Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, запросов родителей на основе деятельностного и дифференцированного подходов в воспитательном процессе в соответствии с требованиями Федерального государственного Стандарта. В программе прописаны направления воспитательной работы с детьми в условиях школы.
программа внеурочной деятельности.docx
Департамент образования администрации г. Перми
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Перми
Утверждаю
Усольцева О.А._____________
Программа
внеурочной деятельности
обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
20162019 год
Составитель
Лазарева Елена Григорьевна
1 Пермь, 2016г.
Содержание
1. Нормативноправовая и документальная основа…………………………2 стр.
2. Пояснительная записка ……………….…………………………………….4 стр.
3.Основные личностные результаты внеурочной деятельности……………6 стр.
4. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности…………10 стр.
5. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью программы
внеурочной деятельности……………………………………….13 стр.
6. Содержание внеурочной деятельности………………………………… 15 стр.
7. Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности….16 стр.
8. Условия реализации программы…………………………………………..19 стр.
9. Материальнотехническое обеспечение…………………………………..21 стр.
10. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного
образования…………………………………………………………………….21 стр.
11. Ожидаемые результаты реализации программы………………………...22 стр.
2 1. Нормативноправовая и документальная основа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273ФЗ (ред. от 21.07.2014)
Конвенция о правах ребенка.
Письмо Департамента образования Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК
452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» 30 марта 2016.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» №35859 от 03 февраля 2015г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №20
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Локальные акты школы и др.
3 2. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана с учётом
индивидуальных
особенностей обучающихся, запросов родителей на основе деятельностного и
дифференцированного подходов в воспитательном процессе.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной
программы и осуществляемая в формах, отличных от классноурочной. Внеурочная
деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Сущность и основное
назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных
условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирова на создание условий для: расширения опыта
поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной
развивающей среде, позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности
в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации
дальнейших жизненных планов обучающихся. Основой для современной организации
воспитательной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья является
сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребенка, где важным фактором
воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля
– планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа
деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени обучающихся в целях всестороннего
воспитания и развития являются актуальными. Воспитание детей происходит в любой
момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в
свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья направлена на их культурнотворческую
деятельность и духовно нравственное
развитие, спортивнооздоровительный
потенциал.
4 Главная задача классного руководителя так организовать жизнь детского
коллектива, чтобы учащийся добровольно, с большим желанием участвовали в
разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои
возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности
физиологии, здорового образа жизни, народные традиции, школьный уклад, игровые
моменты, инсценировки, праздники и т.п.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных
викторин и конкурсов, творческих мастерских, проектной деятельности и т.п.
способствует развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков
общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение
родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в
них. Это обусловливает слаженную работу коллектива школы и семьи в реализации
проекта «Школа взаимопонимания».
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного
образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по
внеурочной деятельности призвана предоставить возможность:
свободного выбора детьми программ, объединений, которые отвечают их
внутренним потребностям и интере6сам;
удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным,
реализовать и развить свои таланты, способности;
стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру.
Для успешной социализации и адаптации обучающихся в современных условиях
педагог обязан акцентировать внимание на:
на регуляции социального поведения ребенка;
сохранение положительного отношения к школе и учению;
воспитание здорового образа жизни;
на взаимодействие семьи и школы;
привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для
достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта
формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и
социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
5 коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного
развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах
деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно
оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной
организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей
и сопереживания им.
3. Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Правильно организованная система внеурочной
деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально
развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого
обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей
происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на
внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся с умственной
отсталостью и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта и Учебным планом время, отводимое
на внеурочную деятельность, составляет: в младших классах
(первый дополнительный и первый класс 5 часов в неделю первый и второй вариант)
Распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка
10 часов, из них 5 часов отводится на проведение коррекционноразвивающей работы.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:
коррекционноразвивающее, духовнонравственное,
спортивнооздоровительное, общекультурное, социальное.
Содержание коррекционноразвивающего направления регламентируется содержанием
соответствующей области, представленной в учебном плане.
Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме
коррекционноразвивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации
6 в образовательной организации рекомендуются: игровая, досуговая, художественное
творчество, социальное творчество, трудовая, общественнополезная, спортивно
оздоровительная, туристскокраеведческая и др.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор
определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции,
соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотрыконкурсы,
викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетноролевые, деловые и
т. п), туристические походы, классные, клубные часы, и т. д.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется педагогами школы (классными
руководителями,
педагогом
учителем физической культуры) и педагогами учреждений
психологом,
дополнительного образования культуры и спорта,
других организаций,
заинтересованных в сотрудничестве (музеи, библиотеки и др). Для организации
различных видов внеурочной деятельности используются имеющиеся ресурсы школы:
спортивный зал, библиотека,
площадки, социума: помещения учреждений и
организаций, являющихся социальными партнерами школы (МАУ ДО ДЮЦ «Рифей»,
МАУ ДО ДЮЦ «Здоровье», Центр детского творчества «Сигнал», детская школа
театрального искусства «Пилигрим).
учителямипредметниками,
учителямилогопедами,
Программа организации внеурочной деятельности составлена в соответствии с
Федеральным государственным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), состоит из подпрограмм, в рамках которых
реализуются 5 направлений деятельности: спортивнооздоровительное, нравственное,
общекультурное, социальное, коррекционноразвивающее.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивнооздоровительное:
• Работа спортивных занятий по ОФП;
•Программа по ЛФК для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (для первого и второго варианта).
•Организация экскурсий, подвижных игр на воздухе, «Весѐлых стартов»,
внутришкольных спортивных соревнований;
• Проведение Дней здоровья;
• Проведение бесед по охране здоровья;
• Проведение утренней зарядки и динамической перемены;
• Применение на занятиях игровых моментов, физкультминуток;
• Участие в районных, городских и краевых спортивных соревнованиях;
• Месячники по ЗОЖ, предметная неделя физкультуры и спорта.
2. Духовнонравственное:
• Проведение тематических классных часов;
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Проведение мероприятий «День Победы», «День матери»; «День пожилого человека»;
«День Защитника Отечества»;
• Участие в конкурсах, выставках детского декоративного творчества на уровне школы,
района, области;
7 • Месячник по профилактике правонарушений;
• Общешкольные родительские собрания, родительские лектория;
• Месячник по ПДД;
•Проектная деятельность «Добрые люди добрые дела»
3. Общекультурное:
•Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ
учащихся;
• Предметные недели;
• Библиотечные часы;
• Участие в ежегодном краевом конкурсе «Зажги звезду»; городском конкурсе
«Речецветик»;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика,
культуре поведения и речи;
•Работа творческих объединений: «Юность» (вокальнохоровой), и вышиваем сами»
(танцевальный)
•Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, города,
края;
•Кружки: «Знатоки русского языка», «Ступеньки орфографии». «Артремесло»
5. Социальное:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке;
• Разведение комнатных цветов, выращивание рассады
•Организация профессинальных проб: «Домашний мастер», «Ландшафтный дизайн»,
«Озеленитель», «Повар», «Младший обслуживающий персонал», «Дворник», «Изяшный
ноготок»;
•Кружки: «Вяжем, вышиваем сами», «Компьтерная грамотность»,
• Организация экскурсий на предприятия города;
6. Коррекционноразвивающее:
«Ритмика».
Занятия: «Логопедические занятия», «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»,
согласно
требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедические и
психокоррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Коррекционноразвивающее направление,
•Занятия: «Волшебные пальчики».
Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из
психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. В системе внеурочной деятельности проводится
коррекционноразвивающая работа, предусматривающая организацию и проведение
занятий, способствующих социальноличностному развитию обучающихся с умственной
8 отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению
ими содержания образования. Коррекционноразвивающее направление представлено
коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными
занятиями), ритмикой. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоциональноволевой, познавательной сфер достигается средствами
музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся с умственной отсталостью. В ходе психокорреционных занятий
осуществляется психологопедагогическое воздействие, направленное устранение
отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера
(формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических
и интеллектуальных процессов); эмоциональноличностная сфера (гармонизация
пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексикограмматической,
синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма,
развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей
действительности.
Коррекционноразвивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой
форме.
Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится 1520 мин., на групповые
занятия – 3540 минут.
Внеурочная деятельность обеспечивает максимальное раскрытие способностей
ученика, его всестороннее развитие. Содержание и формы внеурочной деятельности
определяются образовательным учреждением и согласуются с родителями
обучающихся. Внеурочная деятельность дает возможность включать личность в
многогранную,
способствует нравственному
воспитанию. Такая организационная модель внеурочной деятельности позволяет более
полно использовать возможности учебновоспитательного процесса на основе
личностно ориентированного подхода. Здесь могут быть как коллективные, так и
индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального
пребывания ребенка сочетаются очень разумно.
культурную насыщенную жизнь,
9 Работа всех школьных кружков и секций, кружков дополнительного образования
направлена на реализацию цели – достижения максимально возможных положительных
результатов в социальнобытовой адаптации детей и основных задач специальной
(коррекционной) школы. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно
адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,
глубже изучается материал. На занятиях у обучающихся раскрываются такие
способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную
роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою
деятельность на каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия проводятся не только учителями общеобразовательных учреждений, но и
педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, но являются обязательными для
финансирования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное
воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в
сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и
культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние
общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым национальным ценностям
российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и
литература, природа, человечество;
приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями) опыта самостоятельного общественного действия.
4. Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности.
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается
достижение обучающимися с умственной отсталостью:
воспитательных результатов — духовнонравственных приобретений, которые
обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например,
приобрѐл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к
близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата
(развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности,
чувства патриотизма и т. д.).
10 Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной
отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в
защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью
начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально
приемлемых моделей поведения.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Переход от одного
уровня воспитательных результатов к другому является последовательным,
постепенным, а сроки перехода варьироваться в зависимости от индивидуальных
возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности: в результате
освоения курса внеурочной деятельности у учащихся с умственной отсталостью
формируются следующие определенные личностные результаты.
ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему
селу, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
11 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
конкретного региона;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры.
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных видах практической, художественноэстетической, спортивно
физкультурной деятельности;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных
социальных ролей;
принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с
людьми, работать в коллективе;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
12 5. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
программы внеурочной деятельности
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в
школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
обучающихся.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, и
личностных результатов общего образования);
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно
практических и учебнопознавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и
представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений;
Оценке подлежат личностные результаты.
Личностные результаты
включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные
результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского
самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений
поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах
(школьной и семейной). Результаты анализа представлены в форме условных единицах:
―
0 баллов
удовлетворительная динамика; 3 балла
значительная динамика. Подобная оценка
необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной
(жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений
заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
нет фиксируемой динамики; 1 балл
―
―
минимальная динамика; 2 балла
―
13 ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям.
. Программа оценки включает
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые
выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен
общеобразовательной организацией;
2) систему бальной оценки результатов;
3) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
Оценка личностных результатов
Вариант 1
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Личностные результаты освоения должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Вариант 2
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом
индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
14 обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
6. Содержание внеурочной деятельности
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного
потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение
обучающихся с умственной отсталостью в разнообразную, соответствующую их
возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на
формирование у детей:
1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
2. социальной активности;
3.представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4. приобщение к системе культурных ценностей;
5.трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к
профессионализму, конкурентоспособности;
6.экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
7.эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать
прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
8.организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой
и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков,
навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
15 9. навыков здорового образа жизни.
6.1. Методы и средства внеурочной деятельности
Методы и средства внеурочной деятельности это методы и средства воспитания,
выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному
вопросу;
упражнение;
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
Данные мероприятия формируют позитивное общественное мнение о ком или о
чёмлибо. Важно обращать внимание обучающихся с умственной отсталостью на
различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие,
сострадание, умение понять и принять и др.
6.2. Принципы программы:
Включение учащихся с умственной отсталостью в активную деятельность;
Доступность и наглядность;
Связь теории с практикой;
Учет возрастных особенностей;
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Традиции школы;
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей с интеллектуальными
нарушениями;
7. Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности
на 20172018 учебный год
Школьные дела
Мероприятия
Сентябрь 1 Проведение торжественной
линейки «День знаний».
2.Выбор актива класса,
оформление классных уголков,
запись обучающихся в школьные
кружки.
3.Запись обучающихся в кружки
и секции дополнительного
образования.
4. Рисунки на тему: «Здоровый
образ жизни!», «Осторожно,
дорога.
5.Классные часы:
Урок Знаний, на тему: «Моя
1.Осенний туристический слёт, в
парк.
2.День пожилого человека.
3. Неделя здоровья.
4.Подготовка к конкурсам
поделок, панно, картин: «Осенняя
пора, очей очарованье…»
5. Проведение общешкольных,
классных собраний.
6. Экскурсии по улицам города
«Я – примерный пешеход».
7. Конкурс рисунков «Осторожно,
дорога»;
8. Практические занятия по
16 Октябрь
Ноябрь
малая Родина».
Урокбеседа с элементами
презентации «Трагедия Беслана»,
посвященная трагическим
событиям в г. Беслане.
«Урок мужества».
6. Уборка закрепленных за
классом территорий;
Проведение акции «Школьный
двор в чистом городе» по уборке
пришкольного участка.
7. Месячник ПДД.
1. Конкурс рисунков Дню
учителя, подготовка
музыкальных номеров к
празднику.
2. Классные часы по тематике
ЗОЖ.
3. Влажная уборка классов в
конце четверти, чаепитие (конец
четверти, подведение итогов);
4.Месячник по ЗОЖ.
5. Оформление уголков здоровья
в классах, информационных
стендов
6. Организация осенних каникул.
1.Классные часы: «Я и мои
права», «Почему важно
соблюдать законы. Кто стоит на
страже закона».
2. День единства. Подготовка к
Единому классному часу.
3.Месячник по профилактике
правонарушений.
4. Подготовка к праздничному
концерту, посвященному Дню
матери (изготовление открыток,
сувениров).
5 Рисунки на тему: «Моя мама
лучше всех».
ПДДТТ.
9. Просмотр видеофильмов по
ПДД.
10.Внеклассное
«Дорожные знаки».
мероприятие
1. «День учителя».
2. «День пожилого человека».
3. «День здоровья».
4. Организация выставки книг о
ЗОЖ, выставка методической
литературы.
4. Спортивный праздник в рамках
месячника ЗОЖ с приглашение
родителей и лиц их заменяющих
«Веселые старты».
5.Посещение музеев, библиотек,
экскурсий на осенних каникулах
1. «День матери», концертная
программа «Мама, главное слово
на свете!».
2.Конкурс рисунков и плакатов –
«Моя мама лучше всех», по ЗОЖ.
3. Проведение общешкольных
мероприятий, посвященные Дню
правовой помощи.
4. Беседы с инспектором по делам
несовершеннолетних.
5. Профилактические беседы на
темы: «Мои права и
обязанности», «Мы в ответе за
тех, кого приручили».
Декабрь
1. Украшение школы и классов к
Новому году, подготовка к
новогоднему представлению.
1.Беседы врача посвященные,
Всемирному Дню защиты от
СПИДа (1 декабря).
17 2. «Фабрика Деда Мороза»,
украшение рекреации на втором
этаже, украшение окон и фасада
школы.
3. Декада инвалидов.
4. Классные часы по плану.
5.Рисунки на тему: «Здравствуй
праздник, новый год».
6. Единый классный час «День
конституции».
7.Организация зимних каникул.
7. Проведение, классных
собраний.
2.Конкурс рисунков:
««Здравствуй праздник, новый
год».
3.Конкурс «на лучшее
оформление класса».
4.Оформление школьных окон,
фасадов к Новому году».
5.Праздник «Круг друзей,
посвященный Международному
Дню инвалида.
6. Новогоднее представление.
Январь
1.Посещение выставок, музеев,
экскурсии в каникулы.
Месячник народного творчества.
Февраль
1.Подготовка к месячнику
патриотического воспитания.
2. Тематические классные часы.
3. Знакомство с традиционными
русскими народными
праздниками и гуляниями
Масленица.
Март
1.Конкурс открыток «Восьмое
марта женский праздник».
2.Изготовление сувениров для
мам и бабушек к празднику.
3. Общешкольные, классные
родительские лектории.
рамках
1.Праздник «Рождественские
посиделки».
2.Знакомство с традиционными
русскими народными
праздниками и гуляниями
(Рождество, Крещение).классные
часы.
3.Спортивные мероприятия
«Зимние забавы».
1.Книжная выставка в библиотеке
(героикопатриотической
и военной тематики).
2.Проведение цикла мероприятий
в
месячника
патриотической и спортивно
массовой работы «Отчизны
верные сыны».
3.Спортивное
«Армейский калейдоскоп».
4.Классные часы «Их именами
названы улицы города Перми».
5.Просмотр
фильмов,
защитникам Отечества.
1.Конкурс семейного творчества
«Мама, папа, яочень дружная
семья».
3. Участие в конкурсной
программе «А, ну ка, девочки!».
4.Конкурс спектаклей,
художественных
посвященных
мероприятие
18 Апрель
Май
4. Театральная весна. Неделя
детской книги.
5.Организация весенних каникул.
6. Организация декоративно
прикладного творчества.
1.Неделя экологии.
2.Неделя здоровья и спорта.
3. Тематические классные,
посвященные Дню космонавтики.
4. Участие в городском конкурсе
«Вахта памяти»
1. Подготовка к праздничному
концерту «Давно закончилась
война».
2.Акция «Открытка ветерану».
3.Классные часы по ПДДТТ
4. Подготовка к торжественной
линейке «Последний звонок».
5. Организация летнего
пришкольного оздоровительного
лагеря досуга и отдыха.
инсценировок.
5. Участие в городском конкурсе
«Весенняя капель».
1. Мероприятие «Земля наш
дом».
2. Классные часы по тематике
ЗОЖ.
3. Конкурс рисунков «Безопасная
дорога – глазами детей».
1. Литературно – музыкальная
композиция «Давно закончилась
война»; встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны и
тружениками тыла.
2. Выставка творческих работ:
«Открытка ветерану».
3.Викторина по правилам
дорожного движения.
4. Экскурсии по улицам города
«Я – примерный пешеход».
8. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
кадровое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материальнотехническое обеспечение.
Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
заместитель директора по ВР
классные руководители;
учителя физической культуры;
медицинская сестра;
педагогпсихолог;
учительлогопед;
школьный библиотекарь;
работники учреждений дополнительного образования
19 Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
Подготовка педагогических
кадров к работе с учащимися по
внеурочной деятельности
Повышение методического
уровня всех участников
воспитательного процесса
Активизировать вовлеченность
работников культуры в систему
общешкольных мероприятий
Мероприятия
Индивидуальные собеседования с
преподавателями предметниками
и руководителями кружков,
готовыми к деятельности в
данном направлении.
Семинары с психологами,
социальными и медицинскими
работниками, специалистами
внешкольных учреждений
Семинарыпрактикумы в
методических объединениях с
целью обмена передовым опытом,
накопленным в школе
Проведение семинаров по
реализуемым программам
Организация и проведение
общешкольных мероприятий.
Годовое планирование
воспитательной работы с учетом
возможностей педагогов.
Методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся с ограниченными
возможностями здоровья во внеурочное время.
методические пособия,
интернетресурсы,
мультимедийный блок.
Направления
Создать банк методических
разработок дел школы,
мероприятий, событий
Разработать систему
диагностической работы
педагогапсихолога по
вопросам досуговой
деятельности учащихся
Сроки
20162017
20172018
Мероприятия
Систематизация авторских
разработок педагогов.
Организация обмена опытом
педагогов в рамках сетевого
взаимодействия
Диагностика запросов
учащихся на организацию
свободного времени.
Диагностика возможностей
школы и внешкольных
учреждений по организации
свободного времени
учащихся. Информирование
20 Разработать систему
мероприятий
обеспечивающую повышение
методического уровня
педагогов.
Разработать «Модель
выпускника»
Создать банк методической
литературы по организации
досуга учащихся.
педагогического коллектива
о результатах диагностики
Курсы повышения
квалификации по вопросам
воспитательной и
внеурочной деятельности
педагога.
Реализация «Модели
выпускника»
Приобретение методической
литературы и ее постоянное
обновление. Систематизация
методической литературы.
Информирование педагогов
о наличии и их знакомство с
содержанием имеющейся
методической литературы
По
графику
20182019
В течение
реализации
программы
9. Материальнотехническое обеспечение
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
компьютеры;
телевизор;
проектор;
экран и др.
Создание материальнотехнической базы организации досуга учащихся с
умственной отсталостью:
Оснащение и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.
Оснащение библиотеки.
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
Оснащение спортивного зала инвентарем.
10. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит
от качества программы по еѐ модернизации и развитию и уровня управления этой
программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование,
контроль и корректировку действий. Управление внеурочной деятельностью идѐт по
следующим направлениям:
организация работы с кадрами;
организация работы с ученическим коллективом;
21 организация работы с родителями (законными представителями), общественными
организациями, социальными партнерами;
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем
проведения диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
внеурочной деятельности по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся с умственной отсталостью;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных компетентностей, творческих и организационных
способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень
воспитанности);
удовлетворенность обучающихся с умственной отсталостью и родителей
(законных представителей) жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование обучающихся в с ограниченными возможностями здоровья и
родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными
мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечѐнность обучающихся с умственной отсталостью во внеурочную
образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне неё;
6.Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных
отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в программах и проектах
различного уровня.
11. Ожидаемые результаты реализации программы
Вся система общеобразовательной, коррекционной, воспитательной работы школы
и внеурочной деятельности направлена на формирование «модели выпускника» в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Выпускник каждой ступени образования помимо знаний (предусмотренных
требованиями программы), умений и навыков должен обладать жизненной
компетенцией. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре
образования детей с ограниченными возможностями здоровья как овладение знаниями,
умениями и навыками, необходимыми ребенку в обыденной жизни. В условиях резко
изменяющегося общества школа обязана дать выпускнику набор знаний и умений,
которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и
независимо. Реализуя «модель выпускника» школа формирует качества, необходимые
для жизни.
Выпускник школы:
22 любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и традиции;
осознающий и понимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для
жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои
поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьѐй,
обществом, Отчизной;
уважающий других людей, умеющий общаться, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека.
100% охват обучающихся в дополнительном образовании;
90% поступления в профессиональные учреждения;
на 5% снижение роста преступности
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2.Конвенция о правах ребенка.
3.Письмо Департамента образования Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК
452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» 30 марта 2016.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» №35859 от 03 февраля 2015г.
5.Справочник современного заместителя директора школы по воспитательной работе:
практическое пособие/ Т.И. Галкина.Ростов н/Д : Феникс, 2008
6. Научнометодический журнал Заместителя директора по ВР. М., НОУ Центр
«Педагогический поиск».
7. Научнометодический журнал «Классный руководитель», НОУ Центр
«Педагогический поиск».
23 24
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Программа по внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.