Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Оценка 5
Домашнее обучение
docx
дефектология
5 кл
20.06.2017
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный класс, 1 – 4 классы» под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2009.
Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости), уважение к людям труда, сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение приёмам труда.
труд.docx
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: подготовительный класс, 1 – 4 классы» под
редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2009.
Обучение труду направлено на воспитание положительных качеств личности ученика
(трудолюбия, настойчивости), уважение к людям труда, сообщение элементарных знаний
по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение приёмам труда.
В процессе трудового обучения в школах VIII вида решаются специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Осуществляется
исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи, пространственной ориентации, а также недостатков физического здоровья, особенно
мелкой моторики рук. В связи с этим, уроки трудового обучения тесно связаны с уроками
чтения и развития речи (связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам,
дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о предполагаемом или
законченном трудовом процессе, описание предметов), ИЗО искусство (определение
структуры узора, разложение элементов оформления по всей поверхности), математики
(счёт в пределах 100, вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам).
На уроках труда в 5 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и
непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них
относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и
безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим техникотехнологическим знаниям и практическим умениям,
которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой
подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления
предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей,
ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в
школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с
проволокой и жестью; с пластическими материалами. Изза отсутствия возможности
заготавливать глину и работать с ней, в программу был дополнительно включен раздел
«работа с природными материалами». По причине отсутствия специально оборудованных
мастерских также были исключены разделы «работа с фанерой и древесиной», отливка
изделий из алебастра, гипса, цемента.
Учебный материал в программе 5 класса составлен с учётом возрастных и
психофизических особенностей школьников с нарушением интеллекта.
На уроках трудового обучения особое внимание уделяется соблюдению правил безопасной
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным
уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в
зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками
В 5 классе проводятся 2 часа уроков трудового обучения в неделю, всего 68 уроков за
учебный год
Содержание тем учебного материала
Сельское хозяйство
Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.
Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и
картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем.
Кролики, козы, поросята — домашние животные. Разведение животных в домашних
условиях. Продукция и ее значение. Породы животных, разводимых в местных условиях.
Уход и содержание кошек и собак.
Уход и содержание декоративных домашних животных
Практические работы
Экскурсии на юннатскую станцию.
Работа с природным материалом
Сбор и хранение природных материалов.
Аппликации и поделки из природного материала.
Практические работы
Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание
деталей. Контроль правильности изделия.
Работа с бумагой и картоном
Аппликация
Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом,
автомобиль, жилая комната и т. д.).
Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по
заданным размерам.
Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы,
кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение
свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства.
Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.
Практические работы
Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных
деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и
разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности
изделия.
Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах. Елочные украшения
Снежинки.
Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек
(писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость
пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным
украшениям.
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала
при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным
разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.
Работа с тканью
Салфетки прихватки
Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой
срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие
виды обработки салфетокприхваток.
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и
устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение
наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного
брака и меры его устранения.
Практические работы
Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных
изделий.
Подушечка для игл
Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и
строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных
макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и
обратная детали подушечки.
Практические работы
Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных
строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой
подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из
тесьмы. Контроль изделия.
Ремонт одежды
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам
и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания
пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания
распоровшегося шва. Практические работы
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки.
Закрепление нитки.
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание
вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов
одежды ручным стачным швом.
Выжигание
Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании.
Работа электровыжигателем. Перевод рисунка на изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на
изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка.
Работа с гипсом.
Знакомство со свойствами гипса. Подготовка рабочего места
Практические работы Лепка объемных фигурок
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема урока
Колво
часов
Дата
проведения
Изготовление закладок. Оборачивание учебников.
II Сельское хозяйство
Уборка и хранение сельскохозяйственных продуктов
Экскурсия на юннатскую станцию по теме «Уборка и
хранение сельскохозяйственных продуктов»
Уход и содержание кроликов, коз, поросят
Экскурсия на юннатскую станцию по теме «Уход и
содержание кроликов, коз, поросят»
Уход и содержание домашних животных. Кошки
Уход и содержание домашних животных. Собаки
Уход и содержание декоративных домашних животных.
Попугаи, хомячки, черепахи
III Работа с природным материалом
Сбор и хранение природных материалов.
1
1
2
1
2
1
1
1
1 10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Составление узора из засушенных листьев, трав, цветов.
Аппликация из засушенных листьев «Кораблик на реке».
Аппликация из засушенных листьев «Подводное
царство».
Лесовичок из шишек.
Птицы и звери из шишек.
IV Работа с бумагой
Аппликация из геометрических фигур: коврик.
Аппликация из геометрических фигур «Лес».
Аппликация из геометрических фигур «Дом».
Аппликация из бумаги «Машина».
Коврик. Переплетение из бумаги
Оригами.
Снежинки.
VI Работа с тканью
Подушечка для игл.
Ремонт одежды: пришивание пуговиц.
Ремонт одежды: вешалка к одежде
Ремонт одежды: стачивание распоротого шва.
Ремонт одежды: заплатка.
Объемные цветы из ткани
Изготовление объемного панно из цветов
VII Аппликащия
Узоры из крупы.
Украшение вазы крупой.
Мозаика из крупы: цветиксемицветик.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1 32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Сюжетная мозаика из крупы.
Аппликация из скорлупы: снеговик.
Аппликация из скорлупы: заяц.
Аппликация из скорлупы: цветы
Аппликация из скорлупы и перьев: птицы.
VIII Работа с конструктором
Изготовление автомобиля из железного конструктора
Изготовление вертолета из железного конструктора
Работа с конструктором Лего. Дома
Работа с конструктором Лего. Автомобили
Работа с конструктором Лего. Город моей мечты
Самостоятельное творчество с использованием
различных конструкторов
IX Мозаика
Мозаика. Раздвижная мозаика: аквариум.
Мозаика по контору: фрукты.
Мозаика: утёнок.
Мозаика из рваной бумаги
X Работа с выжигателем
Как работать с выжигателем. Техника безопасности.
Подготовка деревянной поверхности к нанесению
рисунка (зашкуривание)
Изображение одного предмета
Подготовка деревянной поверхности к нанесению
рисунка (зашкуривание)
Изображение композиции
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
2
1
3 XI Работа с гипсом
Изготовление объемных фигурок из гипса. Магнит на
холодильник
Изготовление объемных фигурок из гипса. Горшок с
цветком.
Изготовление объемных фигурок из гипса. Животные
52.
53.
54.
Всего
2
2
2
68
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
Учащийся должен знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления
поделок;
название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы
с ними.
значение сельскохозяйственного труда в жизни людей.
технику безопасности при работе с выжигателем.
Учащийся должен уметь:
анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их
соединения;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и
предметную инструкционную карту;
составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество
выполненной работы с опорой на образец эталон и выражать результаты сравнения в
устном высказывании;
давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из
которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по
изготовлению изделия; оценить сложность работы.
Перечень учебнометодического обеспечения
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида
подготовительный, 14 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение,
2013. Список литературы
1. Трудовое обучение в 14 классах вспомогательной школы. Н.П. Павлова. Москва
«Просвещение», 1998 год.
2. Руднева А.П. Что можно сделать из природного материала. /Пособие для
воспитателя./ Москва «Просвещение», 1984 год.
3. Н.И. Маслова. Обучение детей лепке. Пособие для учителя. М., Просвещение. 1993г.
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Программа по трудовому обучению 5 класс для детей с нарушениями интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.