В1Проверочная работа по теме «Изобразительновыразительные средства языка»
1. Соотнесите тропы и их определения.
А) перенос значения с одного явления на другое по смежности.
1. Метафора
2. Метонимия Б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какоголибо предмета
3. Парафраз
(Парафраза)
4. Ирония
В) употребление слов в переносном значении на основе сходства в какомлибо отношении двух
предметов или явлений.
Г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или
указанием на характерные черты.
Д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
5. Литота
2. Назовите троп, который использован
1) в создании образа моря Жуковского:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
2) в изображении пешеходов в повести
«Невский проспект»Гоголя:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы
встретите такие талии…
3) в финале стихотворения «Железная
дорога» Некрасова
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «Ура!» пот дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?
4) в монологе Фамусова (Грибоедов
«Горе от ума»)
Не то на серебре – на золоте едал.
5) в описании великой украинской реки
(Гоголь)
Редкая птица долетит до середины
Днепра.
Варианты ответов: а) ирония б) олицетворение в) синекдоха г) метонимия д) гипербола
3. Определите вид эпитета: А) постоянный;
Б) изобразительный
В) эмоциональный
Г) метафорический
1) Ночевала тучка золотая… (Лермонтов)
2) Вот идет он к синему морю… (Пушкин)
3) Дубовый листок оторвался от ветки
родимой
И в степь укатился, жестокою бурей
гонимый. (Лермонтов)
4) Роняет лес багряный свой убор…
(Пушкин 4. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) Эпифора
2) Антитеза
3) Эллипсис
4) Градация
5)Параллелизм
А) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их
эмоциональносмысловой значимости.
Б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или
ситуации.
В) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха,
строфы, предложения и т.д.)
Г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Д) усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий,
мыслей, образов.
5. Назовите синтаксический прием, который
1) подчеркивает авторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
(Пушкин)
2) использован для изображения лирических
переживаний: Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край (Фет)
3) придает яркость описанию природы:
Осенью ковыльные степи совершенно
изменяются и получают свой особенный,
самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков)
4) использован для усиления
выразительности речи в строке:
Где стол был яств, там гроб стоит.
(Державин)
5) передает эмоциональность,
взволнованность речи героя:
Нет; я хотел… быть может, вы … я
думал,
Что уж барону время умереть.
(Пушкин) Варианты ответов: а) анафора; б) антитеза; в) умолчание; г) инверсия; д) градация
6. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в строках из
стихотворения «Клеветникам России» Пушкина?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Ответы:
1. 1) В; 2)А; 3)Г; 4)Д; 5)Б.
2. 1) Б; 2)В; 3)А; 4)Г; 5)Д.
3. 1)Г; 2)А; 3)В; 4)Б.
4. 1)В; 2)Д; 3)Б; 4)А; 5)Г.
5. 1)Г; 2)А; 3)Д; 4)Б; 5)В.
6. Анафора, риторический вопрос,
метонимия, синекдоха.
В2 Проверочная работа по теме «Изобразительновыразительные средства языка»
1. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха
2. Аллегория
3. Сравнение
4. Гипербола
5. Олицетворение
А) уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака
Б) перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения
между ними
В) иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного
образа
Г) приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
Д) непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какоголибо предмета, явления
2. Назовите троп, который использован
1) Для создания образного представления
о малой родине в стихотворении «О
красном вечере задумалась дорога»
Есенина::
Избастаруха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
2) в прозаической строке Горбатова:
Снежная пыль стоит в воздухе.
3) Для передачи лирического переживания в
строчках Исаковского:
Только слышно – на улице гдето
Одинокая бродит гармонь.
4) Для создания сатирической
направленности стихотворения «Гимн
обеду» Маяковского:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5) Для создания неожиданного,
запоминающегося образа в строке
Пастернака:
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Варианты ответов: а) синекдоха б) метафора в) метонимия г) развернутая метафора д) сравнение
3. закончите фразу:
«Сравнение как троп трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1) предмет сравнения;
2) образ сравнения;
3)……………………»
4. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1) Анафора
2) Оксюморон
3) Инверсия
4) Парцелляция
4)Риторический
вопрос
А) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ
Б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный
(прямой) порядок.
В) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха,
строфы, прозаического отрывка)
Г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно
другое
Д) членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в
одной, а в двух или нескольких интонационносмысловых речевых единицах,
следующих одна за другой после разделительной паузы.
5. Назовите синтаксический прием, который
1) использован для усиления смыслового
оттенка высказывания:
Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И
доктор тоже. (Горький)
2) использован для изображения лирических
переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (Блок)
3) придает динамичность, интонацию
живой разговорной речи:
Офицер из пистолета,
Теркин – в мягкое штыком…
(Твардовский)
4) использован для усиления
выразительности речи : Мы любим все – и жар холодных чисел…
(Блок)
5)подчеркивает авторскую мысль в
поэтических строках::
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(Берггольц)
Варианты ответов: а) оксюморон; б) парцелляция; в) эпифора; г) градация; д) эллипсис.
6. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в строках из
стихотворения Цветаевой?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
Ответы:
1. 1) Б; 2)В; 3)А; 4)Д; 5)Г.
2. 1) Г; 2)Д; 3)В; 4)А; 5)Б.
3.
4. 1)В; 2)Г; 3)Б; 4)Д; 5)А.
5. 1)Б; 2)В; 3)Д; 4)А; 5)Г.
6. Анафора, метафора, параллелизм..
признак сходства
Проверочная работа по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" (9 класс)
Проверочная работа по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" (9 класс)
Проверочная работа по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" (9 класс)
Проверочная работа по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" (9 класс)
Проверочная работа по литературе "Изобразительно-выразительные средства языка" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.