Промежуточная аттестация по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развѐрнутым ответом.
На выполнение работы отводится 1,5 часа (90 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в черновик, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в черновик без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя текст и 3 задания к нему (задания 26–28). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чѐрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в черновик, а затем перенесите еѐ в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1 Общество в широком смысле слова означает
1) естественную среду обитания человека
2) группу людей, объединѐнных общими интересами
3) стадию исторического развития народа 4) всѐ человечество в прошлом, настоящем и будущем
Ответ:
2 Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.
Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ:
3 Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушение ураганом домов в посѐлке
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
4 Что отличает человека от животного?
1) наличие физиологических потребностей
2) забота о потомстве
3) способность к сознательной деятельности
4) приспособление к природной среде
Ответ:
5 Верны ли следующие суждения о религии? 9
А. Религия требует от верующих соблюдения определѐнных правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ:
6 К основным категориям нравственности относятся понятия
10
1) причина и следствие
2) истина и познание 3) чувства и разум 4) честь и достоинство
Ответ:
7 Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической 2) социальной
11
3) политической
4) духовной
Ответ:
8 Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов.
Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
1) политической и духовной
12
2) экономической и политической
3) социальной и политической 4) экономической и социальной
Ответ:
Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) информационному 4) постиндустриальному
Ответ:
В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) аграрному 4) информационному
Ответ:
Какой из приведѐнных примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) глава государства обращается к гражданам в СМИ
2) врачи слушают доклад министра здравоохранения
3) друзья встретились после ссоры, выяснили еѐ причины и помирились
4) представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Ответ:
Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное
2) высшее профессиональное
3) основное общее
4) среднее общее
|
Ответ:
13 Жизненная позиция, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу, проявление своих способностей, счастье, развитие, называется
1) свободой совести
2) эгоизмом
3) гуманизмом 4) патриотизмом
Ответ:
14 Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культурным мы называем начитанного и воспитанного человека.
Б. У первобытных народов не было культурных людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ:
15 Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
Ответ:
16 Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, – это
1) дееспособность
2) правоотношение
3) правовое сознание 4) юридическая ответственность
Ответ:
17 Что является признаком любого государства?
1) верховенство права
2) выборность высших органов власти
3) суверенитет 4) многопартийность
Ответ:
18 Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».
Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ:
19 Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим
Вооружѐнными Силами Российской Федерации является
1) Председатель Совета Безопасности
2) министр обороны
3) Начальник Генерального штаба
4) Президент РФ
Ответ:
20 Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
1) разработка и принятие законов
2) управление федеральной собственностью
3) решение вопросов гражданства РФ
4) введение чрезвычайного положения
Ответ:
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и Запишите ответы в черновик, а затем перенесите их в БЛАНК выполните задания 23, 24.
ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других 23 В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной провѐл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, клеточке в соответствии с приведѐнными в бланке образцами. сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде
21 Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с диаграммы.
моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учѐбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия:
1) соблюдение определѐнных норм и правил
2) создание воображаемой обстановки
3) использование различных предметов
4) целенаправленное получение знаний
Ответ:
22 Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА
А) обеспечение правопорядка 1) внешние
Б) подписание президентом договора о дружбе и 2) внутренние сотрудничестве с главой соседнего государства
В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны
Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства
Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Ответ:
23 Найдите в приведѐнном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных обеих стран считают, что для страны важнее всего развитие новых технологий.
2) Равные доли опрошенных страны Y считают, что для страны важнее всего развитие технологий и решение социальных проблем.
3) Доля тех, кто считает, что для страны важнее всего обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений, больше среди жителей страны Y, чем среди жителей страны Z.
4) Жители страны Z считают, что для страны развитие культуры, нравственное совершенствование общества важнее, чем обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и поддержка инициатив граждан и их объединений.
5) Большинство жителей страны Y затруднились ответить на поставленный вопрос.
Ответ: __________
24 Результаты опроса, отражѐнные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведѐнных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Стране Z необходимы реформы в социальной сфере.
2) Влияние духовной сферы на перспективы развития страны осознаѐтся гражданами страны Y в большей степени, чем гражданами страны Z.
3) В стране Y на развитие культуры выделяется больше средств, чем в стране Z.
4) В стране Z, в отличие от страны Y, построено правовое государство. 5) Граждане страны Y не интересуются проблемами своей страны.
Ответ: __________
25 Прочитайте приведѐнный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для записи ответов на задания этой части используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развѐрнутый ответ на него. Ответы записывайте чѐтко и разборчиво.
Начнѐм с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребѐнок, выросший в условиях голода, обычно отстаѐт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определѐнных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребѐнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27 Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.
28 Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в
Система оценивания работы
За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 22, ставится 1 балл. Ответ на задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Номер задания |
Правильный ответ |
1 |
4 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
1 |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
2 |
13 |
3 |
14 |
1 |
15 |
2 |
16 |
4 |
17 |
3 |
18 |
2 |
19 |
4 |
20 |
2 |
21 |
1324 |
22 |
21212 |
23 |
123 |
24 |
12 |
25 |
112 |
Критерии оценивания заданий с развѐрнутым ответом
Начнѐм с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребѐнок, выросший в условиях голода, обычно отстаѐт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определѐнных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребѐнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
26 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые 27 Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей?
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Используя текст, укажите любые четыре фактора.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) факторы формирования личности; 2) СМИ и социализация; 3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодѐжь; 4) школа и формирование личности ребѐнка. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков |
|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным |
2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста |
1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|||
Могут быть указаны следующие факторы 1) возраст; 2) интеллектуальный уровень; 3) пол; 4) вес; 5) окружающая среда; 6) культура; 7) СМИ, 8) школа. Факторы могут быть указаны в формулировках. |
: иных, |
близких |
по смыслу |
|
Правильно указаны четыре фактора |
|
|
|
2 |
Правильно указаны два-три фактора |
|
|
|
1 |
Правильно указаны один фактор. ИЛИ Ответ неправильный |
|
|
|
0 |
|
|
Максимальный балл |
2 |
28 Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) семьи школьников представляют различные социальные группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому школа — общество в миниатюре;
2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют
определѐнные правила поведения, распределены роли, есть иерархия
Таблица перевода баллов в оценку взаимоотношений.
Объяснения могут быть указаны в иных, близких по смыслу
Количество баллов |
Оценка |
0–11 |
2 |
12–19 |
3 |
20–27 |
4 |
28–32 |
5 |
формулировках.
Правильно указаны два объяснения 2
Правильно указано одно объяснение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.