Программа профильной смены лагеря "Академия школьных наук"

  • Документация
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новизна программы заключается во включении участников лагерной смены в игровую модель – «Академия школьных наук», а также делении основных направлений деятельности на модули, которые воспитанникам предстоит пройти для успешного достижения цели. 2. Цели и задачи программы Цель: создание практикообразующих условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, поддержки и развития одаренных детей в МБОУ «СОШ № 6». Задачи:  обеспечение необходимых условий для личностного развития детей;  формирование общей культуры школьников;  ознакомление школьников с современными проблемами основ наук, повышение мотивации школьников к их изучению;  создание мотивации к дальнейшему занятию наукой;  обучение основам проектно-исследовательской деятельности;  создание среды интеллектуального общения между подростками;  получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля.
Иконка файла материала программа проф.docx
Программа профильной смены лагеря с дневным пребыванием детей «Академия школьных наук»  Автор­составитель Л.Г. Хайруллина,                                                   учитель английского языка Югорск,2016 год1. Пояснительная записка В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования   является   работа   с   одаренными   детьми.   Проблема   детской   одаренности   и   ее развития   рассматривается   на   различных   уровнях.  В   современных     условиях     актуальной является     социальной   самореализации   и   проблема   обеспечения   личностной, профессионального   самоопределения   одаренных   детей.   Наиболее   распространены организационные   мероприятия   по   различным   направлениям   работы   с   одаренными   детьми, среди которых организация профильных лагерей в период каникул. В   системе   образования   необходимо   сопровождение   не   только   образовательно­ профессионального,   но  и   более   широкого  социально­профессионального  самоопределения, предполагающего   ориентацию   обучающегося   в   различных   экономических,   социальных   и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности. С этой точки зрения, профессиональный выбор человека необходимо рассматривать как один из центральных инструментов построения его жизненного пути. Все это побудило нас обратиться к составлению программы «Академия школьных наук»  при организации профильной смены  лагеря с дневным пребыванием для учащихся 5­11­х  классов в МБОУ «СОШ № 6». Проблема в обучении:  для формирования у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально­личностной   самореализации   недостаточно   одной   только   рекламно­ информационной   работы   или   набора   «профориентационных   мероприятий»   в   плане воспитательной работы школы. Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от   учебной   деятельности,   основанной   на   «усвоении   материала».   Поэтому   так   важно (проектной, вовлечение   обучающихся   в   систему   практикоориентированной   исследовательской,   трудовой,   творческой)   деятельности   для   развития   формирования готовности к профессиональному самоопределению. Наша программа предполагает вовлечение  детей и подростков  в различные практики. Новизна   программы  заключается   во   включении   участников   лагерной   смены   в   игровую модель – «Академия школьных наук», а также делении основных направлений деятельности на модули, которые воспитанникам предстоит пройти для успешного достижения цели.2. Цели и задачи программы Цель:  создание   практикообразующих   условий   для   развития   интеллектуальных способностей учащихся, поддержки и развития одаренных детей в МБОУ «СОШ № 6». Задачи:  обеспечение необходимых условий для личностного развития детей;  формирование общей культуры школьников;  ознакомление   школьников   с   современными   проблемами   основ   наук,   повышение мотивации школьников к их изучению;   создание мотивации к дальнейшему занятию наукой;   обучение основам проектно­исследовательской деятельности;   создание среды интеллектуального общения между подростками;  получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля. Участники лагеря: 3. Содержание программы Учащиеся5­11­х   классов  муниципального   бюджетного   общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №6» в возрасте  с 11 до 17 лет.Работа в Академии реализуется через занятия в лабораториях: научные станции, обсерватории, исследовательские центры. Каждая   из   лабораторий   имеет   самостоятельную   образовательную   задачу,   объект проектирования и тему: 1. Научная станция «Мир возможных профессий». Участникам необходимо установить перечень существующих профессий, а так же возможных в будущем. На основе выводов самоопределиться. Участники знакомятся с миром профессий при организации экскурсий,посещений   дворцов   и   центров   дополнительного   образования   детей,   встреч   с представителями различных профессий. 2.   Обсерватория   «Мир   социальных   возможностей».   Мир   проектирования   – социокультурная   среда.   В   ходе   погружений   в   различные   практики   учащиеся   изучают основные элементы общественной системы, проектируют новые социальные элементы. 3. Исследовательский   центр   «Мир   мыслительных   форм».  Объект   проектирования   – организационно­управленческий   контур   практик.   Участникам   необходимо   овладеть базовыми принципами управленческого мышления., методами разработки управленческих решений, которые являются ключевыми в тех или иных практиках. К органам управления Академии относятся: а) общее собрание членов Академии; б) президиум Академии; в) президент Академии.   Самые активные и успешные участники Академии поощряются грамотами и призами. В   профильный   лагерь   могут   быть   приняты   все   желающие,   имеющие   высокую образовательную   и   творческую   мотивацию.Длительность   проведения   смены   профильного лагеря–5­6 дней.  Схемы   проведения:   первая   половина   дня  –   активное   погружение   в   образовательные ситуации,   исследовательские   практики,   эрудиционы;   вторая   –   спорт,   культурно­массовые мероприятия,   встречи   с   представителями   различных   профессий.   Расписание   в   лагере регламентировано.   Питание – двухразовое: завтрак, обед  на базе столовой МБОУ «СОШ № 6».Возможность охвата детей: от 70 до116учащихся. Образовательная задача программы:позиционирование своего  проекта в рамках  работы Академии школьных наук. Ведущая практика: технология социокультурной политики.  Ведущая направленность: исследовательская. Принципы построения программы: модульность, целостность. Основные блоки программы:1. 2. 3. Содержательный блок. Предполагает освоение базовых компетенций. Исследовательский блок. Направлен на реализацию исследовательских проектов.. Рефлексия.   Позволяет   удерживать   содержательный   блок   на   личностном   уровне каждого участника. Основными методами организации деятельности являются:   метод игры (игры отбираются воспитателями   в   соответствии   с   поставленной   целью);     методы   состязательности (распространяется на все сферы спортивной, творческой деятельности); метод коллективной творческой деятельности (КТД). Логика развития содержания по этапам программы 1. Организационный этап (1день смены)  Задачи этапа:   • создание  условий  для  успешной  адаптации  детей  и  подростков  в  лагере;  • введение  в игровой сюжет смены;  • подготовка к основной деятельности в лагере; Ожидаемые результаты: • воспитанники вошли в игровой сюжет смены, изучили правила, приняли роли в игровой модели;   •   воспитанники   готовы   к   основной   деятельности   в   лагере,   повышен   уровень   мотивации участия в мероприятиях;  Основной деятельностью этого этапа является:  • встреча детей, проведение входной диагностики;  • запуск игровой модели; • формирование органов самоуправления в отрядах;  знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;  • оформление уголков отрядов, уголков безопасности  Ключевые мероприятия этапа: 1. Конкурс отрядных уголков и уголков безопасности «Окно в наш мир».   2. Открытие лагеря «Добро пожаловать в «Академию школьных наук».  3. День открытых дверей (представление модулей программы). 2. Основной этап (4 дня смены)  Задачи:•   проведение   профориентационной   работы   с   воспитанниками   через   включение   в коллективную деятельность;  • разработка проектов по тематике смены;  • оздоровление воспитанников лагеря; организация социальной адаптации воспитанников;   • развитие самоуправления в детском коллективе;  Ожидаемые результаты: • повышен интерес к различным специальностям;  • разработаны коллективные и индивидуальные проекты по тематике отряда; •   организовано   взаимодействие   воспитанников   лагеря   с   социальными   институтами, общественными организациями города;  • повышен уровень социальной активности воспитанников лагеря. Основной деятельностью этого этапа является: 1. Реализация основной идеи смены. 2. Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел. 3. Работа исследовательских лабораторий по направлениям деятельности. 4. Организация про ориентационных встреч. 3. Заключительный этап (1 день смены)  Задачи:  • подведение итогов, презентация проектов. Ожидаемые результаты: •  защита разработанных коллективных и индивидуальных  проектов; •  высокий уровень удовлетворенности воспитанников лагеря. Основные мероприятия: 1. Закрытие «Академии школьных наук». Режим работы лагеря Элементы режима дня                        Пребывание детей Сбор детей, зарядка   Утренняя линейка Завтрак Работа  Академии по лабораториям с 8.30 до 14.30 8.30 ­ 9.00 9.00 ­ 9.15  9.15 ­ 10.00 10.00 ­ 12.00Эрудицион Обед Общее мероприятие по направлениям:  духовно­нравственное, патриотическое,  спортивное. Уход домой 12.00 ­ 13.00 13.00 ­ 13.30 13.30 ­ 14.30  14.30 Осенние(   весенние)каникулы   составляют   определенную   часть   свободного   времени   детей. Этот   период   как   нельзя   более   благоприятен   для   развития   их   творческого   потенциала, совершенствования   личностных   возможностей,   приобщения   к   ценностям   культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.  Профильный лагерь – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение учащихся в творческий и интеллектуальный процесс. Самая первая и   очень   важная   стадия   вовлечения   ребёнка   в   творческий   процесс   –   организация образовательного пространства. Вторая стадия – постановка образовательной задачи.  Этапы реализации программы Период (срок) 1.Организационный ( за месяц до начала каждой лагерной  смены) 2. Практический  ( период лагерной смены) 3.  Итогово ­ аналитический Мероприятие Формирование материально –технической  базы лагеря. Заключение договоров с социальными  партнёрами Подбор кадров. Формирование групп детей. Подбор методических материалов. Реклама лагеря среди учащихся школ и  родителей. Составление   необходимой   документации для   деятельности   лагеря   (план­сетка, положение,   должностные   обязанности, инструкции и т.д) Открытие и проведение лагерной смены в  соответствии с программой деятельности  лагеря. Мониторинг реализации программы. Обобщение и анализ программы,  систематизация результатов практической  работы,выработка перспектив  деятельности.Обобщение и демонстрация опыта по  реализации проекта на муниципальном  уровне.    Ожидаемыерезультаты  программы 1. Вовлеченность в проектную деятельность составляет 100% воспитанников. Создание не менее 4 коллективных проектов научно­исследовательской направленности. Понимание    2.   Повышение   уровня   взаимодействия   с   родительской   общественностью   и   социальными институтами в направлении профориентации воспитанников: привлечение к мероприятиям не менее 10% родителей воспитанников лагеря, увеличение количества социальных партнеров (не менее 5 на летний период)  3. Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри   отрядов   и   между   отрядами.   Охват   постоянными   поручениями   не   менее   50% воспитанников. Процесс организации деятельности во время осенних каникул позволяет говорить о  результатах, связанных прежде всего не с приобретением каких­то конкретных знаний, а с  формированием следующих образовательных компетенций: 1. Компетенции в предметных областях: *   уметь   анализировать   и   понимать   тот   или   иное   явление   с   учетом   его   особенностей   и своеобразия; * обосновывать свое мнение о процессах действительности с опорой на текст – пристальное чтение ­ и выходом на более широкий контекст – связь со временем, другими произведениями и культурой в целом. 2. Коммуникативные компетенции: * освоить навыки работы в группе, различные социальные роли в коллективе, уметь найти свою продуктивную позицию в групповой работе; * брать на себя функции организатора/критика/сборщика/генератора идей и быть готовым признавать таковые в одноклассниках, сверстниках; * освоить правила ведения дискуссии, уметь задавать вопросы по сути темы. 3. Метапредметные компетенции:* уметь восстанавливать мыслительные основания, на которые опираются высказывания и выводы; *   восстанавливать   аналитические   процедуры,   проделанные   с   объектом   наблюдения   и исследования; * уметь представить результаты своей работы в различных формах: схемах, таблицах, тезисах и т.д.; * уметь переходить от конкретных явлений, реалий, действий – к фиксации их в знаковой форме. 4. Компетенции личностного развития. * социализация, организаторские умения – выстраивание коммуникаций, приобретение  уверенности в себе; * умение анализировать (рефлектировать) свои способы действия и способы действия  окружающих; понимать происходящее в себе и в окружающих; * формирование культуры работы с собственным интересом и его реализацией; * навыки сотрудничества и самоопределения; * развитие мотивации личностного развития, образования. Помещения, необходимые для реализации программы  Кабинеты  Отрядные комнаты Рекреации  Спортивный   Актовый зал   Библиотека  Специальные материалы, инвентарь, оборудование  1. Наградная продукция – сертификаты, грамоты, дипломы, призы.  2. Печатная продукция – удостоверения членов «конструкторского бюро», для выставления  личных баллов за участие в общих мероприятиях. Распространение информации о деятельности по программе и ее результатахИнформация о начале реализации программы будет направлена на учителей, обучающихся школи  родителей г. Югорска. Данная информация позволит привлечь к участию в программе обучающихся 5­11­х классов и учителей – предметников.    Информация о работе профильного лагеря будет представлена на сайте муниципального учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6». Список литературы Учебно­методические материалы: 1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Триста творческих конкурсов», М.,2010  2. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и  подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд­ во Ниж­неварт. гуманит. ун­та, 2011.  3. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Серия: Школа  радости, 2012 Твердый переплет, 416 стр.  4. Школьный летний лагерь: 1­5 классы: Нормативные материалы; Образцы документов;  Планы работы; Сценарии мероприятий 2012 г.  5. Таран Ю.Н. Каникулы: социально­педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд­во  ООО «Педагогические технологии», 2012г.  6. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем  лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.  7. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.­ Волгоград: Учитель, 2008г.Интернет­ ресурсы: 1. Портал «Планерочка» 2. Сайт «Вожатый.ру»  3. Сайт «Summercamp».  4. http://www.psyoffice.ru/1­105­428.htm