании; ­ формы обращения с просьбой, вопросом; ­ правила поведения за столом. Обучающиеся должны уметь:  ­ следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя; ­ следить за своей походкой, жестикуляцией; ­ правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и  аккуратно принимать пищу; ­ правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчика и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;  ­ вежливо обращаться с просьбой, вопросом ксверстниками и взрослым. Жилище. Обучающиеся должны знать: ­ виды жилых помещений в городе и селе и их различие; ­ почтовый адрес своего дома и школы­интерната; ­ правила организации рабочего места школьника. Обучающиеся должны уметь: ­ писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме,  телеграфном переводе; ­ соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении. Транспорт. Обучающиеся должны знать: основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; наиболее рациональный маршрут проезда до школы­интерната; ­ варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; ­ количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут; ­ правила передвижения на велосипеде. Обучающиеся должны уметь: ­ соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки  билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); ­ соблюдать правила дорожного движения; ­ различать знаки дорожного движения,  встречающиеся по пути из дома до школы школы­ интерната и обратно. Торговля. Обучающиеся должны знать: ­ виды магазинов; ­ назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; ­ правила поведения в магазине; ­ правила покупки товаров; ­ стоимость хлебных, молочных продуктов, 2—3 круп (пшено, рис и т.п.), десятка   яиц,  некоторых овощей и фруктов. Обучающиеся должны уметь:  ­ выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; ­ округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; ­ оплатить, проверить чек и сдачу; ­ культурно вести себя с работниками торговли. Перечень учебно методического обеспечения 1 Программы для 5­9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  Сб.1. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических  наук В.В.Воронковой 2013. – 224 с.. Список литературы 1. Гладкая В.В. Социально­бытовая подготовка воспитанников специальных  /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003. 2. Девяткова   Т.А.   и   др.   Социально­бытовая   ориентировка   в   специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта

Программа по социально бытовой ориентировке 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017