ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по биологии в 9 классах проводится в форме тестирования.
Контрольно-измерительный материал составлен на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
2. Рабочая программа по биологии 5-9 класс, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 27.06.2015 № 358-п (в редакции, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 28.03.2016 №180-п)
Преподавание биологии в 7-х классах проводится по программе линейного курса УМК Т. С. Суховой. Биология (Живая природа) 5-9
Цель проведения контрольной работы: проверка предметных компетенций по биологии за курс 9 класса общеобразовательной школы.
Работа содержит два варианта заданий. Каждый вариант работы состоит из 3-х частей:
· часть 1 - содержит 10 заданий базового уровня сложности с выбором одного ответа;
· часть 2 - включает 3 задания повышенного уровня сложности:
– с выбором нескольких верных ответов;
– на соответствие между биологическими объектами;
– на определение последовательности;
· часть 3 - включает 2 задания со свободным развернутым ответом
Тестирование содержит следующие темы раздела: «Единство живой и неживой природы Земли», «Системная организация живого», «Эволюционные изменения биологических систем», «Многообразие живого мира – результат эволюции».
В работе предусматривается проверка ряда общих учебных и предметных умений и способов действий:
- использовать научные методы познания;
-определять адекватные способы решения учебных задач, исследовать несложные практические ситуации;
- объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи;
- распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
- анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На выполнение работы отводится 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 10 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла, если допущена 1 ошибка назначается 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 6 баллов.
За верное выполнение заданий 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания третьей части работы — 6 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 22 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 10 |
11-15 |
16-18 |
19-22 |
1. Промежуточная аттестация состоит из трех частей. В первой части - 10 заданий, во второй- 3 задания, третьей – 2 заданиия.
2. На выполнение промежуточной аттестации отводится 45 минут. При выполнении заданий первой части (№ 1-10) нужно указывать только один правильный ответ. При выполнении второй части (№ 11-13) если требуется соотнести некоторые объекты, то выпишите в таблицу под каждой цифрой соответствующую букву. При выполнении задания третьей части , решите генетические задачи.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
ВАРИАНТ 1.
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных
1. (1 балл) Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
а) систематика б) эмбриология |
в) генетика г) палеонтология |
2. (1 балл) Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?
а) орган–ткани–организм – клетки – молекулы – системы органов
б) молекулы–ткани–клетки–органы–системы органов – организм
в) молекулы–клетки–ткани–органы–системы органов – организм
г) система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм–клетки
3. (1 балл) Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
а) защиты от антител б) катализатор реакции |
в) транспорта веществ г) аккумулятора энергии |
4. (1 балл) Основная функция митохондрий -
а) редупликация ДНК в) выработка энергии АТФ
б) биосинтез белка г) синтез углеводов
5. (1 балл) Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
а) аллельные |
в) доминантные |
б) рецессивные |
г) сцепленные |
6. (1 балл) Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
а) мутационная |
в) генотипическая |
б) модификационная |
г) комбинативная |
7. (1 балл) Учение о движущих силах эволюции создал
а) Жан Батист Ламарк б) Карл Линей |
в) Чарлз Дарвин г) Жорж Бюффон |
8. (1 балл) Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
а) свойства живой природы |
в) движущие силы эволюции |
б) результаты эволюции |
г) основные направления эволюции |
9. (1 балл) Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между
а) лишайником и березой |
в) раком-отшельником и актинией |
б) лягушкой и комаром |
г) человеческой аскаридой и человеком |
10. (1 балл) Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
а) пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
б) жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
в) пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
г) растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб
Часть 2. Содержит задания (11-13), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
11. (2 балла) Выберите три правильных ответа из шести предложенных. Сходство грибов и животных состоит в том, что
а) они способны питаться только готовыми органическими веществами
б) они растут в течении всей своей жизни
в) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
г) в клетках содержится хитин
д) в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
е) они размножаются спорами
12. (2 балла) Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
а) поглощение света б) окисление пировиноградной кислоты в) выделение углекислого газа и воды г) синтез молекул АТФ за счет химической энергии д) синтез молекул АТФ за счет энергии света е) синтез углеводов из углекислого газа |
1) энергетический обмен 2) фотосинтез |
13. (2 балла) Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
А) Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Б) Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ В) Использование только готовых органических веществ Г) Синтез органических веществ из неорганических Д) Выделение кислорода в процессе обмена веществ Е) Грибы |
1) Автотрофы 2) Гетеротрофы
|
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос. Решение задач
14. (3 балла) У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
15. (3 балла) У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
ВАРИАНТ 2.
Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных
1. (1 балл) Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
а) экология б) цитология |
в) физиология г) анатомия |
2. (1 балл) Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
а) система органов–органы–ткани–клетка–молекулы–организм – клетки
б) орган–ткани– организм – клетки – молекулы – системы органов
в) молекулы–ткани–клетки–органы– системы органов – организм
г) молекулы–клетки–ткани–органы – системы органов – организм
3. (1 балл) Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
а) аппарата Гольджи б) лизосом |
в) эндоплазматической сети г) рибосом |
4. (1 балл) Согласно клеточной теории, клетка – это единица
а) искусственного отбора |
в) естественного отбора |
б) строения организмов |
г) мутаций организма |
5. (1 балл) Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
а) гетерозиготными |
в) гомозиготными |
б) рецессивными |
г) доминантными |
6. (1 балл) Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
а) мутационная |
в) модификационная |
б) генотипическая |
г) комбинативная |
7. (1 балл) Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
а) приспособленность организмов к условиям среды
б) способность к неограниченному размножению
в) единовременный акт творения
г) наследственная изменчивость и естественный отбор
8. (1 балл) Конкуренция в сообществах возникает между
а) хищниками и жертвами
б) паразитами и хозяевами
в) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
г) видами со сходными потребностями в ресурсах
9. (1 балл) Темные бабочки встречаются в промышленных районах Англии чаще, чем светлые, потому что
а) в промышленных районах темные бабочки откладывают больше яиц, чем светлые
б) темные бабочки более устойчивы к загрязнениям
в) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других
г) в загрязненных районах темные бабочки менее заметны для насекомоядных птиц
10. (1 балл) Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
а) лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
б) листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
в) землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
г) землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад
Часть 2. Содержит задания (11-13), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.
11. (2 балла) Выберите три правильных ответа из шести предложенных. В чем проявляется сходство растений и грибов
1.растут в течение всей жизни
2.всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
3.растут только в начале своего индивидуального развития
4.питаются готовыми органическими веществами
5.являются производителями в экосистемах
6.имеют клеточное строение
12. (2 балла) Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
а) Вещества окисляются б) Вещества синтезируются в) Энергия запасается в молекулах АТФ г) Энергия расходуется д) В процессе участвуют рибосомы е) В процессе участвуют митохондрии |
1) пластический обмен 2) энергетический обмен |
13. (2 балла) Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.
а) не имеет заведомо приспособительной направленности б) носит групповой характер в) носит индивидуальный характер г) характеризуется адекватностью д) отличается непостоянством е) носит случайный характер
|
1)генотипическая 2)фенотипическая
|
Часть 3. Дать развёрнутый ответ на вопрос. Решение задач
14. (3 балла) Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак, ген которого (Т) локализован в 17-й аутосоме. В семье мать и дочь ощущают вкус ФТМ, а отец и сын не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи.
15. (3 балла) У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок Вариант 1.
КЛЮЧ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||||||||||
1. |
Г |
Б |
||||||||||||
2. |
В |
Г |
||||||||||||
3. |
Г |
Б |
||||||||||||
4. |
В |
Б |
||||||||||||
5. |
В |
Б |
||||||||||||
6. |
Б |
В |
||||||||||||
7. |
В |
А |
||||||||||||
8. |
В |
Г |
||||||||||||
9. |
Г |
Г |
||||||||||||
10. |
Г |
Б |
||||||||||||
11. |
А, Г, Д |
1,2,6 |
||||||||||||
12. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
13. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Часть 3.
Вариант 1.
14.
15.
Вариант 2.
14.
15.
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 10 |
11-15 |
16-18 |
19-22 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.