ТИСО – такой способ организации процесса обучения, при котором учитель, работая в рамках классно-урочной системы, может создать условия, способствующие усвоению всеми учениками программного материала на доступном ученику уровне усвоения в полном объеме теоретических знаний и практических и творческих умений, т.е. обеспечить реализацию целей обучения в соответствии с государственным стандартом. Технология индивидуализированного способа обучения предполагает самостоятельную работу каждого ученика по учебным листам.
УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
по теме: «Процент. Нахождение процентов от числа»
(3 занятия)
В результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
- понятие процента;
- правило выражения процентов дробью
или натуральным числом;
- правило выражения дроби или
натурального числа в процентах;
- алгоритм нахождения процента от
числа.
- выражать проценты обыкновенной
или десятичной дробью;
- выражать дробь или натуральное
число в процентах;
- находить процент от числа.
Литература: Математика 5 класс Алдамуратова Т.А.
Помни, что работать нужно по алгоритму.
Не забывай проходить проверку, делать пометки на полях, заполнять
рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа, возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого
ты проверяешь.
Желаю успеха!
ЗАДАНИЕ №1
1. Запиши определение в тетрадь и запомни его. /1 балл/
В процентах выражают снижение цен на товар, успеваемость учеников,
экономию денежной суммы.Процентом называется одна сотая часть.
Слово процент заменяют знаком %.
Например: запись 5 % читают «пять процентов»
%1
1
100
01,0
2. Запомни и выпиши правила в тетрадь: /2 балла/
Правило 1
Правило2
Чтобы выразить проценты дробью
или натуральным числом, надо:
- число процентов (число, стоящее
перед знаком%) разделить на
100
Чтобы выразить дробь или
натуральное число в процентах,
надо:
- его умножить на 100 и к
полученному результату приписать
знак процента(%)
% дробь или число
дробь или число %
(Деление)
(Умножение)
Например:
%7
7
100
07,0
%300
3
%15
15,0
300
100
15
100
3. На выбор решите один из вариантов:/10 баллов/
*
100
%7
100
100
%40
%150
7
7
100
100
4,0
*4,0
*5,15,1
3
5
3
5
*
100
%60
21
2
3
Запишите проценты
десятичными дробями:
1%, 6%, 55%, 25%,
120%
Запишите проценты
обыкновенными
дробями:
2%, 8%, 55%, 70%,
130%
Запишите проценты
десятичными
дробями:
3%, 5%, 40%, 85%,
170%
Запишите проценты
обыкновенными
дробями:
1%, 6%, 55%, 25%,
120%
Запишите проценты
десятичными
дробями:
2%, 8%, 55%, 70%,
130%
Запишите проценты
обыкновенными
дробями:
3%, 5%, 40%, 85%,
170%
ПРОЙДИТЕ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
1. Выборочно решите четные или нечетные номера:/8 баллов/
Запишите в процентах дроби:
1. 0,1
2. 0,08
3. 0,91
4. 0,01
5. 2,7
6. 1,6
7. 2
8. 3
9. 9/100
10.3/100
11.51/100
12.93/100
13.1/10
14.1/20
15.3/5
16.3/4
2. Решите на выбор две задачи: /4 балла/
1) Для приготовления компота купили сухофрукты. Яблоки составляют – 35%
сухофруктов, груши – 30%, абрикосы – 25%, сливы – остальную часть сухофруктов.
Сколько процентов сухофруктов составляют сливы?
3)
Вода
2) Вод Из всех деревьев в лесу ели составляют 25%, сосны – 45%, а остальные
лиственничные деревья. Сколько процентов составляют лиственничные
деревья в лесу?
3составляет
9
10
кочана капусты. Сколько процентов составляет вода в кочане
капусты? 4) Вода составляет
в яблоке?
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №2
яблока. Сколько процентов составляет вода
17
20
МОЛОДЕЦ!
МОЖЕШЬ ПРИСТУПАТЬ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ №1
4ЗАДАНИЕ №3
1.Запомните и запишите алгоритм нахождения процента от числа и
рассмотрите примеры: (4 балла)
Процент от любого числа определяет часть этого числа.
Если процент выразить десятичной или обыкновенной дробью,
то данное число можно просто умножить на эту дробь.
Алгоритм нахождения процента от числа:
1 представить проценты в виде дроби или натурального числа;
2 выполнить умножение.
Формула процента:
=a*0,01;
b= a*
p
100
где а-данное число, P-чило процентов, b –искомое число.
Например: Найти 25% от числа 236.
25% = 0,25, отсюда 236 * 0,25 = 59;
или
Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить
на число процентов и результат разделить на 100.
Например:
23% от 89 вычисляем так:
89 * 23 : 100 = 20,47.
115% от 39 вычисляем так:
По правилу 39 * 115 : 100 = 44,85.
При определении процента от числа следует помнить, что:
— если процент меньше 100%, то число, полученное в результате вычислений,
меньше заданного числа (если 23% < 100%. то и 20,47 < 89);
5— если процент больше 100%, то число, полученное
в результате вычислений, больше заданного числа (если
115% > 100%, то и 44,85 > 39).
Следовательно, при вычислении процента от числа
для самоконтроля нужно проверить:
— заданный в условии процент больше или меньше 100%;
— результат вычисления больше или меньше числа, от которого находится процент.
2.Используя алгоритм нахождения процента от числа реши на выбор 6
примеров: (6б)
1) 4% от 75 2) 15% от 84 кг 3) 25% от 340
4) 32% от 12,5 г 5) 181/3% от 330 м 6) 13% от 360
7) 160% от 82 тенге 8) 250% от 5,12 9) 45% от 1 га
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №3
ЗАДАНИЕ №4
1. Рассмотрите и запишите задачу-образец в тетрадь:/2 балла/
Товар стоил 5000 тенге. Его цена повысилась на 20%. На сколько рублей повысилась
цена? Какова новая цена товара?
Решение:
Отвечаем на первый вопрос задачи.
5000 т. – 100%
Х т. – 20%
Х= 5000 * 20/100= 1000 (т) – повышение цены.
Отвечаем на второй вопрос задачи.
5000 + 1000 = 6000 (т) – новая цена товара.
Ответ: 1000 т., 6000 т.
2. По образцу решите выборочно 2 задачи: (6 баллов)
6Задача 1
В школе 400 учащихся. 52% этого числа составляют девочки. Сколько мальчиков в
школе?
Задача 2
Масса сушеных груш составляет 20% массы свежих. Сколько сушеных груш
получится из 350 кг свежих? Сколько процентов массы свежих груш теряется при
сушке?
Задача 3
Что больше 30% от 40 или 40% от 30?
Задача 4
Увеличьте число 200 на 10%. Полученное число уменьшите на 10%. Получится ли
снова число 200? Почему?
3. Решите на выбор одну задачу двумя способами: (6 баллов)
1) Мороженное содержит 60% воды, 19% молочного жира, остальное – сахар.
Сколько граммов потребуется сахара для приготовления 2,5 кг мороженного?
2) Периметр треугольника АВС равен 24 см. Длина стороны АВ составляет 35 %,
а длина стороны ВС – 25% периметра треугольника. Найдите длину стороны
АС.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №4
МОЛОДЕЦ! МОЖЕШЬ ПРИСТУПАТЬ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ №2
78ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1
№1. Следующие проценты вырази дробью (из каждого уровня 2 на выбор)
А (по 2 балла)
В (по 3 балла)
25%
10%
300%
200%
50%
125%
220%
12%
118%
43%
№2. Выполните проверочный тест на выбор любой вариант: /5 баллов/
№3. Реши на выбор любую задачу: (3
балла)
1) Мама купила для салата огурцов
больше на 20%, чем помидоров.
Сколько процентов салата
составляют помидоры, а сколько
огурцы?
2) В корзине яблок на 40% больше,
чем груш. Сколько процентов
составляют яблоки, а сколько
груши в корзине?
Итого: 18 баллов
«5» - 16-18 б
«4» - 14-15 б
«3» - 12-13 б.
II вариант
7 % – это
1) 0,7
2) 0,07
3)
0,007
1) 97,6% 2) 9,76% 3)
0, 976 –
это
50%
класса –
это
1)четвер
ть класса
2)
половин
а класса
976%
3)
пятая
часть
класса
1350%
3) 0,3 и
3/7
13,5 – это
1) 135%
2) 1,35% 3)
30% - это
1) 0,3 и
3/5
2) 0,3 и
3/10
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №2
1. Найдите процент от данных чисел (по 2 с каждой строки):
50% от чисел 64, 20, 100, 50 (1 балл)
10% от чисел 500, 600, 700, 300, 210 (2 балла)
3% от чисел 120, 900, 500, 340 (3 балла)
9примеров: (5 б)
2. Используя алгоритм нахождения процента от числа реши на выбор 5
1) 12% от 160 2) 60% от 8 440 т 3) 72% от 0,45
4) 412% от 1,44 м 5) 614% от 64 6) 20% от 1 часа 35 мин.
7) 120% от 42,5 8) 114% от 12 л 9) 2,25% от 1 кв. км 10) 800%
от 0,125 л
3. Выборочно решите 1 задачу:
А) При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн
пшеницы? /5 балла/
Б) Длина и ширина прямоугольника 8 см и 6 см соответственно. Длину уменьшили на
30%, а ширину увеличили на 15%. Как и на сколько изменится площадь
прямоугольника? / 5 балл/
В) Первые 3 часа туристы шли со скоростью 4 км/ч. После привала их скорость
увеличилась на 20% и она прошли еще 2 км. С какой средней скоростью двигались
туристы? /5 баллов/
Итого: 22 балла
«5» - 21-22 б
«4» - 19-20 б
«3» - 17-18 б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Процент. Нахождение процента от числа»
Ф.И. ____________________________________________________, класс _____
Полученный
балл
Кто
проверил
Кого
проверил
Оценка
№
1
max.
баллов
1
2
10
8
102
Проверочная
работа №1
3
4
Проверочна
я №2
Итого
4
18
4
6
2
6
6
22
89
Итого: 89 баллов
«5» - 80-89 б
«4» - 73-79 б
«3» - 65-72 б.
11