Занятие №20 «Культурные люди»
Цель:
Формирование у воспитанников умений и навыков культурного поведения.
Задачи:
Расширить представления детей о правилах этикета;
Развивать умение правильно оценивать себя и других;
формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт
1.
2.
3.
нравственных взаимоотношений в коллективе.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Например, дикая
яблоня , которая выросла сама по себе, от культурной, которую вырастили в саду?
( ответы детей)
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
( ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или
с диким?
( ответы детей)
Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать
прививку? Что ему можно привить?
( ответы детей)
Если мы привьём человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он
станет?
Что значит быть культурным человеком?
( ответы детей)
Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «
неотёсанный»?
( ответы детей)
Действительно. Обтесать бревно или камень значит сделать их гладкими, блестящими.
Неотёсанный значит необработанный. А в переносном значении неотёсанный значит
невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого
слова в словаре Даля.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова поговорим о культуре поведения.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил
этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в школе, в
общественных местах и т. д. Но все эти правила сводятся к одному, главному
принципу: «Уважай окружающих людей». Если вы будете исходить из этого принципа,
никогда не ошибётесь!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по
группам.
1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? 3. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
4. Почему некультурно мусорить на улицах?
5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в
обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в майках?
6. Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой ?
Воспитатель: Уважение к окружающим это закон для культурного человека. Этот
закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда
ли мы с вами выполняем этот закон?
Послушайте рассказ « Кто здоровается первым?»
« В последнее время вокруг Димки стало твориться чтото непонятное. С ним
перестали здороваться знакомые. Вчера например, по дороге в школу встретилась ему
соседка, баба Катя. Димка смотрел на неё во все глаза, а она прошла мимо и даже не
поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже
молча прошёл мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему с ним
никто не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5Б. Он
буквально сверлил её глазами и представьте себе, она даже не сказала»привет». Всю
ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг
него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
( ответы детей)
Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики
первыми должны поприветствовать девочек, но если вы забыли это правило,
поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь послушайте продолжение этого рассказа:
« На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что
Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и
поздороваться со всеми ещё раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше,
чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда возвращалась из магазина с огромной
сумкой на колёсиках. « Здравствуйте, баба Катя!» закричал Димка и бросился к
старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на
рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила
ему свою тяжёлую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту
сумку на 5 этаж. Изза этого Димка чуть не опоздал в школу а ведь ему ещё
предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжёлый портфель.
Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в
учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «
Здравствуйте Иван Иванович!» Но учитель торопливо отвёл руки за спину и виновато
улыбнулся: « Здравствуй, Ёжиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный,
Димка пошёл к 5Б классу, чтобы хоть Ленке подарить своё крепкое мужское
рукопожатие , но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, правильно поступал Дима?
( ответы детей) Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая,
оскорбил окружающих.
Воспитатель: А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда
всех наших мальчиков.
( Мальчики выходят к доске)
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведём с вами беспроигрышную
лотерею. Каждый из вас вытянет из коробочки лотерейный билет, на котором будет
записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и
получаете награду аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Задания для карточек:
Выйти с девочкой за дверь.
Помочь младшему надеть куртку.
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
Подойти к бабушке и предложить ей сесть.
Позвоните по телефону и узнайте, что задано по математике. И если девочки нет
1.
2.
3.
4.
5.
дома, поговорите с её мамой.
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу.
Скажите , пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы
выиграли в этой лотерее?
( ответы детей)
Заключительная часть:
Мы с вами живём в 21 веке. Некоторые правила этикета нам кажутся смешными,
устаревшими, но значит ли это, что вообще можно обойтись без правил поведения?
( ответы детей)
Наше занятие подходит к концу и давайте вспомним, о каких правилах культурного
поведения мы сегодня с вами говорили.
Ребята, вы вспомнили о многих правилах и я думаю что вы будете о них помнить,
всегда и везде их соблюдать.
Программа "Семейные ценности"
Программа "Семейные ценности"
Программа "Семейные ценности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.