Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
физика
11 кл
04.02.2019
При систематическом проведении итогового контроля знаний учащихся с помощью тестов у каждого школьника появляется возможность оценить свои успехи по объективным критериям. Учителю же итоговые тесты дают достаточно полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями программы. Они помогают оказывать индивидуальную помощь каждому учащемуся по обнаруженным пробелам в знаниях, корректировать собственную деятельность как учителя при обнаружении неудовлетворительных результатов обучения по отдельным темам у значительной части учащихся, выявлять особо одаренных школьников и оказать им помощь в развитии способностей.
Атомная физ..docx
Предмет: Физика.
Класс: 11
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа по физике на тему «Атомная физика».
Качественные задачи на тему «Атомная физика».
Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению знаний
учащихся, средством проверки знаний. Решение качественных задач учит анализировать
явления, развивает логическое мышление, смекалку, умение применять теоретические
знания для объяснения явлений природы, техники и быта. Такие задачи решаются путем
логических умозаключений, базирующихся на законах физики.
Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса.
Тестовый тематический контроль может проводиться письменно или по группам с разным
уровнем подготовки. Подобная проверка достаточно объективна, экономна по времени,
обеспечивает индивидуальный подход. Кроме того, учащиеся могут использовать тесты
для подготовки к зачетам и ВПР. Использование предлагаемой работы не исключает
применения других форм и методов проверки знаний и умений учащихся, как устный
опрос, подготовка проектных работ, рефератов, эссе и т.д.
Основная функция контролирующая. Любая проверка носит обязательно и обучающую
функцию, так как помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. При
проверке контрольного теста выявляют типичные ошибки и затруднения. Достоинства:
может охватывать большой объем материала. Недостаток: дают проверку окончательного
результата, но не показывают ход решения.
Ориентирующая функция проверки ориентирует учителя на слабые и сильные стороны
усвоения материала. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в
изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого главного.
Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и
закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний
до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.
Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является
главной.
Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся. Проводятся
специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4
уровня).
Развивающая функция. Проверка определяет способности у обучающегося
распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения
задач.
Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их,
прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.
Оценка письменных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной
ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при
допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трех недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Вариант №1:
1. Как по теории Бора объясняется совпадение спектров испускания и спектров
поглощения паров и газов?
А. По теории Бора атомы поглощают свет одинаковой частоты.
Б. По теории Бора атомы поглощают и излучают свет одинаковой длины.
В. По теории Бора атомы поглощают и излучают свет одинаковой частоты.
2. Масса атома химического элемента, выраженная в атомных единицах массы,
примерно равна:
А. числу протонов в ядре атома;
Б. числу нейтронов в ядре атома;
В. числу нуклонов в ядре атома.
3. Массы протона и нейтрона:
А. примерно одинаковы;
Б. заметно отличаются друг от друга;
В. масса протона во много раз больше массы нейтрона.
4. Одинакова ли природа сил, которыми определяется строение атомов и
атомных ядер?
А. Да. Строение атомов и атомных ядер определяется кулоновским взаимодействием.
Б. Строение атомов определяется кулоновским взаимодействием, а атомных ядер –
ядерными взаимодействием.
В. Да. Строение атомов и атомных ядер определяется ядерными взаимодействием.
5. Электрический заряд атома:
А. отрицателен;
Б. положителен;
В. равен нулю.
6. Энергия взаимодействия каждого электрона в атоме с ядром атома зависит
от расстояния r от электрона до ядра:
А. как 1/r2;
Б. не зависит от r;
В. как 1/r.
7. Где больше длина пробега
слоях атмосферы?
А. Так как в верхних слоях атмосферы ее плотность ниже, чем у поверхности Земли, то
длина пробега
Б. Так как в верхних слоях атмосферы ее плотность выше, чем у поверхности Земли, то
α
– частицы меньше в верхних слоях атмосферы.
длина пробега
α
В. Длина пробега
– частицы не меняется, так как эта величина постоянна.
8. Какого вида излучение регистрирует счетчик Гейгера, если радиоактивный
препарат установлен на расстоянии 10 см от счетчика?
α
– частицы: у поверхности Земли или в верхних
α
– частицы больше в верхних слоях атмосферы. β
радиоактивных ядер элементов нейтрон превращается в электрон и
γ
β
–излучение.
– излучение и
А.
γ
α
– излучение и
–излучение.
Б.
α
β
В.
– излучение и
– излучение.
9. Для какой цели камеру Вильсона иногда перегораживают слоем свинца?
А. Так как свинец поглощает радиоактивное излучение, то треки частиц будут больше
закреплены и можно определить знак заряда частицы и направление ее движения.
Б. Так как свинец поглощает радиоактивное излучение, то треки частиц будут меньше
закреплены и можно определить знак заряда частицы.
В. Так как свинец поглощает радиоактивное излучение, то треки частиц будут больше
закреплены и можно определить направление ее движения.
10. Как может изменяться внутренняя энергия атомного ядра при
взаимодействии с другими ядрами или частицами?
А. Может изменяться только дискретно до значения энергии связи.
Б. Может изменяться только дискретно без ограничения энергии.
В. Может увеличиваться непрерывно до любого значения энергии связи.
β
11. При
–распаде из ядра вылетает электрон. Откуда он берется?
β
А. При
радиоактивных ядер элементов нейтрон превращается в протон и антинейтрино,
при этом протон остается в ядре, а электрон и антинейтрино покидают его.
Б. При
антинейтрино, при этом протон остается в ядре, а электрон и антинейтрино покидают его.
β
радиоактивных ядер элементов нейтрон превращается в протон и электрон, при
В. При
этом протон остается в ядре, а электрон покидают его.
12. Что должно наблюдаться при захвате нейтрона ядром атома?
А. При этом образуется новое ядро с массой покоя, меньшей суммы масс покоя «старого»
ядра и нейтрона.
α β
Б. Излучение
и
лучей.
γ
В. Излучение нескольких
Эйнштейна равна Е = mc2.
13. Каким образом можно ускорить или замедлить реакцию деления ядер урана
235 в атомном реакторе?
А. С изменением массы куска урана235.
Б. В реактор погружают на регулируемую глубину кадмиевые стержни, которые
поглощают медленные нейтроны, а для ускорения цепной реакции – стержни
приподнимают, для замедления – стержни опускают.
В. Для ускорения реакции деления ядер стержни опускают, для замедления – стержни
приподнимают.
14. При каком условии можно осуществить термоядерный синтез ядер гелия из
атомов дейтерия?
А. При условии, если можно преодолеть силы притяжения и отталкивания между ядрами
дейтерия.
Б. Сообщение ядрам дейтерия такой кинетической энергии, которая позволяет преодолеть
кулоновские силы отталкивания и сблизиться до расстояния действия ядерных сил
порядка 1013см.
В. При сообщении ядрам большой энергии, которая позволяет преодолевать кулоновские
силы притяжения между ядрами дейтерия.
– квантов, суммарная энергия которых по формуле 15. Почему нейтроны не существуют длительное время в свободном виде?
А. Нейтроны не существуют длительное время в свободном виде, так как период
полураспада нейтрона около 720 с.
Б. По двум причинам: захвата его ядрами атомов и радиоактивности, так как не
захваченный ядром атома свободный нейтрон с течением времени превращается в протон с
испусканием электрона и антинейтрино.
В. Нейтроны не существуют длительное время в свободном виде по причине захвата его
ядрами атомов.
Вариант №2:
1. Порядковый номер атома химического элемента равен:
А. Числу электронов в ядре атома.
Б. Числу протонов в ядре атома.
В. Числу нейтронов в ядре атома.
2. Масса атома сосредоточена в основном:
А. в ядре;
Б. в его электронной оболочке;
В. в протоне.
3. Почему в качестве замедлителей нейтронов применяют парафин, воду и другие
водородоподобные вещества?
А. Нейтрон, сталкиваясь с ядрами, равными ему по массе, теряет максимальное количество
энергии, поэтому водородоподобные вещества являются замедлителями нейтронов.
Б. Нейтрон, сталкиваясь с ядрами, приобретает максимальное количество энергии,
поэтому водородоподобные вещества являются замедлителями нейтронов.
В. Происходит реакция слияния легких ядер при очень высокой температуре с
водородоподобными веществами.
4. Могут ли быть электрические токи внутри атомов?
А. Нет, там нет свободных зарядов.
Б. Движение электронов в атоме по орбите вокруг ядра представляет собой электрический
ток.
В. Нет, так как между электронами и протонами происходит процесс рекомбинации.
5. Электрический заряд ядра атома:
А. равен нулю.
Б. обязательно кратен элементарному заряду;
В. может быть не кратен ему.
6. Однократно ионизированный атом гелия и ионизированный атом водорода
имеют:
А. сравнимые размеры;
Б. размер иона водорода на несколько порядков больше иона гелия;
В. размер иона водорода на несколько порядков меньше иона гелия.
7. На расстоянии 1015 м между центрами двух протонов ядерные силы
притяжения значительно превосходят силы кулоновского отталкивания и
гравитационного притяжения. Какие силы будут преобладающими на расстоянии
2 1015 м?
А. Ядерные силы.
Б. Кулоновское взаимодействие. В. Гравитационное взаимодействие.
8. Чему равно отношение силы ядерного взаимодействия двух нейтронов к силе
ядерного взаимодействия двух протонов в одинаковых состояниях относительного
движения частиц в этих двух парах?
А. Отношение силы ядерного взаимодействия двух нейтронов к силе ядерного
взаимодействия двух протонов равно двум.
Б. Отношение силы ядерного взаимодействия двух нейтронов к силе ядерного
взаимодействия двух протонов равно четырем.
В. Ядерные силы не зависят от заряда частиц, поэтому отношение силы ядерного
взаимодействия двух нейтронов к силе ядерного взаимодействия двух протонов равно
единице.
9. Атом излучает при переходе электронов:
А. На уровень с меньшим запасом потенциальной энергии и при уменьшении главного
квантового числа.
Б. На уровень с большим запасом потенциальной энергии и при увеличении главного
квантового числа.
В. На уровень с меньшим запасом потенциальной энергии и при увеличении главного
квантового числа.
10. Источником энергии Солнца являются термоядерные реакции синтеза
водорода в гелий. Почему Солнце светит миллиарды лет с мало изменяющейся
интенсивностью, а не взорвалось как водородная бомба?
А. В недрах Солнца недостаточно высокая температура для термоядерного синтеза,
поэтому в единицу времени осуществляется сравнительно небольшое количество ядерных
реакций за счет туннельного эффекта.
Б. В недрах Солнца слишком высокая температура. При высоких значениях кинетической
энергии большинство протонов пролетают мимо друг друга, не успевая соединиться.
В. В недрах Солнца слишком высокое давление. Это препятствует осуществлению
термоядерных реакций.
11. Почему спектр энергий бетачастиц при распаде атомных ядер одного изотопа
оказывается сплошным?
А. Потому, что часть энергии распада излучается квантами и эта энергия в каждом
распаде разная.
Б. Потому, что одинаковая в каждом распаде энергия делится случайным образом между
тремя частицами – продуктами распада.
В. Потому, что атомные ядра могут изменять свою внутреннюю энергию непрерывно.
12. Почему медленные нейтроны сильно поглощаются ядрами атома бора,
кадмия, лития, а быстрые нейтроны – слабо?
А. Медленный нейтрон находится под действием сил притяжения со стороны ядра и
легче захватывается им, а быстрый нейтрон пролетает мимо ядра так быстро, что
силы притяжения не успевают отклонить его и втянуть в ядро.
Б. Так как между ядрами и нейтронами на расстоянии действия ядерных сил существуют
силы притяжения.
В. Так как чем медленнее движется нейтрон, тем большее время находится под действием
сил притяжения ядра.
γ 13. Почему в малой (меньшей критической) массе куска урана235 реакция деления
обрывается?
А. Цепная реакция обеспечивается образующимися при делении урана вторичными
нейтронами.
Б. Реакция деления в куске урана протекает в виде цепной реакции.
В. При малой массе и объема почти все вторичные нейтроны деления вылетают
через поверхность тела, не вызывая новых делений, т.е. не продолжая реакции.
14. Почему в водородной бомбе возможна неуправляемая термоядерная реакция?
А. При взрыве температура дейтерия достигает такого значения, при котором его ядра
приобретают потенциальную энергию, позволяющую им сблизиться до расстояния действия
ядерных сил, при котором образуются ядра гелия и выделяется энергия.
Б. При взрыве температура дейтерия достигает такого значения, при котором его ядра
приобретают кинетическую энергию, позволяющую им сблизиться до расстояния действия
ядерных сил, при котором образуются ядра гелия и выделяется энергия.
В. Так как водородная бомба состоит из атомной бомбы и тяжелого водорода (дейтерия и
трития).
15. Может ли электрон без столкновения с позитроном превратиться в фотон?
А. Может. Выполняется закон сохранения энергии.
Б. По закону сохранения заряда без столкновения с позитроном электрон может
превратиться в фотон.
В. По закону сохранения заряда без столкновения с позитроном электрон не может
превратиться в фотон.
Ответ.
Вариант №1: 1В;2В;3А;4Б;5В;6В;7А;8А;9А;10А;11А;12В;13Б;14Б;15Б.
Вариант №2:1Б;2А;3А;4Б;5Б;6В;7Б;8В;9А;10А;11Б;12А;13В;14Б;15В.
Решение:
Вариант №1:
Задача №10: Атомное ядро является квантовой системой, его внутренняя энергия
обладает дискретным спектром возможных состояний. Увеличение внутренней энергии
ядра возможно лишь до значения энергии, равного энергии связи ядра. При более высоких
значениях ядро разрушается.
Вариант №2:
Задача№7: Ядерные силы сравнительно превосходят кулоновские и гравитационные на
расстояниях до 1,4 10
преобладающими оказываются силы кулоновского взаимодействия.
15 м. с увеличением расстояния они очень быстро убывают и
≈
Задача№11: При ядерных превращениях внутренняя энергия ядер изменяется дискретно
γ
α
при переходе из одного возможного квантового состояния в другое. При
распаде и
излучении освобождаемая энергия делится между двумя частицами. Так как при этом
должны быть выполнены законы сохранения импульса и энергии, распределение энергии
между двумя частицами оказывается определенным однозначно. При одном и том же
распаде на долю
энергий
α
частицы или кванта приходится всегда одинаковая энергия. Спектр
α
частиц или квантов дискретный. При распаде одна и та же энергия распада
γ
γ
β делится между тремя частицами: ядромпродуктом, частицей и нейтрино. В зависимости
от угла разлета частиц на долю частицы может приходиться разная энергия при
одинаковом значении энергии распада. Спектр энергии частиц сплошной.
β
β
β
Литература:
1. Байков Ф.Я.: Проблемнопрограммированные задания по физике в средней школе:
Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982 г. 63 с.
2. Степанова Г.Н.: Сборник задач по физике: Для 911 кл.: общеобразоват. учреждений,
Сост. Г.Н. Степанова. 2е издание – М.: Просвещение, 1996. 256 с.
3. Тульчинский М.Е.: Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для
учителей. Изд.4е, переработ. и доп. М., «Просвещение», 1972. 240 с.
4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.: Физика. Тесты. 1011 классы: Учебнометод. Пособие 4е
изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001 г.112 с.
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Проверочная работа по физике на тему"Атомная физика"(11 класс, физика).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.