Программа развития классного коллектива для учащихся 5-7 класса

  • Работа в классе
  • doc
  • 10.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход "младший школьник - подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.
Иконка файла материала программа развития классного коллектива 5 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Уральского» Программа  развития классного коллектива для учащихся 5­7 класса КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Грищенко Зульфия Эдуардовна2016 год Пояснительная записка Восточная мудрость гласит:  “Если ты думаешь на год вперед –  посади семя,  если ты думаешь на десятилетие – посади дерево,  если ты думаешь на век вперед – воспитай человека”.        Начинается новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже младшими подростками. В  этот период многое меняется, образ мысли, стиль жизни. Очень редко переход "младший школьник  ­ подросток” проходит плавно. Не всегда дети младшего подросткового возраста могут  сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и  гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного  руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.      При становлении классного коллектива возникает ситуация, когда появляются трудности во  взаимоотношении между учащимися. Эти трудности в первую очередь связаны с кризисом среднего подросткового возраста, который как раз приходится на период обучения в 7­8 классах. Период   характеризуется переходом от «детскости» к «взрослости». Этот период несет в себе трудности,  которые могут привести к конфликту не только во взаимоотношениях в классе, но и к  «внутреннему» конфликту.  Эти трудности возникают из­за неумения общаться с другими, каждый  хочет быть счастливым, но возникают противоречия, которые вытекают в проблемы. И именно эти  проблемы неумения общаться с другими выводит на тему программы «Я + МЫ».        Поэтому, на мой взгляд, план воспитательной работы, ежегодно составляемый классным  руководителем, на ступени пятого класса целесообразно заменить расширенным аналогом,  охватывающим несколько лет обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны  меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но  основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной  работы.         Составление собственной программы воспитательной работы необходимо начать не с  постановки целей и задач, а с изучения запросов родителей и учеников. Выяснилось, что желания  родителей во многом совпадают с желаниями детей.       Многие в будущем видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с  богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в  профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования,  отвечающего требованиям современной жизни. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности  ребёнка, а это "модель выпускника”, творчески развитая, социально ­ ориентированная личность,  способная к самореализации.      А моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и  социализации личности учащегося в обществе Цель и задачи воспитательной работы.Цель:  формирование личности младшего подростка через развитие классного коллектива Задачи: 1. Стимулирование самостоятельности и инициативы школьников. 2. Воспитание ответственности за свои поступки, ответственности за порученное дело. 3. Развитие нравственной, интеллектуальной, активной, творческой личности учащихся. 4. Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по  воспитанию и развитию ребенка. Программа рассчитана на 3 года (5­7 класс) и состоит из трех этапов:                     1 этап «Мое место в классном коллективе» ­ этот блок содержит цикл занятий направленных на  развитие толерантности; развитие и закрепление позитивного опыта: не замыкаться в себе,  действовать обдуманно, помогать друг другу, брать на себя ответственность и отвечать за слова и  поступки. 2 этап «Успех» ­ развитие навыков конструктивного взаимодействия, умение устанавливать и  поддерживать оптимальные взаимоотношения с окружающими. 3 этап «Кто Я?» ­ самопознание, самооценка,  осмысление себя как личности.      В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают  следующие: 1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно­ориентированного подхода к  организации воспитательного процесса. 2. Принцип природосообразности предполагает  воспитание, основывающееся на научном  понимании естественных и социальных процессов. 3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным  ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы  воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его  социальным группам и учитывают исторические традиции. 4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как  самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны и находятся в зависимости, но  и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование. 5. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их  родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в  совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга. Возможен процесс  взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания. 6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию. 7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий  школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении. 8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизации и развитии интересов.  Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического  труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой  деятельности.    Содержание воспитательной работы. ­Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и  формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии. ­Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном,  способность к художественному мышлению. ­Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни. ­Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и  приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.­Ценностно­ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление  общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду. ­Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от  предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим  человеком. ­Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно­ полезного труда.  Воспитывающая деятельность. 1. Участие класса в общешкольных мероприятиях. Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в  общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко  определить место классного коллектива в общей системе учебно­воспитательного процесса в  школе и будет способствовать: • повышению уровня общительности каждого; • развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет  рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название  которой ­ школа; • формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и  познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму  влияние улицы, что особенно важно для подростков. 2. Связь с социумом села. Учитывая возраст учащихся, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со  сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально  интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в  воспитательной работе взаимодействие класса с социумом села, активно откликаться на  поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода  коллектива за рамки школы повышает уровень значимости каждого учащегося для коллектива.     3. Работа с родителями учащихся.  Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо  сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного  коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и  классного руководителя.        Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское  взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в  образовательный процесс осуществляется целенаправленно.        Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется посредством  вовлечения родителей в учебно­воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность  классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был  составлен план родительского всеобуча.       Класс 5 1. Возрастные особенности младшего школьного  возраста. Основные задачи Тема собрания развития. 2. В семье растёт сын.3.  В семье растёт дочь. 1. Подросток в мире вредных привычек. 2. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного  воспитания. 3. Участие родителей в воспитании у подростков положительного  отношения к труду. 1. Проблема вредных привычек у подростков. 2. 3. Правовое воспитание подростков в школе и дома.  Семейные проблемы. Как их решать? 6 7 4.  Внутриклассные мероприятия. Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная  деятельность учащихся.       Тематика классных часов определяется общешкольным тематическим планированием. 5. Индивидуальная работа. В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за  рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся  положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить  ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на  взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему  принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль  индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.          Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу  однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как  абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и  защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы ­ это закон индивидуальной  работы классного руководителя с родителями.  Ожидаемые результаты реализации программы 1. Осознание ребенком своего «Я» 2. Ребенок умеет быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах. 3. Ребенок понимает, что творческий  человек имеет больше возможности  расширить  пространство своей личности. 4. Ребенок способен ориентироваться и соотносить свои действия с учетом окружающих  людей Риски в реализации программы 1. Недобросовестное отношение к работе всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций села, района. 2. Невысокий уровень мотивации  учащихся к реализации некоторых пунктов программы.СПИСОК КЛАССА №п/п Фамилия Имя Занятость во внеурочное время  кружки секции клубы 1 2 … № п/п 1 2 … № 1 2 … СПИСОК РОДИТЕЛЕЙ Фамилия Имя Отчество Занятость в жизни класса  родительский комитет проведение мероприятий другое СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ я а н т е д о г о н М я а н н е ч е п с е б о о л а М я а н л о П я а н л о п   е Н я а м е а к е п О ч У Ш В я ь в о р о д з   а п п у р Г я с о г е щ а ч у   . И   . Ф   ы т о б а р о т с е   М й е л е т и д о р Время проведения сентябрь ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Мероприятия Туристско­краеведческий месяц   турпоход «Без опасностей» день памяти Петра Глухова октябрь Пушкинский месяц  Пушкинские уроки, классные часы  Пушкинский бал ноябрь Праздник Знаний  предметные олимпиады Ответственный  совет за провед. ЗОЖ Искусство Знание Знание  научно – практическая конференция интеллектуальные игры декабрь Новогодние праздники  новогодние ёлки, огоньки. февраль Праздник песни   литературно­музыкальная композиция «C песней  к победе» классные часы по истории создания песни март Коммунарские сборы  формирование разновозрастных отрядов  тематическое КТД апрель Праздник здоровья     день защиты детей от экологической опасности уборка территории села и школы озеленение участка и классов игры, конкурсы, викторины по профилактике  социально опасных явлений, формированию  здорового образа жизни май Рассвет Победы праздничный концерт творческий отчёт дополнительного образования    шефская помощь Искусство Знание Искусство Искусство ГРИН Порядок Искусство ГРИН ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Ответственные Знание  Ежемесячная проверка состояния учебников у учащихся  Еженедельная проверка дневников у учащихся Мероприятия Искусство Подготовка к  Пушкинскому балу  Новогодним праздникам  Празднику песни  Коммунарским сборам  Празднику Победы Проведение классных мероприятий  Ежедневная уборка в классе  Дежурство в классе (по графику)  Генеральная уборка в классе (один раз в месяц)  Безопасность на переменах  Сбор  и оформление фотоматериала по проведенным мероприятиям (в  электронном виде) Порядок ЗОЖ ГРИН СПИСОК ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО СОВЕТАМ Знание Искусство Порядок ГРИН ЗО ЖРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Месяц октябрь Организационное. Планирование на новый учебный год декабрь Возрастные особенности младшего школьного  возраста. Основные задачи развития. феврал ь апрель В семье растёт дочь. В семье растёт сын. Тема собрания ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Месяц сентябрь 1. Человеческие ценности: Классный час ­ совесть ­ честь ­ благодарность 2. Организационный классный час 3. Классный час по ПДД 1. Изучение классного коллектива 2. Нравственные ценности. 3. Рабочий классный час: успеваемость, поведение 4. Подготовка к Пушкинскому балу 5. Пушкинский бал 1. Умение слышать и слушать другого. 2. Подготовка к интеллектуальной игре 3. Интеллектуальная игра 4. Предварительные итоги за 1 триместр 1. Человеческие ценности: ­ совесть 2. Беседа о ЗОЖ. Профилактика детского дорожного травматизма. ПДД  3. Подготовка к Новогоднему карнавалу  4. Новогодний карнавал 1. Человеческие ценности: 2. Рабочий классный час: успеваемость, поведение 1. Человеческие ценности: ­ честь ­ память 2. Предварительные итоги за 2 триместр 3. Подготовка к празднику Песни 4. Праздник Песни 1. Человеческие ценности: ­ благодарность 2. Беседа по экологическому воспитанию 3. Рабочий классный час: успеваемость, поведение 1. Беседа по правовому воспитанию 2. Подготовка к праздничному концерту октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрельмай 1. Праздничный концерт 2. Подведение итогов года. Планирование на новый учебный год. Беседа по ПДД