Протокол родительского собрания от 22.05.2024 года.
Родительское собрание в 1 «А» классе
Тема: «Эмоции положительные и отрицательные»
Присутствовали: классный руководитель,
родители – 30 человек.
Отсутствовали: родители – 2 человека.
Форма проведения: очно
Цель:
Выработать с родителями оптимальные требования и условия для формирования позитивных эмоций ребёнка.
Задачи:
1. Познакомить родителей школьников с такими понятиями, как положительные и отрицательные эмоции.
2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для сохранения здоровья, успешной учебной деятельности, в общении со сверстниками и окружающими.
Ход родительского собрания
Приветствие. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли сегодня, чтобы обсудить вопросы, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье.
Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому?
Вспомните, пожалуйста, очень важную фразу, сказанную героем фильма «Доживём до понедельника: «Счастье – это когда тебя понимают». Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оценённый другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Сегодня наш разговор пойдёт о человеческих эмоциях.
Что же такое эмоции? (высказывания родителей)
Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему.
Эмоции ребенка и что их вызывает.
Что такое эмоция? Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.
К эмоциональным состояниям человека относят:
Ø настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
Ø страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
Ø аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
Ø чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
Ø стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).
Эмоции могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции большинство из нас устраивают, их хочется сохранить подольше. А вот отрицательные мешают, напрягают, делают нас уязвимыми (такие как гнев, ненависть, страх, отвращение и т.п.), поэтому от них хочется избавиться. Как же в этом помочь нашим деткам? Для начала необходимо знать, что может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. Таких причин довольно много, выделим основные.
Что у ребенка вызывает отрицательные эмоции?
1. Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
3. Противоречивость требований родителей и педагогов (например, тренер воспитывает дисциплину, требует соблюдение определенного режима спортсменом, родители же тренера в этом не поддерживают), в результате формируется злоба, недоверие, поэтому так важна согласованность действий родителей и педагогов.
4. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. В психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Поэтому важно научиться самому и научить ребенка справляться со своими эмоциями.
5. Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.
Как справиться с эмоциями, которые бушуют вследствие какой-то ситуации? Будь это волнение перед важным событием или неудача, или, наоборот, когда в случае чрезвычайного успеха положительные эмоции столь сильны, что начинают мешать. Поддержите своего ребенка!
Поддержка ребенка в ситуациях волнения или неудачи.
Наша искренняя забота, внимание, любовь к детям помогает им справляться со многими трудностями, сохраняют психологический комфорт ребенка, и не важно, сколько ему лет!
Как формировать положительные эмоции? С чего начать?
- На листах бумаги запишите выражения: во-первых, запрещённые на ваш взгляд в общении с ребёнком в семье; во-вторых, рекомендуемые и желательные в общении с ребёнком в семье.
Сравните выражения записанные вами, с теми, которые представлены психологами (на доске).
При общении с детьми:
Не рекомендуется употреблять выражения |
Рекомендуется употреблять выражения |
Я тысячу раз говорил тебе… Сколько раз надо повторять… О чём ты только думаешь… Неужели тебе трудно запомнить, что… Ты такой же, как… Отстань, некогда мне… Почему Лена… такая, а ты нет… Ты становишься… |
Ты у меня самый умный, красивый и т.д. Как хорошо, что у меня есть ты. Ты у меня молодец. Я очень тебя люблю. Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась. |
Беседа с родителями по результатам тестов,
проведённых с учащимися.
1.) Мы с ребятами побывали на «Острове невезения». Им была дана информация о том, что « получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым - в работе. У нас есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать, что мешает детям жить весело и счастливо»
И что же у нас получилось?
А) раздражает погода;
Б) сам остров и его название (замкнутое пространство);
В) «2», маленькая зарплата, еда;
Г) что надо учить уроки, настроение плохое;
Д) пьют родители, дома грязно, одежда старая, задают домашнее задание;
Е) нет дружбы, ручка плохая.
Вывод: Таким образом, мы увидели, что для ребят является приоритетным. По их мнению, необходимо создать благоприятную обстановку вокруг жителей острова.
Ребятам было предложено нарисовать лесенку и расположить на ней членов семьи. Цель этого теста заключалась в том, чтобы выявить эмоциональное отношение ребёнка к себе в семье. (Родители рассматривают рисунки своих детей.) По этому тесту выяснилась «значимость» членов семьи и место ребёнка в ней, где он сам себя видит.
Ø Хороший показатель, если ребёнок изобразил себя в середине или после родителей.
Ø Если ребёнок стоит на первых ступеньках, это показывает эгоцентричность отношения ребёнка к себе: ребёнок ставит свои интересы выше всего.
Ø Так же надо задуматься тем родителям, где ребёнок поставил себя на последнем месте. Значит, он себя недооценивает. Помогите ему подняться по ступенькам вверх.
Вывод: Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:
- Безусловно принимайте своего ребёнка.
- Активно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.
- Как можно чаще проводите с ним время, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу записки и письма, отправляйте сообщения.
- Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.
- Помогайте ему, когда он просит.
- Поддерживайте и отмечайте его успехи.
- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.
- Разрешайте конфликты мирно.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
- Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям.
· Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
· Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах, получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
· В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
· Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
· На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
· В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
· Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Итог собрания. Подошла к концу наша очередная встреча. Хочется пожелать, чтобы вы были более внимательны к своим детям, к их эмоциям. Любите их, помогайте справляться с отрицательными эмоциями, разрушающими здоровье ребёнка, мешающими общению с окружающими. Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по - новому.
Анкета для родителей.
· Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребёнка? Как вы это делаете?
· Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
· Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.