Проверочная работа по разделу Текст. Функциональные разновидности языка.
Оценка 4.8

Проверочная работа по разделу Текст. Функциональные разновидности языка.

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл—6 кл
01.11.2023
Проверочная работа по разделу Текст. Функциональные разновидности языка.
Работа с разными видами текстов, определение типа речи, стиля речи.
проверочная работа текст, типы речи, стили речи.docx

ФИ____________________________________класс_______

Проверочная работа по разделу «Текст. Функциональные разновидности языка»

Вариант 1.

1.                  Определите и запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

 (1)Тихий пасмурный денёк с лёгким морозцем. (2)Снег пока неглубокий, пушистый и мягкий. (3)Мы стоим под дремучими сводами заповедного соснового бора. (4)Ласкает взор зелёный бархат хвои. (5)Впереди, на полянке, полузасохший дуб-зимняк. (6)Не успели подойти к нему, как слышим чёткий, отрывистый голосок дятла: «Кик-кик!»

(7)Нарядно одетый в пёстрый пиджачок, на голове малиновое пятнышко, «лесной доктор» сидел на дереве на высоте четырёх-пяти метров. (8)Загнав сосновую шишку в жёлоб, он с увлечением работал, извлекая из-под чешуи маслянистые семена-орешки. (9)Я смотрю на «дятлову кузню» и говорю полушёпотом, чтобы не спугнуть пернатого «кузнеца». (10)«Прямо-таки загадка живой природы,  — подсказывает мой проводник, лесничий.  — Уже более полувека в ней работают дятлы, как говорится, без единого выходного дня». (11)Оказывается, эта кузница служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов. (12)Вероятно, о том же говорил и лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек.

(13)Почему же «лесные кузнецы»  — дятлы ежегодно для гнезда выдалбливают новое дупло, а одной и той же «кузницей» пользуются по нескольку лет, как бы передавая её из поколения в поколение? (14)Когда я задал этот вопрос знакомому орнитологу, он улыбнулся: «В жизни птиц ещё много тайн и загадок. (15)Разгадывать их придётся не только нам, но и нашим детям, и внукам, и правнукам».

(По П. Стефарову)

_____________________________________________________________________________

2.  Определите, какой функционально-смысловой ТИП РЕЧИ представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

_______________________________________

Определите и запишите ТИП РЕЧИ следующих текстов.

3.                  О ключе надо сказать подробнее. Ключи от нашей квартиры не походят на обычные. Они медные, с трубчатым стержнем, хитрой зубчатой бородкой и фигурным колечком. Будто от старинной шкатулки.

______________________________

4.                  Мама всегда боится, что я выроню ключ, когда бегаю на улице. У неё есть на то свои причины: кармашки на шортах мелкие, а скакать и кувыркаться я люблю. Вот и приходится таскать ключ на шнурке под майкой.

______________________________

5.                  Воспитатель высоко поднял руку с колокольчиком и позвонил. Прошло полминуты. На крыльце показался дядька. За руку он держал мальчика лет десяти. Дядька что-то сказал сердитым шепотом, выпустил руку и подтолкнул мальчика с крыльца. Тот сделал несколько шажков, потом замер. Он перепуганно смотрел на верхушку помоста.

______________________________

6.      К какому ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ относятся тексты? (разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой)

1) – На улице обещают дождь, возьми зонт!

 - Не хочу с ним таскаться!

- И резиновые сапоги обуй!

- И не подумаю, я пойду в кроссовках!

__________________________________

2) В столице почти непрерывно шёл дождь, местами переходящий в мокрый снег. На понедельник, 9 октября, МЧС по Москве тоже обещает дождь с мокрым снегом и гололедицу.

_______________________________

 3) Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6—7 мм.

__________________________________


 

ФИ____________________________________класс_______

Проверочная работа по разделу «Текст. Функциональные разновидности языка»

Вариант 2.

1. Определите и запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

(1)Есть на нашей планете удивительное место. (2)И не просто место, а целый материк  — Антарктида. (3)Чем же оно так необычно?

(4)Антарктида  — это, по сути, огромная ледяная гора толщиной в три километра. (5)Она возвышается от берега до самого Южного полюса. (6)И хотя он так тепло называется  — «Южный», на самом деле там холоднее, чем на Северном полюсе. (7)Даже летом температура в глубине материка не поднимается выше тридцати градусов мороза. (8)А зимой (страшно подумать!) она колеблется в пределах от минус шестидесяти до минус девяноста градусов. (9)Помимо этого, в Антарктиде всё время дуют ураганные ветра. (10)Под ногами тут и там встречаются трещины в ледяном панцире, глубина которых достигает трёх километров.

(11)А ещё Антарктида  — единственный материк на нашей планете, где нет государственных границ. (12)Это достояние всего мира, и на карте она изображается сплошным белым цветом. (13)Городов в Антарктиде тоже нет, а есть только полярные станции разных стран.

(14)А самое главное, что Антарктида оказалась последним неизвестным материком на Земле и больше подобных открытий сделать не удастся никому.

(15)Честь открытия на планете этого материка принадлежит не испанцам, не англичанам, не американцам, а нашим соотечественникам  — отважным русским мореходам Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. (16)Отправляясь в опасное путешествие, они думали не о своей личной славе, а о величии России.                                                                                                 (По Ф. Конюхову)

_________________________________________________________________________________

2.                  Определите, какой функционально-смысловой ТИП РЕЧИ представлен в предложениях 4, 5 текста. Запишите ответ.

_______________________________________________

Определите и запишите ТИП РЕЧИ следующих текстов.

3.                  Птица нашла меня. Значит, она выросла! Но птенец не мог вырасти сам, его кто-то должен был выкормить. А никто, кроме нас двоих – меня и Малыша, не знал, где гнездо. Разве что Отшельник… Нет. Отшельник не стал бы заботиться о птенце. Ведь он старался “никому не делать ни зла, ни добра”.

__________________________

4.                  Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз.

___________________________

5.                  Вода и небо еще были светлыми, а на землю уже наползали мрачные сумерки. На далеком берегу переливались разноцыетные огоньки. За деревьями, в парке “Звездного”, загорелись маленькие лампочки. Но сильнее лампочек была круглая луна. Поднялась она недавно, однако почти сразу стала светить как прожектор. Вдоль берега росли старые ветлы, их темные листья иногда заслоняли луну и словно разрывали на яркие клочки. Это было красиво.

___________________________

6.                  К какому ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ относится текст? (разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой)

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)

______________________________

2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

    -  Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

______________________________

3) Морфология – раздел лингвистики, в котором изучается морфологическая (грамматическая) система языка.

_______________________________


 

ФИ____________________________________класс_______

ФИ____________________________________класс_______

ФИ____________________________________класс_______

ФИ____________________________________класс_______
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2023