Программа внеурочной деятельности по ФГОС
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
29.01.2017
Программа внеурочной деятельности по ФГОС
Программа внеурочной деятельности для общеобразовательных школ, работающих по ФГОС. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться и развиваться, составляющее основу личностного роста учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
программа внеурочки школы.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. Балабаново    Образовательная программа  начального и общего образования  Программа внеурочной деятельности «После уроков»        Руководитель программы: Локтюхин В.И.,  директор школы Разработчики:  Криволуцкая Н.О Участники: Смирнова В.М., Филина В.А.,  Бурдонова Л.А., Татаренко Т.А., Скачкова Е.В.,  Криволуцкая Н.О., Белова Е.М., Курбакова Н.И.,  Хоменко Г.А., Ильюшкина А.В,  Пиргач А.М. 1 Содержание программы                                   1 Пояснительная записка 2 Содержание инновационной программы внеурочной деятельности «После уроков» 3 Система оценки результатов программы внеурочной деятельности «После уроков» 4 Образовательные технологии и обоснованность их выбора. ИКТ и  дистанционное обучение  С.2 С.6 С.8 С.15 5 Обеспечение   доступности   качественного   образования С.25 обучающимся с разными потребностями и возможностями 6 7 9 Условия для реализации образовательной программы внеурочной  деятельности «После уроков» Управление разработкой и реализацией инновационной программы  Использование возможностей и ресурсов для реализации программы внеурочной деятельности 1 0 Заключение  С.22 С.27 С.34 С.35   1. Пояснительная записка Внеурочная   деятельность   является   составной   частью   учебно­ воспитательного процесса     и  одной из форм  организации  свободного  времени обучающихся.   Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как   деятельность,   организуемая   во   внеурочное   время   для   удовлетворения потребностей   обучающихся   в   содержательном   досуге,   их   участии   в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 2 Вся  система   внеурочной   деятельности  призвана   объединить   в   единый процесс   воспитание,   образование,   развитие   и   здоровьесбережение,   а   также обеспечить   структурную   и   содержательную   преемственность   предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации   индивидуальных   творческих   интересов   личности.   Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью дополняет строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. В этой сфере знакомство ученика с ценностями   культуры   происходит   с   учетом   его   личных   интересов,   его микросоциума. Актуальность   программы.   Необходимость   разработки   программы внеурочной деятельности начальной школы связана с введением государственных образовательных   стандартов   второго   поколения,   призванных   обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Начальная   школа   выступает   важнейшим   средством   самореализации   и самоутверждения   ребенка,   способного   определить   цель,   смысл   и   ценность требований современной культуры к учебной, бытовой, досуговой деятельности человека.   Навыки,   формируемые   на   данной   ступени,   обеспечивают   не   только дальнейшее   развитие   ребенка,   но   и   активное   восприятие,   и   осмысление повседневной жизни. Актуальность   предлагаемой   программы   заключается   в   том,   что   умение учиться   и   развиваться,   составляющее   основу   личностного   роста   учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить   разные   пути   решения;   учиться   сотрудничать   с   другими   людьми   не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.   Новизна   данной   программы  определена   требованиями   к   результатам основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   ФГОС. Одним   из   главных   аспектов   нового   стандарта   является   формирование компетентностей   ребенка   по   освоению   новых   знаний,   умений,   навыков, способностей.   Отличительной   особенностью   нового   стандарта   является включение   в   перечень   требований   к   структуре   основной   образовательной программы:  соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями программы «После уроков» являются:  организация   работы   с   детьми,   имеющими   разные   потребности   и индивидуальные возможности; определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов; в   основу   реализации   программы   положены   ценностные   ориентиры   и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом, родителями и обучающимися. 3 Программа   внеурочной   деятельности   направлена   на   удовлетворение потребностей: Учащихся Общества и государства В реализации программ  внеурочной  деятельности,  направленных на  формирование  способностей к  продуктивной творческой деятельности в сфере  науки, культуры,  общественных отношений и др. Из разных целевых групп  (имеющими разные  достижения и результаты)  на основе  дифференциации и  индивидуализации в   программах внеурочной  деятельности по пяти  направлениям: спортивно­ оздоровительному,  общекультурному,  общеинтеллектуальному,  духовно­нравственному,  социальной деятельности,   стимулирующих  комплексное развитие  познавательных и  творческих возможностей  личности. Таблица 1.   Региональной системы общего  образования Достижение обучающимися нового качества образовательных результатов:  уровень – высокий достижений, академических компетенций,   необходимых   для их   успешной   социализации   в современных социально­ экономических условиях региона и страны через новое содержание образования   и   формирование культуры   здорового   образа жизни. «Модернизация системы   общего   образования   в рамках национальной образовательной инициативы   «Наша новая школа»   См.          Программа   внеурочной   деятельности   «После   уроков»   создана   с   учетом особенностей   и   традиций   МОУ   СОШ   №3,   предоставляющих   широкие возможности   обучающимся,   имеющим   разные   достижения     и   результаты,     в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.  Контингент   основных   заказчиков   программы   ­   родители   обучающихся   – это,   в   основном,   представители   среднего   класса,   ориентированные   на качественное   и   высокотехнологичное   образование   своих   детей.   Они   (в большинстве   своем)   воспринимают   образование   как   ресурс   для   построения успешной жизни и карьеры. В современном учебном заведении они хотят видеть совмещение   лучших   традиций   советской   школы   и   новаторских   методик, обеспечивающих   соответствие   международным   стандартам,   формату   единых экзаменов и т.п. Педагогический состав МОУ СОШ №3 характеризуется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в   профессиональной   деятельности,   в   развитии   творческих   способностей. Педагоги имеют опыт разработки и внедрения инновационных проектов, умеют осуществлять   мониторинг   экспериментальной   деятельности   и   рефлексивный анализ её результатов. Цель программы.  Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Задачи программы: 1. Выявление   интересов, учащихся.   склонностей,   способностей,   возможностей 4 2. Педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка. 3. Формирование системы знаний, умений, навыков. 4. Организация   среды   для   реализации   приобретенных   знаний,   умений, навыков. 5. Развитие опыта творческой деятельности. 6. Развитие опыта неформального общения. 7. Расширение рамок общения с социумом. Концептуальная   основа  инновационной   образовательной   программы «После уроков», является отправной точкой ее дальнейшего роста:  1. Успешность   образовательного   процесса   определяется   степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах. 2. Достижение   высоких   образовательных   результатов   каждым   учеником   эмоционально­психологической   комфортности   и   интенсивной   учебной возможно при решении задач оптимального сочетания:    учебной и внеурочной деятельности;    разнообразных форм этой деятельности;    требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;    деятельности;   при   использовании   новых   информационно­коммуникативных   технологий   и электронных УМК.          3.   Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, для разных   целевых   групп   обучающихся   на   основе   дифференцированного   и индивидуального подхода, формирующей имидж МОУ СОШ №3. Основные принципы построения программы «После уроков»:   соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность  с технологиями учебной деятельности;  опора   на   традиции   и   положительный   опыт   организации   внеурочной деятельности;  опора на ценности воспитательной системы школы;  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. При организации внеурочной деятельности использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах и среднем звене . В школе уже имелась модель   внеурочной   деятельности,   которая   после   небольшой   доработки   была приведена   в   соответствие   Федеральному   государственному   образовательному стандарту.   Работа   по   привлечению   младших   школьников   во   внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, секций, факультативов, реализацию планов воспитательной работы. Модель выпускника начальной школы МОУ СОШ №3 г. Балабаново  ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Нравственно­ духовное развитие Интеллектуальное развитие Здоровье/здоровый образ жизни 5 Патриотичен/гражданская позиция Ответственность перед  семьей, обществом Социальная зрелость и  активность Толерантность  Развитая учебно­ познавательная  деятельность Сформированная  учебная мотивация,  умение учиться Познавательные  интересы (глубина) Самообразование, саморазвитие,  самооценка Готовность к обучению на новой  ступени, владеет УУД и способами,  компетенциями Здоровье,  ЗОЖ,  принимает как  Физическое  совершенство Здоровье семьи, забота о них 2. Содержание инновационной программы внеурочной деятельности «После уроков» Программа   организации   внеурочной     деятельности,   в   соответствии   с приоритетными   направлениями   программы   развития   школы,   состоит   из подпрограмм, в рамках которых реализуются пять направлений деятельности. Особенностью   программы   внеурочной   деятельности   «После   уроков» является   наличие   объединений,   непосредственно   направленных   на   вовлечение школьников   в   разные   виды   деятельности,   учитывающие   индивидуальные образовательные потребности.  Функционируют   объединения   общеинтеллектуального   направления   для начальной   школы,   т.к.   на   данном   этапе   развития   общества   приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов, повышение   качества   метапредметных,   компетентностных   результатов   и готовности   к   обучению   на   основной   ступени.   Эти   показатели   учебной деятельности   постепенно   приобретают   характер   важнейшей   универсальной способности человека – потребности в самообразовании.  Объединения общекультурного направления, призванные дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства изостудия , театральная студия . Объединения   духовно­нравственного   направления,   затрагивающие   вопросы   кружок   «Основы   «Культуру   речи», проблемно­ценностного   общения, православной культуры». Объединения,   решающие   вопросы   социализации   учащихся   «Наши   первые проекты», «Юный журналист», «Моя малая Родина». Таблица 2. 6 Организация внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС Направления развития личности Духовно­нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно­ оздоровительное Социальная деятельность Решаемые задачи Приобщение к базовым общечеловеческим  ценностям, ценностям семьи Обогащение запаса учащихся научными  понятиями и законами, способствование  формированию мировоззрения, функциональной  грамотности.  Формирование умений учащихся  самостоятельно добывать новые знания, работать  с информацией, делать выводы и умозаключения. Развитие творческих возможностей учащегося, с  учетом его возрастных и внутренних  психологических наклонностей. Формирование  эстетического вкуса. Организация оздоровительной и познавательной  деятельности, направленной на развитие  физических сил и здоровья, выработку  гигиенических навыков и здорового образа жизни. Развитие положительного потенциала личности  обучающихся в рамках деятельности  общешкольного коллектива В начальной школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.  Решение данной задачи требует создания следующих психолого­педагогических условий, обеспечивающих эффективный комплекс развивающего образования:   личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;   простраивание индивидуальной траектории воспитанника;  полноценное   общение   ребенка   со   сверстниками,   старшими   и   младшими детьми;   развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;  предметно­пространственная   среда,   стимулирующая   коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;  интенсивное   включение   в   образовательный   процесс   современных информационных технологий;   интенсивное включение в образовательный  процесс школы возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования. Предполагаемые результаты реализации программы «После уроков» 7 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания   социальной   реальности   и   повседневной   жизни):   приобретение школьниками   знаний     об   этике   и   эстетике   повседневной   жизни   человека;   о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни;   об   истории   своей   семьи   и   Отечества;   о   русских   народных   играх;   о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов   и   организации   коллективной   творческой   деятельности;   о   способах самостоятельного   поиска,   нахождения   и   обработки   информации;   о   правилах проведения исследования. 2. Результаты   второго   уровня   (формирование   позитивного   отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе   и   культуре,   труду,   знаниям,   своему   собственному   здоровью   и внутреннему миру. 3. Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьником   опыта самостоятельного   социального   действия):   школьник   может   приобрести   опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт развития по   индивидуальной   траектории;   опыт   самообслуживания,   самоорганизации   и организации совместной деятельности с другими детьми. 3. Система оценки результатов программы внеурочной деятельности «После уроков» В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной   деятельности   «После   уроков»   разработана   система   оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная   накопительная   (портфолио), характеризующая   динамику   индивидуальных   образовательных   достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов   (презентации,  проекты, конференции,   практические   работы,     самоанализ,   самооценка,   наблюдения. Разработаны   индивидуальные   маршруты   обучающихся   по   внеурочной деятельности, мониторинг эффективности внеурочной деятельности, диагностика продвижения по индивидуальному маршруту .    оценивания     олимпиады), система   конкурсы,   соревнования, Целью   мониторинговых   исследований  является   создание   системы организации,   сбора,   обработки   и   распространения   информации,   отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:  рост социальной активности обучающихся;  рост мотивации к активной познавательной деятельности;  уровень   достижения   обучающимися   таких   образовательных   результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; 8  качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных   норм,   духовной   культуры,   гуманистических   основ   отношения   к окружающему миру;  удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объектами мониторинга являются:    оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование   школьников   и   родителей   по   итогам   года   с   целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; контроля;  анкетирование   школьников   и   родителей   в   рамках   внутришкольного вовлечённость   обучающихся   во   внеурочную   образовательную   деятельность как на базе школы, так и вне школы; результативность   участия   субъектов   образования   в   целевых программах и проектах различного уровня. Мониторинг  создания   условий   для   успешного   развития   познавательных способностей и творческой активности обучающихся в учебной и во внеклассной деятельности, развитие самоконтроля и самооценки ученика. Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса.  Программы педагога; педагогический прогноз 1. Разработка поисковых,  исследовательских учебных  задач, заданий. 2.  Использование активных  форм сотрудничества,  построенных на самостоятельной  работе ученика под  руководством учителя. Разработка уровневых, дифференцированных заданий. Презентация творческих заданий. Работа в творческих, проектных группах педагогов Корректировка учебно­ методического ресурса педагога Поддержка талантливых детей. Идентификация одаренных детей. Рекомендации учителю, родителям 1. Уровень сформированности учебно­ познавательной мотивации, учебно­ познавательных способностей. 2. Работа с одаренными детьми. 3. Уровень сформированности  самоконтроля и самооценки ученика:  методы и приемы.  Изменение  отношения учителя  к оценочной  деятельности. Внеклассная групповая, индивидуальная работа, программа работы с талантливыми детьми.  9 Способами  определения   результативности   программы   «После   уроков» являются: Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно­педагогического наблюдения . В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты   чаще   всего   связаны   с   диагностикой   познавательной   сферы   личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.  К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты­задания. Определение уровня интеллектуальных способностей . В   конце   года  Тесты   достижений  ориентированы   на   выявление   уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний Стержневой интерес в предметной сфере   и т с о н ь л е т я е д й о н ь л е т а в о з а р б о й о н т е м д е р п   а н и б у л Г   Выбор  предмета Выбор  предмета   ь т с о н ь л е т я е д   я а н ь л е т а в а н з о п ­ о н б е ч У Внеклассная  деятельность  Внешкольная  деятельность  Широта видов учебно­познавательной деятельности  проекты олимпиады конкурсы индивиду­ альная работа Одаренн ые дети Реализация, направленная на достижение запланированного результата  10 В сотрудничестве:  в паре, в семье Индивидуальная  форма работы Соревновательный  уровень Групповая работа Для  оценки   эффективности   занятий  можно   использовать   следующие показатели:  степень   помощи,   которую   оказывает   учитель   учащимся   при   выполнении заданий; поведение   детей   на   занятиях:   живость,   активность,   заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при   выполнении   которых   выявляется,   справляются   ли   ученики   с   ними самостоятельно; косвенным   показателем   эффективности   занятий   может   быть   повышение качества   успеваемости   по   математике,   русскому   языку,   окружающему   миру, литературному чтению и др. По   новым   стандартам   мы   работаем   второй   год,   поэтому   можем проанализировать только начальный этап формирования системы оценивания.  Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой Оценивали:   действия,   направленные   на   определение   своего   отношения   к школе и школьной действительности. Результаты   диагностики   показывают,   что   91%   учащихся   первых   классов имеют   положительный   и   высокий   уровни   мотивации.   9%   первоклассников продемонстрировали низкий (7%) и негативный (2%) уровни мотивации. Эти дети посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Самооценка. Методика «Лесенка» Результаты   диагностики   показывают,   что   45%   первоклассников   имеют адекватную самооценку. У них сформировано положительное отношение к себе, они   умеют   оценивать   себя   и   свою   деятельность.  Стремятся   сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. 39% учащихся первых классов демонстрируют завышенную самооценку (что, по сути, является возрастной нормой для данного возраста). Эти ребята очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма  сложные, задачи с «налета». Они не осознают своих неудач. Эти дети склоны к демонстративности и доминированию.  Это связано со слабо развитой рефлексией   (способностью   анализировать   свою   деятельность   и   соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).  16% учащихся имеют заниженную самооценку. Такие ребята, как правило, нерешительны,   малообщительны,   недоверчивы,   молчаливы,   скованны   в 11 движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от   решения   задач,   которые   кажутся   им   сложными,   но   при   эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. 1. Коммуникативные УУД. Методика «Рукавички» Результаты диагностики показывают, что  доверительные и конструктивные отношения   со   и   сверстниками   продемонстрировали   76%   учащихся   первых классов.   4%   первоклассников   не   умеют   работать   в   парах,   договариваться   и осуществлять сотрудничество. 20% первоклассников показали средний уровень развития данного вида коммуникативных УУД. Поэтому одним из направлений в деятельности   учителей   должна   стать   организация   совместной   деятельности учащихся (работа в парах, в группе, в коллективе).  Методика   «Рисование   по   точкам», 2. Регулятивные   УУД. «Корректурная проба» Результаты диагностики показывают, что высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 68% учащихся первых классов. 29% первоклассников демонстрируют недостаточно   развитую   ориентировку   на   систему   требований,   обусловленную невысоким   уровнем   развития   произвольности.   Чрезвычайно   низкий   уровень регуляции   действий,   постоянное   нарушение   заданной   системы   требований, предложенной взрослым, имеют 3% учащихся. На каждом занятии за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на занятии) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.      Каждую неделю в «тетрадь успехов» (дневник) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.    Ежемесячно, собирая дневники, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому направлению внеурочной деятельности в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.  Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ достижений.   В ходе анализа можно определить: ­ На каких занятиях внеурочной деятельности ребёнок в большей степени активен; ­ Какое направление ребёнку интереснее других; ­ Какова результативность деятельности учащегося; ­  Какова работоспособность ученика в конкретные недели; ­  Каков общий уровень успешности в классе за отдельный период. В конце каждого занятия даем возможность  детям эмоционально оценить прошедший день на полях тетради или в дневнике. Наша встреча (учебный день) 12 заканчивается   –   пусть   каждый   вспомнит,   что   он   делал,   что   у   него   особенно хорошо получалось (установка на успех!).    Разработан   и   составлен   «Пакет   диагностических   материалов»   по   каждому направлению. Обобщенные показатели оценки достижений метапредметных результатов выпускников начальной школы МОУ СОШ №3 Г. Балабаново № Показатели Критерии в Уровень  1 Интеллектуально е развитие 2 Универсальные  учебные действия (межпредметные)  умения, навыки,  компетенции о в т с е ч и л о К 76 1.Овладение знаниями в объёме образовательного  стандарта 2.Применение индивидуальных интеллектуальных  способностей в новых условиях (научное общество  обучающихся; олимпиадах, конкурсах,  конференциях) 1. Умение учиться, владение регулятивными  действиями: ­ целеполагание ­ планирование ­прогнозирование ­контроль ­коррекция ­оценка усвоенного и качество усвоения ­саморегуляция (способность к мобилизации сил, к  волевому усилию) 2. Познавательные универсальные действия: ­самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели ­поиск и выделение необходимой информации, в  том числе с помощью компьютерных средств ­структурирование знаний ­выбор наиболее эффективных способов решения  учебных задач ­смысловое чтение ­постановка и формулирование проблемы 3. Коммуникативные УУД: ­планирование учебного сотрудничества с  учителями и сверстниками ­проявление инициативы в сотрудничестве ­разрешение конфликтов убеждением,  доказательством; принятие справедливой точки  зрения о к и н к с у п ы в   достижений  (результаты в %)   й и к о с ы В ) 37 л т о ( 27 ч о т а т с о Д 20 й ы н   22   й и н д е р С ) 19 л в о д у ( 27 37 20 19 27 22 27 20 20 36 13 ­умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свою точку зрения ­управление поведением партнёра: контроль,  коррекция, оценка его действий 4.Логические УУД: ­анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных, несущественных) ­синтез ­подведение под понятие, выделение следствия ­построение логической цепи рассуждений ­выдвижение гипотез и их объяснение 18 24 34 3 Личностные УУД 5.Личностная готовность к дальнейшему обучению  37 20 19 в основной школе: ­сформирована внутренняя позиция школьника ­проявляются личностные УУД: самоопределение,  самооценка, смыслообразование ­положительное отношение к школе: понимают  ценность и необходимость учения, проявляют  интерес к новым предметам, фактам, событиям,  содержанию урока ­предпочтение классных коллективных форм  занятий ­положительное отношение к школьной дисциплине ­знают о наличие официальных нормативно­ правовых документов школы (Устав, Программа  развития, учебный план, учебная программа,  учебное расписание) Сформированы основные характеристики  личностного развития учащихся начальных классов: ­основа гражданской идентичности личности на  основе осознания «Я» как гражданин России ­принадлежность к культурной идентичности ­формирование культурной картины миры  (многообразие, порождение трудовой предметно­ преобразующей деятельности) ­ознакомление с миром профессий ­нравственно­этическая ориентация: ­знание и применение основных моральных норм ­выделение нравственных содержательных  поступков ­сформированная моральная самооценка ­развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям 4 Личностные  качества  (духовно­ нравственная  культура) 27 22 27 4.   Образовательные   технологии   и  обоснованность   их   выбора.  ИКТ   и дистанционное обучение Наш     выбор   педагогических   технологий,   методов   и   форм   обучения   и воспитания был обусловлен принципами деятельностного подхода к образованию и воспитанию, т.к. именно деятельностный характер направлен на  формирование общих     умений   и   навыков,   обобщенных   способов   учебной,   познавательной, 14 коммуникативной,   практической,   творческой   деятельности,   на   получение учащимися опыта этой деятельности и развивать у них разные виды УУД.  Успешная адаптация и развитие ребенка Ключевые компетенции Педагогичес кие технологии Во   внеурочной   деятельности   используются   современные   и   инновационные образовательные   технологии,   направленные   на   овладение   требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, доступность) и создание условий, при которых любой ребенок может продвигаться по пути к собственному   совершенству,   умеет   мыслить   самостоятельно,   нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный мир. В   создавшихся   условиях   естественным   стало   появление   разнообразных личностно ориентированных технологий, способствующих повышению качества метапредметных и компетентностных результатов. 100%     педагогов   нашей   школы   используют   личностно   ориентированные технологии – технологии, обеспечивающие учет возможностей  и способностей обучающихся, создающие необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Методической основой технологии личностно ориентированного развивающегося   процесса   является   индивидуализация   и   дифференциация воспитательного и образовательного процесса.             Выбор   технологий   обоснован   спецификой   нашего   учреждения, функционирующей   в   таком   режиме   и   имеющийся   опыт   работы   (школа   имела статусы   муниципальной   инновационной   площадки   по   проблемам   личностно­ ориентированного образования,  на  данный  момент –  областная стажировочная площадка   «Дифференцированное   и   разноуровневое   образование   в   условиях перехода   на   ФГОС»).   Поэтому   выбор   основной   технологии   –   личностно­ ориентированной   не   случаен,     ведь   она  направлена   на   формирование метапредметных, коммуникативных универсальных действий.  Технологии используемые во внеурочной деятельности  Технологии Задачи №   Направления  внеурочной  деятельности Результат использования Педагоги 15 1 Совместной  деятельности  2 Здоровьесберегаю щие 3 Дифференциро­ ванные  (разноуровневые) 4 Игровые 5 Обучение в  сотрудничестве 6 Полного усвоения Формирование  личностных  деловых  качеств:  сотрудничество, принятие  совместных решений,  оказание помощи друг  другу, ответственность за  общее дело, принятие  общего успеха и  достижений. Применение психолого­ педагогических приемов,  методов, подходов для  решения задач сохранения и укрепления здоровья,  психологической  комфортности. Выявление и максимальное  развитие способностей  каждого ребенка, через  дифференцированные и  разноуровневый задания,  возможности работать в  своём оптимальном темпе  (индивидуальные маршруты воспитанников)   Активизирование  познавательной  деятельности и  эффективный способ  организации  взаимодействия в  коллективе Обучение осуществлять  путём общения в  динамических или  статических парах,  динамических или  вариационных группах,  когда каждый учит  каждого. Внедрять учитывая  индивидуальные  особенности и способности  детей, через полное  усвоение основных  программ и достижение  результатов в соответствии  со способностями ребенка и делая это переменными для каждого обучающегося  время, методы, формы,  условия труда.    Все  100% Все  педагоги Все  100% Все  педагоги Все  100% Все  педагог Все  100% Все  100% Все  педагоги Все  педагоги Все  100% Все  педагоги 16 7 Проектной   деятельности Обучение, организованное  учителем и самостоятельно  выполняемое детьми в  комплексе  действий по  решению субъективно  значимой проблемы,  завершающейся созданием  продукта и его  представлением в рамках  устной или письменной  презентации. 8 Информационные  Использование  компьютерных технологий  на занятиях для   осуществления личностно­ ориентированного,  индивидуального,  дифференцированного  подхода в обучении и   ориентированного  в  информационном  пространстве на развитие  творческого и критического мышления детей. Создание проблемной  ситуации на занятиях, где   ученик должен быть не  только слушателем, но и, в  первую очередь,  исследователем,  мыслителем. 9 Проблемного  обучения 55% Общеинтел­ лектуальное,  духовно­ нравственное Учителя  началь­ ных  классов 72% Общекультур ное,  общеинтел­ лектуальное,  духовно­ нравственное Учителя  началь­ ных  классов все 100% Все  педагоги   дистанционного обучения  Использование   информационно­коммукативных   технологий     и     Бурное   развитие   новых   информационных   технологий   и   внедрение   их   в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда   компьютеры   стали   широко   использоваться   в   образовании,   появился термин  «новая информационная технология обучения». Использование   в  воспитательном   процессе   средств    ИКТ  направлено   на интенсификацию   процесса   обучения   и   воспитания.   Развитие   личности   – важнейшая   задача   современного   образования   и   психологическая   готовность   к жизни   в   информационном   обществе,   начальная   компьютерная   грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии.          Совершенно   очевидно,   что   реализация   внеурочной   деятельности   в практике школы, средствами ИКТ отвечает требованиям современной жизни.    Интеграция ИКТ в образовательный процесс МОУ «СОШ № 3» 17  оснащение   кабинетов   современной   техникой:   стационарными   и мобильными мультимедийными комплексами, интернет досками;  расширение локальной сети школы за счет внедрения WI­FI технологии подключения компьютеров в учебных классах к общей сети школы с выходом в Интернет;  создание   банка   методических   разработок   по   предметам   школьного курса и внеурочной деятельности;  анализ и внедрение готовых программных продуктов по всем областям знаний;  повышение квалификации педагогов на внутришкольных курсах ИКТ и различных дистанционных курсах.            Использование   современных   информационно­коммуникационных технологий   в   МОУ   СОШ   №3   при   проведении   внеклассных   мероприятий   по предмету   усиливает   их   образовательный   эффект:   повышение   качества метапредметных и компетентностных результатов, возможность в период участия во   внеурочном     мероприятии   содержательно   общаться   и   соревноваться   с ровесниками   из   школ   других   городов   России   способствует   развитию   у школьников   информационной,   коммуникативной   культуры,   а   также   развитию предметных компетентностей (дистанционные конкурсы и олимпиады).          Внеурочная   работа в школе проводится в различных формах, среди которых важное место занимают занятия и кружки по внеурочной деятельности, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной   круг   своих     интересов.   Строгие   рамки   урока   и   насыщенность программы   не   всегда   позволяют   ответить   на   многие,   интересующие   детей вопросы.   И   тогда   на   помощь   приходят   внеклассные   занятия.   А   если   в   них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности   и   простоты,   принесут   наибольший   эффект   и   будут   иметь   еще большее детей. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в   качестве  базовой  рассматривается   следующая   организационная   модель внеурочной деятельности.  воспитании развитии значение и       в       Важно понимать, что именно информационно­коммуникационные технологии дают   сегодня   возможность,   несмотря   на   территориальную   удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или   всероссийских,   но   и   в   международных   конкурсах,   расширяя   тем   самым пространство   для   их   творческой   самореализации.   Основные   плюсы   и положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, научность, эстетичность и др.  Изучение   компьютерных   технологий   во   внеурочное   время   позволяет развивать   у   учащихся   желание   самоутвердиться,   получить   конечный положительный результат. Дифференцированный   подход   во   внеурочной   деятельности   реализуется   с использованием   современных   информационных   технологий   и   мультимедийных проектов. Учитель с учетом запроса ребенка, его индивидуальных интересов и 18 возможностей,   помогает   выбрать   тему   проекта,   поощряя   его   к   творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно подбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.  Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах.  Интернет   предоставляет   учителям   новые   возможности   в   стимулировании познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности, и в большей степени с помощью системы дистанционного обучения.   Наша   школа,   как   и   все   образовательные   учреждения   района,     получила компьютеры,   лицензионное   программное   обеспечение,   а,   главное,   доступ   к Всемирной сети. Эти  возможности дети используют при подготовке к занятию и уроку,  когда выполняют соответствующие задания учителя по тому или иному предмету, не проявляя своей инициативы. А 70%  информации человек осваивает при условии, если сам  ее добывает. Следовательно, необходимо замотивировать ребенка и расширить диапазон возможностей для самостоятельной работы.  Система дистанционного обучения не подменяет, а дополняет традиционную систему   образования.  Дистанционное   обучение   дисциплинирует,   т.к. присутствует   обязательность  (выполнение   всех   заданий   в  оговоренные   сроки), тщательность   и   добросовестность.   Следовательно,   система   дистанционного образования,   один   из   вариантов   использования  IT­технологий   во   внеурочной деятельности   учащихся.   Во   внеурочной   деятельности   обучающиеся   могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в интересующей их области.  Организация работы с одаренными детьми В   целях   обеспечения   благоприятных   условий   для   развития   талантливых детей,   сохранения   и   приумножения   их   интеллектуального   и   творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников в нашей   школе   сложилась   система   работы   с   мотивированными   и   одаренными обучающимися начальных классов. Основные задачи этой работы: совершенствование   существующей   системы   выявления,   сопровождения   и специальной поддержки мотивированных и одаренных детей; отбор   из   различных   систем   обучения   тех   методов   и   приемов,   которые способствуют   развитию   самостоятельности   мышления,   инициативности   и творчества; расширение   возможностей   для   участия   способностей   школьников   в областных   олимпиадах,   научных   конференциях,   творческих   выставках, различных конкурсах.  Обеспечение условий для развития детей с ОВЗ В нашей школе  обучаются дети, имеющие  нарушения здоровья.  19 Ежегодно организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении, начинается с диагностики речевого развития и сформированности навыков чтения и   письма.  Это   позволяет   оценить   характер   трудностей,  особенности   усвоения знаний и умений. И, учитывая рекомендации узких специалистов, разработать индивидуальный план работы. Индивидуальная траектория развития ученика – это взаимодействие учителя, психолога, логопеда и родителей. Она включает ряд мероприятий: Посещение индивидуальных и групповых логопедических занятий с целью преодоления   нарушений   звукопропроизношения,   коррекции   просодической стороны речи, развития фонематического слуха, лексического и грамматического состава речи, формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики; Занятия и консультации психолога; Обследование и наблюдение медицинских специалистов; Посещение музыкальных, ритмических занятий и занятий в бассейне; Индивидуальные   консультации   и   общие   родительские   собрания   с   целью расширения   педагогических   знаний   родителей   о   работе   с   детьми,   которые нуждаются в особом внимании. Индивидуализация заданий и упражнений в режиме урока Научно­методическое   и   информационное   обеспечение   внеурочной деятельности Создать банк методических  разработок дел школы,     мероприятий, событий Разработать систему  диагностической работы  по  вопросам досуговой  деятельности учащихся Разработать систему  мероприятий,  обеспечивающую повышение  методического уровня  педагогов Создать банк методической  литературы по организации  досуга учащихся Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого  взаимодействия. Диагностика запросов учащихся на организацию  свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных  учреждений по организации свободного времени  учащихся. Информирование педагогического коллектива о  результатах диагностики. Курсы повышения квалификации по вопросам   воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Приобретение методической литературы и ее постоянное  обновление. Систематизация методической литературы.  Информирование педагогов о наличии и их знакомство с  содержанием имеющейся методической литературы. 20 Информационное   обеспечение   внеурочной   деятельности   осуществляется посредством Интернет порталов и научно­методическими пособиями по ФГОС.  На 2014­2015 учебный год по внеурочной деятельности учителя представили следующие программы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 «Основы православной культуры» авт. А.В.Бородина авт. А.Горячев и др «Информатика в играх и задачах»» «Юные олимпийцы» Изостудия  «Культура речи» «Наши первые проекты» «Литературная гостиная»» «Юный пожарный» «Юный эколог» «Подвижные игры» «Занимательная математика»   «Оздоровительная аэрорбика» Таблица 12. Филина В.А., Бурдонова Л.А.,  Смирнова В.М., Курбакова  Н.И., Криволуцкая Н.О.,  Белова Е.М., Скачкова Е.В.,  Татаренко Т.А. Смрнова В.М., Скачкова Е.В. сост. Филина В.А. Сост. Ильюшкина А.М. сост. Белова Е.М. Сост Криволуцкая Н.О. Сост. Михайлова О.И.  Сост.  Пиргач А.М. Егорушкина К.А. Татаренко Т.А. Бурдонова Л.А. Пиргач А.М. Занятия по внеурочной деятельности проходят с привлечением ИКТ, так как все начальные классы и актовый зал оснащены компьютерами. Учителями создана и   постоянно   пополняется   медиатека   (аудиофайлы,   видео,   собственные разработки и презентации). Обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся Организация   внеурочной   деятельности   школьников   основывается   на общедидактических   принципах.   Добровольность   участия   школьников   во внеурочной деятельности мотивирует педагогов отыскивать здесь такие черты, которые   позволяют   проводить   внеклассную   работу   с   максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого из них. Внеурочная деятельность представлена в следующих формах (основной единицей   внеурочной   деятельности   являются   культурные   практики): коллективные, групповые, индивидуальные формы работы , предметные недели, конкурсы,     олимпиады,   научно­практические   конференции,   кружки,   секции, традиционные   общешкольные   и   классные   мероприятия,   экскурсии,   лектории, акции,   спортивные   соревнования,   концерты,     посещение   библиотеки. Разнообразие   форм   внеклассной   работы   обусловлено   разноплановостью содержания,   целями   и   задачами   этой   работы,   неоднородностью   состава участников (по уровню подготовленности, степени развития интереса). Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников,   благодаря     индивидуальной   работе   учителя,   глубже   изучается материал.   На   занятиях   руководители     стараются   раскрыть   у   детей   такие способности,   как   организаторские,   творческие,   музыкальные,   что   играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.  21 . Дополнительные   образовательные   услуги  в   школе   оказываются   по следующим направлениям: 1.   Интеллектуальное   (предметная   внеурочная   деятельность)   – «Занимательная математика», «Информатика в играх и задачах» 2. Художественно­эстетическое, куда входят кружки по ИЗО и занятия в кружке «Культура речи» 3. Эколого­биологическое – «Юный эколог». 4. Социально­педагогическое  ­ «Наши первые проекты», «Юный журналист» 5. Физкультурно­спортивное – секции по баскетболу, кружок «Подвижные игры» и «Юный пожарный» Преемственность и перспективность в реализации программы 1. За последние годы в школе сложилась система работы с воспитателями МДОУ на ул. Московской г. Балабаново. Совместная работа строится по плану. Цель   работы:   осуществлять   преемственность   в   работе   ДОУ   и   школы   в соответствии с требованиями стандарта. В рамках этой работы проводятся следующие мероприятия: * шефская работа – ремонт игрушек и книг; * участие в субботниках по уборке территории; * день открытых дверей для обучающихся, с целью знакомства с ДОУ; *   работа   с   родителями   –   педагоги   школы   знакомят   родителей   с образовательными   программами,   по   которым   работает   школа,   и   дают рекомендации по подготовке детей к школе; 2. Система работы начальной школы с педагогами основной школы решает следующие задачи: * успешное решение педагогических задач на этапе адаптации обучающихся в новых образовательных условиях; *   обеспечение   траектории   развития   всех   обучающихся   в   зависимости   от способностей и возможностей в обучении; * создание условий взаимодействия педагогов 1­й и 2­й ступеней школы; *   способствовать   организации   поиска   новых   форм   обучения   и взаимодействия   обучающихся   с   точки   зрения   учета   критического   возрастного периода развития; * формирование классного коллектива и культуры поведения обучающихся. Традиционно проводятся общешкольные праздники, предметные декады, дни самоуправления. Старшеклассники выходят со своими проектами в начальную школу.   Акции   по   экологическому   направлению:   День   птиц,   «Чистый   двор»; презентации по духовно­нравстенному и патриотическому направлению.  6.   Условия   для   реализации   образовательной   программы   внеурочной деятельности «После уроков» 22 Формы организации инновационной деятельности в МОУ  «СОШ №3 г. Балабаново» МОУ "СОШ № 3" Совет по ФГОС Научно- методичес кий совет Изучени нормати е в докумен ных тов участие районны меропри в х ятиях повышен квалифи План ия ка ции Заседани я МО о- Проектн исследо вательск группа разработ рабочих програм ая для ки м Проектна я группа "Проектн исследов о- а тельская деятельн ость Творческ ая группа "Стимули ро вание деятельн ости учителя" опорная школа по ДНО ная по Проблем группа профиль ному и предпро фильном образова у нию Проектн исследов о- а тельская группа разработ програм внеурочн деятельн по ке м ой ости Совет школы В   ФГОС   выдвинуты   условия   к   организации   внеурочной   деятельности: вариативность   и   учет   личных   потребностей   обучающихся.   Внеурочная деятельность призвана обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.    наставничество, Учителями   начальных   классов   применяются     формы   эффективной самостоятельной   работы   обучающихся:   дистанционное сопровождение творческих заданий, дистанционный контроль учитель­родитель­ ученик   (имеющий   трудности   в   усвоении   какого   либо   предмета),   организация учебного   процесса   на   опережающем   уровне,   лабораторные   работы   с   четко отработанным   алгоритмом   действий,   обучение   с   помощью   учебной   книги. Результат – 100% абсолютная   успеваемость обучающихся 1 – 4 классов,  62% качественная   успеваемость,   приобретение   учениками   необходимых   средств учения   при   систематической   самостоятельной   работе   позволит   им   лучше осознать материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой, повышению учебной мотивации. При правильном педагогическом 23 МОУ "СОШ № 3"Изучение нормативных документовучастие в районных мероприятияхПлан повышения квалификацииЗаседания МОПроектная группа"Проектно-исследовательская деятельностьТворческая группа "Стимулирование деятельности учителя"Совет школыПроектно-исследовательская группа для разработки рабочих программПроектно-исследовательская группа по разработке программ внеурочной деятельностиопорная школа по ДНОПроблемная группа по профильному и предпрофильному образованиюСовет по ФГОСНаучно-методический совет руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные успешные условия   развития   личностно­ориентированный   подход,   осознание   общей   цели, целесообразное распределение обязанностей, реализацию субъект – субъектных отношений.  К формам индивидуального сопровождения обучающихся начальной школы с   учетом   образовательных   потребностей   детей   можно   отнести:   портфолио младшего   школьника   (совместная   деятельность   учитель­ученик­родитель), диагностическая карта учета индивидуальных возможностей ребенка Нормативно­правовая база Таблица13. Действия по созданию условий для внедрения ФГОС на первой ступени Администрации школы Педагогов школы 1. Участие в работе  инструктивных семинаров с  целью понимания структуры и содержания ФГОС 2. Выбор УМК,  соответствующих  требованиям ФГОС.  Формирование заказа на  учебники. 3. Участие педагогов в  тренинге с целью  переосмысления  собственной  профессиональной позиции  в соответствии с новыми  ФГОС. 4. Самообразование в  области развития  компетенций педагога,  необходимых для  реализации ФГОС, с  использованием сетевых  источников информации. 5. Разработка рабочих  программ на основе  выбранных УМК,  корректировка рабочих  программ. 6. Выполнение рабочих  программ по всем курсам 1. Освоение нового режима  24 Компоненты, направления образовательного процесса Достижение планируемых  результатов освоения  основной образовательной  программы школы Совершенствование  1. Внесение изменений в нормативно­правовой базы,  обеспечивающей  реализацию  образовательной  программы на первой  ступени обучения штатное расписание школы  в связи с введением ставок  педагогов дополнительного образования. 2. Внесение изменений в  локальные акты. 3. Внесение корректировок  в бюджет школы. Кадровое обеспечение  реализации основной  образовательной  программы школы на  первой ступени. Методическое  сопровождение педагогов  при реализации ими  основной образовательной  программы школы. 1. Определение  потребности в  дополнительных  педагогических кадрах на  основе запроса родителей и детей. 2. Привлечение в школу  педагогов дополнительного образования. 3. Подбор для будущих 1­х  классов педагогических  кадров, способных к  реализации требований  ФГОС в полном объеме. 4. Административное  совещание по теме  «Создание условий  внедрения ФГОС». 1. Создание программы  методического  сопровождения педагогов. 2. Проведение заседания  ШМО по проблеме  «Деятельностно­ компетентностный подход  как основа новых  образовательных  стандартов». 3. Разработка  критериальной базы оценки эффективности работы  педагога в условиях  функционирования школы  на первой ступени  образования. 2. Реализация алгоритма  взаимодействия учителей  начальной школы и  педагогов дополнительного  образования,  осуществляющих  внеучебную деятельность на первой ступени. 1. Работа с родителями по  разъяснению им требований  новых ФГОС. 2. Изучение  образовательных запросов  родителей и детей. 1. Участие в программе  методического  сопровождения педагогов. 2. Участие в заседании  ШМО по проблеме  «Деятельностно­ компетентностный подход  как основа новых  образовательных  стандартов». 3. Апробация критериальной базы оценки эффективности работы педагога в условиях  внедрения ФГОС. 25 Обеспечение материально­ технического оснащения  школы в рамках реализации основной образовательной  программы на первой  ступени обучения. 4. Активное участие в  работе городских  методических объединений  по вопросам внедрения  ФГОС. 1. Овладение приемами  использования  современными  техническими средствами  обучения. 2. Организация мини­ библиотек и мини­медиатек. внедрения ФГОС. 1. Продолжение работы по  обеспечению учителя  современными  техническими средствами  обучения (компьютер,  проектор, экран,  интерактивная доска и пр.) 2. Обновление оснащения  кабинетов классов в  соответствии с  требованиямиФГОС. 3. Обновление ресурсов  медиатеки и библиотечного фонда. Информационное обеспечение введения ФГОС  Организация   разъяснительной   работы   в   педагогическом   и родительском коллективах о целях и задачах ФГОС (постоянно). Обеспечение участников учебной и учебно­методической литературой под ФГОС начального общего образования (постоянно). Организация публичной отчетности администрации МОУ СОШ №3  о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования (постоянно). Организация изучения мнения родителей по вопросам введения новых стандартов   и   внесения   возможных   дополнений   в   содержание   основной образовательной программы начального общего образования (постоянно). Размещение   информации   о   ходе   введения   ФГОС   на   страницах школьного портала и стендах МОУ СОШ № 3 (постоянно). Кадровое обеспечение введения ФГОС  Разработка плана методической помощи с ориентацией на проблемы       введения ФГОС  начального общего образования . Организация   работы   по   приведению   в   соответствие   с   требованиями ФГОС   общего   образования   и   новыми   тарифно­квалификационными характеристиками должностных инструкций работников школы, учителя. Повышение   квалификации   и   профессиональной   переподготовки руководителей и педагогов (в соответствии с планом). Материально — техническое обеспечение ФГОС  Разработка   плана­графика   поэтапного   укрепления   материально­ технической базы в соответствии с требованиями ФГОС. 26  Проведение работ по укреплению материально­технической базы МОУ СОШ №3 в  соответствии с требованиями ФГОС (постоянно).  Отражение инновационного содержания программы в учебном. Информационно­технологические условия.  Кабинеты: физики, биологии, географии,   английского   языка,   математики,   русского   языка,   ОБЖ,   начальной школы,   ОПК,   библиотека     оснащены   современной   компьютерной   техникой, позволяющей проводить видеоконференции и презентации. В кабинета физики, начальных   классов   имеются   интерактивные   доски.     Неотъемлемой   частью информационного обеспечения является школьная  библиотека. Для   информирования   об   общешкольных   мероприятиях   и   формирования эффективной   коммуникативной   среды   школа   использует   информационные ресурсы: школьный сайт, информационные стенды.  По результатам опроса родителей, рейтинг используемых ими источников информации о школьной жизни детей: дневник ученика, электронный дневник, родительские собрания и сайт школы. При этом общение с другими родителями опережает в рейтинге общение с педагогами (как личное, на консультациях, так и по телефону). Ведущий источник информации – дневник ученика. Сайт школы входит в тройку наиболее популярных у родителей ресурсов, представляющих им информацию   о   школьной   жизни   ребенка   наряду   с   традиционным   дневником ученика   и   родительскими   собраниями.   Одно   из   перспективных   направлений информационного   обеспечения   субъектов   образовательного   пространства   –  Для   досуговой   деятельности  и   дополнительного электронный   дневник. образования на базе школы работают десять объединений для занятий внеурочной деятельностью. Созданы условия для занятий физкультурой и спортом: на территории школы расположена  спортивная площадка, стадион, спортивный зал. С целью предотвращения конфликтов между обучающимися и педагогами создан Совет профилактики.  направлениям: Школа   тесно   сотрудничает   с  социальными   партнёрами    по   различным 1). Профилактическое  (ПДН ,  прокуратура Боровского района,  ОВД РОВД Боровского района района, Администрация города и района) 2). Патриотическое (Совет ветеранов Боровского  района, Военкомат) 3). Дополнительное образование (ДДТ г. Балабаново, ДШИ) 4). Эстетическое (Театры, музеи) 5). Спортивно­техническое  ПЧ , ДОСААФ  6). Спортивно­оздоровительное ( ЦФИС) 7)   Духовно­нравственное   (Свято­Пафнутьев   Боровский   монастырь,   храм Иоанна Кронштадского ) Материально­техническая база Школа   представляет   собой   современное   образовательное   учреждение, типовой   проект   90­х   годов.   100%   кабинетов   начальной   школы   обеспечены компьютером,   диапроектором.   В   современно   оборудованном   компьютерном классе   с   доступом   в   Интернет   каждый   учитель   начальной   школы   может 27 проводить занятия и использовать Интернет­ресурсы для учебно­воспитательной деятельности. Для обеспечения образовательного процесса классов, перешедших на новый ФГОС, 10  из  10  кабинетов   оборудованы   согласно   требованиям   ООП   НОО.  В школе функционируют  30 учебных кабинетов, библиотека с читальным залом, спортивный и актовый залы, столовая.  Для   реализации   программ   урочной   и   внеурочной   занятости   обучающихся используются материально­технические ресурсы: ДДТ ; ДШИ ,спорткомплекса «  Образовательные   проекты   и   мероприятия  различной   тематики обеспечивают   максимальную   индивидуализацию   образования   и   возможность практического применения знаний и навыков. 7. Управление разработкой и реализацией программы внеурочной деятельности «После уроков» Пошаговая организация внеурочной деятельности: 1. Оценка возможностей ОУ 2. Оценка предложений дополнительных образовательных учреждений 3. Выявление запросов родителей и обучающихся 4. Разработка основных образовательных программ внеурочной  деятельности 5. Комплектация объединений внеурочной деятельности по видам и  направлениям 6. Составление расписания На основании оценки возможностей МОУ СОШ №3, наличия многолетнего опыта инновационной деятельности педагогов, запроса родителей и обучающихся была разработана и апробируется программа внеурочной деятельности «После уроков».  Субъекты разработки программы Администрация  Педагоги Общественность Разработчики Апробаторы, пользователи Основные заказчики ­ родители 28 Особенностью   программы   «После   уроков»   является   сотрудничество учителей и родителей как участников педагогического процесса:  Целью   сотрудничества  учителей   и   родителей   является   создание неформальной   дружеской   атмосферы   жизнедеятельности   школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.  Задачами сотрудничества являются:  усиление   нравственных   аспектов   школьной   жизнедеятельности   детей   и молодежи;   гуманизация взаимоотношений семьи и школы;   развитие у   школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;   освоение   родителями   навыков   делового   общения   и   сотворчества   с учителями и детьми;   оказание   родителями   содержательной   помощи   учителю   в   организации учебно­воспитательной   работы,   в   том   числе   обучение   детей   в   домашних условиях.  Сотворчество   учителей   и   родителей   в   воспитании,   обучении   и   развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):  непосредственное   участие   родителей   в   организации   различимых   форм совместной внеурочной работы с детьми;   развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно­познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;    оказание   помощи   школе   в   ремонте   и   оборудовании   помещений   для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей, костюмов и др. для качественной организации данных занятий.  Классные руководители Администрация школы Учащиеся МОУ СОШ №3 Г.Балабаново Родители Взаимодействие  Мед.работники Педагоги ДДТ, библиотека, монастырь Сетевые программы 29 Инновационные разработки педагогов для реализации программы: 1. Экспериментальные   материалы   по   формированию   «Банка   данных обучающихся — выпускников». «Индивидуальный маршрут обучающегося». 2. 3. «Психологические данные обучающихся». Условия,   стимулирующие   мотивацию   учебно­познавательной деятельности (в динамике). 4. 5. Текущая динамическая карта обучающихся.  «Карта   диагностики   психологической   готовности   учителя   к инновационным изменениям в системе обучения школьников»  6. 7. «Карточка учета индивидуальных успехов». Протокол анализа изменений условий работы на уровне стандарта и повышенной сложности. 8. Инструктаж   по   применению   тематической   внутрипредметной дифференциации в учебной и внеурочной деятельности. 9. Моделирование   новых   способов   контроля,   самоконтроля   в сотрудничестве «учитель­ученик». Сроки и этапы по реализации программы «После уроков» Таблица14. Основные этапы 1 этап – подготовительный   Сроки экспериментальной работы 2014­2015 опытно­ 2 этап – апробационный 2015­2017 3   этап   –   обобщающее­ аналитический 2017­2018             Решение   вопросов научно­ опытно­   Изучение   Выявление   факторов, на Содержание экспериментальной работы 1. методической литературы. 2. влияющих психофизиологическое состояние учащихся. 3.   Разработка   плана   опытно­ экспериментальной работы. 4. ресурсного обеспечения 1.   Создание   оптимальных условий   для   проявления   и развития   ребенком   своих интересов на основе свободного выбора. 2.   Использование   приемов   и методик, снижающих психоэмоциональную нагрузку учащихся. 3.   Моделирование   занятий   с использованием метода проектов. 1. самоэкспертиза, полученных результатов. 2.   Публикация   результатов работы    Итоговая   диагностика,   самоанализ     30 Механизмы управления разработкой и реализацией  программы «После уроков» Управленческая деятельность Алгоритм разработки разделов программы 1. Назначение  ответственных за  программы и  утверждение  программ 2. Совместная  деятельность  администрации и  Управляющего Совета школы. Нормативно­ правовое обеспечение 3. Работа с  родителями учащихся 1. Духовно­нравственное  направление 2. Спортивно­ оздоровительное направление 3. Общекультурное  направление 4. Общеинтеллектуальное  направление 5. Социальная деятельность 6. Формирование ЗОЖ 7. Система оценки  достижения планируемых  результатов 5. Характеристика младшего  школьника  «Модель выпускника  начальной школы» 6. Обновление структуры  методической системы  начального образования 7. Связь программы с  инновационной деятельностью школы 8. Новизна содержания  образования в начальной  школе 9. Материально­техническая  составляющая Система общественной  экспертизы: учебно­ методическая активность  учителей начальной школы;  подбор педагогов, обучение  педагогов реализации нового  стандарта начального общего  образования. Разработка плана  информирования родителей  Таблица 15. Педагогический ресурс — участники инновационных разработок для реализации  программы внеурочной деятельности НОО Филина В.А., Криволуцкая Н.О.,  Скачкова Е.В. Пиргач А.М. , Татаренко Т.А., Филина  В.А. Михайлова О.И., Белова Е.М. Скачкова Е.В., Егорушкина К.А.,  Смирнова В.М. Криволуцкая Н.О., Хоменко Г.А. Пиргач А.М. Кривокорытова Е.А., заместитель  директора поУВ Р Локтюхин В.И.., руководитель МО Бурдонова Л.А. рук ШМО школы Кривокорытова Е.А., заместитель  директора по УВР  Локтюхин В.И., руководитель МО Кривокорытова Е.А. Бурдонова Л.А. Кривокорытова Е.А.., заместитель  директора по УВР  Локтюхин В.И.., директор школы Локтюхин В.И.., директор школы Локтюхин В.И. директор школы Кривокорытова Е.А. заместитель  31 I ступени об ООП НОО (ФГОС) директора по УВР  4. Погружение  педколлектива в  инновацию и  перспективы перехода основной, старшей  школы в ФГОС  второго поколения 5. Вхождение в  педагогический  эксперимент  6.Создание  механизмов  стимулирования  инновационной  деятельности 7. Контроль за  реализацией  внедрения программы 8. Подведение  итогов внедрения  программы  внеурочной  деятельности Педсоветы, семинары по  внедрению и проблемам  инноваций Бурдонова Л.А.  руководитель МО Кривокорытова Е.А.., заместитель  директора по УВР  Все педагоги Кривокорытова Е.А. заместитель  директора по УВР  Бурдонова Л.А. руководитель МО Локтюхин В.И., директор школы Обучение руководителей  подпрограмм, учителей,  занятых в педагогическом  эксперименте  Положение о порядке  распределения и  использования   межбюджетного трансферта,  предусмотренного на  стимулирующие выплаты  работникам  МОУ СОШ № 3. Локтюхин В.И., директор школы Образовательные результаты:  достижения, качество Мониторинг готовности  учителей к работе по новым  образовательным стандартам Кривокорытова Е.А. заместитель  директора по УВР  Криволуцкая Н.О. 32 34 9. Возможности и ресурсы среды для разработки и реализации программы внеурочной деятельности «После уроков» Национальный проект «Наша новая школа» ставит перед школой задачу формирование   важнейших   качеств   личности:   инициативность,   способность творчески   мыслить,   находить   нестандартные   решения,   а   также   раскрывать способности каждого ученика и развивать систему поддержки талантливых детей. Эти задачи становятся особенно актуальными в современных условиях, когда   в   стране   взят   курс   на   модернизацию   и   инновационное   развитие, обществу потребовались креативные граждане. Школа находится в числе тех социальных институтов, которая может и должна внести свой вклад в становление креативной личности. Саму   идею   образовательного   пространства   как   сферу   взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними разрабатывал Л. Выготский.   Он   утверждал,   что   трехсторонний   активный   процесс   (активен учитель,   ученик   и   среда   между   ними)   позволяет   рассматривать взаимодействие   субъектов   образовательного   пространства   как   единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка.  Схематично  систему образовательного пространства (среды) в МОУ СОШ №3 можно представить следующим образом: Дифферен­ цированные домашние задания НОО Конкурсные события и игры и Формирование универсальных компетенций н в о р у Урок. творческие группы: Предметные недели Кружки  Внеурочная деятельность  Стихийные  и замотивированные Олимпиадное движение (предметные, компетентностные и др.) Научно­ практические конференции и слеты Олимпиады, конкурсы Интернет­ пространство й ы н ь л о к ш , й о к с д о р о Г й ы н ь л а н о и г е р с й и с с о р е с в й и к Для   решения   основных   целей   и   задач   программы   используются внутренние и внешние возможности образовательной среды. Внутренние   возможности   (школа):   создана   система   внеурочной   дополнительных   образовательных   услуг   предметной деятельности, направленности. Необразовательная   сфера   направлена   на   развитие   и   реализацию творческих   способностей   детей,   а   также   развитие   психологических возможностей   (самореализация,   самопознание,   самооценка   себя   «Я концепция», своего опыта). Возможность   обмена   ресурсами   между   структурными   единицами образовательного учреждения В   МОУ   СОШ   №3     идет   постоянное   сотрудничество   и   обмен образовательными ресурсами:  Для   реализации   всех   направлений     программы   внеурочной деятельности   привлечён   опытный   состав   педагогов–предметников: иностранных   языков,   литературы,     физической   культуры,   музыки,   ОПК, начальных классов.  Внеурочные занятия проводятся с разновозрастными группами.  Организуются и проводятся общешкольные мероприятия: ежегодная научно­практическая конференция школьников 1­11 класс, День школьника, творческие отчеты, выставки.   Дни   открытых   дверей,   городские   и   областные   семинары   по представлению инновационного опыта. И   внутренняя,   и   внешняя   среда   направлена   на   развитие   и   воспитание детей. Чтобы достичь запланированных результатов выпускниками начальной, основной и старшей школы  необходимо не просто сотрудничество  с выше названными   организациями   и   учреждениями,   а   простроить   систему деятельности   по   каждому   из   направлений   программы   внеурочной деятельности.   В   системе   чётко   прослеживаются   результаты   и   эффекты воспитательной деятельности обучающихся по трём уровням [см. Программа духовно­нравственного     развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального   образования,   Основная   образовательная   программа   начального общего образования (проект), Программу развития школы] Сотрудничество с общественными организациями Школа   тесно   сотрудничает   с   администрацией   Боровского   района   и   г. Балабаново   района.   Совместно   с   Администрацией   ежегодно   проводятся концерты для жителей микрорайона ко Дню старшего поколения, Дню матери, Дню   победы,   Дню   семьи.   Дети   систематически   принимают   участие     в благоустройстве микрорайона и школы. Школа   сотрудничает   с   Региональным   отделением   Союза   ветеранов Афганистана, Совет ветеранов района, устраивая встречи детей с ветеранами. 10. Заключение МОУ   СОШ   №3     г.Балабаново   постоянно   совершенствует   систему внеурочной   деятельности,   расширяя   разнообразие   кружков,   интегрируя   с системой профильного обучения, что сказывается положительно на занятости обучающихся   во   внеурочное   время,   тем   самым   способствуя   социализации личности. 300 250 200 150 100 50 0 Внеурочная деятельность по ФГОС Иные направления внеурочной деятельности Активность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах 2010­2011 2011­2012 2012­2013 Диаграмма   доказывает   востребованность   и   повышение   мотивации обучающихся к осознанному планированию своей внеурочной деятельности. (в диаграмме   на   2013­2014   уч   год   активность   участия   обучающихся прогностическая).  Все   кружки   имеют   коррекционную   составляющую,   так   как   создают условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально­волевых и нравственно­поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как   активную,   творческую   личность,   расширяет   его   представления   об окружающем мире. Ученики оживлённо общаются с преподавателями и друг с другом ­ в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является   одним   из   условий   формирования   здоровьесберегающей образовательной среды.  Школа   после   уроков   ­   это   мир   творчества,   проявление   и   раскрытие каждым   ребёнком   своих   интересов,   своих   увлечений,   своего   «я».   Здесь ребёнок   делает   выбор,   свободно   проявляет   свою   волю,   раскрывается   как личность.   Важно   заинтересовать   ребёнка   занятиями   после   уроков,   чтобы школа   стала   для   него   вторым   домом,   что   даст   возможность   превратить внеурочную   деятельность   в   полноценное   пространство   воспитания   и образования.   Во   внеурочной   деятельности   создаётся   своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется   обучение   настроенных   на   успех   учеников   в   различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. Перспектива   развития   –   расширение   и   обновление   в   соответствии   с образовательными запросами учащихся и их родителей системы внеурочной деятельности,   направление   ее   на   создание   условий   для   самореализации   и самовыражения и саморазвития, чем обеспечивается психическое здоровье и успешность.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программа внеурочной деятельности по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017