Образцы бланков, заполняемых учителем-дефектологом при обследовании обучающихся с ОВЗ: протокол дефектологического обследования, бланки обследования уровня обученности (знаний и умений по основным предметам: математика, письму и чтению) обучающихся младшего и старшего звена.
Иванова Ирина Александровна – учитель-дефектолог,
ГКОУ «Нижнечирская школа-интернат»,
ст-ца Нижний Чир, Суровикинского р-на, Волгоградской области
Протокол дефектологического обследования обучающегося
Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________
Дата рождения ____________________ возраст ____________
Откуда прибыл____________________________________________________
__________________________________________________________________
Контакт (речевой, жестовый, мимический)
• В контакт не вступает
• Проявляет речевой негативизм
• Контакт формальный (чисто внешний)
• В контакт вступает не сразу, с большим трудом
• Не проявляет заинтересованности в контакте
• Контакт избирательный
• Легко и быстро устанавливает контакт
• Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется
Работоспособность:
1. Крайне низкая; 2. Снижена; 3. Достаточная;
Кругозор:
• Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года;
• Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
• Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны. Бессистемны.
Развитие речи:
• Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
• Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
• Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
• Связная речь не сформирована, в речи присутствуют отдельные звукоподражания.
Особенности обучаемости:
• Достаточный уровень обучаемости (ребенок способен выполнить задание самостоятельно или при небольшой организующей/стимулирующей помощи).
• Уровень обучаемости снижен (ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания по алгоритму, требуется неоднократный обучающий эксперимент).
• Низкий уровень обучаемости (ребенок нуждается в прямой помощи, не способен выполнить задание самостоятельно после многократных показов).
Познавательная активность:
• Проявление/не проявление интереса к предлагаемым заданиям.
• Активность/пассивность в познании окружающего мира.
• Способность/неспособность сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
• Заинтересованность/не заинтересованность в положительной оценке своей деятельности.
Характер деятельности:
• Отсутствие мотивации к деятельности;
• Работает формально;
• Деятельность неустойчивая;
• Деятельность устойчивая, работает с интересом.
Использование помощи (во время обследования):
• Помощь не использует.
• Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
• Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднён.
• Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание.
Познавательные процессы:
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
• Ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
• Недостаточно устойчивое, поверхностное;
• Быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
• Плохая переключаемость внимания;
• Достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Зрительное восприятие:
восприятие цвета:
• представление о цвете отсутствует
• сличает цвета
• узнает и называет основные цвета
• называет оттенки цветов
восприятие величины:
• представление о величине отсутствует
• соотносит предметы по величине
• дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)
• называет сам величину предмета
восприятие формы:
• нет представления о форме
• соотносит предметы по форме
• различает геометрические формы (выделяет по слову)
• называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы
Восприятие пространственных соотношений:
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация). ДА, НЕТ
• ориентировка в сторонах собственного тела: ДА, НЕТ
• Зеркальное отображение ДА, НЕТ
• дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже: ДА, НЕТ; дальше – ближе: ДА, НЕТ, справа – слева: ДА, НЕТ, впереди – сзади: ДА, НЕТ, в центре: ДА, НЕТ)
Временные представления:
• Части суток: ДА, НЕТ знание признаков ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
• Времена года: ДА, НЕТ знание признаков ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
• Дни недели : ДА, НЕТ, последовательность ДА, НЕТ
• часы, минуты: ДА, НЕТ последовательность ДА, НЕТ
• прошлое, настоящее, будущее время: знание ДА, НЕТ; ориентирование ДА, НЕТ
Память:
• механическая память: зрительная ___________, слуховая__________
• опосредствованная (вербально-логическая)_______________________
Мышление:
Уровень развития мышления:
1) наглядно-действенное 2) наглядно-образное 3) элементы абстрактно-логического мышления
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
Складывание разрезных картинок: по образцу, по представлению
• разрез по вертикали, по горизонтали - ДА, НЕТ,
• по диагонали, ломаной линией - ДА, НЕТ
Способы выполнения задания:
1) действует силой 2) перебор вариантов 3) целенаправленные пробы 4) примеривание 5) зрительное соотнесение.
Классификация предметов:
• Самостоятельно определяет принцип обобщения.
• Непоследовательность суждений при раскладывании изображений.
• Контраст между способностью собрать группу и неумением ее обозначить.
• Низкий уровень обобщающих операций.
Парные картинки: находит без ошибок, находит с ошибками, не находит.
Четвёртый – лишний:
• Правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу и «лишнего» предмета(слова).
• Дает описательную характеристику родового понятия для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова), но с помощью исследователя. Ошибается по мере их усложнения.
• Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения предметов (слов), объединяемых в одну группу, «лишнего» предмета (слова).
Нелепицы: понимание картин с бессмысленным, нелепым сюжетом: ДА, НЕТ
Последовательность событий:
• Ребенок видит динамику всех событий (историй),
выделяет их начало, а также может представить развитие события: его середину и
конец.
• Ребенок видит динамику некоторых событий, выделяя
их начало. В основном ребенок ориентируются в тех событиях, о которых имеет
конкретное представление.
• Ребенок затрудняется в анализе динамики события, в
установлении его начала.
Ведущая рука (правая, левая)
Психомоторное развитие: не соответствует возрасту, соответствует возрасту.
• Мелкая моторика рук: не сформирована, сформирована, нарушена, не нарушена;
• Общая координация движений: нарушена, неловкость в движениях, не сформирована, сформирована, характерна неловкость, неуклюжесть;
Сформированность учебных навыков (соответствие требованиям программы):
МАТЕМАТИКА
• порядковый счёт от__________ до___________
• счёт от заданного числа______________________________________________
• пересчитывание предметов ДА, НЕТ /зрительно, дотрагиваясь/;
• соотношение числа и количества предметов /соотносит, не соотносит/
• сравнение множеств ДА, НЕТ /зрительно, приложением, наложением /
• сравнение чисел ДА, НЕТ
• состав числа______________разрядный состав числа___________________
• счётные операции в пределах_________/отвлечённо, на конкретном материале, по линейке/
• табличное умножение и деление /знает таблицу умножения, не знает таблицу умножения, выполняет самостоятельно с помощью таблицы умножения, не понимает ход задания/
• решение простых задач /самостоятельно, по аналогии, опоре, с помощью /
__________________________________________________________________
Трудности при решении задач:
• не понимает ход решения, затрудняется в выборе
действия, в усвоении
грамматической формулировки, в записи решения, неустойчивости внимания.
ЧТЕНИЕ
• знание букв _____________________________________________________
• способ чтения /буквенный, слоговой, переход на целые слова, словесный/
• понимание прочитанного /понимает, с наводящими вопросами, не понимает/
•пересказ текста /последовательный, по вопросам, с превнесениями/
ПИСЬМО
•списывание /копирование, перенос с печатного /
• письмо под диктовку ДА, НЕТ
• умение работать с деформированными предложениями ДА, НЕТ
• выполнение грамматических заданий____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования__________________
Учитель-дефектолог: /____________/___________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.