В походах ребенок ни только оздоравливается, но и получает знания необходимые в повседневной жизни : учится разводить костер, фильтровать воду, выбирать съедобные растения. Программа разработана на недельный курс азбуки туризма. Члены старшей группы туристического клуба Романтики являются вожатыми, а ребята из 5-6 классов участниками отрядов.Составлено расписание, разработаны необходимые положения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приаргунская средняя общеобразовательная школа
Программа
туристического лагеря
Автор: Пакульских О.П.
Руководитель туристического клуба «Романтики»
МБОУ Приаргунская СОШПриаргунск 2010
Тип лагеря: палаточный, туристический.
Направление деятельности:
Спортивнооздоровительное, краеведческое.
Концептуальные основы:
Участие в походах, путешествиях и экскурсиях расширяет кругозор ребят,
воспитывает любовь к своей малой родине, прививает учащимся навыки
самообслуживания, приучает к систематическому труду, воспитывает инициативу
и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого
режима дня и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. При
постоянном общении в неформальной обстановке рождается товарищеская
поддержка и взаимопомощь, воспитывается сознательная дисциплина.
Цели и задачи:
1. Пропаганда туризма – активного отдыха.
2. Обучение туристическим навыкам.
3. Укрепление здоровья учащихся.
4. Воспитание трудолюбия.
Количество детей: 30
Организация работы:
Продолжительность работы лагеря 5 дней. Пребывание круглосуточное.
Место расположения:
р. Борзянка, 40 км от поселка по трассе ПриаргунскПограничный.
1 день:
10.00 – Прибытие на место. Установка бивака
11.00 – Устройство территории лагеря.
12.30 – Обед
13.0014.00 – Тихий час.
14.30 Занятия по Т/Б.
16.00 – Полдник.
16.30 – Подготовка к вечернему делу.
19.00 – Ужин.
19.30 – Вечер знакомств. Представление отрядов у костра
22.00 – Отбой.
2день. День лагеря
8.00 – Подъем.
8.15 – Зарядка, водные процедуры.
9.00 – Завтрак.
9.30 – Занятие №1. (ориентирование на местности)
12.30 – Обед.
13.0014.00 – Тихий час.
14.30 – Практическое занятие №1(переправа через водное препятствие)
16.00 – Полдник.16.30 – Мероприятие: шуточная программа «Мастера на все руки»
19.00 – Ужин.
19.30 – Вечер у костра.
22.00 – Отбой.
3день. День творчества.
8.00 – Подъем.
8.15 – Зарядка, водные процедуры.
9.00 – Завтрак.
9.30 – Занятие №2.(Правила оказания доврачебной помощи)
12.30 – Обед.
13.0014.00 – Тихий час.
14.30 – Практическое занятие №2(оказание ПМП)
16.00 – Полдник.
16.30 – Маршбросок.
19.00 – Ужин.
19.30 – Спортивные состязания.
22.00 – Отбой.
4день. Мы робинзоны.
8.00 – Подъем.
8.15 – Зарядка, водные процедуры.
9.00 – Завтрак.
9.30 – Занятие №3. (Топографические знаки, знаки SOS)
12.30 – Обед.
13.0014.00 – Тихий час.
14.30 – Практическое занятие №3( Веревочный курс)
16.00 – Полдник.
16.30 – Маршбросок.
19.00 – Ужин.
19.30 – Прощальный концерт у костра.
22.00 – Отбой.
5день
8.00 – Подъем.
8.15 – Зарядка, водные процедуры.
9.00 – Завтрак.
9.30 – Экологический десант.
12.30 – Обед.
13.0014.00 – Тихий час.
14.30 – Свертывание бивака.
16.00 – Полдник.
16.30 – Выезд детей.
Приказы по лагерю.
Приложение№ Название приказа
дата
Содержание
1
Об открытие лагеря
1.6.9
Открыть палаточный экологический лагерь
“ Романтик” на территории р.Борзянка
Укомплектовать пищевые продукты
согласно меню.
29.05.09
Укомплектовать аптечку согласно перечню
– состава походной медицинской аптечки.
Организовать безопасное место. Очистить
место в реке под пляж и территорию
лагеря, проложить дорогу к роднику с
чистой водой, организовать место для
кухни и костра, отходную яму, туалет.
Транспортировать оборудование и детей к
месту лагеря
Зарегистрировать детей по списку, собрать
справки о прививках, об эпидокружении, о
педикулезе.
О комплектовании
Об организации
места лагеря
25. 05.09
О транспортировки
детей и
оборудования
О регистрации
детей
01. 06.09
2
3
4
5
6
7
8
9
01. 06.09
Выявить наличие необходимых вещей по
списку и снаряжению.
О режиме работы
О технике
безопасности,
памятка туриста.
О подведение
итогов смены
01. 06.09
01.06.09
6. 06.09
Принять предлагаемый режим работы за
основу, выработать и утвердить законы
жизни лагерной смены.
Провести инструктаж по технике
безопасности и поведения в лагере под
роспись учащихся, ознакомить с памяткой
участника туристического похода.
Ознакомить руководителей лагеря с
памяткой, определить обязанности
руководителей.
Выявить активных участников смены,
подготовить награждение.
Подвести итоги, подать свои замечания и
предложения в совет самоуправления.Памятка участника лагеря
1. Охрана природы, ее недр, лесов и обитающих в них животных, историко
архитектурных памятников и памятников старины является священной
обязанностью всех граждан, и особенно туристов.
2. На длительных привалах и ночлегах необходимо располагаться на местах
прежних стоянок, использовать для палаток и разведения костров,
оставленные колья и хворост, не производить ненужных порубок молодых и
ценных деревьев.
3. Топливо для костра следует выбирать из сухостоя, валежника, сухих
отмерших сучьев и старых пней. Место костра должно окапываться
круговой канавкой. Не уходите с бивака, не затушив костер.
4. Засорение леса, рек и озер считается позором для туриста. Все отходы
пищевых продуктов, бумага должны сжигаться в костре. Расплавленную в
костре стеклянную посуду и обожженную металлическую следует зарывать в
ямку на глубину не менее 25 см.
5. При снятии с места стоянки весь скопившейся мусор нужно убрать.
Площадку необходимо оставить в таком состоянии, чтобы она привлекала
внимание других туристов своей опрятностью, а не отталкивала их
захламленностью и антисанитарией. Костер должен быть залит водой.
6. “Визитными карточками” туристов на стоянках должны быть:
оборудованное кострище, аккуратно сложенные колышки для палаток и
костра, собранный в кучу хворост и опрятная, совершенно чистая площадка.
7. Вырезать на деревьях монограммы, даты своего пребывания, срезать и
срубать кроны деревьев, а также оставлять различные надписи карандашом и
тем более вырезать их ножом или выскабливать острыми металлическими
предметами на скамейках, беседках, архитектурных и природных
памятниках и прочем считается варварством, а иногда и преступлением, за
которое виновные должны нести судебную ответственность.
Инструктаж по технике безопасности.
1. ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ В ЛЕС НА ПРОГУЛКУ. Какие меры предосторожности
вы примете?
НЕОБХОДИМО:
заранее изучить карту или схему района лесной прогулки; расспросить по возможности местных жителей о маршрутах движения и их
особенностях;
предупредить родственников (знакомых) о месте прогулки и расчетом времени
возвращения;
взять с собой небольшой запас продуктов питания: бутерброды, воду (чай),
компас, спички (зажигалку), нож;
во время прогулки следует запоминать направление своего движения и
ориентиры (развилки троп и дорог, заметные деревья, вышки, особенности
рельефа), которые могут помочь определить свое местонахождение;
совершая прогулку группой, не следует упускать друг друга из виду;
обратить внимание на форму одежды (головной убор, обувь).
2.Вы решили искупаться в незнакомом водоеме. Меры предосторожности,
которые необходимо принять.
СЛЕДУЕТ:
определить зону купания и проверить в ней состояние дна, наличие коряг,
бревен, металлолома, источников сточных вод и т.п.;
установить границы зоны купания;
при купании группой организовать наблюдение за купающимися и определить
время на купание, иметь в готовности подручные средства спасения.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
заплывать за границы зоны купания; нырять и долго находиться под водой;
долго пребывать в холодной воде;
купаться на полный желудок. Следует избегать купаться в не отведенных для
этого местах, а купаться там, где водоемы специально оборудованы для этой цели
и имеется спасательная служба.
3.ВЫ НАХОДИТЕСЬ У ВОДОЕМА, ВИДИТЕ, ЧТО ТОНЕТ ЧЕЛОВЕК.
Ваши действия:
НЕОБХОДИМО:
привлечь внимание окружающих криком “Человек тонет!”; попросить
вызвать “скорую помощь”;
вплавь или на любом плавсредстве добраться до утопающего;
если пострадавший лежит на животе или находиться в вертикальном
положении, подплывать к нему сзади и за волосы или подбородок приподнять
ему голову и перевернуть на спину, чтобы лицо находилось над водой;
если пострадавший лежит на спине, подплывать надо со стороны головы и
ухватить его за волосы или подмышки;
если пострадавший погрузился на дно, нырнуть, отыскать его и, ухватив за
волосы и резко оттолкнувшись, всплыть на поверхность;
если пострадавший не дышит, прямо в воде сделать ему несколько выдохов в
рот;
при транспортировке вплавь пострадавший должен находиться на спине
лицом вверх; на берегу пострадавшему оказать весь комплекс экстренной реанимационной
помощи в полном объеме;
Если утопающий схватил вас за шею, руки или ноги, немедленно ныряйте. В
этом случае инстинкт самосохранения заставит потерпевшего отпустить
вас.