Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
08.09.2019
Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »
Краткая аннотация работы Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека должна отражаться в его поведении, в его компетентности, в его внутренних побуждениях и взглядах. Новизна программы в том, что программа обеспечивает реализацию одного из 4 направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников; воспитание культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Программа составлена из расчета на 34 часа в год (1 час в неделю) на изучение в 4 классе во внеурочное время. Реализация программы внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению предполагает вовлечение родителей, священнослужителей, активное взаимодействие с молодежными учреждениями дополнительного образования. Организационные формы проведения внеурочной деятельности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагают системно-деятельностный подход, например, проведение проектных занятий, виртуальных, либо реальных экскурсий к значимым памятникам духовной жизни региона, районов, городов, станиц. Далее: встречи, праздники, просмотры и обсуждение фильмов, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Формы и методы работы многообразны.
Дховные истоки.docx
Программа  внеурочной деятельности  по духовно­нравственному направлению  для 4 класса «Духовные истоки » Составитель:  Роменко Ольга Алексеевна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 ст. Бородинская, Приморско­Ахтарский район 2016г 1 Структура рабочей программы 1.Пояснительная записка. 2. Описание места учебного  предмета. 3. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной  деятельности. 5.Содержание учебного предмета. 6. Учебно ­ тематический план. 7. Литература. 8.Приложение. 2 1.Пояснительная записка   этнических   особенностей   региона,   муниципального   образовательного   учреждения   Нормативно   ­   правовой   и   документальной   основой   программы внеурочной   деятельности   по   духовно   ­   нравственному   направлению   для   4 класса средней общеобразовательной   школы     СОШ   №   9   Приморско­Ахтарского   района являются:   Концепция   долгосрочной   краевой   целевой   программы   «Духовно­ нравственное воспитание детей и молодёжи, развитие и укрепление семейных традиций   в   Краснодарском   крае»   на   2012­2014   годы,   Закон   Российской Федерации  «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Программа разработана с учётом культурно ­ исторических, социально­    экономических,   запросов   семей. Подразумевает   конкретизацию   задач,   ценностей,   планируемых   результатов, форм   воспитания;   взаимодействия   с   семьёй,   церковью,   с   учреждениями дополнительного образования, спортивных клубов.        Особую тревогу у государства и общества вызывает духовное здоровье нации. Размытые и искаженные духовно ­ нравственные ориентиры  в обществе, пропаганда   насилия,   эротики,   жестокости,   разрушения   семейного   уклада отрицательно   воздействуют   на   детские   души.     Психологи   установили,   что младший  школьный  возраст  характеризуется повышенной  восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости   и воспитуемости   младших школьников.   Именно   в   этом   возрасте   возникают   большие   возможности   для систематического   и   последовательного   духовно­   нравственного   воспитания детей. Сельская школа – это «маленькая семья» в нашем огромном  мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. В нашем крае накоплен   опыт   воспитания   любви   к   малой   Родине,   бережного   отношения   к культурным традициям, приобщения кубанских школьников к традиционной культуре и духовности. Во всех 4­х классах государственных и муниципальных общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации  с  2012­2013 учебного   года   в   соответствии   с   распоряжением   Правительства   Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84­р введено преподавание комплексного учебного   курса  ОРКСЭ.      Основной  методологический   принцип   реализации ОРКСЭ   ­   культурологический   подход.   С   2016­2017   учебного   года   в   курс преподавания   «Кубановедения»   введен   раздел   «Духовные   истоки   Кубани». Разрабатывались эти уроки в тесном взаимодействии с Русской Православной 3 Церковью,   институтами,   учителями   кубановедения   и   истории.   Темы достаточно   интересны   и   насыщены   с   исторической   точки   зрения,   передают духовно – нравственные традиции.     способствует   формированию   открытости, При работе с младшими школьниками учѐт психологического фактора является   для   данной   возрастной   группы   во   многом   определяющим. Дружелюбная,   гуманная   обстановка,   снимающая   напряжение   и   излишние волнения, взаимной заинтересованности,   доверия   друг   к   другу,  взаимной   поддержке,   осознанию участниками воспитательного   процесса ценности других людей.  Внеурочная деятельность   ­   продолжение   и   расширения    работы   на   уроке   по   духовно­ нравственному   воспитанию,   связанной   с   укреплением   семейных   отношений, повышением роли семьи в воспитании детей. На современном этапе обществу необходимо   воспитание   человека   с   активной   жизненной   позицией,  патриота своей   Родины,   уважающего   права   и   свободы   личности,   проявляющую национальную   и   религиозную   терпимость,   уважительное   отношение   к традициям и культуре других народов.    Реализация   программы   внеурочной   деятельности   по   духовно­ нравственному   направлению   предполагает   вовлечение   родителей, священнослужителей, активное взаимодействие с молодежными учреждениями дополнительного   образования.   Организационные   формы   проведения внеурочной   деятельности,   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным стандартом предполагают системно­деятельностный подход, например,   проведение   проектных   занятий,   виртуальных,   либо   реальных экскурсий к значимым памятникам духовной жизни региона, районов, городов, станиц. Далее: встречи, праздники, просмотры и обсуждение фильмов, беседы на   этические   темы,   чтение   художественной   литературы,   обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.               Формы и методы  работы многообразны. Важно,  чтобы была  создана система   работы   по   формированию   духовно­нравственных   ценностей,   этим самым   мы   подтвердим   постулат   В.А.Сухомлинского:   "Если   человека   учат добру ­ ... в результате ­ будет добро". Только учить надо постоянно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.*               Актуальность   программы  в   том,   что   одной   из   важнейших   задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных   человечеством.   Уровень     нравственности   человека   должна отражаться   в   его   поведении,   в   его   компетентности,   в   его   внутренних побуждениях и взглядах. Новизна   программы   в   том,   что   программа   обеспечивает   реализацию одного   из   4   направлений   духовно­нравственного   воспитания   и   развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.  Цель   программы:   воспитание   нравственных   чувств   и   этического сознания   у   младших   школьников;   воспитание   культурного,   деятельного 4 созидателя,   гражданина,   усвоившего   общечеловеческие   и   национальные ценности. Задачи:  1.Формировать   представления   о   моральных   нормах   и   правилах нравственного   поведения,   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье, между   поколениями,   этносами,   носителями   различных   убеждений, представителями социальных групп. ___________________________________________________________ * В.А. Сухомлинский « Как воспитать настоящего человека». М.,1990   2. Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную   оценку   поступкам   других   людей,   участвовать   в   совместных мероприятиях; 3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.  4.   Научить   приемам   и   правилам   ведения   дискуссии,   аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника Методы реализации программы: 1.Словесный 2.Наглядный 3.Практический 4. Системно­деятельностный. 2.Описание места учебного  предмета Программа составлена из расчета на 34 часа в год (1 час в неделю) на изучение в 4 классе во внеурочное время. 3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета ­патриотизм   ­     любовь   к   России,   к   своему   народу,   к   своей   малой   родине, служение Отечеству; ­социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам   государства   и   гражданского   общества,   справедливость, милосердие, честь, достоинство; ­гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,   закон   и   правопорядок,   поликультурный   мир,   свобода   совести   и вероисповедания; ­семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 5 ­личность – саморазвитие и самосовершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,   самопринятие   и   самоуважение,   достоинство,   любовь   к   жизни   и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; ­труд   и   творчество   –   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремлённость  и настойчивость, трудолюбие; ­наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ­традиционные   российские   религии   –   представление   о   вере,   духовности, религиозной   жизни   человека,   ценности   религиозного   мировоззрения, толерантности, формируемые  на основе межконфессионального диалога; искусство   и   литература   –   красота,   гармония,   духовный   мир   человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; ­природа   –   эволюция,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета   Земля, экологическое сознание; ­человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 4.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты внеурочной деятельности отражают: ­   Воспитание   осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание   истории, языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ   культурного   наследия народов   Кубани   и   России,   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ­Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей индивидуальной траектории. ­Развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к собственным поступкам; Метапредметные результаты внеурочной деятельности: Познавательные УУД:  ­работа с информацией; 6 ­работа с учебными моделями; ­использование знаково­символических средств, общих схем решения;  выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,  классификации, установления аналогий, подведения под понятие; ­развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач; ­осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать; ­смысловое чтение. Регулятивные УУД:  ­управление своей деятельностью; контроль и коррекция; ­инициативность и самостоятельность; ­умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и  формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; ­умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности её решения; ­работать индивидуально и в группе. Коммуникативные УУД:  ­речевая деятельность; ­навыки сотрудничества; ­умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта  интересов;  7 ­формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ­умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,  планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной  речью, монологической контекстной речью; ­смысловое чтение. К концу обучения учащиеся должны иметь:  1.   Представления   о   моральных   нормах   и   правилах   нравственного поведения,   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.   других людей, участвовать в совместных мероприятиях; 2. Умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам 3. Умения раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений   между   людьми   разного   возраста   на   основе   взаимопомощи   и поддержки.  4. Научиться приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. 5.Содержание учебного предмета. № Тема 1 2 3 Родная земля. Родина. Поклонные кресты. История  возникновения родного города  (села) Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Родной край в  древности. «Где кто родился,  там и пригодился». Святая русская земля. Красный угол. Икона. Содержание Понятие "Родина", "малая Родина".  Что такое поклонный крест.  Традиции установления поклонных  крестов на Кубани. Экскурсия к  поклонному кресту родной станицы. Источники духовного становления человека: храм, семья, книги,  традиции, история, знаменитые  земляки. Встреча с героем труда  Крещение Руси. Князь Владимир.  Что такое «красный угол». Иконы,  составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных 8 Доброе кино. « Свой крест». «На свете всё найдёшь, кроме  отца и матери». Подвиг  материнства. « Мой ангел хранитель ­ мама» Чем богат человек? Святые  источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. кубанских семьях. История  написания семейных икон. Выставка  «Семейная реликвия». Посещение  школьного музея кабинета  кубановедения. Просмотр фильма, обсуждение,  выводы.  *Праздник Воздвижения  Креста Господня.  Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему.  Жизнь и материнский подвиг  Пресвятой Богородицы. «Круглый  стол» встреча с многодетной семьёй   Праздник для мам.   *Праздник Введения во храм  Пресвятой Богородицы.  Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне.  Значение крещения. Крещенские  традиции. История возникновения  святых источников. Карта святых  источников края.  Исследовательский проект «Святые  источники Кубани»  Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры,  иконостас. Храмовые традиции  (престольный праздник, храмовая  икона, памятные даты). Встреча с   настоятелем храма. Экскурсия в храм. Православные храмы и соборы  города (села) «Мы идём в храм». Здравствуйте, это Я! Именины.  Что такое именины. День небесного Семья, дом. Родительская  любовь и благословение  Культура общения в   покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы.  Исследовательский проект «Моё  имя по святцам…»……… Любовь к ближнему. Залог успеха  детей ­ послушание родителям и  уважение старших. Выполнение  9 4 5 6 7 8 9 10 11 современной семье. Послушание и непослушание. О молитве.   12 13 14 15 16 17 18 19 « Рождество Христово» Доброе кино. Традиции семьи. Традиции  общения в русской семье.  Традиции казачьей семьи.  Святые семьи. Жизнь святых людей – пример  для нас всех. Святой  великомученик Пантелеимон –  целитель и помощник болящих. Святитель Николай Чудотворец Святой князь Александр  Невский – защитник земли  русской Святая   Иулиания   Лазаревская. Великое милосердие. Кому нужна помощь в наши  дни? Святой батюшка Серафим  Саровский. Простить –  исправить зло. Необыкновенная дружба.  Святой Сергий и лесной  медведь. Добрый старец. Я ­ ученик. Школа ­ мой второй  дом. Школьный этикет. заповеди о семейных ценностях  "Почитай отца и матерь твою...".  Какой должна быть семья. Значение  слова «благословение».  Театрализованное представление  «Моё богатство ­ моя СЕМЬЯ».  Изучение текста  из произведения  «Домострой», основные заповеди  почитания отца и матери. Праздник « Рождество Христово» Просмотр фильма, обсуждение,  выводы.  Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак ­  отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Исследовательский проект «Семья  Романовых».  Православная этика. Участие в  делах благотворительности,  милосердия, в оказании помощи  нуждающимся забота о животных,  природе. Элементарные  представления о национальных  героях и важнейших событиях  истории России её народов. Основные моральные ценности через главные добродетели «Добро,  Любовь, Душа», умение быть  толерантным, понимать это  значение. В течение всего года  проводится шефская работа..  Оказывается внимание и посильная  помощь по дому и хозяйству.  Притчи о добре. Ведётся классный дневник «Добрых  дел».  Правила поведения. Что такое  воскресная школа. Традиции  10 Воскресная школа. Светские и православные традиции.  воскресной и светской школы.  Представление « Школьный этикет» 20 21 22 23 Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Евангелие – главная книга  казаков. Возникновение  библиотек. День Святого  Георгия Победоносца. Великая  Победа. Святая память.  Культурное наследие в  музыкальных  произведениях  Кубани.   Церковное пение.  Дарование десяти заповедей.  Мой выбор: жить в мире  доброты и красоты. Хочу и надо ­ трудный выбор. Что такое духовные святыни.  Святые места Кубани.  Мужской  монастырь «Лебяжий остров». Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при  храмах и монастыря. ВОВ, герои  минувших лет. Проект «Спасибо  деду за Победу», конкурс  презентаций. Православные традиции в  музыкальных, художественных,  литературных произведения,   известных талантливых земляков.  Прослушивание духовной музыки,  звонов колоколов, органная музыка   для учащихся начальной школы.  «Добра желаешь – добро и делай»  Викторина «Учись жить в добре и  мире», конкурс рисунков  «Православные заповеди перенесём  через поколения»,  «Любовь и добро  жить помогают» ­ беседы  по  формированию жизнестойкости. *Летние православные праздники *отмечены православные праздники (приложение №1) 6. Учебно ­ тематический план. № Наименование разделов, модулей, тем Всего  час Количество часов Аудиторн ых Внеаудитор ных Духовные истоки 1­2 Родная земля. Родина. 3 Поклонные кресты. История  возникновения родного города (села) Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Родной край в  34 2 1 1 1 1 11 древности. «Где кто родился, там и  пригодился». Святая русская земля. Красный угол. Икона. Доброе кино. « Свой крест». 4 5 6 «На свете всё найдёшь, кроме отца и  матери». Подвиг материнства. « Мой ангел хранитель ­ мама» 7 8­9 Чем богат человек? Святые источники  Кубани. 10 Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 11 Православные храмы и соборы города  12 13­ 14 (села) «Мы идём в храм». Здравствуйте, это Я! Именины.  Семья, дом. Родительская любовь и  благословение Культура общения в   современной семье. Послушание и  непослушание. О молитве.   « Рождество Христово» 15 16 Доброе кино. 17­ 18 Традиции семьи. Традиции общения в  русской семье. Традиции казачьей  семьи. Святые семьи. 19 Жизнь святых людей – пример для нас  всех. Святой великомученик  Пантелеимон – целитель и помощник  болящих. Святитель Николай Чудотворец 20 Святой князь Александр Невский –  защитник земли русской Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие. 21 Кому нужна помощь в наши дни? Святой батюшка Серафим Саровский.  1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Простить – исправить зло. 22 Необыкновенная дружба. Святой Сергий 23­ 24 25­ 26 и лесной медведь. Добрый старец. Я ­ ученик. Школа ­ мой второй дом.  Школьный этикет.  Воскресная школа. Светские и православные традиции.  Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 27 Евангелие – главная книга казаков.  Возникновение библиотек. День Святого Георгия Победоносца. Великая Победа.  Святая память.  28 Культурное наследие в музыкальных   произведениях Кубани.   Церковное  пение.  29­ 30 31 32 33­ 34 Дарование десяти заповедей. Мой  выбор: жить в мире доброты и красоты.  Хочу и надо ­ трудный выбор. Митинг –реквием , возложение цветов к  мемориалу «Братские могилы», «Воину­ освободителю»  Евангелие – главная книга казаков.  Возникновение библиотек. День Святого Георгия Победоносца. Великая Победа.  Святая память. Дарование десяти заповедей. Хочу и  надо ­ трудный выбор.  Мой выбор: жить в мире доброты и  красоты.  Всего: 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 22 12 7.Литература и другие источники информации: 1.  Русская православная церковь. Официальный сайт       Московского  Патриархата. http://www.patriarchia.ru/  13 2. Отдел религиозного образования и катехизации Русской     Православной  Церкви. http://media.otdelro.ru     3.Кураев А. «Основы православной культуры» www.diak­ kuraev.livejournal.com; http://www.pravoslavnoe­obrazovanie.ru  4.Основы религиозных культур и светской этики. http://www.orkce.ru  5. Осадчая О.О. Уроки духовно­нравственной культуры,  http://dnkultura.ortox.ru   6 Профессиональная методичка. www.experiment­opk.pravolimp.ru/lessons  ­  7. Основы православия в презентациях. http://www.svetoch/ucoz/ru   8. ­ Азбука веры. http://azbyka.ru/  9. Основы православной культуры. Сайт А.В. Бородиной  http://borodina.mrezha.ru/http://borodina.mrezha.ru 10.Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Духовно­ нравственное воспитание детей и молодёжи, развитие и укрепление семейных  традиций в Краснодарском крае» на 2012­2014 годы, 11. Закон Российской Федерации  «Об образовании», Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования. 12.Методические рекомендации для образовательных организаций  Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в  2016– 2017 учебном году . Нормативно­правовые документы Преподавание  учебного предмета «Кубановедение» 13.Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский  В.А. ­ 6­е изд. ­ М. : Политиздат, 1988. ­ 269 с.  и др. 14

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 4 класса «Духовные истоки »

Программа  внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению  для 4 класса   «Духовные истоки »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019