Состояние здоровья школьников младшего возраста требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату класса.
По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много:
малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса,
несбалансированное питание,
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик!
В настоящее время очень много разработанных программ по укреплению и сохранению здоровья детей освещаются в периодической и методической литературе. Опираясь на эти материалы, разработана программа по укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Пояснительная записка
Состояние здоровья школьников младшего возраста требует особенно внимательного
отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности
учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату класса.
По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья
детей. Причин много:
малоподвижный образ жизни,
перегрузка учебного процесса,
несбалансированное питание,
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Всем известно: здоровый ребенок
– лучший ученик!
В настоящее время очень много разработанных программ по укреплению и
сохранению здоровья детей освещаются в периодической и методической литературе.
Опираясь на эти материалы, разработана программа по укреплению и сохранению здоровья
учащихся. Она составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к
условиям нашей школы.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям,
поэтому параллельно с оздоровительно физкультурными мероприятиями целесообразнее
использовать и просветительскую деятельность
А это удобнее всего осуществлять на уроках здоровья. Уроки здоровья, где
закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного
отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки и т. д., хорошо воспринимаются
детьми, дают положительные результаты. Ребенок на уроках здоровья, изучая себя,
особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять
активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Цель программы
формирование у обучающихся стремления к укреплению своего
здоровья и развитию своих физических способностей, внедрение здоровьесберегающих технологий
в образовательный процесс.Задачи программы:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
содействовать сохранению здоровья каждого школьника
формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни;
формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков
ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек;
обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий
и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
пропаганда среди родителей и детей основ здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
В результате ученики узнают, что формирование здорового образа жизни включает в
себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы
экономических знаний, правила гигиены и др. Дети научатся осознанно вести здоровый
образ жизни,
заниматься физическим
заботиться о
поддержании
здоровья,
самосовершенствованием; понимать
формируются навыки прогнозировать ситуацию.
себя. Школьники научатся делать
самоанализ;
Основные направления деятельности
1. Объединение обучающихся в группы в соответствии с их интересами для совместных занятий
2. Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья.
3. Подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний,
лекториев.
4. Организация экскурсий, походов, прогулок.
5. Пропаганда здорового образа жизни детей.
6. Организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время.
7. Привлечение внимания родителей к проблемам формирования и ведения здорового образа
жизни.
предполагаемые формы работы
I. Учет состояния здоровья детей:
1. Анализ медицинских карт обучающихся.2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарногигиенических условий и режима работы класса.
II. Профилактика заболеваний обучающихся
организация медицинского всеобуча, организация медицинского обследования, соблюдение
гигиенических норм и правил обучающимися, соблюдение гигиенических условий и факторов
(шум, освещенность, воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и
качество пищи и др.) в школе, соблюдение санитарногигиенических требований к уроку:
рассаживание обучающихся согласно рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными
занятиями (рациональное расписание занятий), дозирование домашних заданий, осуществление
мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди обучающихся
обеспечение надлежащих психологопедагогических факторов (психологический климат в классах,
наличие эмоциональных разрядок, стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и
др.), беседы, лекции, просмотры научнопопулярных телепрограмм, видеофильмов, проведение
общешкольных конкурсов "Самый здоровый класс" и "Спортсмен года".
III. Основные направления пропаганды здорового образа жизни:
1. Тематические беседы, утренники, классные часы, лекции, познавательные игры, агитбригады,
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции.
2. Совместная работа с органами здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике
токсикомании, наркомании, курения и употребления алкоголя.
3. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
4. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через беседы, уроки литературы,
окружающего мира, ОБЖ, физической культуры.
IV. Соревнования и спортивные праздники:
"Веселые старты"
"Папа, мама, я спортивная семья"
"Самый сильный, самый смелый"
общешкольные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу, минифутболу и др.
русские народные игры и забавы.Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны
здоровья и формирования здорового образа жизни:
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. «Режим дня»
3. "Здоровые привычки здоровый образ жизни".
4. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
5. "Кто наши враги".
6. "О спорт, ты мир!".
7. "Режим питания".
8. "Вредные привычки и их преодоление".
9. «Компьютерный ребенок»
10. "Здоровый образ жизни главное условие профилактики возникновения вредных привычек".
11. "Курить – здоровью вредить".
12. "Память: как ее тренировать".
13. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма
человека".
14. "Сотвори себя сам".
15. "Нет наркотикам".
16. "ВИЧинфекции".
17. Занятия по профилактике наркомании.
Родительские
собрания:
Сентябрь « Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям.
Ноябрь « Режим дня в жизни школьника».
Декабрь. «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с
окружающим миром».
Февраль « Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в
семье»
Апрель «Ребенок должен быть здоровым»
Планирование
здоровья:
отражает
все
компоненты
режим дня,
отказ от вредных привычек,
выбор одежды,
положительные эмоции,
рациональное питание,
закаливание и оздоровление,
чистота тела,
продукты питания, чистота дома и в природе,
движение.
• работа по организации системы рационального питания;
Комфортная пространственная среда:
• санитарный день (по вторникам);
• соответствующее оформление классной комнаты;
• создание возможностей для соблюдения правил гигиены;
• комнатные цветы для очищения воздуха (хлорофитум)
Тематическое планирование
№
Название мероприятия
Дата
Ответственные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Организация горячего питания
Витаминизация блюд и напитков в
школьной столовой
Выделение детей в основную и
подготовительную группу
Медосмотр учащихся
Сентябрь
Кл. руководитель
Администрация школы
В течение года Администрация школы
Сентябрь
I етверть
Кл. руководитель
Мед.работник
Врачи Заиграевской ЦРБ
Диспансеризация учащихся
В течение года Врачи Заиграевской ЦРБ
Организация и проведение зарядки
Организация работы по посещению
спортивных секции: легкая атлетика;
волейбол; футбол; туризм
Участие в школьной спартакиаде
В течение года Кл.руководитель
Сентябрь
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Учителя физической культуры
В течение года Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Участие класса в Днях здоровья
. Цикл бесед "Гигиена школьника".
В течение года Кл. руководитель
Учителя физической культуры
Встреча с работниками здравоохранения
Беседа о профилактике простудных
заболеваний
Классные часы:
«План внутреннего распорядка школы»;
«Режим дня»;
«Компьютерный ребенок»
Октябрь
ноябрь
Октябрь
Кл. руководитель
Врачи Заиграевской ЦРБ
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати12
Классные часы:
"Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
"Вредные привычки и их преодоление".
«Путешествие в город дорожных знаков»
Ноябрь
13 Мама, папа, я – спортивная семья
Декабрь
14
Классные часы:
"Здоровые привычки здоровый образ
жизни".
"Сотвори себя сам".
15
Веселые старты
16
17
18
19
20
Классные часы:
"Память: как ее тренировать".
"О спорт, ты мир!".
Познавательная игра "Здоровый образ
жизни главное условие профилактики
возникновения вредных привычек".
Неделя здоровья
Спортивная игра «Ловкий, сильный,
смелый»
Классные часы:
"Курить – здоровью вредить".
"Режим питания".
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Март
21
Праздник «Формула здоровья»
Март
22 Мероприятия, посвященные Всемирному
Апрель
дню здоровья
23
Классные часы:
"Кто наши враги".
"Вредные привычки и их преодоление".
Апрель
24
Военнопатриотическая игра «Зарница»
Май
25
Легкоатлетический пробег
Май
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Сотрудники ГИБДД
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Кл. руководитель
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство культуры
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта26
Классные часы:
"Особенности влияния никотина и других
токсических веществ на развитие
организма человека".
Занятия по профилактике наркомании.
Май
27
Организация летнего отдыха
Май
Учителя физической культуры
Кл. руководитель
Министерство
здравоохранения и спорта
Министерство печати
Мед. работник
Кл. руководитель
Администрация школы