Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"
Оценка 4.9

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.04.2017
Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"
Программа воспитательной деятельности классного руководителя. Срок реализации программы – четыре года. В основе программы воспитательной работы "Страна познания" лежит системно-деятельностный подход. Цель программы: создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
программа воспитательной работы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко­Печорск                                                                                                Приказом от __________  №______                                                                     УТВЕРЖДЕНО    Программа   воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания" Категория  обучающихся: начальное общее образование (1­4 классы) Срок реализации: 4 года Наумова Н.В.,                                                                                          учитель начальных классов 1 2014 год Паспорт программы 1. Название программы «Страна познания» 2. Сроки реализации 4 года 3. Заказчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа»  пгт. Троицко­Печорск; родители обучающихся 4.Разработчик Наумова Наталья Владимировна 5. Участники программы 6. Адресат 7. Цель программы: 8.Задачи программы: Обучающиеся   1­4   классов,   классный   руководитель, родители, учителя­предметники, работающие в классе, школьная   медсестра,   социальный   педагог,   старшая вожатая. Республика Коми  пгт. Троицко – Печорск,   ул. Ленина,17, МБОУ ООШ пгт. Троицко­Печорск, 1 «А» класс. создать условия  для  саморазвития  и  самореализации личности  обучающегося, его  успешной  социализации в   через   организацию   совместной деятельности детей и взрослых.   обществе  • создание     благоприятного     психолого­ педагогического  климата  для  реализации  личности, самоутверждения  каждого  обучающегося; • формирование   способности   к   духовному   развитию, реализации   творческого   потенциала   в   учебно­ игровой,   социально   ориентированной    деятельности на   основе   моральных   норм,   непрерывного образования; • формирование   здорового   образа   жизни, культуры общения;  • формирование   активной   гражданской   позиции, патриотизма; • организация     системы   разнообразные   деятельности  коллектива  класса;    формы     отношений     через   воспитывающей 9. Основные блоки  программы: • развитие   совместной   деятельности   обучающихся   и родителей. 1­й класс ­ "Познай себя – это интересно!" Цель:  создание условий для адаптации обучающихся в новом коллективе; определить общие цели, близкие и 2 10. Предполагаемые  результаты реализации  программы дальние перспективы деятельности. 2 класс ­ "Сотвори себя –  это необходимо!" Цель:  раскрытие возможностей и способностей детей. 3 класс ­ " Утверди себя – это возможно!"   Цель:  формирование положительной «Я – концепции». 4 класс ­ "Прояви себя – это реально!" Цель:  воспитание и развитие целостной личности, как модель выпускника начальной школы.     сформированными В результате реализации воспитательной программы в классном коллективе  • будут   созданы   условия   для   воспитания   и социализации   личности,   готовой   к   активной, творческой   и   инициативной   деятельности   и обладающей качествами, необходимыми для адаптации в современном обществе: ­ высоким уровнем самосознания, самодисциплины; ­ пониманием ценности человеческой жизни;  ­ уважением человеческого достоинства, милосердием, доброжелательностью, способностью  к сопереживанию; ­ умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности;  ­   убежденность   личности   в   том,   что   настоящий гражданин   любит   Родину   и   гордится   ею,   изучает историко­культурное   духовное   наследие,   бережет природу, заботится о ближних. • Родители ­ активные участники    мероприятий   классного коллектива.  11. Условия эффективной  реализации программы  12. Основные критерии  оценки эффективности  работы по программе.  • становление обучающегося как творческой личности; •  целостность учебно­воспитательного процесса; • системность,   целенаправленность   в   воспитательной работе,   что   повышает   уровень   нравственного развития личности;  • разнообразие   форм   и   методов   воспитательной деятельности, поиск новых путей развития личности обучающихся. • Повышение   уровня   воспитанности   обучающихся класса; • Личностный рост и развитие творческого потенциала каждого ребёнка; • Степень сформированности классного коллектива. • Высокий   процент   удовлетворенности   обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса. 3 Содержание: 1.Пояснительная записка:  ..…………………………………………………..  5 1.1. Основная идея …………………………………………………………….…. 5  1.2. Цели и задачи  ..…………………………………………………………….... 5  1.3. Нормативно­правовая основа  ..………………………………………..….... 6  1.4. Условия эффективной реализации программы ……………………………. 6    1.5. Направления программы ……………………………………………………..7   1.6. Принципы построения воспитательной системы ………………………….. 9    1.7. План поэтапной реализации программы воспитания ...………………..… 10 2. Содержание программы ………………….………………………………… 11 3. Примерный план реализации программы ………………………………..13 4. Диагностическое сопровождение процесса реализации программы .... 17 5. Показатели эффективности реализации программы ……………..…… 17 6. Используемые источники  ……..…………………………………………..  18  6. Приложение.    4 Пояснительная записка В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал,   сформулирована   высшая   цель   образования   –  высоконравственный,   творческий, компетентный   гражданин   России,   принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную, осознающий   ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укорененный   в духовных и культурных традициях российского народа. В связи с этим основной  идеей программы  становится идея создания  воспитательной системы,   позволяющей   каждому   учащемуся     и   его   родителям   построить   индивидуальный воспитательный   маршрут,   удовлетворяющий   индивидуальным   способностям,   интересам   и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность. Обоснованием актуальности основной идеи программы " Страна познания" является: • необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей,   способностей,   интересов   детей,   но   и   их   развитие   с   целью   успешной социализации; • необходимость организации сотрудничества и согласование усилий социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Настоящая   программа   «Страна   познания»   является   программой   воспитательной деятельности   классного   руководителя,   разработанная   на   основе   новых   требований   к образовательному   процессу   в   начальной   школе   по   материалам   государственного образовательного стандарта второго поколения.  Срок реализации программы – четыре года. В   основе   программы   воспитательной   работы   "Страна   познания"     лежит   системно­ деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную 5 деятельность,   педагогически   организованное   сотрудничество   с   учителями,   родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Особенностью  данной воспитательной программы является  то, что ее цели и  задачи решаются совместно с семьей. Цель программы:  создать условия   для   саморазвития   и   самореализации   личности обучающегося, его   успешной   социализации   в   обществе через  организацию совместной деятельности детей и взрослых.      Задачи программы:  • создание  благоприятного  психолого­педагогического  климата  для  реализации  личности, самоутверждения  каждого  обучающегося; • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­игровой,   социально   ориентированной     деятельности   на   основе   моральных   норм, непрерывного образования; • формирование  здорового  образа  жизни, культуры общения;  • формирование активной гражданской позиции, патриотизма; • организация     системы     отношений     через     разнообразные     формы     воспитывающей деятельности  коллектива  класса;  • развитие совместной деятельности обучающихся и родителей. Программа реализуется в четыре этапа: 1­й этап – "Познай себя – это интересно!"; 2­й этап – "Сотвори себя – это необходимо!"; 3­й этап – "Утверди себя – это возможно!"; 4­й этап – "Прояви себя – это реально!". Нормативно­правовая основа Нормативно­правовой   и   документальной   основой     программы   «Страна   познания» являются:  • Закон   Российской   Федерации   от   29.12.2012   №273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской федерации» • Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   6   октября   2009 г.   N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ пгт. Троицко­Печорск 6 • Концепция духовно­нравственного воспитания российских школьников  • Программа развития ОО на 2011­2015 годы «Через образовательные достижения к личностным компетентностям». Условия эффективной реализации программы:  Становление обучающегося как творческой личности: ­ творчество в процессе обучения (на уроках);     ­ творчество после уроков: детские коллективы, кружки, КТД и пр.;       ­ возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.  Целостность   учебно­воспитательного   процесса.  Обучение   и   воспитание   в   целостном педагогическом процессе выступают интегрированно, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности  Системность,   целенаправленность   в   воспитательной   работе,   что   повышает   уровень нравственного развития личности.  Разнообразие  форм и методов воспитательной деятельности, поиск новых путей развития личности обучающихся.  Организация самоуправления:       ­ совместное формулирование и принятие правил жизни  класса; ­ совместное  принятие ответственных решений, касающихся жизни класса; ­ самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности; ­ выпуск классной газеты.      Организация   совместной   деятельности,   предметом   которой   являются   самопознание   и саморазвитие: ­   проведение   классных   часов,   на   которых   обсуждаются   наиболее   типичные   для   детей проблемы и способы их решения; Направления программы: Девиз Цели Задачи Формы реализации "Я гражданин" «Ты тоже  Формирование у  родился  в России!» обучающихся  основных  нравственных  • Познакомить государственной символики страны; историей   с   Уроки мужества; диспуты;  акции беседы; чтение книг, • Расширить   знания   об   истории проведение классных часов; 7 качеств, чувства  своей семьи, поселка, республики; просмотр  фильмов;  гордости за  родной край,  ответственности  за сохранение  памятников  истории и  культуры. • Повысить социальную  активность обучающихся; • Создать   условия   для   развития чувства милосердия, сострадания. экскурсии; творческие конкурсы;  народные игры; изучение  родословной своей семьи,  составление  генеалогического древа. "Я человек" «Человек  ­этот звучит  Воспитание  нравственных  • Создать условия для развития их  индивидуальных, интеллектуальных  гордо!» чувств,  убеждений,  этического  сознания. качеств; • Прививать   навыки   поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры,    культуры • Воспитывать   у   обучающихся уважения   к   семейным   ценностям, отношениям,; "Я и здоровье" Проведение классных часов; просмотр  фильмов;  экскурсии; акции добра и милосердия. «В   здоровом теле –   Сохранение и   укрепление   • Приобщение   детей   к   здоровому образу жизни; Организация горячего питания; прогулки (динамическая   здоровый дух» здоровья, формирование потребности   в здоровом образе жизни. • Обучение навыкам  самосохранения; Обучение   конструктивным •   способам   выхода   из   ситуаций, связанных     алкоголя, с табакокурением.   употреблением и наркотиков     пауза); физкультурные минутки;   зарядка   (до   начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы   плакатов,   газет   по теме "Здоровый образ жизни";   диспутов; цикл бесед,   спортивные ("Веселые   старты", соревнования   "Мама,   папа, я – спортивная семья"). 8 «Дело  мастера  боится» Развитие  творческой  активности. «Как  прекрасен  этот мир,  посмотри!» Воспитание  ценностного  отношения к  прекрасному,  формирование  представлений об  эстетических  идеалах и  ценностях. "Я и труд" • Выявление и развитие  индивидуальных способностей,  умений и навыков  в творческой  деятельности, творческого  воображения обучающихся. "Я и культура"   условия  Создать формирования   норм   поведения, необходимых в быту, в общении со для   Конкурсы (классные,  школьные, муниципальные,  республиканские и т. д.);  выставки работ;  творческие мастерские;  театральные постановки;  тематические вечера;  проектная деятельность. Тренинги общения; вечера  отдыха; экскурсии, выставки,  классные часы по теме. сверстниками, общественных местах, природе. в     семье,  Воспитывать порядочность,   совестливость,   точность   и обязательность в обещаниях.   соблюдать  Учить воспитывать и деликатность   в   отношениях   с тактичность этикет,       родными   и   близкими,   а   также   с другими людьми.  Создавать условия для участия в   умения культурных   проектах, ориентироваться   в   огромном   мире художественного наследия.  Формировать   способность   к художественно­творческому самовыражению. «Я и природа» 9 «Мы  заботимся о  природе» Воспитание  ценностного  отношения к  природе,  окружающей  среде. "В дружбе  Взаимодействие  взрослых  и детей – сила и сотрудничество  педагогического,  школы и  семей" ученического  и родительского  сообществ;  формирование  единого  коллектива. • создать условия для  формирования: ­ ценностного отношения к природе и всем формам жизни; ­   элементарного   опыта природоохранительной деятельности; ­ бережного отношения к растениям и животным. "Семейная бухта" • Повышение уровня психолого­ педагогических знаний родителей;  • Вовлечение  родителей в учебно­ воспитательный процесс; Беседы; экскурсии; просмотр  учебных фильмов;  прогулки; конкурсы;  высадка растений; очистка доступных территорий от мусора; подкормка птиц; экологическая акция, творческий проект. Индивидуальные и  тематические консультации;  родительские собрания; Дни  открытых дверей;   анкетирования; консультации;  проведение совместных  походов и внеклассных  мероприятий Работа по каждому направлению имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны.   Принципы построения программы: ­  принцип     ценностной   ориентации,  предполагающий   в   процессе   взаимодействия    с детьми  обеспечение  акцента  на  ценностях  жизни;      ­  деятельностный подход.  Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. ­  принцип целостности в воспитании,  предполагающий, что   нужно  научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального; ­   эгоцентрированный   принцип,  означающий   отношение   к   ребёнку   как   к   неповторимой, уникальной личности; ­ возрастной принцип, который предполагает знание половозрастных особенностей детей; 10 ­  коллективное сотворчество, на которое ориентирует  программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников; \ ­  принцип     нравственности  –   это   организация   отношений   на   принципах   миролюбия, толерантности,   через   активизацию   социальной   деятельности   и   творческой   активности личности; ­  принцип     природосообразности   и   развития,  предполагающего   учет     закономерностей природного   развития   ребенка,   опирающегося   на   психолого­педагогические   диагностики, обеспечивающего   развитие   творческой,   мыслительной   деятельности   ученика,   его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы  деятельности.  План поэтапной реализации программы воспитания Программу предполагается реализовать в несколько этапов: 1.   Подготовительный  (2014г.)   –   включающий   диагностическую,   прогностическую   и организационную деятельность: 2.  Основной этап (2014­ 2017) – запуск программы и этапы реализации: ­   приведение   основных   компонентов   воспитательной   деятельности   в   соответствие   с параметрами программы; ­ совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы; ­   разработка   и   апробация   годового   цикла   дел,   направленных   на   проявление   и   развитие творческих способностей учащихся; ­ организация мониторинга изучения потребностей и интересов обучающихся,   родителей, исследование эффективности образовательного процесса. 3.   Аналитико­коррекционный   этап  (2017г.)   –   анализ   и   рефлексия   воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию. Содержание программы 2 класс  «Сотвори себя ­ это Страна познания 1 класс  «Познай себя   ­ это 3 класс  «Утверди себя ­ это   возможно! » 11 4 класс «Прояви   себя   – это реально!» Основные блоки  программы Цель Ожидаемый результат Создание   условий   для   адаптации Создание   сплоченного   классного обучающихся   в   новом   коллективе; определить   общие   цели,   близкие   и коллектива с психологическим     положительным климатом,   дальние перспективы деятельности. 1­й класс ­ "Познай это себя –     интересно!" 2   класс   ­   "Сотвори себя   –   необходимо!"   это    Раскрытие  возможностей и  способностей  детей. заинтересованного воспитания и учения.   процессом Формирование самооценки,   адекватной самоуважения,   уверенности в своих силах и желание   формирование самореализоваться; ответственности за свои поступки по отношению к окружающему миру.   Научить детей действовать, сознавая социальную личную и     ответственность, гражданину,     развивать необходимую   умение 3   класс   ­   "Утверди Формирование положительной «Я –  концепции» это   себя – возможно!"     самостоятельно   думать   и   принимать моральные решения. 4   класс   ­   "Прояви себя – это реально!" Воспитание и развитие целостной  личности, как модель выпускника  Воспитание выпускника начальной  школы, готового к успешной  начальной школы. деятельности и реализации себя в  среднем звене. 12 1   класс.  "Познай   себя   –   это   интересно!"  Мы   начинаем   строительство   нашей   «Страны познания».     В  течение   учебного   года  идет   посадка   цветов.   Все   интересные   дела   класса отражаются на “клумбах”. Одна клумба соответствует одному направлению воспитательной деятельности. На лепестках записываются основные дела, проведенные с детьми. 2 класс.  "Сотвори себя –  это необходимо!" Продолжаем строительство нашей страны. И теперь   занимаемся   посадкой   деревьев.   Каждый   вид   дерева   олицетворяет   направление деятельности. Все проведённые мероприятия отображаются на ветках в виде листиков.  3   класс.   "Утверди   себя   –   это   возможно!"    "Строители".   Возводим   бревенчатые   дома. Брёвнышки ­ это мероприятия. Цвет дома определяет направление воспитательной работы.  4 класс. "Прояви себя – это реально!" Осваиваем небесные просторы. Детям предлагается отправиться   в   путешествие   по   звездному   небу,   в   котором   их   ждет   много   приключений, множество интересных и увлекательных встреч. Все основные дела оседают на звездочках.  В результате реализации программы воспитательной работы появится наглядный стенд, отражающий интересные дела классного коллектива.  Примерный план реализации программы "Я гражданин" 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  Конкурс   рисунков   "Моя Родина" Классный   час   "Культура и быт коми народа" Виртуальная   экскурсия "Путешествие по родному краю" Классный час «Что такое Конституция России» 13 Праздник   «Люблю   тебя, моя Россия!»  Классный   час   «   Я   о Родине пою» Классный   час   «Герои поселка   в   названиях улиц» Кл   час   «С   чего начинается Родина» Викторина   «Символика России»  Экскурсия «Люблю тебя, мой поселок!» Классный час «Этих дней не смолкнет слава!» Игра – викторина «Знаю ли я свою страну» Проект   моего поселка"   "Семь   чудес Игровая «Служу России»   программа Беседа   "Твои   права   и обязанности" Акция   ко дню пожилого человека «Лукошко   добрых дел» Праздник "Мои семейные реликвии" Классный   час   "У   войны не женское лицо" Акция ветерану"    "Подарок Проект "Мои земляки" Проект "Семь чудес моей  республики" Классный  час "Подвиг  ваш никогда  не забудем"  Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны,  оказание помощи ветеранам войны Конкурсы чтецов, рисунков о родном крае, Родине. Игры «Зарничка» и др. 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  "Я человек" Этические беседы «Что   школьником?»  значит   быть Беседы   «Что   такое хорошо   и   что   такое плохо»    Этические беседы «Сказка – ложь, да в ней намек…» Этические «Современный этикет» беседы   Беседы «Что   значит   творить добро?»  Разговор   у   свечи «Расскажу   о   себе»   (Я   и мои добрые дела) Обсуждение   книг   на нравственные темы Обсуждение   книг   на нравственные темы Обсуждение   книг   на нравственные темы Классные часы «Моя  мама лучшая на свете» Классные часы «Профессии родителей»   моих Библиотечные уроки   «Что   такое   каталог», Классные часы «Моя семья» Библиотечные уроки «Какой   я   читатель библиотеки»,  «Книга в моей жизни» Разговор   у   свечи «Расскажи мне обо мне» (Я   понимании одноклассников в   Обсуждение   книг   на нравственные темы Классные часы «Легко ли родителями?»     быть Читательская конференция   «Вместе   с книгой мы растем» 14 «Как   правильно   выбрать книгу» Библиотечные уроки  «Знакомство с  библиотекой», «Правила пользования  библиотекой» Праздник Книги (по юбилейным датам) Акция «Поздравь учителя!» День инвалида Классные часы «Я талантлив!» Уроки  толерантности "Я и  здоровье" 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  Игровая программа  "Путешествие в страну  Здоровья". Классный час  "Скажем:"НЕТ!"  вредным привычкам"  Классный  час  «Привычки, которые  мешают нам жить». Беседа «Мой режим  дня».   Уроки Мойдодыра  «Откуда берутся  грязнули?» Конкурс по ПДД  «Вопросы Светофорика».  «Веселый урок   здоровья». Беседа «Безопасная  дорога в школу». Конкурс рисунков «Мой  любимый вид спорта».    Классный  час «Здоровье  сгубишь ­ новое не  купишь». Классный   час   «Наши верные друзья. Светофор его   сигналы».     и Классный час"Береги  здоровье смолоду" Проект «Азбука  пешехода» . Беседа «Правила приёма  пищи» Праздник «Три С» (сила,  смекалка, сноровка).  Устный   журнал   «Я здоровье   берегу,   сам   Игра­викторина «Знай  правила дорожного  движения, как таблицу  умножения» Классный час «Витамины нам нужны.» Проект»Мое здоровье­  в моих руках».  15 себе я помогу!» Встречи  с мед. работником, инспектором ГИБДД, пож. части и др. Соревнования "Весёлые старты", «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные походы Участие в спортивных соревнованиях «Осенний кросс», «Старты надежд», «Лыжные гонки»и др.  1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  "Я и труд" Беседы   «Я   убираю   за   собой», «Мои   обязанности   в школе»   Беседы  «Мои обязанности», воспитать   в ответственность» домашние «Как   себе   Озеленение классов Беседы   «Мы   учимся дежурить», «Обязанности дежурного» Озеленение классов Беседы дежурить по школе»   «Учимся Беседы  «Мой   вклад   в   дела семьи»,   «Я   помогаю родителям!» Беседы   «Результаты моего  труда»,  «За  что я себя уважаю?» Проект «Интерьер нашего класса» Реализация «Интерьер класса»     проекта нашего Обмен   мнениями   «Как   я выполняю   обязанности дежурного» Классный   час   «Мы   – ответственные дежурные!» Акции «День без мусора» Операция   «Класс   – экологическая зона» Классные «Профессии родителей»     часы наших   Классные часы «Знакомство   с   миром профессий» Операция  «Уют» Классные   часы   «Как   я готовлюсь   к   будущей профессии» Благоустройство школьного двора Защита   мини­проектов «Моя будущая   профессия»  Изготовление подарков, сувениров к праздникам. Выпуск поздравительных газет к праздникам.  Подготовка классов к зимнему периоду (совместно с родителями ) Мастерская Деда Мороза (подготовка к Новому году) Акция добра "Сотвори солнце в себе", "Помоги другу» (изготовление игрушек для д/с) Акция "Книжкина больница". 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  «Я и природа» Птичья столовая Викторина «Путешествие Конкурс знатоков  природы Диспут «Мы в ответе за тех, кого приручили» 16 (изготовление кормушек)  в мир животных» Экологическое заочное  путешествие Конкурс   рисунков   «У природы   нет   плохой погоды» Праздник «Земля – наш  дом родной» Игра «Экологические  тропинки, мы усвоим без  запинки» Устный журнал  «Природа и мы» Заочное путешествие   «Чем богат наш край?» Классный   час   "Зелёная аптека" Акция планету"   "Сбережём Беседа   «Растения   – синоптики» Прогулка с пользой «В  природе е должно быть  чисто и красиво» Классный час «Природа  и человек» Познавательная игра  «Эти удивительные  растения» КВН "Птичьи разговоры" Проект  «Сбережем   наш общий дом» Проект " Я посадил  растение" Проект   "Наши   друзья­ животные" Поле чудес «Там, на  неведомых дорожках»  Проект «Красная книга  Республики Коми» Экскурсии в природу:  «Вот и осень пришла», «Зимушка­ зима»,  «Весна! Весна!  И все ей радо! Участие в неделе экологии «Я и культура» 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации  Классные   часы   «Что такое   красота   и   почему люди любят красивое?» Вечера­встречи   «Наши мамы», «Наши бабушки» Беседы   «Я   и   моя внешность» «Прощай, (подведение итогов)   1   класс»   «Знаменитые Беседы   поэты и музыканты» Праздничная   программа «Нашим любимым посвящается…» Беседы поведения в обществе» «Прощай, (подведение итогов)   2   класс» «Нормы       «Шедевры Беседы   скульпторы художники» Беседы «Трудное счастье матери» Беседы   «В   человеке   все должно быть прекрасно…» «Прощай, (подведение итогов) «Знаменитые Беседы и Мировой художественной культуры» Мини   –   проект   «Моя родословная» Обмен   мнениями   «В гармонии с самим собой»   Выпускной вечер «Прощай, начальная школа!»   3   класс»     Представление «Новогодняя сказка» 17 Школьный конкурс «Мисс Золушка» Классные часы, посвященные писателям­ юбилярам 18 "Семейная бухта" 1­й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 4­й год реализации Родительские собрания  Трудности адаптации  первоклассников к  школе.  Первые уроки  школьной  отметки  Режим дня – основа  успешной учебы  школьника.  Родителям о внимании и  внимательности. Перелистывая страницы  учебного года. Здоровый образ жизни  семьи – залог  физического и  психического здоровья  ребенка. Детская агрессивность  и ее причины. "Как хорошо, что есть  семья, которая от бед  любых всегда везде  хранит меня." Значение семейных  традиций в  формировании у  ребенка желания  трудиться. Роль книги в  интеллектуальном  развитии ребёнка. Ваш ребёнок  взрослеет. Половое  воспитание в семье Роль семьи    и  школы в  формировании у  ребенка    интереса  к учению Воображение и его роль в жизни ребенка Друзья моего ребенка Роль семьи в  воспитании  нравственных  ценностей Переход в среднее  звено. Трудности  адаптации"   Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества: • Совместное планирование  воспитательной работы в классе. • Совместные коллективные творческие дела, походы, соревнования.  • Дни открытых дверей для родителей. • Помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты. Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса: • Выбор родительского комитета. • Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета. • Изучение родительским комитетом вопросов организации жизнедеятельности классного  коллектива. • Работа с семьями.  Индивидуальная работа с родителями: • Посещение семей обучающихся. • Индивидуальные беседы с родителями обучающихся. • Индивидуальные консультации для родителей  социального педагога, медицинского  работника  образовательной орагнизации (по запросам родителей). Информирование   родителей   о   ходе   и   результатах  обучения,   воспитания   и   развития 19 детей: • Благодарственные и поздравительные открытки. • Информирование родителей о достижениях обучающегося через дневник, портфолио. Диагностическое сопровождение процесса реализации программы (см. Приложение) • Диагностика   уровня   воспитанности   школьника   (методика   Н.П.Капустина, Л.Фридман);  • Диагностика   межличностных   отношений   "Настоящий   друг"   (методика А.С.Прудникова); • Изучение представлений учащихся о нравственных качествах "Незаконченная история или моё отношение к людям" (методика Н.Е.Богуславской); • Диагностика уровня  товарищества и взаимопомощи (методика С.Г.Макеевой); • Диагностика и исследование нравственной сферы школьника "Что такое хорошо и что такое плохо" (методика Г.М.Фридмана); • Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика  Р.Р.Калининой); • Диагностический диспут поэтическим проблемам добра и зла (обсуждение статей,  отрывков и художественных произведений, сказок, разбор ситуаций); • Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика  М.А.Тыртышной); • Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся;  • Удовлетворённость родителей воспитательным процессом. Показатели эффективности реализации программы: • Проявление индивидуальности классного коллектива; • Повышение уровня воспитанности обучающихся класса; • Личностный рост и развитие творческого потенциала каждого ребёнка; • Степень сформированности классного коллектива; • Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы; 20 • Высокий   процент   удовлетворенности   обучающихся,   родителей   и   педагогов жизнедеятельностью класса. Используемые источники 1. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­rabota/2013/02/18/vospitatelnaya­ programma­gorod­mechty 2. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­rabota/2012/01/09/programma­ vospitatelnoy­raboty­klassa 3. http://www.work.prodlenka.org/metodichka/viewlink/26324.html 4. http://www.resobr.ru/materials/307/5521/ 21 Инструментарий Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) Я   оцениваю   себя Меня с вместе оценивает родителями учитель   Итого вые оценки 1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: ­   мне интересно учиться ­   я люблю читать ­    мне   интересно   находить   ответы   на   непонятные вопросы ­   я всегда выполняю домашние задания ­   я стремлюсь получать хорошие отметки 2. ТРУДОЛЮБИЕ: ­   я старателен в  учебе 22 ­   я внимателен ­    я   помогаю   другим   в   делах   и   сам   обращаюсь   за помощью ­    мне   нравится   помогать   родителям,   выполнять домашнюю работу 3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: ­   к берегу землю ­   к берегу растения ­   к берегу животных ­   к берегу природу 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ: ­   я выполняю правила для учащихся ­   я добр в отношениях с людьми ­   я участвую в делах класса и школы 5. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: ­   я аккуратен и опрятен ­   я соблюдаю культуру поведения ­   я забочусь о здоровье ­   мне нравится красивое вокруг меня Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний  балл – уровень воспитанности. 5 – 4,5 – высокий уровень 4,4 – 4 – хороший уровень 3,9 – 2,9 ­ средний уровень  2,8 – 2 – низкий уровень Анкета­опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.) 1.         Делится новостями о своих успехах. 2.         Оказывает эмоциональную поддержку. 3.         Добровольно помогает в случае нужды. 4.         Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе. 23 5.         Не завидует другу. 6.         Защищает друга в его отсутствие. 7.         Терпим к остальным друзьям своего друга. 8.         Хранит доверенные ему тайны. 9.         Не критикует друга публично. 10.     Не ревнует друга к остальным людям. 11.     Стремится не быть назойливым. 12.     Не поучает, как нужно жить. 13.     Уважает внутренний мир друга. 14.     Не использует доверенную тайну в своих целях. 15.     Не стремиться переделать друга по своему образцу. 16.     Не предает в трудную минуту. 17.     Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18.     Понимает состояние и настроение друга. 19.     Уверен в своем друге. 20.     Искренен в общении. 21.     Первым прощает ошибки друга. 22.     Радуется успехам и достижениям друга. 23.     Не забывает поздравить друга. 24.     Помнит о друге, когда того нет рядом. 25.     Может сказать другу то, что думает. Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.  От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Тест "Уровень сотрудничества в детском коллективе" Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером 24 плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два­три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно. Список утверждений 1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.  2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.  3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.  4. У  нас  получается   лучше,  если  мы   что­то  делаем  все   вместе,   а  не  каждый  по отдельности.  5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.  6. Мы участвуем в чем­то, если рассчитываем на награду или успех.  7. Классному руководителю с нами интересно.  8. Если   классный   руководитель   предлагает   нам,   что   делать,   он   учитывает   наши мнения.  9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.  10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.  11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.  12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.  13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.  14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.  15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.  16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.  17. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.  18. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.  19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.  20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.  Ключ, обработка и интерпретация результатов Все   20   утверждений   представляют   собой   10   шкал,   хотя   при   обработке   результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы: 25 ­    (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе. ­    (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация  на класс как на центр школьной   жизни,   включенность   в   дела   класса,   акцентирование   групповых (внутриклассных) интересов. ­    (3)   –   ценность   личности.   При   высоких   значениях:   ориентация   на   личность, индивидуальность,   приоритет   самостоятельности,   свободного   самовыражения,   личной позиции. ­   (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. ­    (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих. ­    (6)   –   ценность   рефлексии.   При   высоких   значениях:   ориентация   на   самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. ­    (7)   –   оценка   креативности   классного   руководителя.   При   высоких   значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел. ­    (8)   –   оценка   диалогичности   классного   руководителя.   При   высоких   значениях: восприятие   классного   руководителя   как   эмоционального   лидера   ,   авторитетного взрослого, способного понять и помочь. ­    (9)   –   оценка   рефлексивности   классного   руководителя.   При   высоких   значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения. ­   (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов   (низкая   самокритичность)   может   свидетельствовать,   несмотря   на   высокие оценки   по   другим   шкалам,   о   неблагополучии   во   взаимоотношениях   и   выраженной социальной тревожности. Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме 26 того,   вычисляется   средний   балл   как   среднее   арифметическое   всех   десяти   шкал. Полученные результаты изображаются графически. Важно:   подсчитываются   и   анализируются   только   групповые   результаты,   все   ответы школьников анонимны. Для простоты анализа считают результаты: ­   низкий – ниже 60%, ­   нормальный – в интервале 60­80%, ­   высокий – в интервале 80­100%. Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50­60% речь идет о пониженной   самокритичности,   выраженной   социальной   тревожности,   стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.  Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. 1.   Если я знаю, что поступил неправильно, то … 2.   Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то … 3.    Выбирая   между   интересным,   но   необязательным,   и   необходимым,   но   скучным занятием, я обычно … 4.   Когда в моем присутствии обижают человека, я … 5.   Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я … 6.   Если бы я был на месте учителя,  я … Обработка результатов по вышеуказанной шкале.     Незаконченные предложения, или моё отношение к людям. Отношение к друзьям Думаю, что настоящий друг … Не люблю людей, которые … Больше всего люблю тех людей, которые … Я хотел бы, чтобы мои друзья … Отношение к семье Моя семья обращается со мной как … когда я был маленьким, моя семья … Когда меня нет, мои друзья … Чувство вины 27 Сделал бы все, чтобы забыть … Если все против меня … Моей самой большой ошибкой было … Если ты совершаешь дурной поступок, то Думаю, что я достаточно способен … Я хотел бы быть похожим на тех, кто … … Отношение к себе Наибольших успехов я достигаю, когда … Больше всего я ценю … Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Г.М.Фридман) Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного   тебе   другими;   справедливого   поступка   твоего   знакомого;   безвольного поступка; проявления безответственности и др.  Обработка результатов. Степень   сформированности   понятий   о   нравственных   качествах   оценивается   по   3­х бальной шкале: 1   балл   –   если   у   ребенка   сформировано   неправильное   представление   о   данном нравственном понятии; 2   балла   –   если   представление   о   нравственном   понятии   правильное,   но   недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития Методика   «Сюжетные   картинки»  (предназначена   для   детей  1­2   классов)  (по Р.Р.Калининой) Ребенку  предоставляются   картинки  с  изображением   положительных  и   отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1   балл   –   ребенок   правильно   раскладывает   картинки,   но   не   может   обосновать   свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2   балла   –   ребенок   правильно   раскладывает   картинки,   обосновывает   свои   действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 28 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д. Методика «Закончи историю» Методика   предназначена   для   изучения   осознания   детьми   нравственных   норм. Исследование проводятся индивидуально. Инструкция к тест: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Тестовый материал История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла   воспитательница   и   сказала:   «Мы   сейчас   будем   ужинать.   Пора   складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...  Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? История   3.   Люба   и   Саша   рисовали.   Люба   рисовала   красным   карандашом,   а   Саша зеленым.   Вдруг   Любин   карандаш   сломался.   «Саша,   –   сказала   Люба,   –   можно   мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа   и   спросил:   «Кто   сломал   игрушку?»   Тогда   Петя   ответил...   Что   ответил   Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов теста ­   0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.  ­    1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное   или   неправильное,   хорошее   или   плохое),   но   оценку   не   мотивирует   и нравственную норму не формулирует.  ­    2   балла   –   ребенок   называет   нравственную   норму,   правильно   оценивает   поведение детей, но не мотивирует свою оценку. ­    3   балла   –   ребенок   называет   нравственную   норму,   правильно   оценивает   поведение детей и мотивирует свою оценку 29 Методика «Что мы ценим в людях»  (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей   к   нравственным   нормам.   Особое   внимание   уделяется   оценке   адекватности эмоциональных  реакций  ребенка   на  моральные   нормы:  положительная   эмоциональная реакция   (улыбка,   одобрение   и   т.п.)   на   нравственный   поступок   и   отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0   баллов   –   ребенок   не   имеет   четких   нравственных   ориентиров.   Отношения   к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1   балл   –   нравственные   ориентиры   существуют,   но   соответствовать   им   ребенок   не стремиться   или   считает   это   недостижимой   мечтой.   Адекватно   оценивает   поступки, однако   отношение   к   нравственным   нормам   неустойчивое,   пассивное.   Эмоциональные реакции неадекватны.  2   балла   –   нравственные   ориентиры   существуют,   оценки   поступков   и   эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое. Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней.  Первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?  Вторая  ситуация:   одноклассники   сговорились   сорвать   урок.   Как   ты   поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале. 30 Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся Тест для учащихся 3­4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.) 1.   В   какой   последовательности   располагаются   полосы   на   Государственном   флаге Российской Федерации? а) белая, синяя, красная; б) красная, белая, синяя; в) синяя, белая, красная. 2. Гимн – это… а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра; б) торжественная песня для коллективного прослушивания; в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее. 3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен … а) золотой двуглавый орел; б) Святой Георгий Победоносец; в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея. 4. Родина – это… а) место, где человек живет сейчас; б) место, где человек родился и провел свое детство; в) Отечество, родная сторона. 5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …  а) общественное и государственное устройство;  б) основные права и обязанности граждан; в) права граждан.   31

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"

Программа воспитательной деятельности классного руководителя "Страна познания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017