Предметные:
актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
Метапредметные:
развитие речи учеников в области предметного словаря;
формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать и анализировать;
выявление значимости владения английским языком для изучения информатики
Личностные:
развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
повышение мотивации к самостоятельной работе;
воспитание дисциплинированности.
Коммуникативные:
предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;
создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».
Регулятивные:
создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.
8-3-3.ppt
Программирование линейных алгоритмов
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ЛИНЕЙНЫХ
ЛИНЕЙНЫХ
АЛГОРИТМОВ
АЛГОРИТМОВ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование линейных алгоритмов
Ключевые слова
•вещественный тип данных
•целочисленный тип данных
•символьный тип данных
•строковый тип данных
•логический тип данных
Программирование линейных алгоритмов
Числовые типы данных
Стандартные функции языка Паскаль:
Функция
Назначение
Тип аргумента
Тип результата
abs (x)
sqr (x)
sqrt (x)
round (x)
int (x)
frac (x)
random
random (x)
Модуль x
Квадрат x
Квадратный корень
из x
Округление х до
ближайшего целого
Целая часть x
Дробная часть x
real
real
-
Случайное число от 0
до 1
Случайное число от 0
до x
integer, real
integer, real
integer, real
real
integer
Такой же, как у
аргумента
Такой же, как у
аргумента
real
integer
integer
real
real
integer
Программирование линейных алгоритмов
Исследование функций round
round, intint и frac
frac
program n_3;
var x: real;
begin
write ('Vvedite x=');
readln (x);
writeln ('Round: ', round(x));
writeln ('Int: ', int(x));
writeln ('Frac: ', frac(x))
end.
Выполните программу несколько раз для
x {10,2; 10,8; –10,2; –10,8}.
Какой будет тип результата каждой из этих функций?
?
Программирование линейных алгоритмов
Целочисленный тип данных
Операции над целыми числами в языке Паскаль:
Операция
Обозначение
Сложение
Вычитание
Умножение
Получение целого частного
Получение целого остатка
деления
Деление
+
-
*
div
mod
/
Тип результата
integer
integer
integer
integer
integer
real
Программирование линейных алгоритмов
Операции div и mod
Трёхзначное число можно представить в виде следующей
суммы: x = a∙100 + b∙10 + c, где а, b, с цифры числа.
Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры
целого трёхзначного числа:
program n_4;
var x, a, b, c, s: integer;
begin
write ('Vvedite chislo x=');
readln (x);
a:=x div 100;
b:=x mod 100 div 10;
c:=x mod 10;
s:=a+b+c ;
writeln ('s= ', s)
end.
Программирование линейных алгоритмов
Символьный и строковый типы
данных
Символы – это все буквы и значки, которые есть на клавиатуре.
Для ввода в программу символьных переменных необходимо
указать для них символьный тип данных char
char..
Функция ordord преобразовывает букву в её числовой код.
Функция chrchr преобразовывает числовой код символа в сам
символ.
W
%
4
S
ordord
chchrr
string) является
произвольная последовательность символов, заключенная в
апострофы.
Значением строковой величины (тип string
87
37
52
83
W
%
4
S
var c: string
c:= chr(52)+chr(37)
4%
с
Программирование линейных алгоритмов
Символьный и строковый типы
данных
program n_5;
var a: char; kod: integer; b: string;
begin
writeln ('Код и строка');
write ('Введите исходную букву>>');
readln (a);
kod:=ord(a);
b:=chr(kod–1)+a+chr(kod+1);
writeln ('Код буквы ', a, '-', kod);
writeln ('Строка: ', b)
end.
Вывод на экран
кода буквы,
введённой с
клавиатуры
Вывод на экран
строки из трёх
букв.
Каких?
Программирование линейных алгоритмов
Логический тип данных
Величины логического типа принимают всего два
значения:
false и true
true;;
false
false < true
true.
false
Логические значения получаются в результате
выполнения операций сравнения числовых, символьных,
строковых и логических выражений.
В Паскале логической переменной можно присваивать
результат операции сравнения.
Программирование линейных алгоритмов
Пусть ansans - логическая переменная,
n целая переменная.
В результате выполнения оператора присваивания
переменной ans будет присвоено значение true при
ans:=n mod 2=0
Логический тип данных
любом чётном n и false в противном случае.
program n_6;
var n: integer; ans: boolean;
begin
writeln ('Определение истинности высказывания о
чётности числа');
write ('Введите исходное число>>');
readln (n);
ans:=n mod 2=0;
writeln ('Число ', n,' является четным - ', ans)
end.
Программирование линейных алгоритмов
Логический тип данных
Логическим переменным можно присваивать значения
логических выражений, построенных с помощью логических
функций и (andand)), или (oror), не (notnot).
Логическая операция
Название операции
в Паскале
and
or
not
конъюнкция
(логическое умножение)
дизъюнкция
(логическое сложение)
отрицание (инверсия)
Программирование линейных алгоритмов
Логический тип данных
program n_7;
var a, b, c: integer; ans: boolean;
begin
writeln ('Определение истинности высказывания
о равнобедренном треугольнике');
write ('Введите значения a, b, c>>');
readln (a, b, c);
ans:=(a=b) or (a=c) or (b=c);
writeln ('Треугольник с длинами сторон ', a, ',', b,
',', c, ' является равнобедренным - ', ans)
end.
Программирование линейных алгоритмов
Самое главное
Типы данных в языке Паскаль:
• вещественный
• целочисленный
• символьный
• строковый
• логический и другие.
Для них определены соответствующие операции и
функции.
Программирование линейных алгоритмов
Вопросы и задания
а) сумму и произведение его цифр;
Исследуйте работу функции random, запустив многократно на
Идёт kя секунда суток. Разработайте программу,
Разработайте программу, которая запрашивает три
Запишите на языке Паскаль программу,
Для заданного x вычислите у по формуле
Известны координаты вершин A, B, C треугольника.
Если сумма налога исчисляется в рублях и копейках,
Одна компания выпустила лотерейные билеты трёх
Составьте программу, вводящую true, если
По заданным координатам точек А и В вычислите
выполнение программу:
строковые величины – взаимосвязанные
реализующую алгоритм работы кассира, выдающего
которая по введённой kй секунде суток определяет,
Напишите программу, вычисляющую площадь этого
у = х3 + 2,5х2 – х +1.
Известны длины сторон треугольника a, b, c.
Запишите на языке Паскаль программу, которая для
то налоговая служба округляет её до ближайшего
program n_8;
разрядов: для молодежи, для взрослых и для
высказывание является истинным, и false в противном
длину отрезка АВ.
прилагательное, существительное и глагол, а затем
покупателю сдачу (s) наименьшим количеством банкнот
Даны значения целочисленных переменных:
сколько целых часов h и целых минут m прошло с
треугольника.
Напишите программу, вычисляющую площадь этого
произвольного двузначного числа определяет:
При этом:
var x, n: integer;
рубля (до 50 копеек с недостатком, свыше 50 копеек
стариков.
печатает все варианты фраз с использованием
случае:
a = 10, b = 20.
по 500 (k500), 100 (k100), 50 (k50) и 10(k10) рублей.
начала суток.
Запишите на языке Паскаль программу, которая
треугольника.
begin
(включая 50) с избытком).
а) операцию возведения в степень использовать
введённых слов.
Пример входных данных
Пример выходных данных
Запишите на языке Паскаль программу, которая
а) сумма цифр трёхзначного числа x является чётным
Номера билетов каждого разряда лежат в
Чему будет равно значение логической переменной
Например, если k =13257=3 х 3600 + 40 х 60 + 57,
выводит на экран строку символов, коды которых
б) число, образованное перестановкой цифр
writeln ('Исследование функции random');
Используйте компьютер, чтобы ввести точную сумму
запрещено;
вычисляет сумму кодов букв в слове БАЙТ.
Пример входных данных
Пример выходных данных
Пример входных данных
Пример выходных данных
числом;
rez после выполнения операции присваивания?
пределах:
равны 66, 69, 71, 73, 78.
исходного числа.
то h =3 и m = 40.
randomize (*для генерации различных случайных чисел
налога и вывести, сколько следует уплатить.
Пример входных данных
Пример выходных данных
б) в одном операторе присваивания можно
xa = 2
| AB | = 10.0
б) треугольник со сторонами a, b, с является
при каждом запуске программы *);
для молодёжи от 1 до 100;
Выведите на экран фразу: It is … hours …
а) rez:=(a=10) or (b>10)
использовать не более одной арифметической
ya = 1
xa = 2
s = 16.0
s = 6.0
a = 3
разносторонним.
write ('Введите x>>');
Следует сдать:
845
Пример входных данных
Пример выходных данных
minutes.
для взрослых от 101 до 200;
операции (сложение, умножение, вычитание);
б) rez:=(a>5) and (b>5) and (a<20) and (b<30)
xb = 10
ya = 1
readln (x);
b = 4
банкнот по 500 руб. – 1 шт.
Вместо многоточий программа должна выводить
ЗЕЛЁНЫЕ ЛИСТЬЯ РАСПУСКАЮТСЯ
ЗЕЛЁНЫЕ
для стариков от 201 до 250.
в) в программе может быть использовано не более
write ('Введите n>>');
yb = 7
xb = 6
в) rez:=( (not(a<15)) or (b>20)
с = 5
ЗЕЛЁНЫЕ РАСПУСКАЮТСЯ ЛИСТЬЯ
значения h и m, отделяя их от слов ровно одним
ЛИСТЬЯ
банкнот по 100 руб. – 3 шт.
пяти операторов присваивания.
readln (n);
С помощью компьютера выберите случайным
yb = 5
ЛИСТЬЯ ЗЕЛЁНЫЕ РАСПУСКАЮТСЯ
РАСПУСКАЮТСЯ
writeln ('random(', x, ')=', random(x));
банкнот по 50 руб. – 0 шт.
Подсказка: преобразуйте выражение к следующему
образом лотерейный билет в каждом разряде.
ЛИСТЬЯ РАСПУСКАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫЕ
xc = 10
Пример входных данных
Пример выходных данных
writeln ('random(', x, ')+', n, '=', random(x)+n)
банкнот по 10 руб. – 4 шт.
РАСПУСКАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫЕ ЛИСТЬЯ
виду: y =((x + 2,5)x –1)x +1.
yc = 1
end.
13 257
It is 3 hours 40 minutes.
РАСПУСКАЮТСЯ ЛИСТЬЯ ЗЕЛЁНЫЕ
Как можно получить случайное число из промежутка (0; x)?
Как можно получить случайное число из промежутка (0; x]?
Как можно получить случайное число из промежутка (n; x +
пробелом.
n)?
Программирование линейных алгоритмов
Опорный конспект
Типы данных в языке Паскаль: вещественный,
целочисленный, символьный, строковый, логический.
Тип данных в Паскале
Числовые
Вещественные
Целые
abs (x),sqr (x),
sqrt (x), +, , *, /
Символьные
ord, char
Логические
and, or, not
Тип данных в ПаскалеЦелыеЛогическиеЧисловыеСимвольныеВещественные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.