Программа "Родной край"
Оценка 4.9

Программа "Родной край"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
Детсад
05.04.2019
Программа "Родной край"
Дополнительная общеразвивающая программа «Родной край» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на воспитание ребенка в духе любви к родному краю как части великой Родины – России и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. Актуальность программы: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека потому, что это частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Изучение родного края – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Программа предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Дошкольники узнают, что город, в котором они живут, прекрасен своей историей, культурой, людьми. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего своего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, настоящего патриота не только своей «малой родины», но и всей огромной страны. Цель программы – формирование гражданско-патриотического самосознания дошкольников через самопознание, познание культурных и национальных традиций родного края.
Программа Родной край.doc
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ НАРО­ФОМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ.В.ВОЛОШИНОЙ Рассмотрено на заседании                                                                                   УТВЕРЖДАЮ      педагогического  совета                                                                             Директор МБУ ДО ДТ  от «___» _______20__г.        им. В. Волошиной Протокол «___»                                                                                        ___________Л.И. Кныш                                                                                                                    «___»__________20___г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОДНОЙ КРАЙ»  СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Возраст обучающихся 5­ 6 лет Срок реализации – 1 года Автор­составитель: Алымова Елена Петровна, педагог дополнительного образования                                                                             1 НАРО­ФОМИНСК, 2016 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….   3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения……………………  17 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения…...  18 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 29 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……………………………………… 32 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Дополнительная   общеразвивающая   программа   «Родной   край» разработана  на основании:  Федерального закона от 29.12.2012г. № 273­ФЗ «Об образовании в РФ».  Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726­р).  Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172­14 «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного образования детей».  Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».  Приказа   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации (Минобрнауки   России)   от   29.08.2013г.   №   1008   г.   Москва   «Об утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  Письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825­13в/07   о   решении   рабочей   группы   Министерства   образования Московской   области   по   разработке   мер,   позволяющих   обеспечить функционирование   непрерывной   плановой   системы   обучения   детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах,  от 26.06.2013г.  Устав МБУ ДО ДТ №1 им. В. Волошиной.      Нет ни одного универсального рецепта как воспитать ребенка – в будущем настоящего гражданина, который любит свою Родину, ту, в которой он родился, где   корни   его   народа,   который   будет   бороться   за   её   возрождение.  «Родной   край»  имеет Дополнительная   общеразвивающая   программа социально­педагогическую направленность  и  ориентирована  на  воспитание ребенка в духе любви  к родному краю как части великой Родины – России   и уважения к культурно­историческому наследию своего народа и своей страны.  Актуальность программы: 3 В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей   «малой   родины»,   восстановление   духовности   для   формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека потому, что это частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную  культуру, народные традиции, природу.     Изучение родного края – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.            Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва,   «без   корней   в   родной   местности   человек   уподобляется   степной травке перекати­поле».          Программа предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами   знаменитых   земляков,   легендами,   традициями и   обычаями   предков. Дошкольники   узнают,   что   город,   в   котором   они живут,   прекрасен   своей историей, культурой, людьми. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего своего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, настоящего патриота не только своей «малой родины», но и всей огромной страны.                  Цель  программы   –   формирование   гражданско­патриотического самосознания   дошкольников   через   самопознание,   познание   культурных   и национальных традиций родного края.  Личностные:  формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, желания оказывать поддержку, умения   принимать   помощь   других,  тактичное   отношение   к   взрослым   и сверстникам.  формирование внимательного отношения к красоте окружающего мира, природе своего края;  формирование умения целенаправленно владеть волевыми усилиями;  формирование   навыков   общения   со   сверстниками   и   взрослыми (педагогами, родителями, окружающими людьми). Метапредметные:  развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;  развитие   интереса   к   окружающему   миру,   стремления   использовать   эти знания в  повседневной жизни;  4  развитие     осознания   собственной   творческой   индивидуальности   и стремления проявить  ее в разнообразной созидательной  деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями.  развитие     интереса   к   родному   городу,   его   достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.    развитие чувства гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу.  Образовательные (предметные)   формирование     познавательного   интереса   к   истории,   культурному наследию, традициям, обычаям,  природе  родного края;  формирование   первичных   представлений   о   крае   (в   том   числе   его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;  расширение представлений детей о том, что делает малую родину, родной город   красивым,   развивать   эмоциональную   отзывчивость   на   красоту родного края.  ознакомление   детей   с   обычаями   и   традициями,   народным   творчеством малой Родины.   формирование интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,  обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей,  гибкость мыслительных процессов);         Отличительной  особенностью данной   программы  является:  упор на патриотическое воспитание обучающихся.  освоение всеобщих норм, культурных образцов и интеграция в социум, которые создают возможность развития юного гражданина России;  воспитание личности, способной управлять своим поведением, и развитие интереса к самопознанию;   общение и усвоение нравственных норм и правил поведения;    вовлечение   детей   и   родителей   в   поисковую,   исследовательскую деятельность;   включение в программу экскурсионной формы проведения занятий.      Одной   из   особенностей   программы   является   широкое   привлечение   для рассмотрения на занятиях с детьми реальных жизненных ситуаций. Создание особого   психологического   климата,   использование   ИТК   (презентации, видеоряды).   Это   позволяет   учить   детей   правильно   оценивать   те   или   иные поступки с тем, чтобы в течение жизни использовать этот опыт. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. Обучающиеся получают бесценный жизненный опыт.    программ для дошкольников:      Данная   программа   разработана   на   основе   существующих   образовательных 5  Н. Е. Вераксы, Т. С, Комарова, М. А. Васильева,  «От рождения до школы;  А.В. Запорожец «Истоки»;  Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, А. Л. Семенова «Мой родной дом»;  О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  Использовались методические рекомендации М.Д. Маханевой «Нравственно­ патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Адресат программы.                К   5­6   годам   ребенок   обладает   большим   запасом   представлений   об окружающем мире, который получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы.        В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий   замысел,   договариваться,   вносить   предложения,   соблюдать   общие правила   в   игре,  совместной   деятельности.   У  ребенка   развита   эмоциональная отзывчивость,   освоены   способы   эмоциональной   поддержки   сверстника, взрослого, пожилого человека. Овладевает при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и   взаимоотношениям.     Откликается   на   эмоции   близких   людей,   друзей, испытывают радость от общения с животными и растениями.       Ребенок 5­ 6 лет проявляет интерес к сюжетно­ролевым играм, содержанием которых  является отображение социальной  действительности,  комбинирует  в одном   сюжете   реальные   и   фантастические   события,   разнообразные   ситуации взаимодействия   людей.   Самостоятельно   отображает   в   режиссерской   игре   и игре­фантазировании   впечатления   от   прослушанных   произведений,   от просмотренных   презентаций   о   малой   Родине.   Самостоятельно   анализирует результаты   опытов,   делает   выводы,   составляет   развернутый   рассказ   об увиденном, устанавливает закономерности явлений и процессов, действует по инструкции. Устанавливает последовательности сезонных изменений в природе, зависимость   смены   условий   в   неживой   природе,   в   жизни   насекомых,   птиц, животных, отмечает особенности климата нашего региона. Проявляет интерес к игровому   экспериментированию,   к   развивающим   и   познавательным   играм. Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно   относится   к   предметному   миру   как   результату   труда   взрослых родителей, горожан, стремится участвовать в труде взрослых. Ребенок 5­6 лет продолжает осваивать представления о своем городе, его особенностях (места отдыха,   работа   близких,   основные   достопримечательности).   Знает   названия близлежащих улиц, некоторых общественных учреждениях города – магазинов, больниц, кафе, кинотеатрах, а также их назначении. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, 6 городских праздников, ярких исторических событиях. Понимает многообразие разных   национальностей   –   особенностей   внешнего   вида,   одежды,   традиций. Способен   проявлять   толерантность   по   отношению   к   людям   разных национальностей,   населяющих   город,   край.   Круг   чтения   ребёнка   5­6   лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами  семьи,  взаимоотношений  с  взрослыми, сверстниками, с историей города,   края,   страны.   Он   способен   удерживать   в   памяти   большой   объём информации. Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы   понятные   ему   чувства   и   отношения,   различные   эмоциональные состояния   людей,   животных,   борьба   добра   со   злом.   Развиты   эмоционально эстетические   чувства,   отклик   на   проявления   прекрасного   в   предметах   и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы. Развиты художественно­эстетические способности, умения откликаться   и   замечать   красоту   окружающей   действительности   (природы, архитектуры города). Ребенок способен уважительно относиться к творческому труду   людей   родного   города   и   края,   различать   произведения   декоративно­ прикладного искусства и промыслов разных народностей, живущих в городе. Проявлять   интерес   к   посещению   музея,   выставочного   зала;   стремится самостоятельно соблюдать правила поведения и следит за выполнением правил другими.  Объем и срок освоения программы.       Настоящая программа рассчитана на 1 год в объёме 72 часа в год.  Стартовый уровень усвоения.  Форма обучения  очная  (Закон № 273­ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Особенности организации образовательного процесса  В объединение принимаются дети дошкольного возраста, проживающие в городе   и   районе.   Зачисление   производится   по   заявлениям   родителей. Заниматься   по   программе   может   любой   ребенок,   без   предварительной подготовки, без конкурсного отбора, имеющий интерес и мотивацию к занятиям в данной предметной области.                 Дети – инвалиды (ДЦП) предоставляют копию оригинала справки об установлении   инвалидности   и   рекомендаций   ПМПК   (психолого­медико­ педагогическая   комиссия)   об   отсутствии   противопоказаний   для   обучения   по данной   программе,   выданные   федеральным   учреждением   медико­социальной экспертизы – по усмотрению родителей (законных представителей). Согласно федеральному  закону  №273 ч.3 ст. 55, который  определяет  особый  порядок приема детей на обучение по выбранной программе только с согласия родителей (законных представителей)  Состав групп, как правило, постоянен  и сформирован из обучающихся одного возраста.    Допускается приём новых обучающихся на любом этапе обучения. «Стартовый уровень» 1 год обучения ­  72 часа в год;  Режим занятий: 7 Количество занятий:    Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Продолжительность:   1 занятие  30 мин х 2, перемена 10 мин. В соответствии с уставом учреждения и с требованиями СанПиНа, п.5  «Методических указаний» Приказа КО №325 от 23.05.2001г.  Продолжительность   1   часа   занятий   для   дошкольников   –   30   минут,   в соответствии с нормами СанПиНа. В процессе занятия происходит смена видов деятельности.          Наполняемость групп.  «Стартовый уровень»  ­ 1 год обучения  ­ 15 человек.            Планируемые результаты: Личностные:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства гордости за свой край,  город, историю своего края;  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его   органичном   единстве   и   разнообразии   природы,   народов,   культур   и религий;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое   отношение   к   членам   своей   семьи,   формирование   семейных ценностей;  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;  развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно­полезной, учебной, творческой и других видов деятельности;  уважительно относиться к людям разных национальностей;  ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;  уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;  потребность в самовыражении, социальном признании;  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и познавательной деятельности;  ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения     на улице, в общественных местах;  знать этические нормы поведения во время экскурсий в музеях и в парках;  уважать и принимать ценности семьи и общества;  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения  общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как  хорошие, так и плохие. 8 Метапредметные:  формирование первоначальных представлений о народных традициях;  готовность   к   нравственному   самосовершенствованию,   духовному саморазвитию;  строить простые сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера  понимание значения нравственности в жизни человека и общества;  становление   внутренней   установки   личности   поступать   согласно   своей совести,   воспитание   нравственности,   основанной   на   свободе   совести   и вероисповедания, духовных традициях народов России;  осознание ценности человеческой жизни;  формирование начальных нравственных представлений о добре и зле, учет разных   мнений   и   стремление   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве;  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе согласования   позиций   и   учета   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  Предметные:  знать историю своего города;  знать природные маршруты и достопримечательности родного города;  знать растительный и животным мир окрестностей города и Чёрного моря;  иметь представление о заслугах города во время Великой отечественной  войны;  знать какие народы населяли территорию города и иметь представление об их культуре;  уметь отличать животный и растительный мир нашего края.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  готовность слушать собеседника и вести диалог;  готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных, культурных)   в   соответствии   с   содержанием   конкретного   учебного предмета. Ожидаемые результаты программы.  По окончании обучения, обучающиеся будут знать:    историю возникновения, символы города Наро­Фоминска; 9  улицы,   площади   и   парки   города   Наро­Фоминска,   имена   знаменитых людей в названиях улиц;  исторические   и   культурные   достопримечательности   города   Наро­ Фоминска;  основные виды растений и животных родного края;  историю  и традиции своей семьи;  традиции, обычаи и праздники родного края;  имена земляков­Героев Советского Союза;  героическое историческое прошлое своего народа, членов своей семьи;  народные ремёсла и художественные промыслы края;  характерные особенности природы, животного мира своего края.  правила культуры общения;  правила беседы и культуры речи;  правила поведения на природе;  глубину   таких   нравственных   качеств,   как     отзывчивость,   доброта, сочувствие,   внимательность, милосердие и забота. По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:   находить на карте России свой город;  рассказывать   о   городе   Наро­Фоминске,   о   традициях,   обычаях   и праздниках родного края;  составлять   небольшие   рассказы   о   семье,  малой   Родине   ее   культуре, истории, великих людях, достопримечательностях малой Родины;  соблюдать правила охраны природы;  проводить самостоятельные наблюдения в природе;  узнавать   на   фотографиях   достопримечательности   города,   уметь рассказывать о них;  узнавать в окружающем мире изученные растения и животных родного края;  выстраивать   взрослыми;   добрые   отношения   с   семьей,   со   сверстниками   и  конструктивно   общаться, ответственности;   быть   благодарным,   иметь   чувство  применять  правила поведения в общественных местах.  Формы аттестации:  выставки;   итоговые занятия;  беседы;  тестирование;  интеллектуальные состязания; 10   конкурсы;  спектакли;  турниры; Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Для   оценки  качества   реализации   программы  применяется   входной, текущий и итоговый контроль. Входной   контроль  ­     оценка   стартового   уровня   образовательных возможностей   обучающихся   при   поступлении   в   объединение.  Проводится   в сентябре. Формы   оценки:  диагностическое   анкетирование,   собеседование   с   детьми   и родителями в  виде тестовых  заданий,  беседы. Текущий   контроль  –   оценка   уровня   и   качества   освоения   тем   программы.. Осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Формы   оценки:  диагностическое анкетирование, собеседование.  Итоговый   контроль  оценка   уровня   и   качества   освоения   обучающимися программы по завершении года. Проводится в мае текущие   тестовые   задания,   творческие   задания, Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:   грамоты, дипломы;   дневник наблюдений;  материал анкетирования и тестирования;   методические разработки, портфолио;  отзывы детей и родителей.  диагностическая карта;   открытое занятие;   портфолио;    праздники;   Конкурсы;                                  Материально­техническое обеспечение                  Для   занятий     требуется   просторное   светлое   помещение,   отвечающее санитарно­гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением.   Вечернее   освещение   лучше   всего   обеспечивает   люминесцентные лампы, создающие бестеневое освещение, близкое к естественному.   Оборудование.                                     Огнетушитель ­1 шт;    шкафы для пособий со стеклом – 3 шт.;  стол  для педагога­1шт.;   стулья мягкие ­16 шт.;   столы ученические – 8 шт.;  11  компьютер­1шт; проектор­1шт.;   интерактивная доска ­1шт.;   графический планшет­1шт.;  фотоаппарат­1шт.;  телевизор­1шт.;   цифровой фотоаппарат ­1шт.;   видеокамера ­1шт.;  принтер ­1шт.      Информационное обеспечение.   «Звуки природы»;    «Песни Великой Отечественной войны»;   «Классическая музыка для детей»;  «Сборник детских песен»;  диск   с записью Гимна России;  диски с документальными фильмами  о Великой Отечественной войне;   фильм «Мой любимый город Наро­Фоминск»;  фильм «Исторические и культурные достопримечательности  Наро­ Фоминска»;  презентации «Улицы  города Наро­Фоминска»;  презентация «Храмы Наро­Фоминского района»;  презентация «Творчество наших земляков»;  презентация «Народные ремесла и художественные промыслы края»;  презентация «Земляки, прославившие наш край»;  презентация «История малой Родины»;  диафильм «Наро­Фоминск – город Воинской славы» ;    презентация «Земляки – Герои Советского Союза»;  презентация «Памятники и мемориалы города»;  презентация «Растительный и животный мир нашего края»;  презентация «Природные богатства родного края»;  презентация «Растения и животные края, занесенные в красную книгу»;   видеофильмы о Наро­Фоминске;  презентации «День Победы»;                                                                              презентация   «Никто не забыт, ничто не забыто»;  презентация  «Великая Отечественная война 1941­1945;   презентация «Дети – герои Великой Отечественной Войны»;  презентация  «Что такое семейные традиции?»;  видеофильм  «Русские традиции»;  презентация «Православные храмы»;                                                           12  презентация  «Православные праздники»;  видеофильм «Живая природа»;  видеофильм «Многообразие животного мира»;                                               видеофильм «Береги природу»;                                                                           фильм «Секреты природы»;  слайд–комплект «Живая и неживая природа»;  слайд­комплект «Лесная кладовая»;  слайд­комплект «Растения»;  слайд­комплект «Лесные тайны»;  слайд­комплект «Животные нашего края»;    презентация «Красная книга нашего края»;   презентация «Природные богатства  нашего края»;  презентация «Здоровый образ жизни»;   видеофильм «Улица полна неожиданностей»;  презентация «Дорожные знаки для детей»;  презентация «Правила поведения дома, в школе и общественных местах». УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 год обучения № Количество часов п/п Название раздела, темы Всего Теория  Практика Формы аттестации/ контроля 1.  Введение 1.1. Вводное занятие  2. Родной край 2.1. Мой край на карте Родины 2 2 23 6  1 1 6 2 1 1 17 4 Диагностика  Диагностика  Викторина Конкурс рисунков 13 2.2. Моя малая Родина­Наро­ Фоминск 2.4 Наш край в годы Великой  Отечественной войны 3. Культурное наследие   родного края 3.1. Искусство. Культура  3.2. Традиции и обычаи  4. Природа родного края 4.1. Растительный и животный  мир 4.2. Природные ресурсы 4. Безопасность дорожного  движения 5. Любимый город 6. Итоговое занятие  Итого: 8 8 12 6 6 12 6 6 7 14 2 72 2 2 4 2 2 4 2 2 3 ­ ­ 18 Мини­тест Индивидуальные задания.  Викторина. Конкурс рисунков. Викторины. Мини­ конкурсы Праздник Мини­тест Викторина Проект  Видеофильмы и видео  инструктажи с  контрольными  вопросами Викторины. Конкурс  рисунков Диагностика 6 6 8 4 4 8 4 4 4 14 2 54 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ 1  год обучения                                                     Раздел 1. Введение  (теория  1 ч., практика 1 ч.) Тема 1.1. Введение в программу  Теория (1 ч.): Введение в образовательную программу. Цели и задачи занятий в  объединении. Игра «Мои друзья» Инструктаж по технике безопасности,  правилам поведения на дорогах. 14 Практика (1 ч.): Диагностика.  Раздел 2. «Родной край» (теория 3  ч., практика  17 ч.) Тема 2.1. Наш край на карте Родины. Теория   (2   ч.):  Особенности   края,   отличающие   его   от   других   мест   России. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. История края. Легенды и предания. Практика ( 4  ч.):  Конкурс рисунков «Мой край», Викторина «Наш край». Тема 2.2.  Моя малая Родина ­Наро­Фоминск. Теория ( 2 ч.): Краткая история возникновения города Наро­Фоминска. Улицы, площади,   бульвары   и   парки   города.   Легенды   и   предания. Знакомство   с символикой Наро­Фоминска. Современный облик города. Практика   (6   ч.):  Творческая   работа   «Загадочный   мир   названий».  Операция «Наш двор», проект «Дом моей мечты». Конкурсы рисунков «Улица, на которой я живу», «Мой любимый  город», просмотр фильмов о Наро­Фоминске. Тема 2.3. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Теория (2 ч.):  Наро­Фоминск ­ Город воинской славы.  Земляки­Герои   ВОВ. События истории, жизни и деятельность героев войны, живших на территории края. Памятники и мемориалы города.  Практика ( 6 ч.):  Творческая работа «Герои Великой Отечественной войны в моей   семье».  Встречи   с  ветеранами,  героями   Великой   Отечественной   войны, тружениками трудового фронта. Сбор материалов об участии земляков в ВОВ.  Раздел 3. «Культурное наследие родного края». (теория 4 ч., практика 8 ч.) Тема 3.2 Искусство. Культура.  Теория   (2   ч.):  Литературное,   художественное,   музыкальное   творчество.   прославившие   родной   край.  Исторические   и   культурные Земляки, достопримечательности.  Практика (4 ч.):   Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях. Тема 3.2. Традиции и обычаи.   Теория (2 ч.): Знакомство   с   обычаями,   обрядами,   народными   играми,   музыкой,   танцами. Народные приметы. Народный костюм. Народные ремёсла и   художественные промыслы края. История развития промыслов, современное состояние.    15 Практика (4 ч.): Конкурс рисунков «Обычаи и праздники», игровая программа «Весна­красна  ­Пасха Светлая», праздник «Коляда». Раздел 4. Природа  родного края. (теория 4 ч., практика 8 ч.) Тема 4.1. Растительный и животный мир. Теория   (2   ч.):  Растительный   и   животный   мир.  Охраняемые   природные территории и объекты. Правила поведения в природе. Экологические проблемы. Красная  книга.  Практика   (4   ч.):  Конкурсы   поделок   из   природного   материала.   Проект «Экологический  муссов  на службе   у  человека».  Акция  "Смастери   кормушку птицам» Исследовательский проект «Растения и животные края, занесённые в Красную книгу». Творческая работа «Загадочный мир растений» Тема 4.2. Природные ресурсы. Теория (2 ч.): Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их  практическое значение. Водные ресурсы и их охрана. Полезные ископаемые.  Практика ( 4 ч.): Конкурсы поделок из природного материала. Проект  «Экологический муссов на службе у человека». Раздел 5. Безопасность дорожного движения      (теория 3 ч., практика 4 ч.) Теория (3 ч.): Город, в котором мы живём, и возможные опасные ситуации. Для чего   знать   и   соблюдать   ПДД.   Правила   поведения   на   улице.   Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Скрытые опасности на дороге. Игры детей и дорожная безопасность.  Практика (4 ч.):  Конкурс рисунков «Светофор», просмотр фильмов «Уроки безопасности», игра «Мы пешеходы».                                              Раздел 6. Любимый город  (практика 14 ч.) 1. Экскурсия в Наро­Фоминский историко­краеведческий музей «Мой родной край» 2.Экскурсия в Наро­Фоминский историко­краеведческий музей «Животный мир нашего края». 3.Экскурсия   в   Наро­Фоминский   историко­краеведческий   музей   «Забытые ремесла». 4.Экскурсия в парк: «Растения нашего края». 5.Экскурсия   в   Наро­Фоминский   историко­краеведческий   музей   «Творчество наших земляков» . 16 6.Экскурсия   в   Наро­Фоминский   историко­краеведческий   музей   «Наш   край   в годы ВОВ».  7. Экскурсия к Мемориалу павшим в боях за Родину  в 1941году. Раздел 7. Итоговое занятие   (практика 2 ч.) Практика (2 ч.): Итоговое занятие. Игра­ викторина «Наш край».       17 Методическое обеспечение программы:  Методы обучения.  словесный;  наглядный;  практический.  объяснительно­иллюстративный;  репродуктивный;  частично­поисковый.  фронтальный;  индивидуально­фронтальный;  групповой;  индивидуальный. Формы организации образовательного процесса:   индивидуальные  групповые  индивидуально­групповые.                       Формы организации учебного занятия:  беседы, ролевые игры, викторины, инсценированные представления;  просмотр   видеофильмов,   слайд­фильмов,   диафильмов,   использование аудиозаписей и технических средств обучения;   экскурсии по местам боевой славы;   экскурсии, целевые прогулки (по городу, району);   детская благотворительность (акции милосердия, шефство над ветеранами и памятниками);  проведение совместных  праздников, соревнований, конкурсов;  организация   выставок,   ярмарок,   распродаж   творческих   работ, (совместная   деятельность   детей   и произведённых   обучающимися родителей);  открытые занятия, викторины, КВН;  вечера памяти;  конкурсы рисунков, стихов. Педагогические технологии. 1.Технология педагогического общения (Кан Калик) ­ технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением   в   духовный   мир   друг   друга,   совместным   анализом   хода   и результата этой деятельности.  Технология   на   основе   личностной   –   ориентации   педагогического 2. процесса  (И.С. Якиманская) ­  в центре внимания ­ личность ребёнка который должен   реализовать   свои   возможности.   Содержание,   методы   и   приёмы 18 личностно­ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.  Информационно­коммуникативные   технологии  (Г.Р.   Громов,   Г. 3.    –    способствуют   активизации Клейман,   Б.   Хантер,   Н.К.   Смирнов) образовательного   процесса,   развитию   познавательного   интереса   и,   как следствие,   повышению   качества   знаний,   что   приводит   к   достижению обучающимися максимальных результатов в различных областях.  4.  Технология   развивающего   обучения  (Л.В.   Занков,   Д.Б.   Эльконин,   В.В. Давыдов)   ­   создание   условий   для   развития   психологических   особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором   учитываю   и   использую   закономерности   развития,   уровень   и особенности индивидуума. 5.Технология проектной деятельности  (Е.С. Палат, В.Д. Симоненко) ­ под которой понимается организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.   Целью   проблемной   технологии   выступает   приобретение   ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.   6.Технология игровой деятельности  (А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).­  в  основу   положена   педагогическая   игра   как   вид   деятельности   в условиях   ситуаций,   направленная   на   воссоздание   и   усвоение   общественного опыта. 7.Технология  проблемного обучения  (Дж.  Дьюи,  И.  Лернер) ­ (стремление максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления; развитие творческого потенциала личности обучающегося); 8.Здоровьесберегающая   технология  технология   сопровождения   учебной группы   (М.Ю.   Громов,   Н.К.   Смирнов)   ­  система   по   сохранению   и   развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки. Алгоритм учебного занятия: Дата:  Раздел:  Тема:  Тип занятия:  Цель занятия:  Задачи: Обучающие:  Развивающие: 19 Воспитательные: Методическое оснащение занятия:  Методы обучения: наглядный, словесный, театрализация, эвристический.  Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая,  индивидуальная. Словарная работа:                                                План занятия: Организационный этап. Проверочный этап. Подготовительный этап. Этап актуализации знаний. Этап работы по новому материалу. Этап закрепления полученных знаний. Этап повторения изученного материала. Этап обобщения пройденного материала. Этап закрепления новых знаний, умений и навыков. Физкультурная минутка или этап релаксации. Контрольный этап. Итоговый этап. Этап релаксации. Информационный этап. Дидактические материалы: 1. дорожные знаки из картона; 2.«Дерево­характер» из картона; 3.экран «Мое настроение» из картона; 4.волшебный сундук;                                                                                                      5.шапка­невидимка;                                                                                                        6.волшебная палочка;  7. мячи; 8.волшебный клубок; 9. ширма для театральных представлений; куклы для кукольного представления; 10. часы песочные (20 минут); 11. наборы мелких фигурок людей, животных; 12. набор муляжей овощей и фруктов;   14. наборные полотна с картонными трафаретами животных, птиц; Раздаточный материал: 1.карточки с изображениями различных эмоций; 2.карточки с изображением города, людей, транспорта; 3.карточки с изображением дорожных знаков; 4.наборы разрезных картинок «Улицы  города Наро­Фоминска»;  5.карточки с пословицами и поговорками по темам: «Мой край»,  «»;   6.канцелярские   принадлежности:  пластилин,  альбомы,  фломастеры,  цветные 20 карандаши, простые карандаши,  кисточки, гуашь, ножницы, ручки,  белая бумага, клей ПВА, цветная бумага, линейки, стаканы­непроливайки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога: 1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. ­ М.: Просвещение,  2014. 2. Буйлова Л.Н., Филиппова  Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном   образовании   детей:   Учебно­методическое   пособие.­  М.: МИФИ, 2014. 3. Верея и храмы Наро­Фоминского района./ Сост. Протоиерей Олег Пэнэжко. Владимир: ОАО Владимирская офсетная тип., 2009. 4. Ещеркина   О.А.   Формирование   гражданственности   младших   дошкольников школьников:   занятия   с   учащимися,   беседы   с   родителями.   Волгоград: Учитель, 2015. 5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я ­ гражданин России! Сценарии мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию. ­ М.: ВАКО, 2015. 6. Комаровский   Ю.В.   Памятные   и   самые   красивые   места   Наро­Фоминской земли. ­ Наро­Фоминск: Издательский комплекс газеты Основа, 2011. 7. Комаровский Ю.В. Культурные традиции и современность.­ Наро­Фоминск: Издательский комплекс газеты Основа, 2015. 8. Козлов   В.Л.   Откуда   есть   пошла   земля   Наро   ­   Фоминская:   Историко–   Наро­Фоминск:   Издательский   комплекс   газеты краеведческие   очерки.   Основа, 2016. 9. Косачёва И.П. Нравственное развитие дошкольников в процессе обучения и воспитания.­ М.:  АРКТИ, 2016. 10.Конвенция   о   правах   ребёнка.   Права   ребёнка:   Нормативные   правовые документы. / Сост. Цветкова Г.В. ­ М.: ТЦ Сфера, 2011. 11.Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина?­ М.: ТЦ  Сфера, 2014. 12.Колмовский А. А., Морозов М. Б. Памятники  архитектуры Подмосковья. Юго­Западное направление.­ М.: ТЦ  Сфера, 2015. 13.Комитет   по туризму Московской  области. Туристический  путеводитель.­ М.: ТЦ  Сфера, 2015. 14.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.­ Санкт­Петербург: Изд­во «Детство­Пресс», 2014. 15.Красная   книга   Московской   области.   /   Сост.     Министерство   экологии   и природопользования Московской области.­ М.: ТЦ  Сфера,  2014. 16.Македонская Е. И.  История сел и деревень Подмосковья XIV–XX вв. / Сост. РАН. Институт российской истории. – Вып.1. – М.:, 1992. 21 17.Наро­Фоминск. Проспект.  ­ Наро­Фоминск: Издательский комплекс газеты.  Основа, 2015. 18.Наро ­ Фоминск ­ город Воинской славы. ­ Наро­Фоминск.: Издательский комплекс газеты. Основа, 2015. 19.Немов Р.С. Общая психология.­ М.:  ВЛАДОС, 2015. 20.Оверчук   Т.И.   Мой   родной   дом.   Программа   нравственно­патриотического воспитания дошкольника.­ М.: Мозаика­Синтез, 2014. 21.Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий / Сост. Гайдина Л. И.,  Яровенко В.А., Жиренко О.Е. ­ М.: ВАКО, 2013 . 22.Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 11.12.06 № 06 ­ 1844. Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе. 23.Права ребёнка: Нормативные правовые документы. / Сост.  Цветкова Г.В. ­ М.: ТЦ Сфера, 2012.                                                         24.Синягина,   Н.Ю.   О   патриотизме   и   воспитании   патриота.   Воспитание школьников №1, 2015.   25.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Сост.  Н.В. Сократова  – М.: ТЦ Сфера 2010.      26.Селевко     Г.К.   Современные   образовательные   технологии.  –  М.:   Народное образование, 2015. 27.Синова И.В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции.  – М.: Издательский Дом Литера, 2015.                                                28.Чтобы помнили: 60 лет битвы под Москвой и освобождение Наро –  Фоминска. ­ Наро – Фоминск: Издательский комплекс газеты. Основа,         2008. 29.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и  упражнения. ­ М.: Генезис, 2015. 30. Фопель К. Психологические игры и упражнения ­ М.: Просвещение, 2010. 31.Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет .­ М.: Белый город, 2014.  32.Хорошева   Н.   Р.     Памятник   архитектуры.   ­   Наро­Фоминск:   газета   Основа №12, 2015.  33.Хорошева Н. Р. История фабрики история города. – Наро – Фоминск: газета Основа №5, 2014. 34.Хорошева Н. Р. Здесь Родины моей начало. ­ М.: ФГУП, Известие, 2012. 35.Яковлев, Б. Психофизиологические основы здоровья. – М.: Эксмо, 2013 36.Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам./ Сост. А. Пиз , Б. Пиз. М.: Эксмо, 2011. 37.Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития дошкольников. Диагностические методики. – Новгород: Вектор ТиС, 2016. 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся: 1.Астахов П.А. Я и государство. — М.: Эксмо, 2011. 2.Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне. ­  М.: Махаон, 2013. 3.Алексеев С. П.  Великая Московская битва. – М.: Дрофа­Плюс, 20015. 4.Греханкина Л.Ф. « Родное Подмосковье»    М.,  МГОУ 2014. 5.Дядичев  Ф.М. Москва. Иллюстрированный путеводитель для детей. ­  М.:  Фордевинд,  2014. 6.Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. ­  М.: Эксмо, 2013. 7.Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. ­  М.: ООО АСТ, 2015. 8.100 великих загадок живой природы/ Сост.  Н.Н.Непомнящий.­ М.: Вече,. 9.Мир живой природы./ Сост.  Т. Ниловой. ­ М.: АСТ­Пресс, 2014. 10.Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в  картинках: / пер. с англ. М. Кадетовой  — М.: Компас Гид, 2016. 11.Степанов В.А. Россия ­ моя Родина. ­ М.: Оникс ­ Лит, 2013. 12.Остер   Г.Б.  Права   детенышей.   Перевод   Конвенции   о   правах   ребенка   на детский язык.­ М.: Астрель. Харвест, 2015 г. 13. Праздники. Традиции. Обычаи. Энциклопедия для детей.­ М.: Махаон, 2009. 14. Подивилова О.В. Рассказы о войне.­ М.: Самовар, 2013. 15.Ротенберг   Р.   Энциклопедия   здоровья. 16. Шабельник Е.С. Права ребенка. ­ М.: Вита Пресс,2015.                                      Махаон,   ­   М.:   2014. 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 1     Беседа «Родной город» Цель: выявление уровня знаний и представлений  дошкольников о родном  городе.  Какая река протекает в Наро­Фоминске? 1. Как называется город, в котором мы живем? 2. Сколько лет нашему городу? 3. Как зовут жителей нашего города? 4. Что представляют собой герб и флаг нашего города? 5. 6. Какие главные улицы и площади ты знаешь? 7. Какие памятники старины есть в нашем городе? 8. Каких великих людей, прославивших  наш город, ты знаешь? 9. Назови улицу, на которой  находится  дом детского творчества ? 10.Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так  называется? Уровни  выполнения задания Ответил на вопрос (+)    – 1 балл;  не ответил на вопрос (­) – 0 баллов. 10 – 8 баллов высокий уровень 24 7 – 5 баллов средний уровень 1 – 4 баллов низкий уровень  ПРИЛОЖЕНИЕ 2     Беседа «Моя  Родина» Цель — выявление особенностей представлений  дошкольников о родной стране и отношения к ней. Организация диагностической процедуры. 1. Как называется страна, в которой ты живешь? 2. Выбери из предложенных герб, флаг своей страны. 3. Выбери из предложенных герб, флаг своего города. 4. В каких городах нашей страны ты еще бывал? 5. О каких городах ты слышал? 6. Если бы приехал друг из другого  города, что ты ему мог бы рас сказать о своем городе? 25 7. Расскажи, что ты знаешь об истории своего города. (Как в нем жили люди раньше?) Откуда ты это узнал? 8. Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше? 9. Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь? Если   бы   у   тебя   была   волшебная   палочка   и   ты   мог   бы   выполнять   только «большие» желания —  для  всей  страны,  для всего  города, — какие  бы три желания ты загадал бы? Анализ беседы: 2 балла  – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументирует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре;  1   балл  –   ребенок   отвечает   на   вопросы   при   помощи   педагога,   интерес ситуативен, ребенок отвлекается во время игры или беседы;  0 баллов  – ребенок оказывается отвечать  на вопросы  или отвечает  неверно, интереса к беседе не поддерживает  Высокий уровень  ( 12 ­20 баллов).   Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает  (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4­5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, Наро­Фоминска. Может объяснить символику герба; называет народные   праздники,   приметы   быта;   называет   природные   богатства   родного края, передаёт настроение.  Средний уровень (6 ­ 11 баллов).  Знает   название   города,   свой   домашний   адрес,   герб   Наро­Фоминска; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это   после   пояснений   взрослого);   затрудняется   назвать   народные   праздники, предметы   быта.   Ответы   дают   без   рассуждений   и   объяснений,   речь   с ограниченным   запасом   слов,   не  оперируют   предметными   терминами.  Низкий уровень (0 – 5 баллов).  Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы. 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 3     Анализ детских рисунков на тему «Мой  город». Цель диагностики — уточнить представления детей о родном городе, выявить, что дети  вкладывают в пони мание слова  малая «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников. Методика проведения. 27 Детям   предлагается   задание:   «Нарисуйте   свой     город   таким,   какой   вы   ее представляете».   Для   чистоты   экспериментальных   данных   предварительная беседа на данную тему не проводится. Анализ детских работ проводится по следующим критериям:     содержание рисунка; расположение его на листе; цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования; комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей. Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам. Высокий уровень.  Дошкольник проявляет положительное эмоционально­окрашенное отношение к своей   малой   Родине,   г   с   интересом   рисует   ее,   может   объяснить,   что   ему нравится   в   родном   городе,     с   удовольствием   рассуждает,   что   бы   он   хотел изменить в своем городе, чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее. Средний уровень.  Дошкольник   проявляет   положительное   отношение   к   родной   стране,   может нарисовать,   что   ему   нравится   в   родном   городе,   районе,   но   его   отношение недостаточно   осознанно,   ребенок   не   стремится   предлагать   свои   идеи   по улучшению жизни в районе, городе. Низкий уровень. Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, не может нарисовать, что ему нравится в родном городе, районе, не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе. Диагностическая ситуация «Выбери книгу» ПРИЛОЖЕНИЕ 4     28 Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своего города, края страны, желание узнать больше. Методика проведения. Детям   предлагается   сделать   выбор   из     разных   по   содержанию,   но   равно привлекательных по оформлению книг (культура, природа, история, традиции, город ). Инструкция. Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу». В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.          Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети,   с   чем   связан   их   выбор:   привлекательный   внешний   вид,   интересное содержание   книги,   наличие   интереса   в   данной   конкретной   области   знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особенностями своего города, края. 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 5     Наблюдение за деятельностью детей         В  группе представлены материалы по теме «Моя малая Родина». Это могут быть: книги о городе и крае, альбомы с фотографиями достопримечательностей города, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах,   разнообразные   настольные   игры   (пазлы,   вкладыши,   кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания. В ходе наблюдения отмечаются:    Как часто дети обращаются к пособиям;  какие пособия вызывают у детей больший интерес;  обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные материалы возникновению разговоров, игр на темы родной город.      Для изучения проявления интереса  дошкольников к разным сторонам жизни родного города, края, страны целесообразно провести анализ вопросов, которые дети задают в повседневной жизни. Анализ вопросов детей.     В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые задают дети об истории,   о   современности,   о   разных   сторонах   жизни   (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем).     При   этом   следует   обратить   внимание   на   то,   слушает   ли   ребенок   ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.       При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделяться на группы по критериям, представленным в таблице. Критерии для анализа  вопросов детей Количество  вопросов Критерий  часто  проявляется Критерий  иногда  проявляется Критерий  редко  проявляется 1) Вопросы касаются: истории современности  возможного будущего. 2) Вопрос задается: 30 из любопытства под влиянием  познавательного интереса по просьбе кого­либо 3) Отношение к ответу :  внимательно слушает, слушает невнимательно,  отвлекаясь. 4) Область интереса  ребенка: социальные отношения, экономика, окружающий мир. география, природа. культура и традиции взаимоотношения 5) Как часто повторяется  один и тот же вопрос: спустя несколько часов  после того, как был задан,  через несколько дней (для  уточнения). повторяется через  короткий промежуток  времени, так как  невнимательно слушался  ответ Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни людей в повседневном общении, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало познавательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив. 31 Анализ   представлений   отношений к ней может быть проведен на основе следующих критериев:   дошкольников   о     малой     Родине,   особенностей  особенности представлений (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни или разнообразны);    характер   отношения   дошкольника   к     малой   Рознанное,   устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;   проявления интереса к истории, культуре, желание узнать о ней больше;  самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов). Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, городе   ной   стране,   его   представления   носят   разносторонний   характер;   с удовольствием   рассказывает   о   городе,   истории,   природе;   проявляет активный   познавательный   интерес,   задает   вопросы   о   разных   сторонах   жизни родного города, края. Средний уровень.  Дошкольник   проявляет   положительное   отношение   к   родному   городу,   краю, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно   осознанно,   ребенок   не   стремится   предлагать   свои   идеи   по улучшению жизни в районе, городе, стране. Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном городе,   крае,   может   путать   названия   страны   и   города,   не   знает   символики города,   ее   особенностей.   На   вопросы   педагога   отвечает   односложно, неэмоционально.   У   ребенка   отсутствует   познавательный   интерес   к   жизни страны. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 6    Анкета «Культура и традиции». Цель: выявление уровня знаний и представлений  о культуре и традициях. Ход обследования. Задание 1. Цель: выявить знания детей о народных костюмах и их элементах.   Детям   раздаются   картинки   с   изображением   национальных   костюмов   и предлагается ответить на вопросы: какому народу принадлежит данный костюм и назвать отдельные элементы костюма. Результат. Высокий уровень – 3 балла, Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – от 0 до 1 балла. Задание 2.  Цель: Выявить знания детей о сезонных праздниках. Ход обследования.       Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние и летние праздники они знают. Результат. Высокий уровень – 3 балла, Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – то 0 до 1 балла. Задание 3.  Цель. Выявить знания детей о народных праздниках. 33 дети   должны   были   определить Ход обследования.          Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников. Затем зачитывается описание праздника, дети должны указать его название. Диагностика   проведена   в   виде   устной   викторины.   Прослушав   описание праздника, его   название. Описание праздников (для вводной и итоговой диагностики). 1. Этот праздник отмечается только в воскресный день. В народе его называют праздник   праздников.   Символом   праздника   считается   яйцо,   раскрашенное   в ручную. Люди выражают друг другу уважение, прощают обиды. (Пасха) 2. Этот праздник длится целую неделю. В эти дни проводятся гуляния, катания с гор,   на   качелях.   Накрываются   столы.   Основным   блюдом   являются   блины, олицетворяющие солнце.  Самое  красочное зрелище – сжигание  чучела Зимы. (Масленица). 3.   Праздник   отмечается   7апреля.   Перед   праздником   пекут   особые   хлебцы   и раздают им детям вместе с маленькими иконками. Выпускают из клеток птиц на волю,   сжигают   ветхие   вещи,   прыгают   через   костры.   Взрослые   одаривают молодежь печеньем. (Благовещенье). 4.   В   святочные   ночи   народ   не   спал,   ходили   из   дома   в   дом,   угощались, колядовали. Колядование начинают дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб и получали за это угощение (Рождество) Результат.  Высокий уровень – от 17 до 24 балла, Средний уровень – от 9 до 16 баллов, Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.  34 ПРИЛОЖЕНИЕ 7           Диагностика  «Растения и животные родного края»  Цель:  определить   уровень   знаний   о   природных   богатствах,   о   историко   – географическом расположении родного края. Ход диагностики.   Ведущий  выводит  на  экран  карточки  с изображениями  животных, птиц  или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Наро­ Фоминске, объясняют почему. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 8  Анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических   чувств,   увидеть,   как   в   семье   знакомят   детей   с   прошлым   и современностью родного города, края, воспитывают интерес к ней. 1.   Считаете   ли   вы   важным   воспитание   патриотических   чувств   у   детей дошкольного возраста? Почему? 2.  Как вы развиваете представления о своей малой Родине, отношение к ней у своего ребенка? 36 Считаете   ли   вы,   что   взаимодействие   с   педагогами   необходимо   при 3.   Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, родного края, города, символикой страны, родного края, города  ? 4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране? 5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе? 6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашем  городе, его истории? Почему? 7. воспитании основ гражданственности?  8.   Какие   формы   взаимодействия   с   педагогами   по   воспитанию   со   циальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:  «круглые столы» со специалистами по данной теме; совместные экскурсии, походы;  конкурсы по темам истории и современности нашего города; встречи   для   родителей   по   проблемам   воспитания   граждаских   чувств   у современных дошкольников; домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;   другое_______________________________________________    37

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"

Программа "Родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019