Программа внеурочной деятельности "Ритмика"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.Рабочая программа внеурочной деятельности
Иконка файла материала Программа по ритмике.docx
Программа внеурочной деятельности  «РИТМИКА»Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание программы 3. Основные требования к умениям  4. Календарно­тематическое планирование 5. Средства, необходимые для реализации программы 6. ЛитератураI. Пояснительная записка   Мы   живём   во   времена   бурного   развития   современной   и   массовой гиподинамии,   когда   ребёнок   волей­неволей   становится   заложником,   быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.  Актуальность  программы   сегодня   осознается   всеми.     Чтобы   внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь   тогда,   когда   “дух”   и   “тело”,   находятся   в   гармонии,   необходимы   меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Ритмика   –   это   танцевальные   упражнения   под   музыку,   которые   учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.  Ритмика   способствует   правильному   физическому   развитию   и   укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно   ­   творческая   и   танцевальная   способность,   фантазия,   память, обогащается   кругозор.   Занятия   по   ритмике   направлены   на   воспитание организованной, гармонически развитой личности. Программа   «Ритмика»   5­6   лет  составлена   на   основе   программы «Танцевальная аэробика» автор педагог­ психолог МОУ «Русскополянская СОШ №3». На занятиях ритмикой  постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки дети привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других занятиях. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях дети совершенствуют  двигательные  навыки,  у них  развивается  пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять   движения,   вовремя   включаться   в   деятельность,   надо   осмыслить соответствие   выбранных   движений   характеру   музыки.   Эти   занятия   создают благоприятные   условия   для   развития   творческого   воображения   дошкольников. Бесспорно   также   их   воздействие   на   формирование   произвольного   внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее   влияние,   помогают   снять   чрезмерную   возбудимость   и нервозность.Занятия   ритмикой в целом повышают творческую активность и фантазию дошкольников,   побуждают   их   включаться   в   коллективную   деятельность   группы. Постепенно   дети   преодолевают   скованность,   у   них   возрастает   осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому   действию   под   музыку.     Отработанные   сценические   музыкальные постановки   удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется   отметить   ценность   народных   плясок   и  танцев.   Они   приобщают   детей   к народной   культуре.   Все   народные   танцы   предназначены   для   совместного исполнения   и  совершенствуют  навыки  общения   детей  между  собой.  В  них   дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения. Целью  программы   является   приобщение   детей   к   танцевальному   искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования. Основные задачи:   формировать   необходимые   двигательные   навыки,   развивать Обучающая:  музыкальный слух и чувство ритма. Развивающая:  способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала. Воспитательная:  художественного вкуса. способствовать   развитию   эстетического   чувства   и Содержанием   работы   на   занятиях   ритмикой   является   музыкально­ ритмическая деятельность  детей.  Они   учатся   слушать   музыку,   выполнять   под музыку разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба  цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к  определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений  учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами  развивают  ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер  (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального  образа.  Занятия  ритмикой  эффективны для воспитания положительных качеств  личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая  парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­ зованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с  другом.   Программа   по   ритмике  состоит из четырёх разделов: 1. Упражнения на ориентировку в пространстве  2. Ритмико­гимнастические упражнения 3. Игры под музыку  4. Танцевальные упражненияВ   каждом   разделе   в   систематизированном   виде   изложены   упражнения   и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть дети, занимаясь конкретным видом музыкально­ритмической деятельности. На   каждом   уроке   осуществляется   работа   по   всем     разделам   программы   в изложенной последовательности.  Содержание   первого   раздела   составляют   упражнения,   помогающие   детям ориентироваться в пространстве. Основное   содержание   второго   раздела   составляют   ритмико­гимнастические упражнения,   способствующие   выработке   необходимых   музыкально­двигательных навыков. В   раздел   ритмико­гимнастических   упражнений   входят   задания   на   выработку координационных движений. Задания   на   координацию   движений   рук   лучше   проводить   после   выполнения ритмико­гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность детям отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед преподавателем стоит задача научить детей создавать музыкально­двигательный образ. Причем, преподаватель   должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание),   «лошадка»   (прямой   галоп),   «кошечка»   (мягкий   шаг),   «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, педагог не должен подсказывать детям   вид   движения   (надо   говорить:  будете   двигаться,  а  не   бегать,   прыгать, шагать). После того как дети научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен , та­ ких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем  предлагается инс­ ценирование   хорошо   известных   детям   сказок.   Лучше   всего   начинать   со   сказок «Колобок», «Теремок». Обучению   дошкольников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской   мелодией,   а   топающего   —   с   озорной   плясовой.   Почувствовать   образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее,   шире.   Яркий   платочек   помогает   танцевать  весело  и  свободно,   плавно  и легко.  Задания   этого   раздела   должны   носить   не   только   развивающий,   но   и познавательный   характер.  Разучивая  танцы  и  пляски,  учащиеся  знакомятся  с их названиями  (полька, гопак,  хоровод,  кадриль, вальс),  а также с основными  дви­ жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).  Исполнение   танцев   разных   народов   приобщает   детей   к   народной   культуре, умению   находить   в   движениях   характерные   особенности   танцев   разных национальностей.Условия реализации Программа  рассчитана на 1 года обучения ­ 2 часа в неделю  Всего­68 часов. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Правильное   исходное   положение.   Ходьба   и   бег:   с   высоким   подниманием   колен,   с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. 2. РИТМИКО­ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ          Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­ цы. Упражнения на выработку осанки.             Упражнения   на   координацию   движений.  Перекрестное   поднимание   и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук   отдельно   каждой   и   обеими   одновременно;   провожать   движение   руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение   на   расслабление   мышц.  Подняв   руки   в   стороны   и   слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз;   быстрым,   непрерывным   движением   предплечья   свободно   потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше,   дать   им   свободно   опуститься   в   нормальное   положение.   Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Выполнение   ритмичных   движений   в   соответствии   с   различным   характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления   и   формы   ходьбы,   бега,   поскоков,   танцевальных   движений   в соответствии с изменениями в музыке (легкий,  танцевальный бег сменяется стремительным,   спортивным;   легкое,   игривое   подпрыгивание   —   тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на   конкретных   подражательных   образах,   хорошо   знакомых   детям   (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами,   хлопками   и   другими   движениями   резких   акцентов   в   музыке. Музыкальные   игры   с   предметами.   Игры   с   пением   или   речевым сопровождением. 4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег   легкий,   на   полупальцах.   Подпрыгивание   на   двух   ногах.   Прямой   галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе­то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской. Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия. Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Личностные результаты Сформированность внутренней  позиции  ребенка, которая находит  отражение в эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к   образовательному учреждению   через   интерес   к   ритмико­танцевальным,   гимнастическим упражнениям.  Наличие   эмоциональноценностного   отношения   к   искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры         поведения, общения, художественно­творческой и танцевальной способности.      Метапредметные результаты  регулятивные  накопление  представлений о ритме, синхронном движениии.  наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства.  познавательные  навык умения учиться:  решение творческих задач. Дошкольник должны уметь: готовиться  к занятиям,  строиться в  колонну  по  одному,  находить  свое место в строю и входить в зал организованно;  под   музыку,   приветствовать   педагога,   занимать   правильное   исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;  ходить   свободным   естественным   шагом,   двигаться   по   залу   в   разных направлениях, не мешая друг другу;  ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая  круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;   соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;  выполнять игровые и плясовые движения;  выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;  начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.  коммуникативные  умение координировать свои усилия с усилиями других;  задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных  ситуаций. III. Календарно­тематическое планирование №  урока Дата Название темы Кол­во часов 1 2 3 4­5 6 7 8 9 10­11 12 13 14 15 16 17­19 Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Разминка. Поклон. Музыкальный этюд «Пружинка». Постановка корпуса. Основные правила.  Позиции рук. Позиции ног.  Основные правила Общеразвивающие упражнения Ритмико­гимнастические упражнения Движения на развитие координации. Бег и подскоки. Разминка.  Музыкальный этюд «Листья». Движения по линии танца. Игры под музыку. Комбинация «Гуси». Комбинация «Слоник». Индивидуальные задания. Ритмико­гимнастические упражнения Разминка.  Музыкальный этюд «Цыплята». Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”.  Элементы танца. 20­21 Упражнения для улучшения гибкости 2 2 2 4 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 6 422­23 24­25 26 27­30 31 32 33  Комбинация «Ладошки». Тренировочный танец «Стирка» Ритмико­гимнастические упражнения Разминка. Основные движения танца “Полька”.  Разучивание движений.  Общеразвивающие упражнения. Репетиция танца Урок­смотр знаний ИТОГО 4 4 2 8 2 4 2 68 1. Вводное занятие Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».  Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме  одежды для занятий. 2. Основы хореографии            1. Поклон   2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:  ­ позиции ног;  ­ позиции рук; ­ позиции в паре.  ­ точки класса;       Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой.  Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц ­  положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, ­ это  возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. 4     4     При изучении элементов бального и народного танца целесообразно  познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих  по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке  – «против линии танца». 3. РазминкаПроводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле  аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный  эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.  Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения,  увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. Примерные упражнения: ­ наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; ­ вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; ­ подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); ­ круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; ­ наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; ­ повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; ­ движения рук «волна»; ­ подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; ­ то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; ­ подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; ­ работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; ­ пружинка на месте по VI позиции; ­ перенос веса тела с одной ноги на другую; ­ упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно  правой и левой, затем одновременно двух стоп; 4. Общеразвивающие упражнения Движения по линии танца и диагональ класса: ­ на носках, каблуках; ­ шаги с вытянутого носка; ­ перекаты стопы; ­ высоко поднимая колени «Цапля»; ­ выпады; ­ ход лицом и спиной; ­ бег с подскоками; ­ галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости ­ наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ­ ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; ­ ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; ­ сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; ­ сидя на полу в парах, наклоны вперед; ­ «бабочка»; ­ «лягушка»; ­ полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; ­ полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; ­ полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; ­ полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; ­ «кошечка»; ­ «рыбка».5. Ритмические комбинации Отрабатываются разновидности шагов 1. Комбинация «Гуси»: ­ шаги на месте; ­ шаги с остановкой на каблук; ­ шаги по точкам (I, III, V, VII); ­ приставные шаги. Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только  вместо приставных шагов исполняется «гармошка». 2. Комбинация «Слоник»: ­ шаг приставка, руками «нарисовать» уши; ­ шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; ­ пружинка на месте, в стороны; ­ пружинка назад; ­ колено, локоть; ­ прыжки. Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются  творческие способности учащихся, их воображение и мышление.           3. Комбинация «Ладошки»  Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в  парах. Можно добавить притопы 6. Диско танцы Отрабатываются разновидности шагов.       1.Танец «Стирка» Имитируется процесс стирки белья. ­ два шага вправо, два шага влево, стираем; ­ полощем; ­ выжимаем; ­ развешиваем; ­ устали.       2. Танец «Лимбо» ­ приставные шаги вперед­назад; ­ приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       ­  приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад,  поворот.  Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). 7. Урок­смотр знаний Проводится в конце учебного года. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ­ детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); ­ популярные детские песни. Знания и умения ­ знать позиции рук, ног, точки класса; ­ знать движения, выученные за год;­ знать названия движений и танцев; ­ знать танцы, выученные за год; ­ уметь танцевать в заданном темпе. IV. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материальные средства: ­  спортивный зал; ­ магнитофон; ­ компьютер, оснащенный звуковыми колонками; ­ фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке ­ детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); ­ наглядные демонстрационные пособия; ­ коврики для выполнения упражнений; ­ мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.  ЛИТЕРАТУРА 1. Примерные программы внеурочной деятельности спортивно­ оздоровительного направления. Изд. БОУ ДПО «ИРООО» 2011г. 2. 3. 4. 5. 6. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.:  Просвещение, 1984. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984. 7. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для  подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.8. 9. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I­III. – М.: Музыка, 1980. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971. 10. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975. 11. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971. 12. Коза­Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.:  Музыка, 1969. 13. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для  детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981. 14. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для  детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский  композитор, 1979. 15. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори  ясно. – М.: Музыка, 1984. 16. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.:  Советский композитор, 1989. 17. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский  композитор, 1991.