Программа профилактика суицида среди детей и подростков
Оценка 4.6

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
5 кл
03.06.2018
Программа профилактика суицида среди детей и подростков
Пояснительная записка. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия
Амирова А.docx
ГКОУ Шафрановская санаторная школа интернат      Программа профилактика суицида среди детей и подростков (срок реализации 1 год) Амирова А.М. 2017 год Программа профилактика суицида среди детей и подростков   Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков.  Проблема   детских   суицидов   присуща  как   неблагополучным  семьям,  так  и семьям   с   внешними   признаками   социального   и   финансового   благополучия.   Попытки суицида   являются   следствием   непродуктивной   (защитной)   адаптации   к   жизни   – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.  Своевременная   психологическая   помощь,   участливое   отношение   к   подросткам, попавших   в   трудную   жизненную   ситуацию,   помогли   бы   избежать   трагедий.   Целью рецензируемой   программы   является   организация   профилактической   работы   по предупреждению     развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. суицидальных   действий   среди   подростков, Программа   профилактики   суицида   среди   детей   и   подростков   включает пояснительную записку с описанием актуальности, целей и задач, принципов реализации программы,   содержание   программы,   словарь   терминов,   план   мероприятий   по профилактике суицида среди детей и подростков, список литературы и 6 приложений, в которых содержатся памятка педагогам, памятка для родителей, советы родителям по профилактики подростковых суицидов, основная информация о подростковом суициде, опросник   суицидального   риска,   методика   определения   суицидального   риска   И.А. Погодина.  Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий,   ясный,   доказательный,   логичный.   Содержание   программы   носит   практический характер, соответствует современным достижениям. В содержании программы выделены 3 направления, по которым ведется работа: 1.   Выявление   и   реабилитация   детей   «группы   риска»   и   семей,   находящихся   в социально опасном положении; 2.   Пропаганда   здорового   образа   жизни,   сохранение   и   укрепление   психического здоровья среди обучающихся; 3. Оптимизация межличностных отношений в школе. Ожидаемым результатом реализации программы профилактики суицида среди детей и подростков является то, что она позволит осуществлять социальную и психологическую защиту   детей,   снизить   количество   детей   с   девиантным   поведением   и   избежать суицидальных попыток, а также создаст условия для оптимизации детско­ родительских взаимоотношений. Таким образом, программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.   Рабочая   программа   удовлетворяет   всем   требованиям   и   рекомендуется   к реализации. Для успешной реализации программы имеется соответствующая материально – техническая база, опыт работы педагога­психолога. Дата: 05.05.2016 Рецензент: кандидат педагогических наук, методист центра дистанционных проектов «Академия Интеллектуального Развития» Наумова Дина Васильевна Пояснительная записка. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое ­ среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ   материалов   уголовных   дел   показывает,   что   62%   всех   самоубийств несовершеннолетними совершается из­за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из­за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут   быть   также   алкоголизм   и   наркомания,   как   родителей,   так   и   самих   подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Суицидальные  действия  у детей  часто бывают  импульсивными,  ситуативными  и  не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации   к   жизни   –   фиксированного,   негибкого   построения   человеком   или   семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.   Своевременная   психологическая   помощь,   участливое   отношение   к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Цель программы: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков,   развитие   стрессоустойчивости,   сохранение   и   укрепление   психического здоровья обучающихся. Задачи программы: •   выявление   детей   «группы   риска»,   обучение   данной   группы   методам   релаксации   и саморегуляции. •   межведомственное   взаимодействие   со   специалистами   различных   учреждений   и организаций; • пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я. Принципы реализации программы: Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.    Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.  процесса. Принцип   эмоционально­ценностных   ориентаций   учебно­воспитательного Ожидаемый результат. Организованная   таким   образом   работа   позволит   осуществлять   социальную   и психологическую   защиту   детей,   снизить   количество   детей   с   девиантным   поведением   и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать   работу по оптимизации детско­родительских взаимоотношений.  Содержание программы. Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям: 1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении: •   диагностика   –   тесты   на   определение   личностной   и   реактивной   тревожности, подверженности стрессу •   создание   электронной   базы   данных   по   социально   неблагополучным   семьям,   детям, склонным к суицидальному поведению • проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска 2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся: • организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений,   занятий,   направленных   на   укрепление   и   сохранение   психического   и физического здоровья • организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально­значимые мероприятия. 3. Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку   причинами   суицидов   среди   подростков   являются   также   и   нарушения межличностных   отношений   в   школе,   необходимо   принять   меры   по   формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися. Оптимизации   учебной   деятельности   учащихся,   вовлечению   учащихся   в   социально­ значимые   виды   деятельности,   организации   школьного   самоуправления,   формированию установок   у   учащихся   на   самореализацию   в   социально­одобряемых   сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения   с   учащимися   должны   строиться   на   основе   уважения,   убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Словарь терминов Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Суицидальная попытка –  это  целенаправленное  действия  по  лишению  себя  жизни,  не закончившиеся смертью. Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству,   глубина   которой   нарастает   параллельно   степени   разработки   плана еѐ реализации. Суицидальный  риск –   склонность   человека   к   совершению   действий,   направленных   на собственное уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Социальная   среда –   человеческое,   духовное,   предметное   окружение   ребенка,   которое оказывает   влияние   на   его   личностное   развитие,   выступая   реальным   пространством   его формирования и самореализации. Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков  ПЛАН Просветительско­профилактическая деятельность Работа с обучающимися ОУ № 1 2 3 4 Содержание работы Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации Исследования   социального   статуса   семей учащихся.   Составление   социального   паспорта класса и школы Составление   базы   данных   по   социально­ неблагополучным семьям Проведение индивидуальных профилактических мероприятий семьями социального риска 5 Мини­тренинги Сроки Постоянно Октябрь Октябрь В течение уч. года В течение уч. года В течение уч. года Ответственный Кл.руководители Соц. педагог Кл.руководители Соц.педагог   Соц. педагог Соц.педагог Педагог­ психолог               Соц. педагог Кл.руководители В течение уч. года Учителя Педагог­ психолог Ноябрь Декабрь Педагог­ психолог Педагог­ психолог   В течение  года Сентябрь­ ноябрь  Педагог­ психолог Педагог­ психолог ­ учимся снимать усталость ­ как преодолевать тревогу ­ способы решения конфликтов ­ стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом ­   способы   саморегулирования   эмоционального состояния ­ как сказать НЕТ! Правовые классные часы: ­ что ты должен знать об УК РФ ­ уголовная несовершеннолетних ­ знаешь ли ты свои права и обязанности Психолого­педагогическая поддержка обучающимся   при   подготовке   и   проведении выпускных экзаменах ответственность       Педагоги Совещание при директоре «Что такое суицид и как с ним бороться» Подготовка   Памятки   «Некоторые   причины   и формы проявления невротических  расстройств у современных старшеклассников» Выступление на МО кл. руководителей: ­ «Профилактика суицида среди школьников» Индивидуальные   консультации   классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»   Родители 8 9 1 2 3 4 1   возрастные Родительский лекторий: ­   психолого­педагогические особенности   (младший   школьник,   подросток, старший школьник) ­ наказание и поощрение ­   психологические   особенности   периода адаптации,   формы   родительской   помощи   и поддержки ­ признаки, мотивы, профилактика суицида                                     ­ трудный возраст или советы родителям ­   уголовная   ответственность   родителей   и несовершеннолетних ­   как   помочь   ребенку   при   подготовке   к экзаменам Диагностика учащихся  Диагностика психологического климата в  коллективе (1, 5, 10 классы) 1 2 Опросник   суицидального   риска   (модификация   Т.Н. Разуваевой) По плану, по запросу Соц. педагог Педагог­ психолог октябрь Педагог­психолог Сентябрь Кл.руководител и 4­6 кл. Педагог­ психолог 3 Методика   определения   степени   риска совершения суицида (И.А. Погодин) По запросу                                                                                                             Литература 1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. 2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск) 3.Профилактика   суицидального   поведения.   Методические   рекомендации.   Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. 4.Региональные   подходы   к   осуществлению   профилактики   ВИЧ/СПИДа   в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.­ Курган, 2008. 5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. 6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.­ Курган, 2006.

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Программа профилактика суицида среди детей и подростков
Скачать файл