Пояснительная записка.
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия
ГКОУ Шафрановская санаторная школа интернат
Программа
профилактика суицида среди
детей и подростков
(срок реализации 1 год)
Амирова А.М.2017 год
Программа
профилактика суицида среди
детей и подростков
Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских
подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и
семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Попытки
суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни –
фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими
близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.
Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам,
попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Целью
рецензируемой программы является организация профилактической работы по
предупреждению
развитие
стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
суицидальных действий
среди подростков,
Программа профилактики суицида среди детей и подростков включает
пояснительную записку с описанием актуальности, целей и задач, принципов реализации
программы, содержание программы, словарь терминов, план мероприятий по
профилактике суицида среди детей и подростков, список литературы и 6 приложений, в
которых содержатся памятка педагогам, памятка для родителей, советы родителям по
профилактики подростковых суицидов, основная информация о подростковом суициде,
опросник суицидального риска, методика определения суицидального риска И.А.
Погодина.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения
четкий, ясный, доказательный, логичный. Содержание программы носит практический
характер, соответствует современным достижениям. В содержании программы выделены 3
направления, по которым ведется работа:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в
социально опасном положении;
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического
здоровья среди обучающихся;
3. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Ожидаемым результатом реализации программы профилактики суицида среди детей
и подростков является то, что она позволит осуществлять социальную и психологическую
защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать
суицидальных попыток, а также создаст условия для оптимизации детско родительских
взаимоотношений.
Таким образом, программа носит целостный характер, выделены структурные части,
основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их
достижения. Рабочая программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется креализации. Для успешной реализации программы имеется соответствующая материально –
техническая база, опыт работы педагогапсихолога.
Дата: 05.05.2016
Рецензент: кандидат педагогических наук, методист центра дистанционных проектов
«Академия Интеллектуального Развития» Наумова Дина Васильевна
Пояснительная записка.
По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число
суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень
самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых
высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин
смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается изза конфликтов и неблагополучия в их окружении:
боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников,
друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались
на самоубийство изза равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам,
протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и
чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида
могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков,
индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и
т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с
внешними признаками социального и финансового благополучия.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не
планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)
адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма
отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к
подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Цель программы:
Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди
подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического
здоровья обучающихся.
Задачи программы:
• выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и
саморегуляции.
• межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и
организаций;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я.
Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
процесса.
Принцип эмоциональноценностных ориентаций учебновоспитательного
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и
избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации
детскородительских взаимоотношений.
Содержание программы.
Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в
социально опасном положении:
• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности,
подверженности стрессу
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям,
склонным к суицидальному поведению
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального
риска
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического
здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов,
увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и
физического здоровья
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей
«группы риска» в массовые и социальнозначимые мероприятия.
3. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения
межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию
классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально
значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию
установок у учащихся на самореализацию в социальноодобряемых сферах
жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения,
спокойном, доброжелательном тоне общения.
Словарь терминов
Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение
себя жизни.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не
закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к
самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана
еѐ реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на
собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое
оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его
формирования и самореализации.Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть,
сосуществовать и взаимодействовать с ними.
мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков
ПЛАН
Просветительскопрофилактическая деятельность
Работа с обучающимися ОУ
№
1
2
3
4
Содержание работы
Выявление и реабилитация несовершеннолетних
и их семей, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации
Исследования социального статуса семей
учащихся. Составление социального паспорта
класса и школы
Составление базы данных по социально
неблагополучным семьям
Проведение индивидуальных профилактических
мероприятий семьями социального риска
5 Минитренинги
Сроки
Постоянно
Октябрь
Октябрь
В течение уч.
года
В течение уч.
года
В течение уч.
года
Ответственный
Кл.руководители
Соц. педагог
Кл.руководители
Соц.педагог
Соц. педагог
Соц.педагог
Педагог
психолог
Соц. педагог
Кл.руководители
В течение уч.
года
Учителя
Педагог
психолог
Ноябрь
Декабрь
Педагог
психолог
Педагог
психолог
В течение
года
Сентябрь
ноябрь
Педагог
психолог
Педагог
психолог
учимся снимать усталость
как преодолевать тревогу
способы решения конфликтов
стресс в жизни человека. Способы борьбы со
стрессом
способы саморегулирования эмоционального
состояния
как сказать НЕТ!
Правовые классные часы:
что ты должен знать об УК РФ
уголовная
несовершеннолетних
знаешь ли ты свои права и обязанности
Психологопедагогическая
поддержка
обучающимся при подготовке и проведении
выпускных экзаменах
ответственность
Педагоги
Совещание при директоре «Что такое суицид и
как с ним бороться»
Подготовка Памятки «Некоторые причины и
формы проявления невротических расстройств
у современных старшеклассников»
Выступление на МО кл. руководителей:
«Профилактика суицида среди школьников»
Индивидуальные консультации классных
руководителей
«Благоприятный
психологический климат в классе»
Родители
8
9
1
2
3
41
возрастные
Родительский лекторий:
психологопедагогические
особенности (младший школьник, подросток,
старший школьник)
наказание и поощрение
психологические особенности периода
адаптации, формы родительской помощи и
поддержки
признаки, мотивы, профилактика суицида
трудный возраст или советы родителям
уголовная ответственность родителей и
несовершеннолетних
как помочь ребенку при подготовке к
экзаменам
Диагностика учащихся
Диагностика психологического климата в
коллективе (1, 5, 10 классы)
1
2 Опросник суицидального риска (модификация Т.Н.
Разуваевой)
По плану, по
запросу
Соц. педагог
Педагог
психолог
октябрь
Педагогпсихолог
Сентябрь
Кл.руководител
и
46 кл.
Педагог
психолог
3 Методика определения степени риска
совершения суицида (И.А. Погодин)
По запросу
Литература
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель:
Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.:
А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в
образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации. Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С –
П , 2006.
6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации. Курган,
2006.